Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:15, контрольная работа

Краткое описание

В современной жизни термин "социология" у всех на слуху. С утра до вечера во всех средствах массовой информации мы постоянно видим, слышим, читаем о социологических опросах населения, рейтингах президентов или соискателей этого кресла, имиджах политических деятелей. Эти и другие понятия, круглые сутки витают вокруг каждого из нас во всех местах скопления людей: в очередях, на предприятиях, в транспорте, на различных политических и около политических кругах. В вузах нередко оценки преподавателям дают студенты, и, как правило, чем строже принимает преподаватель экзамен, тем ниже его рейтинг (т.е. оценка).

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 43.11 Кб (Скачать)

    Наряду  с разработкой теоретических  вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное  место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим  проблемам труда и быта рабочих  и крестьян В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А Годулов, В Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

    В ЗО-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что “исторический материализм - это и есть социология марксизма”, и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упадка связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых “социалистических завоеваний”. Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование. Отдельные ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии.

    Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х - начале 60-х годов, на волне “хрущевской оттепели”. В  этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса  на социальную и профессиональную структуру  работников, их отношение к труду. Большое распространение получило “социальное планирование”, составление  планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических  исследований большим количеством  социологов-самоучек.

    В 60-х годах социология вновь восстанавливает  статус социального института. В  середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение - отдел  социологических исследований в  Институте философии АН СССР и  лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская  социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических  исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социологических  исследований АН СССР с отделениями  в союзных республиках и крупных  региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал “Социологические исследования”. С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Была ли наука, придуманная Контом следствием его утопии или, наоборот, утопия - следствием его научных воззрений или, наконец, наука и утопия у него были независимы друг от друга? Как бы мы не ответили на этот вопрос, ясно одно: Конт внес важный вклад в становление социологии как научной дисциплины. Он обосновал  ее необходимость и возможность. Это обоснование было по сути своей  и неизбежно философским и, шире, мировоззренческим: очевидно; что изнутри  социологии обосновывать ее было невозможно, так как в качестве самостоятельной  науки она еще не существовала. Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки. Он наметил ее программу и отчасти  пытался реализовать.

Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т.е. ключевых представлений  о социальной реальности. Он доказывал  тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания, и обосновывал идею автономии "социального  существования" по отношению к индивидуальному. Конт одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как "социальный организм" и "социальная система", сформулировал эволюционную парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Конт зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций - традиции исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами "согласие" и "сплоченность").

Огромное  значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые  необходимо изучать и на основе которых  следует строить социальную практику. Его различение социальной статики  и социальной динамики в той или  иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии, а также  проникло в смежные науки. Сохраняют  свое значение и многие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т.д.

Что касается значения Конта для институционально-организационной  стороны развития социологии, то здесь  можно говорить не о прямом, а  лишь о косвенном его влиянии. Время институционализации социологии при нем еще не наступило. Как  говорил сам Конт, "колыбель не может быть троном". В его время  социология находилась еще в колыбели. Нельзя сказать, чтобы социология когда-нибудь или где-нибудь до сих пор находилась "на троне". Но в том, что она  сегодня занимает вполне достойное  место среди наук о человеке, заслуга  Конта, несомненно, велика.

 

Список использованной литературы

 
  1. Щепаньский  Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1979. - 426 с.
  2. История социологии в Западной Европе и США. - М.: Инфра - М, Норма, 1999. - 261 с.
  3. История теоретической социологии. Т.1. - М.: Канон, 1997. - 316 с.
  4. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. М.: Деловая Книга, 1998. - 439 с.
  5. Тощенко Ж. Социология. - М.: Юрайт, 1999. - 267 с.
  6. Социология: учебник для студентов вузов / Н.А. Нартов, В.Ю. Бельский; под ред. проф. В.И. Староверова. - М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 511 с.

Информация о работе Социология как наука