Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:15, контрольная работа

Краткое описание

В современной жизни термин "социология" у всех на слуху. С утра до вечера во всех средствах массовой информации мы постоянно видим, слышим, читаем о социологических опросах населения, рейтингах президентов или соискателей этого кресла, имиджах политических деятелей. Эти и другие понятия, круглые сутки витают вокруг каждого из нас во всех местах скопления людей: в очередях, на предприятиях, в транспорте, на различных политических и около политических кругах. В вузах нередко оценки преподавателям дают студенты, и, как правило, чем строже принимает преподаватель экзамен, тем ниже его рейтинг (т.е. оценка).

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 43.11 Кб (Скачать)

Введение

 

В современной  жизни термин "социология" у  всех на слуху. С утра до вечера во всех средствах массовой информации мы постоянно  видим, слышим, читаем о социологических  опросах населения, рейтингах президентов  или соискателей этого кресла, имиджах политических деятелей. Эти  и другие понятия, круглые сутки  витают вокруг каждого из нас во всех местах скопления людей: в очередях, на предприятиях, в транспорте, на различных  политических и около политических кругах. В вузах нередко оценки преподавателям дают студенты, и, как  правило, чем строже принимает преподаватель  экзамен, тем ниже его рейтинг (т.е. оценка).

Итак, что  же за наука "социология", вокруг которой второе столетие не прекращаются горячие споры? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. О. Конт как основоположник социологии

Французский философ Огюст Конт, которого многие социологи считают родоначальником новой науки об обществе, родился 19 января 1798 года в городе Монпелье, в семье сборщика податей. Его родители были правоверными католиками и монархистами. После окончания интернат-лицея в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, где изучает математику, философию, глубоко интересуется социальными и экономическими проблемами.

Древнейшим  предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который  стремился рассматривать наблюдение как основу этой науки, а человека - как политическое животное. Отмечали, что особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон (1760-1825). Трудно найти у Конта такую идею, которая в какой-то форме уже не присутствовала бы в сочинениях Сен-Симона. Это относится, в частности, к таким важным для Конта положениям, как идея прогресса, значение науки, в особенности социальной, в современную эпоху, различие "критических" и "органических" периодов в развитии общества и т.д. 1

Можно сказать, что собственно идея социальной реальности, ключевая для становления социологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона. Сам  термин "позитивная философия" последний  использовал еще в 1808 г., т.е. задолго  до публикации трудов основателя позитивной философии. У него же встречаются  и тезисы (впоследствии развитые Контом) о том, что "наука о человеке", "социальная физика", или "социальная физиология", - это часть общей  науки, которая базируется на наблюдении и ее методы должны быть теми же, что и методы естественных наук. Еще Карл Маркс писал, что до Конта Сен-Симон в "Письмах Женевского обитателя" (1803) указывает на аналогию между социальным телом и биологическим организмом.

Не было бы ошибочным считать Конта простым  продолжателем учения Сен-Симона. Во-первых, между ними существуют определенные теоретические и социально-практические расхождения. Сен-Симон делает основной акцент на проблеме социального прогресса, Конт, не отрицая прогресс, большее значение придает проблеме социального порядка. Конт - сторонник централизации политической власти, социальной иерархии и субординации, Сен-Симон, наоборот, предсказывает исчезновение государства и доказывает фундаментальное равенство между людьми. Утверждая значение интеллектуального прогресса как необходимого условия социальной реформы, Конт упрекал Сен-Симона в поспешности и отмечал, что тот хочет лечить болезнь, природу которой еще не изучил. Во-вторых, и это самое главное, идеи Сен-Симона выражены в неразвернутой форме, чаще в виде отдельных высказываний. У Конта наоборот, те же идеи представлены в виде развернутых, систематических концепций и теорий.

В целом  Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции: просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительский рационализм. Конт считает  устаревшей христианскую догматику, но не религию как таковую. Религия вечна, так как человек, в его интерпретации, - существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее, сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии, так же как и всего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные основания.

Конт признает важный вклад Т. Гоббса в развитии теории государства. Чрезвычайно высоко Конт оценивает вклад Монтескье, который впервые распространил  принцип детерминизма на познание социальных явлений и показал, что эти  явления подчинены действию естественных законов. Но особенно высоко он ценит  двух мыслителей, идеи которых противостояли  друг другу: де Местра (1753-1821) и Кондорсе (1743-1794). Он сделал попытку соединить и примирить традиционализм и либерализм, консервативный и революционный дух. Конт рассматривает концепции обоих мыслителей как взаимодополняющие. Главный социальный лозунг Конта "Порядок и прогресс" опирается на идею порядка у де Местра, сформированную в работе "О папе". Кроме того, он развил идею прогресса у Кондорсе, которого Конт считал своим "духовным отцом", у которого он и позаимствовал идею трех стадий.

На формирование взглядов Конта оказало большое  влияние учение социалиста-утописта Ш. Фурье (1772-1837), который видел задачу своей жизни в разработке "социальной науки" как части теорий "всемирного единства", проповедовавшего смену строя цивилизации новым общественным строем - социальной гармонии.

Также он испытал  влияние либерального направления  в политической экономии, главным  образом Адама Смита (1723-1790). У "прославленного и рассудительного" Адама Смита  отмечается глубокий анализ разделения труда. "Мудрый" Тюрго (1727-1781), несомненно, также повлиял на контовское представление о прогрессе, разделив культурный прогресс человечества на три стадии: религиозную, спекулятивную и научную2. 
 

 

2. Теоретические аспекты социологии

2.1 Объект и предмет социологии

Любая научная  дисциплина имеет свой объект и предмет исследования. Более того, именно точное определение собственного предмета исследования дает основания для появления новой науки. Так, например, социология выделилась как самостоятельная наука лишь после определения О. Контом предмета ее изучения.

Под объектом науки понимается феномен или  круг явлений, который она изучает. Чем шире круг этих явлений, тем более  общий характер она имеет. На объект изучения социологии прямо указывает  ее название, составленное из слов двух разных языков: латинского - socium, societas (общество) и греческого - logos (изучение). Таким образом, объектом социологии является общество. Как известно, общество изучается многими научными дисциплинами, например: историей, экономикой, политологией и др., но каждая выделяет для себя какой-либо специфический срез, аспект исследуемого объекта, который и называется предметом данной науки.

Так, история  занимается конкретными событиями, локализованными в пространстве и времени, т.е. каждое историческое событие имеет определенное место, дату и конкретных участников, вплоть до указания имен, фамилий, прозвищ. Социология же, в отличие от истории, имеет  дело с типичными чертами, общими для явлений и процессов, происходивших  или происходящих в разное время  и (или) в разных местах.

На самом  деле вопрос о предмете социологии достаточно сложен. Трудно дать определение, с которым были бы согласны все  представители этой научной дисциплины. Отчасти это связано с молодостью самой науки, отчасти - с существенной эволюцией ее предмета на разных этапах познания. Теоретическое социологическое  изучение общества затруднено также  вследствие быстрых изменений в  общественной жизни на протяжении последних 150 лет. Происходившие изменения  форм общественного устройства, социальных институтов и социальных (общественных) потребностей существенно повлияли на направления исследований, что  вызывает необходимость периодического уточнения предмета науки. Дискуссии  на эту тему продолжаются до сих  пор. В значительной степени ситуация осложняется тем, что среди самих социологов нет единого мнения, является ли социология отдельной, самостоятельной научной дисциплиной.

Так, для  родоначальника социологии О. Конта  предметом социологии являлись универсальные  законы развития и функционирования общества, поскольку перед французским  и в целом - европейским обществом  в то время остро стояла проблема выбора форм общественного устройства. В другие времена и в других условиях более актуальными являлись другие проблемы. Поиск обобщающего  определения предмета социологии не закончен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Функции социологии  как науки

Теоретическое и прикладное, или практическое, значение социологии как науки об обществе раскрывается в выполняемых  ею функциях. В отечественной и  зарубежной литературе называется количество функций: от трех до десяти. Не вдаваясь в полемику о числе функций, о  задачах, решаемых социологией, можно  назвать основные функции, которые  рассматривают большинство авторов, специализирующихся на изучении этой науки и создающих учебные  пособия, учебники для студентов, изучающих  эту дисциплину.

Социология, как самостоятельная отрасль  знаний реализует присущие общественной науке функции - теоретико-познавательную, методологическую, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. В отечественной и зарубежной литературе функции гуманитарных наук, как правило, делят на две группы: гносеологические, т.е. познавательные и социальные. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Обычно основной функцией социологии как науки считают  теоретико-методологическую функцию. Нам кажется, что нельзя познавать  мир, не владея методом науки. Именно метод отличает одну науку от другой. Нельзя решить физическую задачу с  помощью методов биологии. Новая  наука и возникает тогда, когда  появляется проблема, решение которой  невозможно с помощью методов  существующих наук. Таковы причины  возникновения и самой социологии как науки3.

Таким образом, основной функцией любой науки, в  том числе и социологии, следует  считать методологическую функцию.

С помощью  метода мы познаем окружающий нас  мир. Следовательно, второй важнейшей  функцией социологии как науки выступает  функция познавательная (гносеологическая). С помощью данной функции социология исследует социальные явления, их сущность, связи с другими явлениями, закономерности развития различных явлений и  процессов. Главное место в поисках  социологами научного знания занимают общественные отношения, анализ объективных и субъективных сторон деятельности субъектов общественной жизни, анализ деятельности социальных институтов и т.д. Познавательная функция социологии проявляется и при выработке долгосрочных и краткосрочных прогнозов развития той или иной сферы общественной жизни. Социологи, как правило, руководствуются методологическим принципом (кстати, согласно этому принципу давали свои ответы на поставленные вопросы еще дельфийские оракулы) - прогноз тем более верен, чем меньше он содержит деталей. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования, поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта. Социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, он движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.

Социология  выполняет и мировоззренческую  функцию. Она связана с абстрактно-теоретическим  объяснением мира, с общими (философскими) учениями о мире. Мировоззренческая  функция социологии вытекает из того, что социолог объективно участвует  в социально-политической жизни  общества и своими исследованиями содействует  процессу развития общества, а также  выражается в использовании действительно  корректных выведенных количественных данных, фактов, которые только и  способны в чем-либо убедить современного человека. Они выступают как совокупность наиболее общих методов познания и освоения практики. Исследуя окружающие нас явления с помощью научных  методов, мы формируем определенное воззрение на мир: биологи − биологическое, математики - математическое, юристы смотрят на мир сквозь призму права и т.п.

Теоретико-познавательная функция социологии проявляется  в изучении объективных законов, основных социальных проблем развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации этой функции. Критическую функцию науки надо рассматривать через призму интересов. Как правило, ученые познают мир с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны, показывает, что нужно сохранить, упрочить, развить - ведь не все надо ломать или перестраивать. С другой стороны, социология выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится ставить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире.

Познавательная  функция социологии находит продолжение  в прогнозах и преобразовательной функции. Суть преобразовательной функции  состоит в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служат основанием для выборки и  принятия определенных решений. Изменения  в обществе должны быть направлены на создание условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности, социальных институтов. Проблема состоит в преодолении  отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и  качественном повышении ее эффективности.

Информация о работе Социология как наука