Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:03, реферат

Краткое описание

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Оглавление

1. Социология как наука.
1.1. Объект и предмет социологии.
1.2. Понятие «социального» в системе социологического знания.
1.3. Социальные действия, социальные взаимодействия, социальные связи и отношения.
1.4. Структура социологии, ее функции и методы социологического познания.
1.5. Социология и другие гуманитарные науки.
1.6. Социология в структуре образования.
2. Возникновение и развитие социологии.
2.1. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины.
2.2. О.Конт – основатель «позитивной социологии».
2.3. Основные направления развития социологии в XIX – начале XX вв.
2.4. Классики социологической науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер

Файлы: 1 файл

со.docx

— 38.24 Кб (Скачать)

 Социологическое  образование косвенным образом  воздействует на экономическую  (производственную), социальную, политическую, духовную жизнь общества за  счет подготовки кадров специалистов, умеющих исследовать процессы, происходящие  в ее различных сферах, и способствовать  позитивным преобразованиям в  каждой из них. В этой связи  важно видеть основные области  применения специалистов-социологов. Ими являются:

- профессиональная  деятельность в аналитических  социологических центрах, на предприятиях, фирмах, консалтинговых кампаниях;

- работа в государственных  органах федерального, регионального  и муниципального уровней, требующих  базового высшего социологического  образования;

- деятельность в  избирательных компаниях и центрах  избирательных (политических) технологий;

- проектно-аналитическая  и экспертно-консультационная деятельность;

- работа в научных  институтах и социологических  службах в качестве научных  сотрудников и экспертов-консультантов;

- деятельность в  сфере связей с общественностью;

- работа на преподавательских  и административных должностях  в высших и средних образовательных  учреждениях.

 

2. Возникновение  и развитие социологии.

2.1. Предпосылки возникновения  социологии как самостоятельной  научной дисциплины.

 На возникновение  и развитие любой социальной  науки, предметом изучения которой  выступает общественная жизнь,  в первую очередь влияет наличие  общественных потребностей в  решении тех или иных задач,  возникающих в социальной системе,  а также теоретических предпосылок,  обеспечивающих соответствующий  уровень научного анализа.

 Во многом становление  социологии как самостоятельной  науки связано с глубокими  изменениями мировоззренческого  характера, происходившими в Европе  в конце XVIII — начале XIX веков,  когда социальные изменения приобрели  глобальный характер. Это было  время перехода от средневекового  сословно-монархического устройства  к новым формам организации  экономической и политической  жизни. Происходил процесс становления  совершенно нового общества, утверждавшего  торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей. Существенное расширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес людей к знанию основ жизни социальной группы, социальной общности, социальных процессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использования обретенных прав и свобод.

 В свою очередь,  развитие свободной конкуренции  в экономике, политике, духовной  сфере также поставило в прямую  зависимость результативность деятельности  предпринимателей и политиков  от умения использования знаний  о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей  и т.п. К середине XIX в. потребности  социального развития и внутренняя  логика эволюции науки об обществе  с острой необходимостью стали  требовать новых подходов, формирования  нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было  ответом на потребности формирующегося  гражданского общества. Можно отметить  следующие теоретические и социально-экономические  предпосылки и условия возникновения  социологии как науки: возникновение  и развитие частных общественных  наук (политической науки, науки  о праве, политической экономии), достижения в области естествознания, разочарование в рационалистических  теориях XVIII века после Великой  Французской революции, зарождение  и развитие эмпирических социальных  исследований, а также ряд социально-экономических  предпосылок.

 

2.2. О.Конт – основатель  «позитивной социологии».

 Французский философ  Огюст Конт, которого многие социологи  считают родоначальником новой  науки об обществе, родился 19 января 1798 года в городе Монпелье, в  семье сборщика податей. Его  родители были правоверными католиками  и монархистами. После окончания  интернат-лицея в 1814 г. он поступает  в Политехническую школу в  Париже, где изучает математику, философию, глубоко интересуется  социальными и экономическими  проблемами.

 По Конту, социология, как и любая другая наука,  изучает неизменные естественные  законы. Предмет ее - самый важный  и сложный, поэтому социология - своего рода царица других  наук.

 Конт относится  отрицательно ко всему разрушительному,  критическому. Он противопоставляет  духу отрицания (и в теории, и в действительности), принесенному  Революцией, созидательный, позитивный  дух. Категория "позитивного"  становится наиболее общей и  главной в его мировоззрении,  поэтому "позитивизм" и другие  слова, производные от "позитивного", становятся основными терминами  для обозначения контовского  учения.

 Что же такое  "позитивное" в истолковании  основателя позитивизма? Он указывает  пять значений этого слова:  реальное в противовес химерическому;  полезное в противовес негодному;  достоверное в противовес сомнительному;  точное в противовес смутному; организующее в противовес разрушительному.

 К этим значениям  Конт добавляет такие черты  позитивного мышления, как тенденция  всюду заменять абсолютное относительным,  его непосредственно социальный  характер, а также тесная связь  с всеобщим здравым смыслом.

 Место позитивного  мышления в системе Конта можно  понять только в связи с  его знаменитым законом "трех  стадий", или "трех состояний", который он считал своим главным  открытием.

 Согласно этому  закону индивидуальный человек,  общество и человечество в  целом в своем развитии неизбежно  и последовательно проходят три  стадии:

 на теологической,  или фиктивной, стадии человеческий  разум стремится найти либо  начальные, либо конечные причины  явлений, он "стремится к абсолютному  знанию". Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три  фазы развития: фетишизм, политеизм,  монотеизм. На метафизической, или  абстрактной стадии человеческое  мышление также пытается объяснить  внутреннюю природу явлений, их  начало и предназначение, главный  способ их образования. Основной  признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит  в том, что здесь действует  закон постоянного подчинения  воображения наблюдению. На этой  стадии ум отказывается от  недоступного определения конечных  причин и сущностей и вместо  этого обращается к простому  исследованию законов, т.е. "постоянных  отношений, существующих между  наблюдаемыми явлениями".

 Позитивное мышление  далеко и от эмпиризма, и  от мистицизма. Согласно закону  трех стадий, все науки и все  общества неизбежно завершают  свою эволюцию на позитивной  стадии. Именно на третьей стадии  формируется истинная, т.е. позитивная  наука, цель которой - познание  не фактов (они составляют для  нее лишь необходимый сырой  материал), а законов. Существование  неизменных естественных законов  - условие существования науки,  их познание с целью рационального  предвидения - ее предназначение.

 Конт исходит  из представления о единстве  и иерархической структуре всего  бытия, включая человеческое. На  основе такого представления  он строит свою классификацию  наук, получившую широкую известность.

 Каждая наука  представляет собой своего рода  ступень по отношению к последующей.  Каждая из них заимствует у  предыдущей ее методы и добавляет  к ним еще свой собственный  метод, обусловленный спецификой  изучаемого объекта. Все науки  проходят в своем развитии  теологическую, метафизическую и  позитивную стадии, только на  последней они становятся науками  в собственном смысле. На вершине  иерархии наук находится социология.

 

2.3. Основные направления  развития социологии в XIX –  начале XX вв.

 На вторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет  теоретической социологии, развитие  социологических теорий, ставших  классическими. Данный период  — это своего рода социологическое  «осевое время». Поэтому внимание  к нему особенно пристальное.  Анализ классического периода  в развитии социологии предполагает  решение проблемы систематизации  созданных в это время социологических  теорий, определения принципа их  структурирования, критерии их классификации.  Здесь существуют различные подходы.

 Чаще всего  используется принцип соотнесенности  социологической концепции с  другими науками (определение  неизвестного через известное). Так,  выделяют социальный органицизм  и социальный дарвинизм (Л.  Гумплович, Г. Спенсер и др.), сводящие закономерности эволюции  человеческого общества к закономерностям  биологической эволюции и выдвигающие  принципы естественного отбора, борьбы за существование и  выживание наиболее приспособленных  в качестве определяющих факторов общественной жизни; социальный механицизм, сторонники которого (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и др.) пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках; географическое направление в социологии (Г. Бокль, Л. И. Мечников, Ф. Ратцель и др.), отстаивающее решающую роль географической среды в истории общества; психологическое направление (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), представители которого стремились сводить общественные явления к психическим, искали ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических особенностях поведения индивида или общности. Рассматриваются в истории социологии и другие направления. Однако ни одно из них не может включить наиболее значимые, классические социологические концепции.

 

2.4. Классики социологической  науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер.

 Г. Спенсер  (1820-1903 гг.) рассматривал общество  по аналогии с единым биологическим  организмом. Как и живые существа, общество развивается от простых  форм к сложным. Совершенно  правильно Спенсер считал, что  наиболее устойчивыми являются  простые примитивные общества, составные  части которых однородны и  могут легко взаимозаменяться. Например, первобытные охотники, ощутив недостаток  дичи, могли перекочевать на другую  территорию, переключиться на рыбную  ловлю или собирательство. Но  в развитом обществе экономический  кризис может привести к краху  и политическую, и социальную, и  духовную сферы. Уязвимость современного  общества - в его сложности, во  взаимозависимости всех его частей, поэтому по мере развития общества  все большую роль играет регулирующая  и контролирующая взаимодействия  между людьми политическая система,  аналогичная мозгу и нервной  системе живого организма. Однако  активное вмешательство государства  в жизнь общества ведет к  деградации последнего, так как  возрастание интеллектуального  потенциала его членов может  происходить только в результате "естественного отбора", эволюционно.

 Э. Дюркгейм  был одним из самых талантливых  и влиятельных социологов Франции  конца XIX в. Он одним из первых  выделил предмет социологии -социальную  реальность, имеющую особые, только  ей одной присущие качества. Общество  есть совокупность социальных  фактов, являющихся элементами социальной  реальности. Социальные факты существуют  вне сознания конкретного человека  и оказывают на него внешнее  давление. К социальным фактам  Э. Дюркгейм относит законы, обычаи, языки, денежную систему, религию  и др. - все, что индивид получает  готовым при рождении. Дюркгейм  развил идею солидарности, как  высшего морального принципа, обосновывающего  необходимость разделения труда.  Но разделение труда при ненормальных  условиях может привести к  узкой специализации работающих, к превращению рабочего в придаток  машины, создать социальную основу  разрушительных конфликтов. Дюркгейм  предложил выход - укрепить солидарность  членов общества правильным разделением  труда, основанным на индивидуальных  способностях индивидов. В конечном  итоге сформируется общество, основанное  на справедливости, равенстве и  свободе.

 М.Вебер (1864-1820) внёс существенный вклад в  такие области социального знания, как общая социология, методология  социального познания, политическая  социология, социология права, социология  религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию  Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное  действие и пытается объяснить  его причину. Понимание означает  познание социального действия  через его субъективно подразумеваемый  смысл, т. е. смысл, который  вкладывает в данное действие  сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Информация о работе Социология как наука