Любое социальное
действие представляет из себя
систему, в которой можно выделить
следующие элементы:
- субъект действия,
воздействующий индивид или общность
людей;
- объект действия,
индивид или общность, на которых
направлено действие;
- средства (орудия
действия) и методы действия, с
помощью которых осуществляется
необходимое изменение;
- результат действия
- ответная реакция индивида или
общности, на которых было направлено
действие.
Социальное взаимодействие
— «способ осуществления социальных
связей и отношений в системе,
предполагающей наличие не менее
двух субъектов, самого процесса
взаимодействия, а также условия
и факторы его реализации. В
ходе взаимодействия имеет место
становление и развитие личности,
социальной системы, изменение
их в социальной структуре
общества и т. п.» Социальное
взаимодействие родственно понятию
"социальное действие".
Социальное взаимодействие
является исходным моментом формирования
социальных связей. Социальное взаимодействие
- это любое поведение личности
или группы лиц, имеющее значение
для других людей. Оно определяется
социальными статусами и ролями
личности и социальных групп.
Социальное взаимодействие - любое
поведение человека или социальной
группы, имеющее значение для
других людей в данный момент
и в будущем. Оно включает
передачу информации, получение
информации, реакция на неё, её
переработка и возврат информации,
а так же реакция на новую
информацию первого лица. Социальное
взаимодействие имеет объективную
и субъективную стороны:
•
Объективная сторона - факторы
независимые от взаимодействующих,
но влияющие на них.
•
Субъективная сторона - сознательное
отношение индивидов друг к
другу в процессе взаимодействия,
основанное на взаимных ожиданиях.
Механизм социального
взаимодействия включает участников
и их действия, изменения, вызванные
этими действиями, влияние этих
перемен на людей и окружение,
и обратную реакцию.
Социальная связь
– вся совокупность факторов,
обуславливающих совместную деятельность
людей, связи, которые устанавливаются
между индивидами, между индивидами
и явлениями и процессами окружающего
мира, между социальными группами.
Социальная связь
– это совокупность отношений,
которые возникают между людьми.
Предпосылками
социальных связей являются контакты:
1) пространственные
(непосредственный, или опосредованный,
который не всегда приводит
к возникновению тесных связей,
но являются лишь определенной
предпосылкой к установлению
социальных связей (заинтересованность).
2) психологические
контакты предполагают взаимную
заинтересованность и является
необходимым условием для возникновения
устойчивой связи (односторонней
или двухсторонней).
3) социальные –
это контакт в случае взаимодействия
субъектов, обмениваться ценностями,
которые представляют интерес
для субъектов.
Под социальными
отношениями в науке понимают:
1) определенное состояние
А и В в состоянии взаимозависимости,
возникшее без участия их сознательного
стремления и субъективных намерений.
2) сознательное и
субъективно определенное действие
А по отношению к В, вытекающее
из осознанной субъективно определенной
зависимости.
Из предложенного
понимания социальных отношений,
в социологии можно выделить
две методологических тенденции:
1) социология должна
изучать, прежде всего, объективные
отношения (Д. Маркович);
2) задача социологии
– изучение тех отношений,
которые складываются посредством
субъективных определений партнера,
личности, группы и той ситуации,
в которой складываются эти
отношения.
Существует мнение
о том, что социальные связи
складываются из отношений обоих
типов. Социальные отношения,
которые возникают сознательно
и субъективно, нередко характеризуют
как устойчивую систему, охватывающую
двух субъектов, которых связывает
общая ценность, интерес, установка.
Социальные отношения первого
типа, т.е. без субъективного намерения,
когда субъекты не знают о
существовании друг друга, опосредованно
соприкасаются друг с другом,
взаимодействуют через различные
учреждения, строятся на системе
нормирования, т.е. обязанностей
и должествований. Таким образом,
социальные отношения - это устойчивая
система, определенная нормами.
В современной
социологии под социальными отношениями
понимаются относительно устойчивые
и относительно самостоятельные
связи между индивидами (вследствие
которых они объединяются в
социальные группы) и социальными
группами, как носителями качественно
различных видов деятельности, отличающимися
своими статусами и ролями.
В социологии
выделяют отношения между индивидами
и социальными группами и отношения
между сходными индивидами (по
полу, возрасту, социальному положению)
к явлениям и процессам окружающего
мира. Социальные отношения являются
тем устойчивым элементом, который
сплачивают людей в социальные
общности, таким образом, не отдельные
социальные действия, не взаимодействия,
а устойчивые, поддающиеся регулированию
отношения, являются основным компонентом
социальной общности. Таким образом, социальные
действия, социальные взаимодействия
служат основой социальных отношений,
и их совокупность служит формированию
социальных общностей.
1.4. Структура социологии,
ее функции и методы социологического
познания.
Современное социологическое
знание имеет сложную разветвленную
и многоуровневую структуру. Собственно
говоря, представление о ней можно
получить, сопоставляя ее с объектом
этой науки – обществом. Все
великое многообразие проявлений
общественной жизни находит свое
отражение в структуре социологии.
Исследователи
подходят к рассмотрению данной
проблемы с разных позиций.
1.5. Социология и
другие гуманитарные науки.
В системе гуманитарных
наук социология занимает особое
место. Это объясняется следующими
причинами:
1) она является
наукой об обществе, его явлениях
и процессах;
2) она включает
в себя общую социологическую
теорию, или теорию общества, которая
выступает как теория и методология
всех других гуманитарных наук;
3) все гуманитарные
науки, изучающие различные стороны
жизнедеятельности общества и
человека, всегда включают в себя
социальный аспект, т. е. те
законы, которые исследуются в
той или иной сфере общественной
жизни и реализуются через
деятельность людей;
4) техника и методика
изучения человека и его деятельности,
которые разрабатываются социологией,
необходимы для всех общественных
и гуманитарных наук, так как
используются ими для своих
исследований;
5) сложилась целая
система исследований, которые проводятся
на стыке социологии и других
наук. Эти исследования получили
название социальных исследований
(социально-экономических, социально-политических,
социально-демографических и др.).
Специфика социологии
заключается в ее пограничном
положении между естественнонаучным
и социогуманитарным знанием.
Она одновременно использует
методы философских и социально-исторических
обобщений и специфические методы
естественных наук – эксперимент
и наблюдение. Социология изучает
и общие законы бытия (онтология),
и общие принципы познания (гносеология,
логика, методология). Но наиболее
глубоко проникает в структуру
социологии философия, становясь
частью ее теоретической системы
(особенно социальная философия).
Также важна связь социологии
с историей. В социологии широко
используются исторические данные.
Большую роль
для социологии играет статистика,
придающая ей конкретно-научный
характер.
Социология тесно
взаимодействует с психологией.
Социальная психология является
отраслью научного знания, возникшего
на стыке социологии и психологии.
Со всеми науками
об обществе социология связана
социальным аспектом его жизни;
отсюда социально-экономические,
социально-демографические и другие
исследования, на основе которых
рождаются новые «пограничные»
науки: социальная психология, социобиология,
социальная экология и пр. Значение
социологии для других наук
заключается в том, что она
дает научно обоснованную теорию
об обществе и его структурах,
обеспечивает понимание законов
взаимодействия его различных
структур.
1.6. Социология в
структуре образования.
Характеризуя
социологическое образование, будем
рассматривать его в нескольких
ипостасях. Во-первых, оно является
составной частью системы образования
в целом, выступая одним из
его видов. Во-вторых, социологическое
образование может быть рассмотрено
как конкретный общественный
институт. В-третьих, оно тесно
связано в своем возникновении
и развитии с социологической
наукой. Более того, институционализация
социологии проявляет себя в
первую очередь в существовании
особого вида образования –
социологического, благодаря которому
появляется возможность воспроизводить
систему социологических знаний,
распространять эти знания среди
широких масс населения. В-четвертых,
социологическое образование обеспечивает
подготовку кадров специалистов
для развития социологической
науки и практической деятельности.
Поскольку мы
рассматриваем социологическое
образование как составную часть
образования в целом, необходимо
дать определение сначала образования
в целом, а затем и социологического.
Применим к трактовке образования
один из наиболее распространенных
в социологии институциональный
подход. В соответствии с ним
под образованием будем понимать
устойчивую форму организации
общественной жизни и совместной
деятельности людей, включающую
в себя совокупность лиц и
учреждений, наделенных властью
и материальными средствами (на
основе действующих определенных
норм и принципов) для реализации
социальных функций и ролей,
управления и социального контроля,
в процессе которых осуществляются
обучение, воспитание, развитие и
социализация личности с последующим
овладением ею профессией, специальностью,
квалификацией.
Рассмотрим функции
социального института образования.
Прежде всего он обеспечивает
в обществе устойчивость, социальный
порядок, и не только в сфере
образования, но и далеко за
ее пределами, поскольку связан
многообразными отношениями с
другими социальными институтами
(например, производства, науки, культуры,
семьи) и оказывает на них
сильное влияние. Институт образования
способствует усилению социальных
связей и внутригрупповой сплоченности
среди субъектов образовательного
процесса.
Социологическое
образование может быть рассмотрено
в рамках нескольких подходов
– системного, деятельностного,
институционального, социокультурного,
аксиологического. С учетом этих
подходов его целесообразно характеризовать
и как вид (подсистему) образования,
и как род профессиональной
деятельности, и как характеристику
институционализации социологии, и
как социокультурный феномен,
и как признанную обществом
ценность.
Социологическое
образование осуществляет в качестве
ведущей функции воспроизводства
одного из элементов социально-профессиональной
структуры общества – подготовку
специалиста-социолога путем реализации
основной образовательной программы.
Социологическое образование может трактоваться
как целенаправленный процесс освоения
знаний мировых и отечественных достижений
в области теории и практики социологической
науки, умений и навыков проведения социологического
исследования. Социологическое образование
– это освоение профессиональных ценностей
и норм профессиональной социологической
деятельности, приобщение к профессиональной
социологической культуре, включение
его в социально-профессиональную группу
социологов. Наконец, социологическое
образование – это вид институциональной
деятельности, реализующий процесс личностного
развития, становления будущего специалиста,
средство адаптации его к социально-экономическим,
политическим, социокультурным реалиям.