Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:03, реферат

Краткое описание

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Оглавление

1. Социология как наука.
1.1. Объект и предмет социологии.
1.2. Понятие «социального» в системе социологического знания.
1.3. Социальные действия, социальные взаимодействия, социальные связи и отношения.
1.4. Структура социологии, ее функции и методы социологического познания.
1.5. Социология и другие гуманитарные науки.
1.6. Социология в структуре образования.
2. Возникновение и развитие социологии.
2.1. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины.
2.2. О.Конт – основатель «позитивной социологии».
2.3. Основные направления развития социологии в XIX – начале XX вв.
2.4. Классики социологической науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер

Файлы: 1 файл

со.docx

— 38.24 Кб (Скачать)

 Любое социальное  действие представляет из себя  систему, в которой можно выделить  следующие элементы:

- субъект действия, воздействующий индивид или общность  людей;

- объект действия, индивид или общность, на которых  направлено действие;

- средства (орудия  действия) и методы действия, с  помощью которых осуществляется  необходимое изменение;

- результат действия - ответная реакция индивида или  общности, на которых было направлено  действие.

 Социальное взаимодействие  — «способ осуществления социальных  связей и отношений в системе,  предполагающей наличие не менее  двух субъектов, самого процесса  взаимодействия, а также условия  и факторы его реализации. В  ходе взаимодействия имеет место  становление и развитие личности, социальной системы, изменение  их в социальной структуре  общества и т. п.» Социальное  взаимодействие родственно понятию  "социальное действие".

 Социальное взаимодействие  является исходным моментом формирования  социальных связей. Социальное взаимодействие - это любое поведение личности  или группы лиц, имеющее значение  для других людей. Оно определяется  социальными статусами и ролями  личности и социальных групп.  Социальное взаимодействие - любое  поведение человека или социальной  группы, имеющее значение для  других людей в данный момент  и в будущем. Оно включает  передачу информации, получение  информации, реакция на неё, её  переработка и возврат информации, а так же реакция на новую  информацию первого лица. Социальное  взаимодействие имеет объективную  и субъективную стороны:

 •          Объективная сторона - факторы  независимые от взаимодействующих,  но влияющие на них.

 •          Субъективная сторона - сознательное  отношение индивидов друг к  другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

 Механизм социального  взаимодействия включает участников  и их действия, изменения, вызванные  этими действиями, влияние этих  перемен на людей и окружение,  и обратную реакцию.

 Социальная связь  – вся совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность  людей, связи, которые устанавливаются  между индивидами, между индивидами  и явлениями и процессами окружающего  мира, между социальными группами.

 Социальная связь  – это совокупность отношений,  которые возникают между людьми.

 Предпосылками  социальных связей являются контакты:

1) пространственные (непосредственный, или опосредованный, который не всегда приводит  к возникновению тесных связей, но являются лишь определенной  предпосылкой к установлению  социальных связей (заинтересованность).

2) психологические  контакты предполагают взаимную  заинтересованность и является  необходимым условием для возникновения  устойчивой связи (односторонней  или двухсторонней).

3) социальные –  это контакт в случае взаимодействия  субъектов, обмениваться ценностями, которые представляют интерес  для субъектов.

 Под социальными  отношениями в науке понимают:

1) определенное состояние  А и В в состоянии взаимозависимости,  возникшее без участия их сознательного  стремления и субъективных намерений.

2) сознательное и  субъективно определенное действие  А по отношению к В, вытекающее  из осознанной субъективно определенной  зависимости.

 Из предложенного  понимания социальных отношений,  в социологии можно выделить  две методологических тенденции:

1) социология должна  изучать, прежде всего, объективные  отношения (Д. Маркович);

2) задача социологии  – изучение тех отношений,  которые складываются посредством  субъективных определений партнера, личности, группы и той ситуации, в которой складываются эти  отношения.

 Существует мнение  о том, что социальные связи  складываются из отношений обоих  типов. Социальные отношения,  которые возникают сознательно  и субъективно, нередко характеризуют  как устойчивую систему, охватывающую  двух субъектов, которых связывает  общая ценность, интерес, установка.  Социальные отношения первого  типа, т.е. без субъективного намерения,  когда субъекты не знают о  существовании друг друга, опосредованно  соприкасаются друг с другом, взаимодействуют через различные  учреждения, строятся на системе  нормирования, т.е. обязанностей  и должествований. Таким образом,  социальные отношения - это устойчивая  система, определенная нормами.

 В современной  социологии под социальными отношениями  понимаются относительно устойчивые  и относительно самостоятельные  связи между индивидами (вследствие  которых они объединяются в  социальные группы) и социальными  группами, как носителями качественно  различных видов деятельности, отличающимися  своими статусами и ролями.

 В социологии  выделяют отношения между индивидами  и социальными группами и отношения  между сходными индивидами (по  полу, возрасту, социальному положению)  к явлениям и процессам окружающего  мира. Социальные отношения являются  тем устойчивым элементом, который  сплачивают людей в социальные  общности, таким образом, не отдельные  социальные действия, не взаимодействия, а устойчивые, поддающиеся регулированию  отношения, являются основным компонентом социальной общности. Таким образом, социальные действия, социальные взаимодействия служат основой социальных отношений, и их совокупность служит формированию социальных общностей.

 

1.4. Структура социологии, ее функции и методы социологического  познания.

 Современное социологическое  знание имеет сложную разветвленную  и многоуровневую структуру. Собственно  говоря, представление о ней можно  получить, сопоставляя ее с объектом  этой науки – обществом. Все  великое многообразие проявлений  общественной жизни находит свое  отражение в структуре социологии.

 Исследователи  подходят к рассмотрению данной  проблемы с разных позиций.

 

1.5. Социология и  другие гуманитарные науки.

 В системе гуманитарных  наук социология занимает особое  место. Это объясняется следующими  причинами:

1) она является  наукой об обществе, его явлениях  и процессах;

2) она включает  в себя общую социологическую  теорию, или теорию общества, которая  выступает как теория и методология  всех других гуманитарных наук;

3) все гуманитарные  науки, изучающие различные стороны  жизнедеятельности общества и  человека, всегда включают в себя  социальный аспект, т. е. те  законы, которые исследуются в  той или иной сфере общественной  жизни и реализуются через  деятельность людей;

4) техника и методика  изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией,  необходимы для всех общественных  и гуманитарных наук, так как  используются ими для своих  исследований;

5) сложилась целая  система исследований, которые проводятся  на стыке социологии и других  наук. Эти исследования получили  название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).

 Специфика социологии  заключается в ее пограничном  положении между естественнонаучным  и социогуманитарным знанием.  Она одновременно использует  методы философских и социально-исторических  обобщений и специфические методы  естественных наук – эксперимент  и наблюдение. Социология изучает  и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология,  логика, методология). Но наиболее  глубоко проникает в структуру  социологии философия, становясь  частью ее теоретической системы  (особенно социальная философия). Также важна связь социологии  с историей. В социологии широко  используются исторические данные.

 Большую роль  для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный  характер.

 Социология тесно  взаимодействует с психологией.  Социальная психология является  отраслью научного знания, возникшего  на стыке социологии и психологии.

 Со всеми науками  об обществе социология связана  социальным аспектом его жизни;  отсюда социально-экономические,  социально-демографические и другие  исследования, на основе которых  рождаются новые «пограничные»  науки: социальная психология, социобиология,  социальная экология и пр. Значение  социологии для других наук  заключается в том, что она  дает научно обоснованную теорию  об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов  взаимодействия его различных  структур.

 

1.6. Социология в  структуре образования.

 Характеризуя  социологическое образование, будем  рассматривать его в нескольких  ипостасях. Во-первых, оно является  составной частью системы образования  в целом, выступая одним из  его видов. Во-вторых, социологическое  образование может быть рассмотрено  как конкретный общественный  институт. В-третьих, оно тесно  связано в своем возникновении  и развитии с социологической  наукой. Более того, институционализация  социологии проявляет себя в  первую очередь в существовании  особого вида образования –  социологического, благодаря которому  появляется возможность воспроизводить  систему социологических знаний, распространять эти знания среди  широких масс населения. В-четвертых,  социологическое образование обеспечивает  подготовку кадров специалистов  для развития социологической  науки и практической деятельности.

 Поскольку мы  рассматриваем социологическое  образование как составную часть  образования в целом, необходимо  дать определение сначала образования  в целом, а затем и социологического. Применим к трактовке образования  один из наиболее распространенных  в социологии институциональный  подход. В соответствии с ним  под образованием будем понимать  устойчивую форму организации  общественной жизни и совместной  деятельности людей, включающую  в себя совокупность лиц и  учреждений, наделенных властью  и материальными средствами (на  основе действующих определенных  норм и принципов) для реализации  социальных функций и ролей,  управления и социального контроля, в процессе которых осуществляются  обучение, воспитание, развитие и  социализация личности с последующим  овладением ею профессией, специальностью, квалификацией.

 Рассмотрим функции  социального института образования.  Прежде всего он обеспечивает  в обществе устойчивость, социальный  порядок, и не только в сфере  образования, но и далеко за  ее пределами, поскольку связан  многообразными отношениями с  другими социальными институтами  (например, производства, науки, культуры, семьи) и оказывает на них  сильное влияние. Институт образования  способствует усилению социальных  связей и внутригрупповой сплоченности  среди субъектов образовательного  процесса.

 Социологическое  образование может быть рассмотрено  в рамках нескольких подходов  – системного, деятельностного,  институционального, социокультурного, аксиологического. С учетом этих  подходов его целесообразно характеризовать  и как вид (подсистему) образования,  и как род профессиональной  деятельности, и как характеристику  институционализации социологии, и  как социокультурный феномен,  и как признанную обществом  ценность.

 Социологическое  образование осуществляет в качестве  ведущей функции воспроизводства  одного из элементов социально-профессиональной  структуры общества – подготовку  специалиста-социолога путем реализации  основной образовательной программы.  Социологическое образование может трактоваться как целенаправленный процесс освоения знаний мировых и отечественных достижений в области теории и практики социологической науки, умений и навыков проведения социологического исследования. Социологическое образование – это освоение профессиональных ценностей и норм профессиональной социологической деятельности, приобщение к профессиональной социологической культуре, включение его в социально-профессиональную группу социологов. Наконец, социологическое образование – это вид институциональной деятельности, реализующий процесс личностного развития, становления будущего специалиста, средство адаптации его к социально-экономическим, политическим, социокультурным реалиям.

Информация о работе Социология как наука