Содержание:
1. Социология как
наука.
1.1. Объект и
предмет социологии.
1.2. Понятие «социального»
в системе социологического знания.
1.3. Социальные
действия, социальные взаимодействия,
социальные связи и отношения.
1.4. Структура
социологии, ее функции и методы
социологического познания.
1.5. Социология
и другие гуманитарные науки.
1.6. Социология
в структуре образования.
2. Возникновение
и развитие социологии.
2.1. Предпосылки
возникновения социологии как
самостоятельной научной дисциплины.
2.2. О.Конт –
основатель «позитивной социологии».
2.3. Основные направления
развития социологии в XIX –
начале XX вв.
2.4. Классики социологической
науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер.
2.5. Социология XX
века: общая характеристика научных
школ, направлений, традиций.
2.6. Особенности
развития социологической мысли
в России (до 1917 года).
1.
Социология как наука.
1.1.
Объект и предмет социологии.
Для того чтобы
определить объект и предмет
социологии как науки, целесообразно
предварительно уточнить общие
понятия объекта и предмета. Под
объектом исследования обычно
понимают определенную часть
окружающего нас материального
или нематериального мира, реальность,
существующую независимо от нашего
знания о ней. Это могут быть
физические тела, взаимодействующие
друг с другом, живые организмы
или человек. Важно то, что все
эти объекты окружающей действительности
существовали до нашего знания
и не зависят от него.
Предмет исследования,
напротив, существует только в
голове исследователя, т.е. полностью
зависит от самого знания и
является его частью. Определяя
предмет исследования, мы чисто
абстрактно выделяем одну или
несколько сторон объекта и
пытаемся изучить их, учитывая
или не учитывая влияние других,
не выделенных нами сторон. По
такой логике каждому объекту
исследования может соответствовать
несколько предметов изучения. Например,
каменное здание как объект
существующей независимо от нас
реальности может заинтересовать
экономиста с точки зрения
затрат на строительство, архитектора
- с точки зрения архитектурного
стиля и удачного включения
в окружающий ландшафт, строителя
фундамента - с точки зрения посадки
здания в грунт и прочности
основания, человека, проживающего
в здании, - с точки зрения удобства
внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться
и другими сторонами объекта, но только
исходя из факта их влияния на интересующий
его предмет.
Таким образом,
в самом объекте не содержится
никакого предмета исследования.
По словам Г. Щедровицкого, предмет
исследования "может быть выделен
как особое содержание посредством
практических и познавательных
действий с объектом" (141, с. 25).
Выделение предмета исследования
путем абстрагирования от других
свойств объекта представляет
собой необходимый этап в процессе
научного познания окружающего
нас мира. Целостное изучение
объекта исследования не дает
возможности охватить все его
свойства и особенности. Рано
или поздно появляется объективная
необходимость сосредоточиться
на изучении лишь отдельных
его сторон.
Выделение предмета
исследования у такого крупного
и сложного объекта изучения,
как человеческое общество, стало
основой для выделения и самостоятельного
развития ряда наук. Общество
и человек изучаются несколькими
группами наук, имеющими сходный
предмет исследования. Так, предметом
изучения экономических наук
служат процессы производства
материальных благ, их обмена, распределения
и потребления; политические науки
имеют своим предметом крупные
общественные процессы, связанные
с управлением и функционированием
института государства, образованием
правительств, распределением власти
между различными общественными
группами; предметом изучения исторических
наук являются процессы изменений,
происходящих в различных временных
промежутках, и проблем, связанных
с происхождением отдельных социальных
групп или обществ; поведенческие
науки (и прежде всего психология
и социальная психология) выделяют
в объекте и изучают различные
виды и формы поведения личностей,
влияние на поведение психики
человека и его социального
окружения. Какое же место среди
таких наук занимает социология?
Каков ее предмет? Как он
выделяется из объекта исследования?
Попытаемся ответить на эти
вопросы.
Прежде всего,
следует сказать, что объектом
социологии, как и многих перечисленных
выше наук, является общество, рассматриваемое
как общность индивидов и взаимосвязей
между ними. Наиболее близкими
к социологии науками обычно
считают антропологию и социальную
психологию, что соответствует действительности.
Специалистам трудно разделить
предметы, изучаемые этими науками.
Однако мы попытаемся сделать
это. Прежде всего, определим
предмет антропологии. Она занимается,
в частности, изучением локальных,
простых доиндустриальных культур
и обществ (примитивные народы,
племена, сообщества древних людей)
для определения происхождения
и процессов развития человеческого
рода и человеческой культуры.
Антропология не изучает сложные
общества с развитыми индустриальными
культурами и институционализированными
взаимоотношениями. Что касается
социальной психологии, то она
изучает мысли, чувства и поведение
индивида, обусловленные существованием
и поведением других людей,
социальными взаимодействиями, влиянием
социальных групп. Безусловно, предмет
социологии часто совпадает с
предметами этих наук, но вместе
с тем он обладает рядом
существенных отличий.
Для лучшего
понимания существа предмета
социологии важно представить
общество как структуру, т.е.
не как простое скопление индивидов,
случайно взаимодействующих друг
с другом, а как целое, состоящее
из определенным образом расположенных
упорядоченных частей, взаимодействующих
между собой в строго определенных
границах. Эти части могут включать
в себя как простейшие элементы,
каковыми являются отдельные
личности, так и совокупности
этих элементов, или социальные
общности, объединенные по определенным
признакам. Опыт изучения структурно
упорядоченных систем в естественных
и общественных науках показывает, что
главное в таком изучении - определить
систему связей между отдельными частями
структуры.
Каждый индивид
в обществе занимает строго
определенную позицию или имеет
определенный социальный статус.
Например, он может иметь статус
директора, рабочего, президента, спортсмена
и др. В соответствии с этим
каждый индивид состоит в социальных
отношениях с другими индивидами
(т.е. находится в сложных системах
взаимодействий и взаимозависимостей).
Изменение этих отношений, а
также положения индивида в
обществе неизбежно влечет за
собой изменение связей и положения
других индивидов. Люди со сходными
социальными статусами занимают
в обществе близкие друг к
другу места и образуют социальные
общности (категории, группы, слои
и т.д.), в которых существуют
наиболее прочные и устойчивые
связи. Кроме того, в ходе совместной
деятельности они бывают связаны
с индивидами из других групп.
Следует сказать, что совокупность
связей и взаиморасположение
отдельных частей структуры в
социальном пространстве определяют
поведение людей, любой социальной
единицы, входящей в социальную
структуру. Позиции людей в
социальном пространстве различаются
в зависимости от обладания
такими ресурсами, как власть,
материальные средства, престиж,
объем знаний и др. Поэтому
говорить о социальной структуре
- значит говорить о социальных
различиях и неравенстве между
людьми. Степень социальных различий
и место каждого индивида в
структуре определяются двумя
основными параметрами: социальной
дистанцией между статусами и
числом индивидов, имеющих тот
или иной статус.
Конечно, личность
всегда занимает в обществе
не одну, а несколько социальных
позиций, в связи с чем исследователи
социальных структур утверждают,
что, видимо, невозможно говорить
о социальной структуре в единственном
числе. Например, каждый член общества
должен иметь профессию, образовательный
уровень, экономический статус, место
проживания и т.д. Даже примитивные
племена имеют, по крайней мере,
возрастную структуру, структуру
родства, структуру власти. При
этом место каждого индивида
в любой из социальных структур
выглядит как точка на двухмерной
плоскости. Что касается структуры
сложного индустриального общества,
то ей присуще множество измерений.
Следующим моментом,
играющим важную роль в определении
предмета социологии, является то
обстоятельство, что при изучении
социальных структур нужно помнить,
что их составляют люди, активно
действующие индивиды, способные
в результате совместных действий
изменять положение отдельных
частей структуры относительно
друг друга, уровень ограничений
поведения и степень свободы
каждой части, а также характер
взаимоотношений отдельных структурных
элементов. Для того чтобы социальные
структуры сохранялись в том
же виде и не распадались,
людям приходится совершать множество
совместных однонаправленных действий,
подчиненных соответствующим социальным
законам. Эта динамическая сторона
предмета социологии также должна
учитываться при проведении социологических
исследований и построении социологических
теорий.
Итак, выделив
предмет социологии, мы можем
заключить, что социология - это
наука, изучающая структуры общества,
их элементы и условия существования,
а также социальные процессы,
протекающие в этих структурах.
В понятие социальной
структуры входит не только
взаимное расположение индивидов
и групп в обществе, но и
их взаимосвязи, т.е. взаимные
контакты, действия и взаимодействия,
осуществляемые как на основе
межличностного общения, так и
с помощью средств массовой
информации.
Под условиями
существования социальных структур
понимаются, прежде всего, физическая
окружающая среда, культура, включающая
в себя нормы, ценности и
средства их передачи (например,
язык). Если говорить о социальных
процессах, то они представляют
собой динамику развития общества
и охватывают все стороны деятельности
людей в обществе, обеспечивая
его функционирование и развитие.
Развитие социологии
показывает, что такой подход
к изучению сложного общества
(называемый структурным анализом)
дает возможность для всестороннего
изучения структурных единиц
общества (классов, слоев, групп,
ассоциаций, личностей), социальных
связей между такими единицами
(контактов, действий, взаимодействий,
социальных отношений, социальных
институтов), а также динамики
социальных структур (социальных
изменений, процессов).
1.2. Понятие «социального»
в системе социологического знания.
Социальное –
это совокупность тех или иных
свойств и особенностей (общественных
отношений) социальных общностей
(классов, групп людей) в процессе
их совместной деятельности в
конкретных условиях, проявляющихся
в их отношениях друг к другу,
к своему положению в обществе,
к явлениям и процессам общественной
жизни. Социальное явление или
процесс возникают тогда, когда
поведение даже одного индивида
оказывается под воздействием
другого индивида или социальной
группы. Именно в процессе взаимодействия
друг с другом люди оказывают
воздействие друг на друга
и тем самым способствуют тому,
что каждый из них становится
носителем и выразителем каких-либо
социальных качеств. Таким образом,
социальные связи, социальное
взаимодействие, социальные отношения
и способ их организации являются
объектами социологического исследования.
Можно выделить
следующие основные черты, которые
характеризуют специфику социального.
Во-первых, это общее свойство, присущее
различным группам людей и
являющееся результатом их взаимоотношений.
Во-вторых, это характер и содержание
отношений между различными группами
людей, находящихся в зависимости
от занимаемого ими места и
от той роли, которую они выполняют
в различных общественных структурах.
В-третьих, это есть результат
«совместной деятельности различных
индивидов», проявляющийся в общении
и в их взаимодействии.
Социальное возникает
именно в ходе взаимодействия
людей, обусловливается различиями
их места и роли в конкретных
общественных структурах.
1.3. Социальные действия,
социальные взаимодействия, социальные
связи и отношения.
Социальные действия
- это определенная система поступков,
средств и методов, используя
которые, индивид или социальная
группа стремятся изменить поведение,
взгляды или мнение других
индивидов или групп. Основой
социального действия выступают
контакты, без них не может
зародиться желание вызвать определенные
реакции индивида или группы,
изменить их поведение.
Итак, социальные
действия - это такие действия, цель
которых вызвать изменение поведения,
взглядов и стремлений индивидов
или общностей. Уже М.Вебер
подчеркивал, что не все действия
людей представляют собой социальные
действия, так как достижение
далеко не всякой цели предполагает
ориентацию на других людей. По этому поводу
в своей работе "Основные социологические
понятия" он писал: "Социальное действие
(включая невмешательство или терпеливое
приятие) может быть ориентировано на
прошедшее, настоящее или ожидаемое в
будущем поведение других. Оно может быть
местью за прошлые обиды, защитой от опасности
в настоящем или мерами защиты от грядущей
опасности в будущем. "Другие" могут
быть отдельными лицами, знакомыми или
неопределенным множеством совершенно
незнакомых людей" [29. С.625]. Таким образом,
по М.Веберу, социальное действие представляет
собой синтез двух необходимых моментов:
а) субъективная мотивация действия индивида
или группы; 6) ориентация на поведение
(прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем)
других.