Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - выявить особенности становления волонтерской деятельности в молодежной среде России

Задачи исследования:

Проанализировать основные формы деятельности современных волонтерских движений в России

Проанализировать информированность современной молодежи о волонтерской деятельности

Выявить мотивацию на добровольческий труд у молодежи

Проанализировать основные нормативно-правовые документы, регламентирующие благотворительную и волонтерскую деятельность

Оглавление

Введение

Раздел I. Теоретические подходы к исследованию добровольческого труда

§ 1.1 Методологические подходы к изучению добровольческого труда

§1.2 Генезис становления добровольческого труда в России и за рубежом: благотворительность-волонтерство

Раздел II. Место добровольческого труда в рамках формирования гражданского общества в России

§ 2.1 Содержание и характеристика добровольческого труда на современном этапе развития общества

§2.2 Особенности развития волонтерских движений в России

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 82.11 Кб (Скачать)

Е.Ф. Молевич предлагает уйти от современного узко практического подхода и вернуться к широкому пониманию труда, заложенному классиками науки. Это подходы А. Смита, Г. Гегеля, К. Маркса, Г. Зиммеля с их категориями "труда вообще", "труда как такового", "просто труда", "всеобщей субстанции человеческого бытия, охватывающей все виды его творчески-созидательной активности" (Гегель), "труда как первого основного условия всей человеческой жизни. создавшего человека".

Этот подход мы находим также у Дюркгейма  с его изучением общественного  разделения труда. В 70-80 гг. XX в. широкий  подход развивается И.И. Чангли, Д. Марковичем и др. Объектом социологии труда в этом случае выступает труд вообще, как всякая трудовая деятельность. Д. Маркович рассматривает труд как целостное общественное явление, при этом он подчеркивает, что объектом исследования является труд не только в производстве, но и других областях8

В современном  обществе к рассмотрению труда подходят в рамках сложившихся крупных  подсистем труда. В этом плане  принято выделять три основные подсистемы: государственный сектор (первый), рыночно-коммерческий (второй) и негосударственный некоммерческий сектор (третий). В эти подсистемы входят формальные и неформальные организации, ассоциации граждан, которые осуществляют общественную организацию труда. Труд имеет несомненную специфику в каждой из этих подсистем. Если труд в государственном и коммерческом секторе России достаточно изучен, ведутся исследования домашнего, репродуктивного труда, то добровольческий труд в третьем секторе, являющийся основой гражданского общества, изучен явно недостаточно.

Научные исследования "добровольного труда" опираются  на известные в истории науки  традиции, базирующиеся на религиозных  ценностях христианства, социалистических идеях и либеральных ценностях  свободы деятельности индивида. С  позиций различных теоретических  концепций добровольный труд понимался  учеными как:

безвозмездный труд по заповеди "Помоги ближнему", характерный для христианских общин, в том числе крестьянских общин в царской России. Добровольный труд здесь базируется на глубоко укоренившейся в различных культурах традиции альтруистической взаимопомощи, проявляющейся, прежде всего, на уровне семьи, рода, племени. В ее основе лежат чувства сострадания, родства, любви, а в общинах к ним добавляется аспект экономической целесообразности для решения проблем общины без привлечения дополнительных ресурсов на основе самоорганизации;

добровольный, свободный  от отчуждения, труд на основе общественной собственности в социалистическом и коммунистическом обществе, общеизвестное  определение которого дает В.И. Ленин: "Коммунистический труд в более узком и более строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма"9.

В советский  период обществоведы в СССР активно  исследуют добровольный труд (субботники, народные дружины, тимуровское движение и т.п.) как "ростки" коммунистического  труда, понимая коммунистический труд как первую жизненную потребность  человека, труд как цель существования  личности. Традиция базируется на идеях  социалистов - утопистов;

свободная трудовая деятельность в обществе, в том  числе в социальной сфере, как  стремление и способность к активному  самоопределению в мире, где существует частная собственность и созданы  необходимые условия для раскрытия  творческого потенциала граждан  на основе гуманизма, свободы и демократии (свобода объединений, слова, экономические  свободы, гражданские свободы), социальной ответственности бизнеса и государства. Традиция базируется на идеях социального либерализма.

Религиозный субъект добровольного безвозмездного труда сформировался очень давно и связан в России в большей степени с христианством. Религиозные принципы базируются на альтруизме наиболее социально ответственных членов общества. Альтруизм представляет собой способность человека ставить благополучие других выше своего собственного. О. Конт считал развитие альтруистического сознания показателем цивилизованности общества, приверженного позитивным ценностям.

Лапина В.Г. отмечает, что альтруизм тесно связан с  коллективностью. В качестве этического императива проблема альтруизма присутствует в христианском учении, как моральная  добродетель она сформулирована в знаменитом "категорическом императиве" И. Канта. Альтруизм всегда лежал  в основе благотворительной деятельности и в политическом отношении альтруизм  является необходимым условием существования  массовых политических партий и общественных организаций, где значительное число  рядовых активистов работают бесплатно10.

Роль протестантской этики в становлении капиталистического общества была проанализирована М. Вебером 11. Известны его исследования профессии как трудового предназначения личности в обществе.

В его работах  рассмотрена и социальная функция  религиозного труда.12. Религия, в частности протестантизм, рассматривает высокий уровень социальной организации жизни как религиозный долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества. Религиозный долг человека - создание такой социальной организации жизни, которая бы своим совершенством служила славе Всевышнего. А это совершенство невозможно, когда в обществе много социальных проблем, много неухоженных, обездоленных, сирых и убогих, оставшихся без присмотра религиозного сообщества, без опеки и безвозмездной помощи со стороны прихожан. И до сих пор не только протестанты, а верующие разных религий, труженики-бессеребренники делают массу добрых дел в мире, вызывая заслуженное уважение сограждан.

Русская монашеская святость (вспомним Сергея Радонежского) вообще дает много примеров безвозмездного труда и сознательною занижения платы за труд. Некоторые формы труда, например врачевание, вообще не должны были оплачиваться страждущими. Не случайно за преподобным Агапитом закрепилось прозвище Врач Безмездный. В то же время преподобный Иосиф Волоцкий считал допустимым брать с богатых как можно больше за молитвы и поминовение усопших, "перераспределяя" затем их деньги в пользу неимущих.

Православная  традиция не рассматривает специально вопрос о вознаграждении за труд, как  это делает католицизм и протестантизм. Тем не менее, и эти традиции включают множественные примеры безвозмездного труда. Св. Климент Александрийский, выразивший дух западного христианства, подчеркивал, что все внешние поступки должны поверяться внутренними побуждениями. Он почитал евангельские слова о Любви к ближним как наивысшую заповедь Божию. А земное богатство он сравнивал со змием, который может умертвить человека или оставить невредимым (великодушного и рассудительного собственника). В итоге, заключает св. Климент, "Не тот богат, кто владеет имуществом и его бережет, а тот, кто им делится. Даяние, а не обладание нас осчастливливает"13.

Появление массового нерелигиозного субъекта добровольного труда относится скорее к XX веку, хотя его зарождение наблюдается в XIX веке, как в западных странах, так и в России, в период развития капитализма. В это же время активно формируется концепция социализма-коммунизма.

Социализм как  учение в качестве идеала рассматривает  общество, основанное на принципах  социальной справедливости, свободы  и равенства. Свободный труд свободных  людей являлся идеалом социалистов-утопистов: Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн рассматривали  труд как наслаждение, расцвет способностей человека. Идеологи коммунизма, который  возник на базе идеологии гуманизма (Т. Мор, Т. Компанелла) и французского Просвещения (Морелли, Г. Мабли), К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что с развитием производительных общественных сил труд на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и станет по-настоящему свободным от принуждения и отчуждения. По К. Марксу свободным выступает коммунистический труд - антипод таким историческим формам труда с внешним принуждением и отчуждением как рабский, барщинный и наемный. Труд при коммунизме будет осуществляться по возмездному принципу: "От каждого по способностям, каждому - по потребностям" на основе общественной собственности на средства производства. Произойдет стирание различий в труде и возрастет творческая составляющая этого труда. Теория Маркса рассматривала социализм как низшую фазу коммунизма, приходящего на смену капитализму на основе диктатуры пролетариата. |

В.И. Ленин, теоретик строительства социализма в России, отождествляет труд добровольный и  коммунистический, давая определение  этого труда. Он заметил новое  явление - субботники, однако дал ему  интерпретацию в духе коммунизма.

Подход Ленина перерос в традицию исследования добровольного труда, заложенную учеными  СССР в советский период. Ими были сформулированы определенные предпосылки  становления коммунистического  труда:

1. достижение  высокого уровня производительных  сил, механизация и автоматизация  труда, ликвидация тяжелых видов  труда, насыщение трудовой деятельности  интеллектуальными функциями, появление  новых профессий;

2. совершенствование  всей системы общественных производственных  отношений, в частности усиление  непосредственного общественного  характера, дисциплины труда,  изменение характера труда. С  другой стороны должен совершенствоваться  субъект труда, носитель потребности  трудиться14.

Этот подход вновь рассматривал добровольный труд при социализме как предкоммунистический труд (в понимании Ленина) и на этой основе проводилась государственная политика поддержки добровольного труда как ростков нового труда. Действительно, "добровольный" труд граждан в СССР носил массовый характер, но в большей степени в силу организационной поддержки структурами КПСС (субботники, добровольные дружины, тимуровское движение, просветительская деятельность и пр.). Фактически он был идеологически принудительным и частично оплачивался (отгулы, дни к отпуску, материальное и моральное поощрение). История развития России показала неадекватность данных теоретических конструктов.

Принципы либерализма  были сформулированы в XIX в виде подходов: концепцией гражданского общества в  рамках социетального подхода, экономическим подходом и трудовым подходом. О.А. Митрошенкова отмечает, что либерализм ориентирован на такую организацию общественной жизни, которая основана на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как выражение естественных потребностей цивилизованных людей. 15

Социетальный подход. В современной западной науке общепризнанной является социетальная модель, воспринятая и российской наукой, в соответствии с которой в обществе выделены три крупные подсистемы, о которых было сказано выше. Основу этих секторов составляют как формальные, так и неформальные институты, ассоциации, объединения граждан, осуществляющие организацию общественного труда. Особая роль в третьем (независимом) секторе принадлежит частным благотворителям, небогатым идеалистам, активистам общественных организаций. Ф. фон Хайек в работе "Общество свободных" пишет 16: "В прошлом инициаторами общественного обслуживания были церкви. Позднее, особенно в англоязычных странах, инициатива перешла к различным фондам, частным ассоциациям, бесчисленным благотворительным организациям и агентствам. В какой-то мере у истоков этой активности стояла приверженность крупных частных состояний к филантропии. Но многое сделали тут и небогатые идеалисты, вложившие в это дело свой организаторский и пропагандистский талант. Этим добровольным усилиям мы обязаны многим. Усилиями энтузиастов многие нужды были признаны в качестве общественных и обнаружились самые разные способы их удовлетворения. Было бы бессмысленно ожидать чего-либо похожего от правительства. Добровольные усилия более эффективны потому, что они дают выход энергии и чувствам людей, которые в противном случае оказались бы неиспользованными. … Мне кажется также, что местные усилия вселяют больше надежд на решение острых проблем наших городов, чем всевозможные правительственные "программы обновления". Независимый сектор, если его сознательно культивировать и развивать, может достичь многого 17.

Действительно, сегодня в развитых странах мира высоко оценена роль организаций  гражданского общества, и вслед за этим ясно прослеживается тенденция передачи государством части своих функций социальной зашиты и поддержки населения организациям независимого сектора.

Информация о работе Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России