Субъектно-объективные отношения в практике социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:57, реферат

Краткое описание

Объектом социальной работы является все население (с особым акцентом на социальную защиту малообеспеченных граждан и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации). Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции и обязанности специалиста по социальной работе не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии специалиста по социальной работе, а именно, умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им.

Оглавление

Введение
1 Социальная работа как практическая деятельность
2 Сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе
3 Типы социальных отношений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Субъектно-объективные отношения в практике социальной работы.docx

— 43.16 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1 Социальная работа как практическая деятельность

2 Сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе

3 Типы социальных отношений

Заключение

Список использованной литературы 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Субъектами  социальной политики и социальной работы являются государственные ведомства и учреждения социальной защиты населения.

     Объектом  социальной работы является все население (с особым акцентом на социальную защиту малообеспеченных граждан и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации). Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции и обязанности специалиста по социальной работе не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии специалиста по социальной работе, а именно, умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им.

     Таким образом, цель данной работы – проанализировать субъектно-объектные отношения в практике социальной работы.

     Данная  цель реализуется посредствам решения  следующих взаимосвязанных задач:

     - изучить социальную работу как практическую деятельность;

     - рассмотреть сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе;

     - охарактеризовать типы социальных отношений.

     Изучение  данной темы основано на использование  частнонаучных методов исследования: логический, сравнительно-правовой, метод анализа, статистический, конкретно-социологический и другие.

     Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области теории социальной работы: М.Н. Гусловой, Е.И. Холостовой и многие другие.

     Структура работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с  этим состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

      1 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА  КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

      Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Она осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы – это добровольная (благотворительная) помощь. Профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных).

      В число основных задач и профессиональных обязанностей специалиста по социальной работе входит: оказывать помощь индивидам  и группам, осознавать и устранять  затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них; помогать людям справляться с этими  затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или  корректирующего воздействия; защищать беспомощных в соответствии с  законом, прибегая к использованию  власти; способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты; использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей.

     Рассматриваемый круг задач со всей определенностью  показывает, что они включают в  себя широчайший диапазон тех навыков  и умений, которые потребуются  специалисту по социальной работе для  их выполнения. Если рассматривать в контексте с задачами социальной работы круг основных обязанностей, которые должен выполнять специалист по социальной работе как профессионал, то это выглядит следующим образом: создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого; опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность; содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым; наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми; общаться вербально и письменно; организовывать и вести беседу в различных обстоятельствах; вести переговоры, выступать по радио.

     Поле  деятельности специалиста по социальной работе очень широко: в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи; содействует интеграции деятельности различных государственных организаций  и учреждений по оказанию социально-экономической  помощи населению; помогает в семейном воспитании; проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми; участвует в  работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации; работает с несовершеннолетними правонарушителями и людьми, вернувшимися из заключения1.

     Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции  и обязанности специалиста по социальной работе не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют  проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные  слагаемые его трудной и крайне необходимой ныне профессии, а именно: умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы  помочь им. То есть общение выступает  как одна из главных ролей специалиста по социальной работе.

     При этом общение происходит на разных уровнях: специалист по социальной работе как представитель государства, оказывающий помощь членам общества; специалисты по социальной работе как  профессиональная группа; и, наконец, специалист по социальной работе и клиент.

     Последнее наиболее значимо, так как, в конечном счете, самым главным является конкретный человек. 

     2 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ  «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»  И ИХ РОЛЬ В  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 

     В отечественной научной литературе довольно широко обсуждался вопрос о  специфике и месте социальных отношений в системе общественных отношений. Несмотря на разнообразие точек  зрения, большинство из них как  исходную принимают позицию М.Н. Руткевича, рассматривающего социальные отношения как «аспект», «сторону» общественных отношений. Он подчеркивал, что социальные отношения – это отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства в положении людей и групп в обществе. Социальные отношения всегда присутствуют в экономических, равно как и политических и других общественных отношениях, но не исчерпывают их, не мешают их специфике, соответствующей критериям, отделяющим каждую из этих областей общественной жизни от всех остальных.

     Г.В. Осипов социальные отношения рассматривает  как «определенную устойчивую систему  связей индивидов, сложившуюся в  процессе их взаимодействия друг с  другом в условиях данного общества. Он отмечает, что «социальные отношения  преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как его  личные отношения к окружающей действительности».

     Продолжая эту мысль, следует отметить, что  одним из значимых фактов, определяющих социальные отношения (их формирование, функционирование и изменения), является человек, т.е. социальные отношения – это проявление в социальной деятельности и поведении человека его социальных качеств. А характер проявления этих качеств во многом обусловлен отношениями равенства или неравенства, прежде всего социального равенства и неравенства.

     Социальные  отношения и социальные связи  в разных общественных системах существенно  отличаются друг от друга. Их специфика  обусловливается как раз существованием таких базовых, первичных, социальных отношений, как взаимозависимость  людей по поводу их жизненного пространства, средств воспроизводства и совершенствования  жизни. На этой основе выстраивается  вся система общественных отношений  от политических до социально-бытовых и от производственно-экономических до художественно-эстетических, духовно-культурных. В них находят выражение, развертываются первичные взаимозависимости, базовые отношения владения, пользования, распоряжения и распределения, присвоения, потребления, которые возникают и воспроизводятся в процессе взаимодействия жизненных сил человека и его средств к жизни, жизненного пространства2.

     Такой подход позволяет подчеркнуть особое значение социальных отношений как  предпосылку постижения сущности социальной работы, тем более что в самой  социальной работе как совокупности различных видов деятельности сказывается  исходное, базовое влияние первичных  социальных отношений.

     Следует отметить такое явление общественной жизни, как массовая урбанизация, ставшая  следствием интенсивного промышленного  развития ведущих индустриально  развитых стран. Массовое переселение  сельских жителей в города многократно  увеличило в обществе долю маргинальных слоев, прежде всего горожан первого  и второго поколений, слабо адаптированных к условиям жизни в городе.

     Массовая  интенсивная урбанизация в XIX-XX вв. привела к ситуации, когда городское население стало доминировать по численности в большинстве индустриально развитых и среднеразвитых стран. Отчетливо обозначилась специфика образа жизни людей не только в регионально-национальном, территориальном разрезе, но и по различным типам, а также видам поселений (крупный город, средний или малый город, поселок городского типа, село, деревня, хутор). При этом явными оказались и различия в системах жизнеобеспечения населения, проживающего в разных типах поселений, их зависимость от профиля хозяйственно-экономического развития регионов.

     Усложнение  общественного производства, рост оснащенности работника, труда в целом, повышение  в нем роли и ответственности  человека за результаты деятельности больших коллективов, ассоциаций работников, усиление их взаимозависимости, разностороннего  влияния на эффективность повышения  общих результатов профессиональной деятельности потребовали особого  внимания к носителю рабочей силы, его здоровью, настроению, благополучию, жизненным ориентациям. И государственные  органы, и крупные фирмы во второй половине XIX – чале XX в. начинают все более активно вкладывать капитал не только в образование, профессиональную подготовку населения, что само по себе тоже весьма примечательно, но и в то, что называется сферой поддержания жизнеобеспечения человека, социальной сферой.

     В свою очередь опережающее развитие индустрии услуг в развитых странах  приводит на рубеже веков, и особенно в XX в., к изучению закономерностей поведения человека во все более развитой и технически оснащенной социальной сфере. Не в последнюю очередь это произошло и потому, что индустрия услуг требовала точного прогнозирования и формирования определенного спроса на товары и услуги, а также вследствие кардинального изменения, усложнения материально-вещественной среды обитания современного человека, изменившей его образ жизни, типичные формы жизнедеятельности, способы поддержания своих жизненных сил, их формирование, реабилитацию.

     Еще одним важным фактором, способствовавшим формированию современной системы  социальной работы, ее возникновению  как общественного явления, была борьба трудящихся за свои права в  XIX в. Рост концентрации работников на крупных предприятиях, в городах способствовал организованности рабочего движения, профсоюзов, которые оказали, несомненно, сильное влияние на буржуазные правительства, предпринимателей и убедили их в необходимости широкой поддержки различных форм социальной работы, снимающих напряженность в обществе. Тем более что на рубеже XIX-XX вв. очевидной была тенденция к росту стачечного движения, участились случаи вооруженной борьбы трудящихся за свои права.

     Разрушительный  характер пролетарских революций во многом активизировал поиск прогрессивной  общественностью мирных, эволюционных путей перехода к более справедливому  общественному устройству, более  гибким современным механизмам решения  и традиционных, и новых социальных проблем. Широкое распространение  различных форм социальной работы, ее оформление как объективно необходимого общественного явления и стало  одним из основных путей решения  современных социальных противоречий, обеспечения социального прогресса  в целом3.

     В этой связи следует иметь в  виду и ряд глобальных проблем, с  которыми столкнулось человечество в конце XIX – первой половине XX в. Они также во многом обусловили актуальность возникновения и совершенствования социальной работы как общественного явления, а также ее научного обеспечения, создания теоретических и методологических основ. Наиболее остро и масштабно о себе заявили такие глобальные проблемы, как загрязнение окружающей среды, угроза демографического взрыва, массового голода в слаборазвитых странах и регионах, опасность самоуничтожения человечества в результате использования оружия массового поражения, проблема моральной деградации, социокультурного вырождения, распад семьи как традиционного социального института, составляющего основу воспроизводства общественной и индивидуальной жизни человека, распространение массовой культуры, обострение проблем миграции, выбор смысложизненных ориентации населения индустриально развитых и развивающихся стран. Необходимость защиты большей части населения планеты возникла вследствие растущей социальной дифференциации, увеличения различий в уровне жизни народов разных стран и регионов.

Информация о работе Субъектно-объективные отношения в практике социальной работы