Становление мировой юстиции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 08:20, реферат

Краткое описание

В октябре 1858 г. комиссия, созданная для реформы полиции, подала Александру II «Соображения» и «Всеподданейшую записку». В них предлагалось отделить исполнительную власть от судебно-следственной. Но кому передать маловажные дела, решаемые полицией? С одной стороны дарование гражданских прав значительной массе народа разовьет юридические отношения между помещиками и крестьянами, а с другой – породит множество столкновений, которые могут быть устранены только судом

Файлы: 1 файл

Становление мировой юстиции в России.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Становление мировой юстиции  в России.

В октябре 1858 г. комиссия, созданная для реформы  полиции, подала Александру II «Соображения»  и «Всеподданейшую записку». В  них предлагалось отделить исполнительную власть от судебно-следственной. Но кому передать маловажные дела, решаемые полицией? С одной стороны дарование гражданских прав значительной массе народа разовьет юридические отношения между помещиками и крестьянами, а с другой – породит множество столкновений, которые могут быть устранены только судом. Существующие уездные суды не в состоянии справиться с этой задачей, необходимо создать специальный орган – мировой суд, регулирующий споры между крестьянами, выходящими из крепостной зависимости, и помещиками, а также рассматривающий незначительные дела, возникающие между крестьянами. Впервые заявлялось о мировой юстиции, широко распространенной в странах Западной Европы. Более того, мировой суд рассматривается как перспективный орган судебной власти, разрешавший маловажные споры вообще. 
 
Мировой суд, по замыслу его создателей, должен быть универсальным органом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликты между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы низшей судебной инстанцией. Но реализовать эту идею оказалось невозможно, поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, к чему государственный аппарат не был готов. Поэтому единый институт мировой юстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешения споров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган с перспективой их слияния. О мировых посредниках официально заявлялось в высочайшем повелении 25 марта 1859 г.

Решение правительства  отделить суд от полиции обусловливалось  необходимостью упорядочить отношения  между помещиками и крестьянами, выходящими из крепостной зависимости.

У полиции необходимо изъять разрешение маловажных дел. Маловажные дела должен разрешать специальный  суд – мировой – в составе  одного судьи. Участия присяжных  поверенных не допускалось.

Учреждением судебных установлений закреплялась судебная система. Очевидные изменения по сравнению с программой судебной реформы получил мировой суд, что явилось результатом столкновения взглядов на его природу. 
 

§2. Принципы и порядок  избрания мировых  судей

Мировые судьи  избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Достаточно высокий  имущественный и образовательный  ценз практически закрывали доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди.

Ст.19 Учреждения судебных установлений (у. с. у.) предоставляла  возможность баллотировки в мировые  судьи не только имевшим собственность (как это предусматривалось «Основными положениями»), но и тем, чьи родители, жена владели «хотя бы и в разных местах» землей «вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные и земские собрания… или недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тыс. р.» Земское собрание, на котором выбирались мировые судьи, получало право «предоставить звание мировых судей и таким лицам», которые хотя и не соответствуют цензам, «но приобрели общественное доверие и уважение своими заслугами и полезною деятельностью» (ст. 34 у. с. у.). Избрание считалось состоявшимся только при единогласном решении. Для избрания в мировые судьи уездный предводитель дворянства по соглашению с городским головою составлял список лиц, имеющих право быть мировыми судьямим и за 3 месяца до выборов (ст. 26 у. с. у.) представляет этот список губернатору, после чего список публикуется для всеобщего обозрения. До момента выборов всякий может подать заявления и жалобы на ошибки, допущенные в списке (ст. 31 у. с. у.); все эти жалобы рассматриваются на избирательном собрании, которое тем самым проводит проверку списка, а затем приступает к избранию из числа лиц, помеченных в исправленном списке. Сенату принадлежит право утверждения избранных (ст. 37 у. с. у.).

Число мировых  судей на каждый уезд определяется числом участков, которое указывается в особом расписании (ст. 14 у. с. у.). Контингент лиц, из которых избираются мировые судьи, определяется следующими чертами. 1) Они должны быть местными жителями. Это требование выражено в законе в весь неопределенной форме: с одной стороны не требуется проживания в определенной местности, а с другой – имущество, составляющее ценз, может находиться в разных местах; поэтому фактически признание лица местным жителем зависит от избирательного собрания.

2) Возраст не ниже 25 лет. (ст. 19 у. с. у.). 3) Обладание известным образовательным и имущественным цензом. Первый состоит в том, что от избираемого лица требуется высшее или среднее образование или выдерживание соответствующего испытания, или трехлетнее пребывание на службе в таких должностях, на которых они могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел. Имущественный ценз введен для сообщения мировым судьям должной независимости, тем более, что судьи подвергаются переизбранию каждые три года. Совокупность этих положительных условий дает право на занятие должности мирового судьи; она дополняется целым рядом отрицательных условий, а именно мировыми судьями не могут быть:

1) состоящие  под следствием или судом, подвергшиеся  по приговору суда наказанию не ниже тюремного заключения и бывшие под судом и не оправданные судебным приговором, если деяние, в котором они обвинялись, влечет означенные наказания;

2) «исключенные  из службы по суду», из духовного  ведомства, из «среды обществ»  и дворянских собраний;

3) объявленные  несостоятельными должниками;

4) состоящие  под опекой за расточительство  (ст. 21 у. с. у.);

5) священнослужители  и церковные причетники (ст.22 у.  с. у.).

Участковые мировые  судьи считаются состоящими на государственной  службе в пятом классе, получают известное вознаграждение от казны, но права на пенсию не имеют.

Уволены с должности  мирового судьи могут быть по следующим  основаниям:

1) за истечением  трехлетнего срока и неизбранием  на следующее трехлетие;

2) за сокращением  числа участков;

3) за проступки и преступления, совершенные во время исполнения должности мирового судьи.

В отношении  дисциплинарной ответственности мировые  судьи сравнены с членами окружных судов; дисциплинарное производство возбуждается съездами мировых судей. Непосредственный надзор за деятельностью мировых судей осуществляется мировыми съездами, а высший надзор – кассационный департамент сената и министром юстиции (ст. 64 у. с. у.). 
 
 
 

§3. Классификация мировых  судей

Мировые судьи  разделяются на:

1) участковых  – общий тип; они должны избрать определенное место жительства, где и иметь свою камеру, обязаны спрашивать отпуск при необходимости отъезда, устанавливают между собой очередь для исполнения обязанностей выбывающих в течение трехлетия судей (ст. 41-45 у. с. у.);

2) почетные мировые судьи всем этим не связаны; служебные обязанности почетных мировых судей начинаются с момента прибытия их в свой округ, если стороны обратятся к ним с просьбой о разрешении дела, или (ст. 43 у. с. у.), если установленная перед началом трехлетия очередь возлагает на них обязанность заменить выбывшего судью; вознаграждения почетные мировые судьи не получают; в остальном почетные и участковые мировые судьи не различаются (ст. 46-50 у. с. у.);

3) почетных участковых  судей – участковых судей по  собственному желанию не получающих жалования (ст. 45 у. с. у.).

Кроме того закон  знает добавочных мировых судей  и помощников. Первые учреждены в  обеих столицах, Одессе, в губерниях  Астраханской и Оренбургской, в Варшавском округе и Прибалтийском крае; их назначение заменяет участковых судей, с которыми они равны в правах. Помощники мировых судей имеются в Закавказье и в среднеазиатских владениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§4. Компетенция мировых судей

Закон определял  сферу юрисдикции мировых судей: это были подсудные дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как объявление выговора, замечание и внушение, кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в тюрьму на срок до года, денежные взыскания на сумму не выше 300 рублей (ст. 33 Устава уголовного судопроизводства, далее у. у. с.)

Компетенция мировых  судей определяется по месту пределами  мирового участка; совокупность мировых  участков одного уезда образует мировой  округ; столицы и город Одесса образуют особые от уезда округа. Власть почетных мировых судей распространяется на всю территорию округа.

По предмету ведомства компетенция мировых  судей разделяется на:

судебные дела и дела административного и охранительного порядка. В отношении дел судебных мировые судьи представляют суд первой инстанции по делам гражданским и уголовным.

Из гражданских  дел: иски не выше 500 рублей кроме исков  о владении недвижимостью; иски о  бесчестии; о восстановлении нарушенного  владения, когда со времени нарушения  прошло не более 6 месяцев; просьбы об обеспечении доказательствами по искам разной ценности. При этом дела об исках на сумму не выше 30 рублей решаются мировым судьей окончательно.

Из уголовных  дел мировым судьям подведомственны:

1) обязанности  предварительного исследования  и примирения;

2) юрисдикция  по делам о проступках, означенных  в уставе о наказаниях, налагаемых  мировым судьей (ст. 33 у. у. с.) со  следующими изъятиями: а) компетенция  мировых судей расширена на  неназванные в мировом уставе  нарушения казенных управлений, о повинностях, о торговле, фабричной, заводской и ремесленной промышленности (кроме дел о стачках рабочих), если они не подлежат ведомству администрации; нарушения правил о печати и все маловажные дела о нарушениях при условии, что наказание за них определено ссылкой на мировой устав, а сумма гражданского иска не превышает 300 рублей; б) изымаются из ведомства мировых судей дела о проступках, если с наказанием за них сопряжена высылка виновного с места жительства, запрещение производить торговлю или промысел, или же закрытие торгового или промышленного заведения; если обвиняемые сельские обыватели подлежат ведения собственных судов (ст. 34 у. у. с.).

Приговор мирового судьи признается окончательным, когда  им определяется: внушение, замечание  или выговор, денежное взыскание не более 15 рублей, арест не свыше 3 дней и когда сумма присужденного вознаграждения за вред и убытки не превышает 30 рублей (ст. 124 у. у. с.). Кроме указанных наказаний мировой судья имеет право налагать еще следующие: денежные взыскания до 300 рублей, арест до 3 месяцев и заключение в тюрьму не свыше 1,5 лет.

В сфере административных и охранительных функций мировых  судей следует отметить: выполнение нотариальных обязанностей в случае отсутствия нотариуса – заверение  наследства, свидетельства о болезни (при отсутствии врача) призванным отбывать воинскую повинность, разнообразные обязанности по устройству мест заключения для подвергаемых аресту по приговорам мировых судей, участие в освидетельствовании душевнобольных, участие в составлении очередного и периодических –списков присяжных заседателей, открытие избирательных сельских съездов и утверждение их председателей.

За мировым  судьей сохранялась роль примирителя  спорящих. Статья 120 Устава уголовного судопроизводства констатировала: «В делах, которые могут быть прекращены примирением сторон, мировой судья должен склонять их к миру и только в случае неуспеха в том приступать к постановлению приговора». В случае неуспеха он разрешал конфликт на основе «Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».

Пререкания о  подсудности, возникающие между  мировыми судьями, разрешаются мировыми съездами. Споры между мировыми судьями  и следователем разрешаются окружным судом, последний также разрешает  споры между мировыми и судебно-административными  учреждениями. Споры между мировыми судьями и окружным судом разрешаются судебной палатой (ст. 37-40 у. у. с.).

Функционируют мировые судьи единолично; даже протоколы  заседаний они должны вести сами, а не через секретаря. В качестве единоличного органа мировой суд  является судом первой инстанции в пределах указанной компетенции. 
 
 
 
 
 

§5. Съезды мировых судей

Кассационной  инстанцией для дел, решаемых окончательно, сделался мировой съезд, начинающий свою деятельность в момент избрания мировых судей первоначальным их собранием. Функции такого собрания, повторяющегося раз в три года, заключается в распределении обязанностей между своими членами, установлении очереди, вводе избранных мировых судей в судебную службу. Мировой съезд представляет собой место, в состав которого входят все мировые судьи данного округа. Из числа мировых судей избирается один на должность председателя мирового съезда, ему принадлежат права, обычно присваиваемые председателям коллегиальных учреждений. Кроме него и членов в заседании принимают участие: 1) непременный член, избираемый из числа мировых судей, в обязанности которого входит подготовка дел к рассмотрению на съезде, ведение (в некоторых округах) канцелярией съезда; 2) прокуратура, в лице прокурора местного окружного суда, обязанного следить за точным соблюдением закона и давать свои заключения по некоторым гражданским и всем уголовным делам. Съезд функционирует периодически в заседаниях срочных и особых. Время и место срочных заседаний заранее определяется земскими собраниями (ст. 52 у. с. у.), городскими думами или министерством юстиции (последнее в местностях невыборного начала). Созвание особых съездов определяется надобностью и осуществляется председателем (ст. 54 у. с. у.). На мировой съезд ложилась обязанность составления инструкции для себя и мировых судей и отправлять их министру юстиции, а в конце каждого года представлять отчеты по своему округу.

Информация о работе Становление мировой юстиции в России