Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:17, контрольная работа
Социология сегодня – признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий.
Введение...………………………………………………………………….……3
1 Социология как наука. Объект и предмет социологи………………………..5
2 Уровни социологического анализа…………………………………………..10
3 Функции социологии………………………………………………………….11
4 Методы социологии…………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………..16 Список литературы…………………………………………………………….18
Содержание
Введение...…………………………………………………
1 Социология как наука. Объект и предмет социологи………………………..5
2 Уровни социологического анализа…………………………………………..10
3 Функции социологии……………………………………………………
4 Методы социологии…………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
Социология сегодня – признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий.
В обыденном сознании социология ассоциируется с опросами общественного мнения и предвыборными прогнозами, которые редко сбываются. Средства массовой информации с необыкновенной легкостью оперируют данными так называемых «социологических исследований». Ставшие в последнее время особенно популярными опросы населения, выясняющие мнения людей по различным вопросам, не столько прибавляют популярности социологии, сколько создают о ней ложное впечатление.
На самом же деле социология
– это серьезная наука. Даже при
изучении социологии в ВУЗах, далеко
не всегда можно разглядеть за академической
сухостью учебников, сложным языком
изложения, облекающим самые простые
понятия в псевдонаучную
Социологическое знание –
это универсальное знание, позволяющее
людям в полной мере учитывать
социальные последствия любых действий,
повышать эффективность деятельности
и уменьшать возможность
Происходящие в последнее время глубокие перемены в российском обществе предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Общество, в котором мы живем, представляет собой сложнейшую систему социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов и их групп. Каждый индивид включен в различные группы и в своей жизнедеятельности зависит от отношения и поведения других людей. Эффективное функционирование человека в обществе требует знания законов и закономерностей, которые носят название социальных. Конечно, успеха можно добиться и без специальной подготовки, основываясь на жизненном опыте, на обыденности знаний об окружающем нас мире людей, т.к. приобретение таких знаний требует, во-первых, много времени, во-вторых, чревато серьезными неприятностями, ибо приобретается методом проб и ошибок. Вот поэтому информация о том, как складываются и влияют на нашу жизнь социальные нормы, связи и отношения, по которым строится и функционирует современное общество, имеет такую же значимость, как карта для путешественника.
Чтобы понять, что такое социология как самостоятельная область человеческого знания, определим в первую очередь ее предмет и метод.
Тема: Социология как наука.
1 Объект и предмет социологи. Понятие «социального».
С термином "социология"
каждый из нас встречался неоднократно.
В современной жизни она, как
говорится, у всех "на слуху". Телевидение,
радио, газеты сообщают о результатах
социологических опросов
Начнем с этимологии. Термин "социология" - производное от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logo - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология - наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике "Социология". Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т.д. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
В качестве объекта той
или иной науки всегда выступает
определенная сфера объективного или
субъективного мира, в то время
как предмет любой науки
Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г.В. Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Предмет же социологии, поскольку
он является результатом исследовательских
Действий, не может быть определен
столь же однозначно. Понимание предмета
социологии на протяжении всей истории
существования этой науки менялось.
Представители различных школ и
направлений высказывали и
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.
С точки зрения немецкого
социолога М. Вебера, социология - это
наука о социальном поведении, которое
она стремится понять и истолковать.
Социальное поведение, по М. Веберу, - это
отношение человека, иначе говоря,
внутренне или внешне проявляемая
позиция, ориентированная на поступок
или воздержание от него. Это отношение
является поведением, когда субъект
связывает его с определенным
смыслом. Поведение считается
В марксизме предметом
социологического исследования является
научное изучение общества как социальной
системы и составляющих его структурных
элементов - личностей, социальных общностей,
социальных институтов. Широкое распространение
в нашей отечественной
Понятие социального
Социальное — исходное
и центральное понятие
С точки зрения другого
подхода, социальное трактуется как
своеобразный эквивалент проявления чувства
привязанности, притяжения. Социальное
предстает как окультуренная
форма животно-инстинктивных
Особый интерес здесь представляет подход М. Вебера к пониманию социального. М. Вебер, выделив в качестве квинтэссенции социальной жизни «ожидание» (т. е. ориентацию на ответную реакцию), а еще точнее, «ожидание ожидания ожидание», понимал социальное как некую эмерджентную (emergency), т. е. внезапно возникающую реальность. Идем ли мы на работу, делаем ли покупки в магазине, мы, осознанно или неосознанно, постоянно реализуем собственные ожидания того, что другие люди будут выполнять определенные действия, обязательства. А они, в свою очередь, ожидают, что от них ожидают выполнения данных функций. Идя на работу, мы надеемся (точнее, настолько уверены, что даже не задумываемся над этим), что работники общественного транспорта выполняют свои профессиональные обязанности. Ученый пишет книгу, проводит опыты — он ожидает, что его усилия будут оценены коллегами по достоинству. Могут ли вообще состояться более или менее значимые регулярные действия, если человек не может ожидать, прогнозировать с достаточной уверенностью, что другие люди ожидают от него подобного действия и готовы отреагировать на данное действие так, как этого ожидает сам человек. Именно сопряженность взаимных ожиданий как своеобразных обязательств создала в жизнедеятельности конкретной личности предсказуемость, необходимые стабильные, надежные условия для существования и развития в социуме. Именно в сети таких сопряженных взаимных ожиданий можно строить планы, растить и воспитывать детей, творить, решать личные проблемы.
Уровни социологического анализа
Современная социология, предмет которой в общем виде определяется как «изучение социальных отношений», рассматривает все виды социальных отношений в обществе. Учитывая их многообразие, зачастую социологи вынуждены применять различные подходы и методы для анализа социальных явлений и процессов разной степени сложности. В связи с этим принято разделять макро– и микросоциологию.
Макросоциология изучает
крупные социальные общности, системы
и структуры, а также процессы
их изменения и взаимодействия. Представители
макросоциологического подхода
рассматривают в качестве объекта
своего исследования общество в целом.
Они считают, что качественное своеобразие
свойственно лишь социальным явлениям
и процессам большого масштаба, несводимым
к социально-психологическим
Микросоциология изучает
механизмы и закономерности поведения
и взаимодействия людей, их общения
и межличностных отношений. К
этому направлению социологии относятся
теории обмена, символического интеракционизма
и др. Традиционно
Это разделение не является искусственным, а отражает реальное сложное взаимодействие макро– и микромира в человеческом опыте. Мы одновременно включены в сеть непосредственного взаимодействия с другими людьми, составляющими наш микромир, и при этом существуем в более широком социальном контексте – макромире. Значимость того и другого миров для нас различна и изменчива.
2 Уровни социологического анализа
В последнее время сложилась практика выделения четырех основных уровней по элементам социологического анализа, два из которых, межличностный и групповой, относятся к области микросоциологии, а вторые два – социетальный и цивилизационный (мировой) – к макросоциологии.
На межличностном уровне
предметом исследования социологии
является типовое взаимодействие людей,
ролевое поведение и
Для наименования следующего уровня анализа, который рассматривает социальные явлениям и процессы в рамках общества как целого, применяется специальный термин – социетальный уровень. Это сделано для того, чтобы избежать многозначности, если назвать его «общественным», поскольку все социальные явления – и межличностные, и групповые – это общественные явления.
И наконец, четвертый уровень анализа – цивилизационный, или уровень мировой системы. Здесь внимание исследователей акцентируется на отношениях между государствами, транснациональными организациями, международными сообществами и институтами и др. Так, например, и К. Маркс, и М. Вебер рассматривали социальные проблемы в мировом масштабе.
3 Основные функции социологии
Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействия с общественной практикой. В степени развитости функций отражаются потребности общества в данной науке.
В последние годы деление современной науки на фундаментальную и прикладную части признано некорректным: каждая из них вносит определенный вклад в решение и научных, и практических задач. Точно так же выглядит устаревшим и деление функций на фундаментальные и прикладные.