Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:17, контрольная работа

Краткое описание

Социология сегодня – признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий.

Оглавление

Введение...………………………………………………………………….……3
1 Социология как наука. Объект и предмет социологи………………………..5
2 Уровни социологического анализа…………………………………………..10
3 Функции социологии………………………………………………………….11
4 Методы социологии…………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………..16 Список литературы…………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

социология готовая.docx

— 33.72 Кб (Скачать)

К основным функциям социологии принято относить:

• познавательную;

• прогностическую;

• социального проектирования;

• организационно-технологическую;

• управленческую;

• инструментальную.

 

Познавательная  функция присуща любой науке. Для социологии это – познание социального. В самом широком смысле социальное можно определить как имманентное (внутренне присущее, неотъемлемое) качество, отражающее процесс и результат человеческого взаимодействия. Теоретический и эмпирический анализ социальных фактов является познавательной функцией социологии. Она может выступать в дескриптивной (описательной) и диагностической формах.

Еще одним направлением реализации познавательной функции является разработка методологии, методики и техники  социологических исследований. От того, насколько теория, способы и приемы изучения будут адекватны изучаемым социальным процессам и явлениям, зависит достоверность научного знания. Следующая функция – прогностическая – также тесно связана с познавательной функцией, дающей материал о состоянии и тенденциях изменения социальной реальности.

Прогностическая функция социологии отражает потребность общества или социальных институтов в выработке и осуществлении научно обоснованных решений общественного развития.

Принято выделять два типа социальных прогнозов: поисковый и  нормативный. В поисковом прогнозе описывается возможное будущее  состояние объекта с учетом управляющих  воздействий. В нормативном рассматриваются  желаемое состояние объекта, пути и  средства его достижения, необходимые  управляющие воздействия.

Социальное проектирование – это научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественно нового состояния объекта существующего. Такая система должна обеспечивать оптимальное сочетание экономической эффективности, социальной интеграции и условий социального развития.

Организационно-технологическая функция тесно связана с предыдущей и обеспечивает практические средства и действия, необходимые для реализации социальных проектов. Ее продуктом являются социальные технологии.

Под управленческой функцией социологии следует понимать использование социологических знаний, методик и способов анализа ситуации в управлении. Одним направлением ее реализации является проведение исследований специалистами-социологами с представлением результатов и рекомендаций лицам, принимающим решения. Вторым – использование социологических знаний и умений самими управленцами в своей повседневной деятельности.

Известный отечественный  специалист В. В. Щербина вообще считает  деятельность любого современного руководителя «социологической практикой», а самого управленца – «социологом-практиком». Теоретически это абсолютно верно, однако в отечественной действительности это далеко не так. Предпосылкой успешной реализации этого практического направления является улучшение социологической подготовки менеджеров разного уровня.

Самостоятельной функцией социологии как отдельной науки является инструментальная функция – выработка собственно социологических методов познания, анализа и преобразования социальной реальности.

 

4 Методы социологии

Метод (греч. methodos - путь к  чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД  в социологии (англ. biographical approach, biographical perspective) - мультиметодологический подход, развивающийся в этнографии, социологии и психологии, преимущественно опирающийся  на качественную исследовательскую  парадигму. Б.М. направлен на исследование "истории" индивидуальной жизни человека, с акцентом на субъективных представлениях индивида о своей жизни и социальной реальности , выраженных в форме индивидуально-субъективного повествования. Впервые метод жизненной истории использовали представители Чикагской школы социологии У. Томас и Ф. Знанецкий в исследовании "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920). На разработку биографического метода повлияли теории, тяготеющие к интерпретативному подходу: символический интеракционизм, феноменология, семиотика, феминизм. В качестве материалов в биографическом исследовании могут использоваться различные виды данных: результаты опросов, данные наблюдений, акты, официальные и семейно-исторические документы и пр.

МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК - группа методик, приемов и способов получения информации на изучаемое  лицо (нескольких лиц), основанных на том, что в процессе своей жизнедеятельности (на работе, в быту, по местам проведения досуга и т.п.) человек в той  или иной степени проявляет свои личные качества (деловые, волевые, коммуникативные, политические, эмоциональные и т.д.). Эти "проявления" личности воспринимаются сослуживцами, коллегами, знакомыми, родственниками, иным окружением и отражаются в форме  определенного рода представлений, мнений о конкретном лице. Изучение этих мнений и представлений, их анализ и обобщение позволяют сделать  достаточно объективные выводы о  личностных характеристиках данного  лица. Ценность метода обобщения характеристик состоит прежде всего в том, что он представляет собой одну из форм изучения личности через мнения людей, с которыми он взаимодействовал, которые были свидетелями ее поступков и действий в конкретных жизненных и производственных ситуациях.

МЕТОД ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ - разработан М. Вебером и использовался им в социологических исследованиях. Метод идеальных типов позволяет преодолевать противоположность реалистической и номиналистической установок в исследовательской деятельности. В содержательном отношении метод идеальных типов обретает адекватное место именно в интеллектуальной ситуации конца 19 - начала 20 вв., решая методологические проблемы развития наук об обществе. Данный метод не может быть сведен к методическим рекомендациям, измерительным инструментам и алгоритмам, поэтому в современных социальных науках он сохраняется скорее как принцип, чем как метод.

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД (греч. axioma - значимое, принятое положение) - способ построения теории, при котором некоторые  истинные утверждения избираются в  качестве исходных положений (аксиом), из которых затем логическим путем  выводятся и доказываются остальные  истинные утверждения (теоремы) этой теории. Научная значимость А.М. была обоснована еще Аристотелем, который первым разделил все множество истинных высказываний на основные ("принципы") и требующие доказательства ("доказываемые"). В своем развитии АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД прошел три этапа.

На первом этапе аксиоматический  метод был содержательным, аксиомы  принимались на основании их очевидности. Примером такого дедуктивного построения теории служат "Начала" Евклида. На втором этапе Д. Гильберт внес формальный критерий применения аксиоматического метода - требование непротиворечивости, независимости и полноты системы  аксиом. На третьем этапе А.М. становится формализованным. Соответственно, изменилось и понятие "аксиома". Если на первом этапе развития данного метода она  понималась не только как отправной  пункт доказательств, но и как  истинное положение, не нуждающееся  в силу своей очевидности в  доказательстве, то в настоящее время  аксиома обосновывается в качестве необходимого элемента теории, когда  подтверждение последней рассматривается  одновременно как подтверждение  ее аксиоматических оснований как  исходного пункта построения.

МЕТОД ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТ - один из методов исследования структуры  и снижения размерности пространства переменных. Предназначен для линейного  преобразования большого количества исходных переменных, коррелирующих между  собой, в несколько агрегированных некоррелированных показателей, что  облегчает дальнейший анализ данных и позволяет решить проблему мультиколлинеарности. М.Г.К. может также использоваться для исследования структуры связей между исходными переменными. Метод  главных компонент применяется  в тех же целях, что и анализ факторный , и использует аналогичное  представление результатов в  виде матрицы факторных нагрузок , но, тем не менее является вполне самостоятельным. Часто используется в факторном анализе для первоначального  выделения факторов.

 

Заключение

 

Целью данной курсовой работы выступал анализ социологии как науки. Были реализованы следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «социология», ее возникновение как науки.

2. Проанализировать объект  и предмет социологии, раскрыть  структуру социологического знания.

3. Охарактеризовать систему  категорий, законов и основных  функций социологии.

И в заключение, подводя  итоги, необходимо отметить, что на всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему. Но в научный  оборот понятие ”социология” было введено французским философом  Огюстом Контом в 30-х годах прошлого столетия. Огюст Конт (1798 - 1857) и затем  англичанин Герберт Спенсер впервые  обосновали необходимость выделения  социального знания в самостоятельную  научную дисциплину, определили предмет  новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. В конце XIX - начале XX вв. в научных  исследованиях общества стал выделяться наряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами  также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и  начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

Современная социология –  одно из самых важных достижений человеческого  разума, теоретическое отображение  политической деятельности, без которой  невозможно существование общества. Социология – научный ориентир, приобретающий особое значение в  условиях демократизации общества. Именно, в современных условиях судьба каждого  зависит от уровня функционирования политических, властных структур, институтов, государственных механизмов, действенности  и обоснованности политических решений. В настоящее время социологические  знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы.

Социология как самостоятельная  отрасль знаний реализует все  присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято  делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции  социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех  или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы  их оптимизации. Существуют и действуют  функции только во взаимосвязи и  взаимодействии. Социологическое знание является мощным и эффективным инструментом, применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи – носители социологического знания, представители науки социологии в её практическом применении, и  их функции вытекают из функций данной науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Григорьев С.И., Растов  Ю.Е. Начала современной социологии: Учебное пособие для студентов  социогуманитарных вузов. - М.: «Издательство  Магистр», 1999. - 248с

2. Маркович Д.Ж. Общая  социология: Учебник. Изд. 3-е перераб.  и доп. /Пер с сербского. - М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 432с

3. Общая социология: Учебное  пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эффендиева. – М.: ИНФРА, 2005. –  654 с. – (Высшее образование)

4. Радугин А.А., Радугин  К.А. Социология: Курс лекций. - 2-е  изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1999. - 160с.

5. Социология. Основы общей  теории: Учебное пособие / Г.В.  Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща  и др. / Под ред. Г.В. Осипова  Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 461с

6. Социология. Учебное пособие  / Елсунов А.Н., Бабосов Е.М., Данилов  А.Н. и др. / Под ред. А.Н. Елсунова - Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1998. - 560 с

7. Социология: Учебник для  вузов / Лавриненко В.Н., Нартов  Н.А., Шабанова О.А., Лукашева Г.С.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ  - ДАНА, 2004. - 407с 

8. Социология: Учебник / Отв.  ред. П.Д. Павленюк. - 2-е изд., перераб.  и доп. - М.: Издательско-книготорговый  центр «Маркетинг», 2002. - 1036с

9. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. 2-е изд, доп. и  перераб. - М.: Прометей, Юрайт, 1999. - 512с

10. Фролов С.С. Социология: Учебник. 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 1999. - 344с

 


Информация о работе Социология как наука