Любое социальное 
действие представляет из себя 
систему, в которой можно выделить 
следующие элементы:
 - субъект действия, 
воздействующий индивид или общность 
людей;
 - объект действия, 
индивид или общность, на которых 
направлено действие;
 - средства (орудия 
действия) и методы действия, с 
помощью которых осуществляется 
необходимое изменение;
 - результат действия 
- ответная реакция индивида или 
общности, на которых было направлено 
действие.
 Социальное взаимодействие 
— «способ осуществления социальных 
связей и отношений в системе, 
предполагающей наличие не менее 
двух субъектов, самого процесса 
взаимодействия, а также условия 
и факторы его реализации. В 
ходе взаимодействия имеет место 
становление и развитие личности, 
социальной системы, изменение 
их в социальной структуре 
общества и т. п.» Социальное 
взаимодействие родственно понятию 
"социальное действие".
 Социальное взаимодействие 
является исходным моментом формирования 
социальных связей. Социальное взаимодействие 
- это любое поведение личности 
или группы лиц, имеющее значение 
для других людей. Оно определяется 
социальными статусами и ролями 
личности и социальных групп. 
Социальное взаимодействие - любое 
поведение человека или социальной 
группы, имеющее значение для 
других людей в данный момент 
и в будущем. Оно включает 
передачу информации, получение 
информации, реакция на неё, её 
переработка и возврат информации, 
а так же реакция на новую 
информацию первого лица. Социальное 
взаимодействие имеет объективную 
и субъективную стороны:
 •          
Объективная сторона - факторы 
независимые от взаимодействующих, 
но влияющие на них.
 •          
Субъективная сторона - сознательное 
отношение индивидов друг к 
другу в процессе взаимодействия, 
основанное на взаимных ожиданиях.
 Механизм социального 
взаимодействия включает участников 
и их действия, изменения, вызванные 
этими действиями, влияние этих 
перемен на людей и окружение, 
и обратную реакцию.
 Социальная связь 
– вся совокупность факторов, 
обуславливающих совместную деятельность 
людей, связи, которые устанавливаются 
между индивидами, между индивидами 
и явлениями и процессами окружающего 
мира, между социальными группами.
 Социальная связь 
– это совокупность отношений, 
которые возникают между людьми.
 Предпосылками 
социальных связей являются контакты:
 1) пространственные 
(непосредственный, или опосредованный, 
который не всегда приводит 
к возникновению тесных связей, 
но являются лишь определенной 
предпосылкой к установлению 
социальных связей (заинтересованность).
 2) психологические 
контакты предполагают взаимную 
заинтересованность и является 
необходимым условием для возникновения 
устойчивой связи (односторонней 
или двухсторонней).
 3) социальные – 
это контакт в случае взаимодействия 
субъектов, обмениваться ценностями, 
которые представляют интерес 
для субъектов.
 Под социальными 
отношениями в науке понимают:
 1) определенное состояние 
А и В в состоянии взаимозависимости, 
возникшее без участия их сознательного 
стремления и субъективных намерений.
 2) сознательное и 
субъективно определенное действие 
А по отношению к В, вытекающее 
из осознанной субъективно определенной 
зависимости.
 Из предложенного 
понимания социальных отношений, 
в социологии можно выделить 
две методологических тенденции:
 1) социология должна 
изучать, прежде всего, объективные 
отношения (Д. Маркович);
 2) задача социологии 
– изучение тех отношений, 
которые складываются посредством 
субъективных определений партнера, 
личности, группы и той ситуации, 
в которой складываются эти 
отношения.
 Существует мнение 
о том, что социальные связи 
складываются из отношений обоих 
типов. Социальные отношения, 
которые возникают сознательно 
и субъективно, нередко характеризуют 
как устойчивую систему, охватывающую 
двух субъектов, которых связывает 
общая ценность, интерес, установка. 
Социальные отношения первого 
типа, т.е. без субъективного намерения, 
когда субъекты не знают о 
существовании друг друга, опосредованно 
соприкасаются друг с другом, 
взаимодействуют через различные 
учреждения, строятся на системе 
нормирования, т.е. обязанностей 
и должествований. Таким образом, 
социальные отношения - это устойчивая 
система, определенная нормами.
 В современной 
социологии под социальными отношениями 
понимаются относительно устойчивые 
и относительно самостоятельные 
связи между индивидами (вследствие 
которых они объединяются в 
социальные группы) и социальными 
группами, как носителями качественно 
различных видов деятельности, отличающимися 
своими статусами и ролями.
 В социологии 
выделяют отношения между индивидами 
и социальными группами и отношения 
между сходными индивидами (по 
полу, возрасту, социальному положению) 
к явлениям и процессам окружающего 
мира. Социальные отношения являются 
тем устойчивым элементом, который 
сплачивают людей в социальные 
общности, таким образом, не отдельные 
социальные действия, не взаимодействия, 
а устойчивые, поддающиеся регулированию 
отношения, являются основным компонентом 
социальной общности. Таким образом, социальные 
действия, социальные взаимодействия 
служат основой социальных отношений, 
и их совокупность служит формированию 
социальных общностей.
  
1.4. Структура социологии, 
ее функции и методы социологического 
познания.
 Современное социологическое 
знание имеет сложную разветвленную 
и многоуровневую структуру. Собственно 
говоря, представление о ней можно 
получить, сопоставляя ее с объектом 
этой науки – обществом. Все 
великое многообразие проявлений 
общественной жизни находит свое 
отражение в структуре социологии.
 Исследователи 
подходят к рассмотрению данной 
проблемы с разных позиций.
  
1.5. Социология и 
другие гуманитарные науки.
 В системе гуманитарных 
наук социология занимает особое 
место. Это объясняется следующими 
причинами:
 1) она является 
наукой об обществе, его явлениях 
и процессах;
 2) она включает 
в себя общую социологическую 
теорию, или теорию общества, которая 
выступает как теория и методология 
всех других гуманитарных наук;
 3) все гуманитарные 
науки, изучающие различные стороны 
жизнедеятельности общества и 
человека, всегда включают в себя 
социальный аспект, т. е. те 
законы, которые исследуются в 
той или иной сфере общественной 
жизни и реализуются через 
деятельность людей;
 4) техника и методика 
изучения человека и его деятельности, 
которые разрабатываются социологией, 
необходимы для всех общественных 
и гуманитарных наук, так как 
используются ими для своих 
исследований;
 5) сложилась целая 
система исследований, которые проводятся 
на стыке социологии и других 
наук. Эти исследования получили 
название социальных исследований 
(социально-экономических, социально-политических, 
социально-демографических и др.).
 Специфика социологии 
заключается в ее пограничном 
положении между естественнонаучным 
и социогуманитарным знанием. 
Она одновременно использует 
методы философских и социально-исторических 
обобщений и специфические методы 
естественных наук – эксперимент 
и наблюдение. Социология изучает 
и общие законы бытия (онтология), 
и общие принципы познания (гносеология, 
логика, методология). Но наиболее 
глубоко проникает в структуру 
социологии философия, становясь 
частью ее теоретической системы 
(особенно социальная философия). 
Также важна связь социологии 
с историей. В социологии широко 
используются исторические данные.
 Большую роль 
для социологии играет статистика, 
придающая ей конкретно-научный 
характер.
 Социология тесно 
взаимодействует с психологией. 
Социальная психология является 
отраслью научного знания, возникшего 
на стыке социологии и психологии.
 Со всеми науками 
об обществе социология связана 
социальным аспектом его жизни; 
отсюда социально-экономические, 
социально-демографические и другие 
исследования, на основе которых 
рождаются новые «пограничные» 
науки: социальная психология, социобиология, 
социальная экология и пр. Значение 
социологии для других наук 
заключается в том, что она 
дает научно обоснованную теорию 
об обществе и его структурах, 
обеспечивает понимание законов 
взаимодействия его различных 
структур.
  
1.6. Социология в 
структуре образования.
 Характеризуя 
социологическое образование, будем 
рассматривать его в нескольких 
ипостасях. Во-первых, оно является 
составной частью системы образования 
в целом, выступая одним из 
его видов. Во-вторых, социологическое 
образование может быть рассмотрено 
как конкретный общественный 
институт. В-третьих, оно тесно 
связано в своем возникновении 
и развитии с социологической 
наукой. Более того, институционализация 
социологии проявляет себя в 
первую очередь в существовании 
особого вида образования – 
социологического, благодаря которому 
появляется возможность воспроизводить 
систему социологических знаний, 
распространять эти знания среди 
широких масс населения. В-четвертых, 
социологическое образование обеспечивает 
подготовку кадров специалистов 
для развития социологической 
науки и практической деятельности.
 Поскольку мы 
рассматриваем социологическое 
образование как составную часть 
образования в целом, необходимо 
дать определение сначала образования 
в целом, а затем и социологического. 
Применим к трактовке образования 
один из наиболее распространенных 
в социологии институциональный 
подход. В соответствии с ним 
под образованием будем понимать 
устойчивую форму организации 
общественной жизни и совместной 
деятельности людей, включающую 
в себя совокупность лиц и 
учреждений, наделенных властью 
и материальными средствами (на 
основе действующих определенных 
норм и принципов) для реализации 
социальных функций и ролей, 
управления и социального контроля, 
в процессе которых осуществляются 
обучение, воспитание, развитие и 
социализация личности с последующим 
овладением ею профессией, специальностью, 
квалификацией.
 Рассмотрим функции 
социального института образования. 
Прежде всего он обеспечивает 
в обществе устойчивость, социальный 
порядок, и не только в сфере 
образования, но и далеко за 
ее пределами, поскольку связан 
многообразными отношениями с 
другими социальными институтами 
(например, производства, науки, культуры, 
семьи) и оказывает на них 
сильное влияние. Институт образования 
способствует усилению социальных 
связей и внутригрупповой сплоченности 
среди субъектов образовательного 
процесса.
 Социологическое 
образование может быть рассмотрено 
в рамках нескольких подходов 
– системного, деятельностного, 
институционального, социокультурного, 
аксиологического. С учетом этих 
подходов его целесообразно характеризовать 
и как вид (подсистему) образования, 
и как род профессиональной 
деятельности, и как характеристику 
институционализации социологии, и 
как социокультурный феномен, 
и как признанную обществом 
ценность.
 Социологическое 
образование осуществляет в качестве 
ведущей функции воспроизводства 
одного из элементов социально-профессиональной 
структуры общества – подготовку 
специалиста-социолога путем реализации 
основной образовательной программы. 
Социологическое образование может трактоваться 
как целенаправленный процесс освоения 
знаний мировых и отечественных достижений 
в области теории и практики социологической 
науки, умений и навыков проведения социологического 
исследования. Социологическое образование 
– это освоение профессиональных ценностей 
и норм профессиональной социологической 
деятельности, приобщение к профессиональной 
социологической культуре, включение 
его в социально-профессиональную группу 
социологов. Наконец, социологическое 
образование – это вид институциональной 
деятельности, реализующий процесс личностного 
развития, становления будущего специалиста, 
средство адаптации его к социально-экономическим, 
политическим, социокультурным реалиям.