Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:53, доклад
Важную роль в экономическом развитии России сыграла Аграрная реформа Столыпина, цель которой состояла в замене общинного землевладения частным и создании в деревне мощного слоя крестьян-собственников. 9 ноября 1906 был принят указ, предоставлявший крестьянам право свободного выхода из общины с передачей ему части земли в частную собственность (14 июня 1910 указ был одобрен Государственной думой и приобрёл силу закона). Разрешалась также продажа крестьянам части удельных казённых земель через посредство Крестьянского банка. Составной частью реформы являлось поощрение переселения крестьян из Европейской части России на свободные земли в Сибирь и Среднюю Азию.
Россия накануне первой мировой войны
В Третьей Государственной думе, выборы в которую состоялись осенью 1907, относительное большинство мест (34%) получили октябристы, 17% - кадеты и близкие к ним политики, 33% - представители правых партий, 7% - трудовики и социал-демократы.
Важную роль
в экономическом развитии России
сыграла Аграрная реформа Столыпина,
цель которой состояла в замене общинного
землевладения частным и
В 1909 в России
начался новый экономический
подъём, интенсивность которого не
только не уступала, но во многом превосходила
подъём 1890-х гг. В 1909-13 среднегодовой
прирост промышленной продукции
составил 8,9%, что только на 0,1% было ниже
показателя 1893-1900. Отрасли, производившие
средства производства, увеличили за
эти годы выпуск продукции на 83%,
а производившие
Накануне первой
мировой войны в России имелось
255 металлургических заводов (крупнейшие
из них - 27 заводов Юга), 568 предприятий
угольной промышленности, 170 нефтедобывающих
и 54 нефтеперерабатывающих
Увеличилась протяжённость российских железных дорог (71,7 тыс. км в 1913), возрос их грузооборот. Железная дорога Оренбург - Ташкент значительно оживила торговлю Европейской России с Туркестаном и Средней Азией. Накануне первой мировой войны началось строительство Амурской железной дороги до Хабаровска, соединившей Сибирскую магистраль с Владивостоком (закончено в 1916). Тем не менее многие грузовые перевозки по-прежнему осуществлялись гужевым транспортом (при острой нехватке шоссейных и мощёных дорог). Большую роль в грузовых перевозках играл речной флот (около 31 тыс. судов, в том числе 5556 паровых). В 1907 на Коломенском заводе был построен первый в мире речной теплоход (к началу войны 70 из 80 имевшихся в мире теплоходов были российскими).
В течение 1908-13 вдвое
(почти до 3 тысяч) увеличилось число
банков. Основу кредитной системы
страны составляли Государственный
банк - центральное эмиссионное
Укрепили своё положение нефтяные тресты, синдикаты в металлургической и угольной промышленности, транспортном машиностроении. В металлообрабатывающей промышленности возник ряд крупных объединений, в т. ч. военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка, группа заводов Коломна - Сормово, трест “Наваль - Рассуд”.
На развитие сельского хозяйства серьёзное влияние оказывал рост цен на сельскохозяйственную продукцию на внутреннем и мировом рынках. В 1909 валовой сбор хлеба составил 4,72 млрд. пудов (на 1 млрд. больше, чем в 1908). Стоимость хлебного российского экспорта составила 1427,7 млн. руб. В 1909 хлебный экспорт достиг рекордной величины - 849 млн. пудов.
Обострение внутриполитических
противоречий совпало с ухудшением
международной обстановки. Германская
империя, обогнавшая по темпам экономического
развития Великобританию и Францию,
претендовала на роль ведущей европейской
державы и стремилась к переделу
колониальных владений в Азии и Африке
с целью обеспечения рынков сбыта
и источников сырья для бурно
развивающейся промышленности. Союзницей
Германии стала Австро-Венгрия, стремившаяся
при германской поддержке укрепить
свои позиции на Балканах. Двум центрально-европейским
державам противостояли Франция
и Россия, находившиеся в союзных
отношениях с начала 1890-х гг.; в 1906
французское правительство
Несмотря на
то что рассчитанная на период до 1918
Большая военная программа была
разработана только в 1913-14, уже к
1914 российская армия оправилась от
поражения в русско-японской войне.
Россия имела мощную авиацию (263 самолёта),
опережавшую по численности авиацию
Великобритании (258 самолётов), Германии
(232 самолёта), Франции (156). Были введены
в строй действующих