Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:23, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретические и практические аспекты урегулирования трудовых конфликтов.
В работе решены следующие задачи:
1) дано определение конфликта,
2) дано определение и рассмотрена сущность трудового конфликта,
3) изучены механизмы урегулирования трудовых конфликтов,
4) изучены сущность и особенности применения кейсов в рамках решения трудовых конфликтов.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты трудовых конфликтов 4
1.1 Понятие и сущность конфликта 4
1.2 Понятие, виды и причины трудовых конфликтов 9
1.3 Механизм урегулирования трудовых конфликтов 13
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Разработка кейс-стади 17
2.1 Кейс-стади как метод обучения 17
2.2 Кейсы 22
2.3 Решение кейсов 25
Заключение 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Факультет «Международный»
Кафедра «Управление персоналом»
Специальность «Управление персоналом»
Тактики поведения в конфликте сотрудников, работающих непосредственно с клиентами
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Конфликтология»
ЮУрГУ-080505.2012.10-1094-
Нормоконтролер: Руководитель работы:
к.пс.н., доцент к.пс.н., доцент
_______________О.Ю. Рудакова _
«____»_________________, 2012 «____»______________,
Автор работы
студент группы Мн-329
__________Мамченко Елена
«____»______________, 2012
Работа защищена с оценкой
_________________________
«____»______________, 2012
Челябинск 2012
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты трудовых конфликтов 4
1.1 Понятие и сущность конфликта 4
1.2 Понятие, виды и причины трудовых конфликтов 9
1.3 Механизм урегулирования трудовых конфликтов 13
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Разработка кейс-стади 17
2.1 Кейс-стади как метод обучения 17
2.2 Кейсы 22
2.3 Решение кейсов 25
Заключение 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИОЖЕНИЕ 35
Приложение 1 35
Приложение 2 38
Конфликт присущ всем сферам жизни человека. Деловые отношения в этом смысле также не являются исключением. В повседневной практике любой организации, несмотря на тщательный подбор и расстановку кадров с учетом их психологической совместимости и стремление создать сплоченную команду, зачастую не удается полностью исключить непредвиденные конфликтные ситуации.
Следует отметить,
что при возникновении
Объект исследования - трудовой конфликт.
Предмет исследования – сущность и способы урегулирования трудовых конфликтов.
Цель исследования – изучить теоретические и практические аспекты урегулирования трудовых конфликтов.
В работе решены следующие задачи:
1) дано определение конфликта,
2) дано определение
и рассмотрена сущность
3) изучены
механизмы урегулирования
4) изучены
сущность и особенности
Методическая
основа исследования – методы анализа,
классификации, обобщения, кейсы. Теоретическую
основу исследования составил материал
учебной литературы, статей периодической
печати, в которых рассматриваются вопросы
управления конфликтами в целом и трудовыми
конфликтами в частности.
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Необходимыми
и достаточными условиями возникновения
(наступления) конфликта являются наличие
у субъектов социального
Структуру конфликта можно представить в виде схемы (рис.1)1.
Рис. 1. Структура конфликта
S1 и S2 – стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих;
П – предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт;
ОК1 и ОК2 – образы предмета конфликта (конфликтной ситуации) – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия;
М1 и М2 – мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений);
Р1 и Р2 – позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Считается,
что стороны находятся в
Прежде конфликты
рассматривались исключительно
негативно, и все действия администрации
сводились к их немедленному силовому
подавлению, только загонявшему проблемы
внутрь и ничуть не улучшающему ситуации.
Современная точка зрения состоит
в том, что многие конфликты не
только допустимы, но и желательны,
ибо позволяют выявить «
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты; ко вторым: межличностные; между личностью и группой; межгрупповые.
Возникновение
внутриличностных конфликтов
«Межличностные
конфликты, как считается, на 75
- 80% порождаются столкновением
«Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения, а межгрупповые порождаются в борьбе за ограниченные ресурсы или сферы влияния».
С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные. К первому виду можно отнести конфликт между отдельными направлениями деятельности организации, между формальным и неформальным коллективами и т.п. Ко второму виду принадлежат конфликты между различными уровнями иерархии. «Практика показывает, что таких конфликтов большинство — до 70-80%. Взаимопереплетение внутриорганизационных отношений на практике приводит к тому, что многие конфликты являются смешанными, содержащими в себе те и другие элементы».
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие его неофициальные отношения.
По распределению
между сторонами потерь и
Если
участники конфликта прячут
Скрытые
конфликты часто развиваются
в форме интриги, под которой
в управлении понимается
Открытые конфликты могут быть связаны с образованием клик, то есть групп сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата формальной или неформальной власти в организации либо упрочения своих позиций.
По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные. Первые связаны с реальными проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации. Вторые обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и пр. Таким образом, в одном случае у конфликта существует объект; в другом — таковой отсутствует.
Имеющие место различия во взглядах и оценках составляют предмет конфликта. Если они мнимые и люди просто по-разному выражают свое одинаковое по существу мнение, конфликт оказывается не только субъективным, но и беспредметным. В противоположность этому объективные конфликты всегда предметны.
В организации объективные конфликты, как правило, связаны с недостатками в ее деятельности, поэтому имеют деловую основу. Субъективные же конфликты по своей природе всегда эмоциональны и часто являются результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.
«По своим
последствиям конфликты бывают
конструктивными и
Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать окружающих, навязывать им свою точку зрения, отказываться решать назревшие проблемы.
Во многом
превращение конструктивного
К ним относятся:
демонстративные, стремящиеся быть в центре внимания, являющиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;
- ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с мнением других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;
- неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем;
- сверхточные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, подозрительностью, мелочностью;
- целенаправленно конфликтные, рассматривающие конфликт как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах
-бесконфликтные, которые своим стремлением всем угодить только создают новые конфликты.4
Важной
характеристикой конфликта
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения.
Выделяют следующие основные этапы конфликта5.
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.