Социологическое
образование косвенным образом
воздействует на экономическую
(производственную), социальную, политическую,
духовную жизнь общества за
счет подготовки кадров специалистов,
умеющих исследовать процессы, происходящие
в ее различных сферах, и способствовать
позитивным преобразованиям в
каждой из них. В этой связи
важно видеть основные области
применения специалистов-социологов.
Ими являются:
- профессиональная
деятельность в аналитических
социологических центрах, на предприятиях,
фирмах, консалтинговых кампаниях;
- работа в государственных
органах федерального, регионального
и муниципального уровней, требующих
базового высшего социологического
образования;
- деятельность в
избирательных компаниях и центрах
избирательных (политических) технологий;
- проектно-аналитическая
и экспертно-консультационная деятельность;
- работа в научных
институтах и социологических
службах в качестве научных
сотрудников и экспертов-консультантов;
- деятельность в
сфере связей с общественностью;
- работа на преподавательских
и административных должностях
в высших и средних образовательных
учреждениях.
2. Возникновение
и развитие социологии.
2.1. Предпосылки возникновения
социологии как самостоятельной
научной дисциплины.
На возникновение
и развитие любой социальной
науки, предметом изучения которой
выступает общественная жизнь,
в первую очередь влияет наличие
общественных потребностей в
решении тех или иных задач,
возникающих в социальной системе,
а также теоретических предпосылок,
обеспечивающих соответствующий
уровень научного анализа.
Во многом становление
социологии как самостоятельной
науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого
характера, происходившими в Европе
в конце XVIII — начале XIX веков,
когда социальные изменения приобрели
глобальный характер. Это было
время перехода от средневекового
сословно-монархического устройства
к новым формам организации
экономической и политической
жизни. Происходил процесс становления
совершенно нового общества, утверждавшего
торжество прав и свобод человека,
духовную, экономическую независимость
и автономность гражданина, оно шло на
смену общества нормативного порядка,
феодально-абсолютистского устройства,
для которого была характерна жесточайшая
тоталитарная регламентация экономической,
общественно-политической и духовной
жизни людей. Существенное расширение
границ прав и свобод человека, увеличение
возможностей выбора пробудили интерес
людей к знанию основ жизни социальной
группы, социальной общности, социальных
процессов и явлений с целью наиболее
рационального и эффективного использования
обретенных прав и свобод.
В свою очередь,
развитие свободной конкуренции
в экономике, политике, духовной
сфере также поставило в прямую
зависимость результативность деятельности
предпринимателей и политиков
от умения использования знаний
о конкретных социальных механизмах,
настроений и ожиданий людей
и т.п. К середине XIX в. потребности
социального развития и внутренняя
логика эволюции науки об обществе
с острой необходимостью стали
требовать новых подходов, формирования
нового типа социальных знаний.
Возникновение социологии было
ответом на потребности формирующегося
гражданского общества. Можно отметить
следующие теоретические и социально-экономические
предпосылки и условия возникновения
социологии как науки: возникновение
и развитие частных общественных
наук (политической науки, науки
о праве, политической экономии),
достижения в области естествознания,
разочарование в рационалистических
теориях XVIII века после Великой
Французской революции, зарождение
и развитие эмпирических социальных
исследований, а также ряд социально-экономических
предпосылок.
2.2. О.Конт – основатель
«позитивной социологии».
Французский философ
Огюст Конт, которого многие социологи
считают родоначальником новой
науки об обществе, родился 19 января
1798 года в городе Монпелье, в
семье сборщика податей. Его
родители были правоверными католиками
и монархистами. После окончания
интернат-лицея в 1814 г. он поступает
в Политехническую школу в
Париже, где изучает математику,
философию, глубоко интересуется
социальными и экономическими
проблемами.
По Конту, социология,
как и любая другая наука,
изучает неизменные естественные
законы. Предмет ее - самый важный
и сложный, поэтому социология
- своего рода царица других
наук.
Конт относится
отрицательно ко всему разрушительному,
критическому. Он противопоставляет
духу отрицания (и в теории,
и в действительности), принесенному
Революцией, созидательный, позитивный
дух. Категория "позитивного"
становится наиболее общей и
главной в его мировоззрении,
поэтому "позитивизм" и другие
слова, производные от "позитивного",
становятся основными терминами
для обозначения контовского
учения.
Что же такое
"позитивное" в истолковании
основателя позитивизма? Он указывает
пять значений этого слова:
реальное в противовес химерическому;
полезное в противовес негодному;
достоверное в противовес сомнительному;
точное в противовес смутному;
организующее в противовес разрушительному.
К этим значениям
Конт добавляет такие черты
позитивного мышления, как тенденция
всюду заменять абсолютное относительным,
его непосредственно социальный
характер, а также тесная связь
с всеобщим здравым смыслом.
Место позитивного
мышления в системе Конта можно
понять только в связи с
его знаменитым законом "трех
стадий", или "трех состояний",
который он считал своим главным
открытием.
Согласно этому
закону индивидуальный человек,
общество и человечество в
целом в своем развитии неизбежно
и последовательно проходят три
стадии:
на теологической,
или фиктивной, стадии человеческий
разум стремится найти либо
начальные, либо конечные причины
явлений, он "стремится к абсолютному
знанию". Теологическое мышление,
в свою очередь, проходит три
фазы развития: фетишизм, политеизм,
монотеизм. На метафизической, или
абстрактной стадии человеческое
мышление также пытается объяснить
внутреннюю природу явлений, их
начало и предназначение, главный
способ их образования. Основной
признак позитивной, или реальной,
или научной стадии состоит
в том, что здесь действует
закон постоянного подчинения
воображения наблюдению. На этой
стадии ум отказывается от
недоступного определения конечных
причин и сущностей и вместо
этого обращается к простому
исследованию законов, т.е. "постоянных
отношений, существующих между
наблюдаемыми явлениями".
Позитивное мышление
далеко и от эмпиризма, и
от мистицизма. Согласно закону
трех стадий, все науки и все
общества неизбежно завершают
свою эволюцию на позитивной
стадии. Именно на третьей стадии
формируется истинная, т.е. позитивная
наука, цель которой - познание
не фактов (они составляют для
нее лишь необходимый сырой
материал), а законов. Существование
неизменных естественных законов
- условие существования науки,
их познание с целью рационального
предвидения - ее предназначение.
Конт исходит
из представления о единстве
и иерархической структуре всего
бытия, включая человеческое. На
основе такого представления
он строит свою классификацию
наук, получившую широкую известность.
Каждая наука
представляет собой своего рода
ступень по отношению к последующей.
Каждая из них заимствует у
предыдущей ее методы и добавляет
к ним еще свой собственный
метод, обусловленный спецификой
изучаемого объекта. Все науки
проходят в своем развитии
теологическую, метафизическую и
позитивную стадии, только на
последней они становятся науками
в собственном смысле. На вершине
иерархии наук находится социология.
2.3. Основные направления
развития социологии в XIX –
начале XX вв.
На вторую половину
XIX — начало XX в. приходится расцвет
теоретической социологии, развитие
социологических теорий, ставших
классическими. Данный период
— это своего рода социологическое
«осевое время». Поэтому внимание
к нему особенно пристальное.
Анализ классического периода
в развитии социологии предполагает
решение проблемы систематизации
созданных в это время социологических
теорий, определения принципа их
структурирования, критерии их классификации.
Здесь существуют различные подходы.
Чаще всего
используется принцип соотнесенности
социологической концепции с
другими науками (определение
неизвестного через известное). Так,
выделяют социальный органицизм
и социальный дарвинизм (Л.
Гумплович, Г. Спенсер и др.),
сводящие закономерности эволюции
человеческого общества к закономерностям
биологической эволюции и выдвигающие
принципы естественного отбора,
борьбы за существование и
выживание наиболее приспособленных
в качестве определяющих факторов общественной
жизни; социальный механицизм, сторонники
которого (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и
др.) пытались объяснить общественную
жизнь и поведение человека, распространяя
на них закономерности, установленные
в физических науках; географическое направление
в социологии (Г. Бокль, Л. И. Мечников, Ф.
Ратцель и др.), отстаивающее решающую
роль географической среды в истории общества;
психологическое направление (Л. Уорд,
Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и
др.), представители которого стремились
сводить общественные явления к психическим,
искали ключ к объяснению всех общественных
явлений и процессов в психических особенностях
поведения индивида или общности. Рассматриваются
в истории социологии и другие направления.
Однако ни одно из них не может включить
наиболее значимые, классические социологические
концепции.
2.4. Классики социологической
науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер.
Г. Спенсер
(1820-1903 гг.) рассматривал общество
по аналогии с единым биологическим
организмом. Как и живые существа,
общество развивается от простых
форм к сложным. Совершенно
правильно Спенсер считал, что
наиболее устойчивыми являются
простые примитивные общества, составные
части которых однородны и
могут легко взаимозаменяться. Например,
первобытные охотники, ощутив недостаток
дичи, могли перекочевать на другую
территорию, переключиться на рыбную
ловлю или собирательство. Но
в развитом обществе экономический
кризис может привести к краху
и политическую, и социальную, и
духовную сферы. Уязвимость современного
общества - в его сложности, во
взаимозависимости всех его частей,
поэтому по мере развития общества
все большую роль играет регулирующая
и контролирующая взаимодействия
между людьми политическая система,
аналогичная мозгу и нервной
системе живого организма. Однако
активное вмешательство государства
в жизнь общества ведет к
деградации последнего, так как
возрастание интеллектуального
потенциала его членов может
происходить только в результате
"естественного отбора", эволюционно.
Э. Дюркгейм
был одним из самых талантливых
и влиятельных социологов Франции
конца XIX в. Он одним из первых
выделил предмет социологии -социальную
реальность, имеющую особые, только
ей одной присущие качества. Общество
есть совокупность социальных
фактов, являющихся элементами социальной
реальности. Социальные факты существуют
вне сознания конкретного человека
и оказывают на него внешнее
давление. К социальным фактам
Э. Дюркгейм относит законы, обычаи,
языки, денежную систему, религию
и др. - все, что индивид получает
готовым при рождении. Дюркгейм
развил идею солидарности, как
высшего морального принципа, обосновывающего
необходимость разделения труда.
Но разделение труда при ненормальных
условиях может привести к
узкой специализации работающих,
к превращению рабочего в придаток
машины, создать социальную основу
разрушительных конфликтов. Дюркгейм
предложил выход - укрепить солидарность
членов общества правильным разделением
труда, основанным на индивидуальных
способностях индивидов. В конечном
итоге сформируется общество, основанное
на справедливости, равенстве и
свободе.
М.Вебер (1864-1820)
внёс существенный вклад в
такие области социального знания,
как общая социология, методология
социального познания, политическая
социология, социология права, социология
религии, экономическая социология,
теория капитализма. Свою концепцию
Вебер называл «понимающей социологией».
Социология анализирует социальное
действие и пытается объяснить
его причину. Понимание означает
познание социального действия
через его субъективно подразумеваемый
смысл, т. е. смысл, который
вкладывает в данное действие
сам его субъект. Поэтому в социологии
находят своё отражение всё многообразие
идей и мировоззрений, регулирующих человеческую
деятельность, т. е. всё многообразие человеческой
культуры. В отличие от своих современников
Вебер не стремился строить социологию
по образцу естественных наук, относя
её к гуманитарным наукам или, в его терминах,
к наукам о культуре, которые как по методологии,
так и по предмету составляют автономную
область знания. Основные категории понимающей
социологии — это поведение, действие
и социальное действие. Поведение — наиболее
общая категория деятельности, которая
становится действием, если действующий
связывает с ним субъективный смысл. О
социальном действии можно говорить тогда,
когда действие соотносится с действиями
других людей и ориентируется на них. Сочетания
социальных действий образуют «смысловые
связи», на основе которых формируются
социальные отношения и институты. Результат
понимания по Веберу — гипотеза высокой
степени вероятности, которая затем должна
быть подтверждена объективными научными
методами.