Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:15, контрольная работа

Краткое описание

В современной жизни термин "социология" у всех на слуху. С утра до вечера во всех средствах массовой информации мы постоянно видим, слышим, читаем о социологических опросах населения, рейтингах президентов или соискателей этого кресла, имиджах политических деятелей. Эти и другие понятия, круглые сутки витают вокруг каждого из нас во всех местах скопления людей: в очередях, на предприятиях, в транспорте, на различных политических и около политических кругах. В вузах нередко оценки преподавателям дают студенты, и, как правило, чем строже принимает преподаватель экзамен, тем ниже его рейтинг (т.е. оценка).

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 43.11 Кб (Скачать)

В заключение важно сказать о такой функции  социологии, как идеологическая. Принято считать, что она включает в себя и информационную функцию, которая предполагает сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

На вопрос: "Что такое идеология?" - трудно дать единственный исчерпывающий ответ. Чаще всего ее определяют как систему  концепций, теорий, защищающих интересы правящего класса, элиты. В центре любых идеологических систем стоят  экономические интересы.

Идеология - это первый, высший уровень общественного  сознания, система идей, выражающая как интересы, так и мировоззрение  какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические  концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии.

Пока ни одному социологу не удалось полностью  избежать присутствия в его теориях  идеологической нагрузки. Разрушение идеологии марксизма в России привело к небывалому социально-информационному  прессу в разрушительной идеологии  либерал-реформаторов. Для социолога всегда важен объективный анализ общественных явлений. Но социальный статус исследователя, его мировоззренческая позиция также объективно оказывают давление на вывод, рекомендации, которые он готовит для заказчика. Безусловно, надо избегать чрезмерной идеологизации как при составлении социологической документации (программ, опросных листов, бланков интервью, формализованных бланков наблюдений и т.д.), так и при формулировании "обобщения" рекомендаций. 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Солидарность

В первой половине ХХ века широкое распространение  получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги ( 1859-1928 гг.).Он намеревался направить классовую борьбу в реформистское русло и с этой целью развивал концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности, или взаимозависимости. Факт общественной солидарности осознается индивидами, заявлял Л. Дюги,и порождает норму социальной солидарности. Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.

   Л.  Дюги утверждал, что право непосредственно вытекает из общественной солидарности и поэтому стоит над государством , обязательно для него. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует , но не создает ее.

   С  позиций солидаризма Л.Дюги отрицал субъективное право и субъекта права как "метафизические", не соответствующие действительности понятия. Существует лишь объективное право. Норма солидарности создает для индивида лишь "юридическую ситуацию", " социальную обязанность" выполнять определенную функцию в соответствии с положением, которое данное лицо занимает в системе общественной солидарности.

   Роль  концепции о замене субъективных  прав обязанностями особенно  выпукло обнаружилась в трактовке  права частной собственности.  Л.Дюги заявлял, что собственность перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальную функцию, долг. И только в этих пределах она пользуется социальной защитой. Собственность обязывает и должна использоваться в интересах общего блага.

   Л.Дюги критиковал суверенитет и противопоставлял ему " синдикалистский федерализм". Классовое общество Л. Дюги  предлагал переустроить на основе синдикатов, в результате чего, предполагал он , социальная борьба сведется к минимуму и будет достигнуто примирение классов, участие всего народа и всех партий в осуществлении государственной власти.

   Соединение  синдикатов в федерализм, считал  он, приведет к децентрализации,  диффузии политической власти, к  политическому и правовому плюрализму. Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Развитие социологической  мысли в России.

    Социологическая мысль в России развивается как  часть общемировой социологической  науки. Испытывая влияние со стороны  различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает  оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского  общества. В развитии социологической  мысли в России исследователи  выделяют три основных этапа. Первый этап - с середины XIX века до 1918 года XX века, второй - с начала 20-х годов  до конца 50-х годов, третий - с начала 60-х до наших дней. Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.

    Первый  этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 - 1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых “Исторических письмах” П. Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии - О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.

    Цивилизация истолковывается субъективными  социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой  общественного развития выступают  критически мыслящие личности, передовая  интеллигенция.

    Личность  в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного  прогресса. Идеалом общественного  развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки  для всестороннего развития (“разнородности”) личности. Однако, по мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по линии развития “разнородности” общества, его социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к односторонности личности, к превращению ее в простой придаток общественного механизма. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако следует отметить, что концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской концепции социализма и, тем более, от так называемого “реального социализма”, который был воплощен в СССР и других странах социалистического содружества. Н. К. Михайловский определял социализм как “творчество личного начала при посредстве начала общинного”. В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и. Быта - общины (“мира”), артели и др.

    В тесной связи с общесоциологической  теорией находилась и методология  субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального  различия между природными и общественными  явлениями. Природные - это закономерные, повторяющиеся явления, общественные - неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. На основу этого разграничения утверждалась необходимость использования различных  методов познания - научного и социологического.

    Естественнонаучный  метод в своей основе - объективный  метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование  необходимости использования субъективного  метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей общества является не класс, группа, коллектив, а личность. Социальную деятельность личности определяют не какие-то внешние  факторы, а ее субъективные помыслы  и цели. Познать объективными методами эти помыслы и цели невозможно. Поэтому изучение личности социологом может быть осуществлено только по принципу “сопереживания”, когда, по выражению Михайловского, “наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого”. В соответствии с этой установкой разрабатывается субъективная концепция истины.

    Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение  объективных свойств вещей самих  по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой подход вел  к отрицанию закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного процесса. Чтобы избежать произвола мнений, Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность “нормального человека”, нормального не только физиологически, но и поставленного в благоприятные  для нормального развития его  личностных качеств социальные условия. Кроме того, позиция “нормального человека” должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому  социология должна начать с некоторой  утопии, то есть с построения социального  идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей. В русле субъективной социологии шло решение конкретных проблем  политической социологии, механизма  связи лидера и массы (“Герои и  толпа”), роль партии в общественной борьбе (“Исторические письма”) и  др.

    Наряду  с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1851-1916).Ведущую роль в своей социологической  теории М. М. Ковалевский отводит  учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. Одной из основных задач  социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных работах  М. М. Ковалевский активно использовал  и развивал сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился  выявить общее и особенное  в социальных явлениях, осуществить  познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления  или двух разных осуществляющих явлений. М. М. Ковалевский верил, что с  помощью сравнительно-исторического  метода через “параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую  форму поступательного движения общественной жизни”.

    Параллельно с субъективной социологией и  позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная два основными  теориями. Ортодоксальный марксизм в  тот период представляли две ведущие  фигуры - Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый “легальный марксизм” - П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. Основные принципы марксистской методологии были изложены в предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма в России в целом их разделяют.

    Однако  при решении конкретных проблем  общественного устройства между  Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали серьезные различия, которые в  преддверии Октябрьской революции  перешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый “легальный марксизм”  как течение социальной мысли  носил временный, социокультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна революции 1905 - 1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция отошла от марксизма, и “легальный марксизм” прекратил свое существование.

    Следует также отметить, что в этот период у социологии накапливается большой  фактический материал, шла отработка  методов конкретно-социологического анализа с использованием достижений статистики, демографии и других смежных  дисциплин. В 1869 г. вышла в свет работа известного общественного деятеля  В. В. Берви-Флеровского “Положение рабочего класса в России”. В этой работе автор обобщил значительный статистический материал в личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России. Заметным событием в развитии социальной мысли России была двухтомная работа Ю. Янсона “Сравнительная статистика России и западноевропейских государств (1878 - 1880 гг.)”, в которой автор представил богатый фактический материал о социальных процессах в послереформной деревне. Большое влияние на развитие социологии в России оказала опубликованная в 1899 году книга В. И. Ленина “Развитие капитализма в России”. В первый период появляются также крупные работы российских социологов А. Богданова, В. Шулятикова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященные проблемам социальной стратификации, теории классов.

    Второй  период развития социологической мысли  в России характеризуется нарастанием  процесса институционализации, приобретением  социологической наукой статуса  социального института. В 1918 - 1919 гг. в Петроградском и Ярославском  университетах были созданы кафедры  социологии, введена ученая степень  по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в  Петроградском университете при  факультете общественных наук было создано  социологическое отделение, во главе  которого стал Питирим Александрович  Сорокин (1889 - 1968) - крупный ученый и  общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной  и мировой социологии. П. А. Сорокин - один из лидеров правого крыла  партии эсеров, после Февральской  революции 1917 года - секретарь Керенского, с 1920 г. - профессор Петроградского университета, в 1922 г. в числе большой группы российской интеллигенции по решению  ЦК ВКП(б) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература: Сорокин П. А. “Основы социологии” (в 2-хтт., 19222.), Хвостов В. М. “Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса” (1928г.), Бухарин Н. А. “Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии” (1922 г.), Салынский М. С. “Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию” (1923 г.) и др. Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма.

Информация о работе Социология как наука