Социологическое 
образование косвенным образом 
воздействует на экономическую 
(производственную), социальную, политическую, 
духовную жизнь общества за 
счет подготовки кадров специалистов, 
умеющих исследовать процессы, происходящие 
в ее различных сферах, и способствовать 
позитивным преобразованиям в 
каждой из них. В этой связи 
важно видеть основные области 
применения специалистов-социологов. 
Ими являются:
 - профессиональная 
деятельность в аналитических 
социологических центрах, на предприятиях, 
фирмах, консалтинговых кампаниях;
 - работа в государственных 
органах федерального, регионального 
и муниципального уровней, требующих 
базового высшего социологического 
образования;
 - деятельность в 
избирательных компаниях и центрах 
избирательных (политических) технологий;
 - проектно-аналитическая 
и экспертно-консультационная деятельность;
 - работа в научных 
институтах и социологических 
службах в качестве научных 
сотрудников и экспертов-консультантов;
 - деятельность в 
сфере связей с общественностью;
 - работа на преподавательских 
и административных должностях 
в высших и средних образовательных 
учреждениях.
  
 2. Возникновение 
и развитие социологии.
2.1. Предпосылки возникновения 
социологии как самостоятельной 
научной дисциплины.
 На возникновение 
и развитие любой социальной 
науки, предметом изучения которой 
выступает общественная жизнь, 
в первую очередь влияет наличие 
общественных потребностей в 
решении тех или иных задач, 
возникающих в социальной системе, 
а также теоретических предпосылок, 
обеспечивающих соответствующий 
уровень научного анализа.
 Во многом становление 
социологии как самостоятельной 
науки связано с глубокими 
изменениями мировоззренческого 
характера, происходившими в Европе 
в конце XVIII — начале XIX веков, 
когда социальные изменения приобрели 
глобальный характер. Это было 
время перехода от средневекового 
сословно-монархического устройства 
к новым формам организации 
экономической и политической 
жизни. Происходил процесс становления 
совершенно нового общества, утверждавшего 
торжество прав и свобод человека, 
духовную, экономическую независимость 
и автономность гражданина, оно шло на 
смену общества нормативного порядка, 
феодально-абсолютистского устройства, 
для которого была характерна жесточайшая 
тоталитарная регламентация экономической, 
общественно-политической и духовной 
жизни людей. Существенное расширение 
границ прав и свобод человека, увеличение 
возможностей выбора пробудили интерес 
людей к знанию основ жизни социальной 
группы, социальной общности, социальных 
процессов и явлений с целью наиболее 
рационального и эффективного использования 
обретенных прав и свобод.
 В свою очередь, 
развитие свободной конкуренции 
в экономике, политике, духовной 
сфере также поставило в прямую 
зависимость результативность деятельности 
предпринимателей и политиков 
от умения использования знаний 
о конкретных социальных механизмах, 
настроений и ожиданий людей 
и т.п. К середине XIX в. потребности 
социального развития и внутренняя 
логика эволюции науки об обществе 
с острой необходимостью стали 
требовать новых подходов, формирования 
нового типа социальных знаний. 
Возникновение социологии было 
ответом на потребности формирующегося 
гражданского общества. Можно отметить 
следующие теоретические и социально-экономические 
предпосылки и условия возникновения 
социологии как науки: возникновение 
и развитие частных общественных 
наук (политической науки, науки 
о праве, политической экономии), 
достижения в области естествознания, 
разочарование в рационалистических 
теориях XVIII века после Великой 
Французской революции, зарождение 
и развитие эмпирических социальных 
исследований, а также ряд социально-экономических 
предпосылок.
  
2.2. О.Конт – основатель 
«позитивной социологии».
 Французский философ 
Огюст Конт, которого многие социологи 
считают родоначальником новой 
науки об обществе, родился 19 января 
1798 года в городе Монпелье, в 
семье сборщика податей. Его 
родители были правоверными католиками 
и монархистами. После окончания 
интернат-лицея в 1814 г. он поступает 
в Политехническую школу в 
Париже, где изучает математику, 
философию, глубоко интересуется 
социальными и экономическими 
проблемами.
 По Конту, социология, 
как и любая другая наука, 
изучает неизменные естественные 
законы. Предмет ее - самый важный 
и сложный, поэтому социология 
- своего рода царица других 
наук.
 Конт относится 
отрицательно ко всему разрушительному, 
критическому. Он противопоставляет 
духу отрицания (и в теории, 
и в действительности), принесенному 
Революцией, созидательный, позитивный 
дух. Категория "позитивного" 
становится наиболее общей и 
главной в его мировоззрении, 
поэтому "позитивизм" и другие 
слова, производные от "позитивного", 
становятся основными терминами 
для обозначения контовского 
учения.
 Что же такое 
"позитивное" в истолковании 
основателя позитивизма? Он указывает 
пять значений этого слова: 
реальное в противовес химерическому; 
полезное в противовес негодному; 
достоверное в противовес сомнительному; 
точное в противовес смутному; 
организующее в противовес разрушительному.
 К этим значениям 
Конт добавляет такие черты 
позитивного мышления, как тенденция 
всюду заменять абсолютное относительным, 
его непосредственно социальный 
характер, а также тесная связь 
с всеобщим здравым смыслом.
 Место позитивного 
мышления в системе Конта можно 
понять только в связи с 
его знаменитым законом "трех 
стадий", или "трех состояний", 
который он считал своим главным 
открытием.
 Согласно этому 
закону индивидуальный человек, 
общество и человечество в 
целом в своем развитии неизбежно 
и последовательно проходят три 
стадии:
 на теологической, 
или фиктивной, стадии человеческий 
разум стремится найти либо 
начальные, либо конечные причины 
явлений, он "стремится к абсолютному 
знанию". Теологическое мышление, 
в свою очередь, проходит три 
фазы развития: фетишизм, политеизм, 
монотеизм. На метафизической, или 
абстрактной стадии человеческое 
мышление также пытается объяснить 
внутреннюю природу явлений, их 
начало и предназначение, главный 
способ их образования. Основной 
признак позитивной, или реальной, 
или научной стадии состоит 
в том, что здесь действует 
закон постоянного подчинения 
воображения наблюдению. На этой 
стадии ум отказывается от 
недоступного определения конечных 
причин и сущностей и вместо 
этого обращается к простому 
исследованию законов, т.е. "постоянных 
отношений, существующих между 
наблюдаемыми явлениями".
 Позитивное мышление 
далеко и от эмпиризма, и 
от мистицизма. Согласно закону 
трех стадий, все науки и все 
общества неизбежно завершают 
свою эволюцию на позитивной 
стадии. Именно на третьей стадии 
формируется истинная, т.е. позитивная 
наука, цель которой - познание 
не фактов (они составляют для 
нее лишь необходимый сырой 
материал), а законов. Существование 
неизменных естественных законов 
- условие существования науки, 
их познание с целью рационального 
предвидения - ее предназначение.
 Конт исходит 
из представления о единстве 
и иерархической структуре всего 
бытия, включая человеческое. На 
основе такого представления 
он строит свою классификацию 
наук, получившую широкую известность.
 Каждая наука 
представляет собой своего рода 
ступень по отношению к последующей. 
Каждая из них заимствует у 
предыдущей ее методы и добавляет 
к ним еще свой собственный 
метод, обусловленный спецификой 
изучаемого объекта. Все науки 
проходят в своем развитии 
теологическую, метафизическую и 
позитивную стадии, только на 
последней они становятся науками 
в собственном смысле. На вершине 
иерархии наук находится социология.
  
2.3. Основные направления 
развития социологии в XIX – 
начале XX вв.
 На вторую половину 
XIX — начало XX в. приходится расцвет 
теоретической социологии, развитие 
социологических теорий, ставших 
классическими. Данный период 
— это своего рода социологическое 
«осевое время». Поэтому внимание 
к нему особенно пристальное. 
Анализ классического периода 
в развитии социологии предполагает 
решение проблемы систематизации 
созданных в это время социологических 
теорий, определения принципа их 
структурирования, критерии их классификации. 
Здесь существуют различные подходы.
 Чаще всего 
используется принцип соотнесенности 
социологической концепции с 
другими науками (определение 
неизвестного через известное). Так, 
выделяют социальный органицизм 
и социальный дарвинизм (Л. 
Гумплович, Г. Спенсер и др.), 
сводящие закономерности эволюции 
человеческого общества к закономерностям 
биологической эволюции и выдвигающие 
принципы естественного отбора, 
борьбы за существование и 
выживание наиболее приспособленных 
в качестве определяющих факторов общественной 
жизни; социальный механицизм, сторонники 
которого (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и 
др.) пытались объяснить общественную 
жизнь и поведение человека, распространяя 
на них закономерности, установленные 
в физических науках; географическое направление 
в социологии (Г. Бокль, Л. И. Мечников, Ф. 
Ратцель и др.), отстаивающее решающую 
роль географической среды в истории общества; 
психологическое направление (Л. Уорд, 
Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и 
др.), представители которого стремились 
сводить общественные явления к психическим, 
искали ключ к объяснению всех общественных 
явлений и процессов в психических особенностях 
поведения индивида или общности. Рассматриваются 
в истории социологии и другие направления. 
Однако ни одно из них не может включить 
наиболее значимые, классические социологические 
концепции.
  
2.4. Классики социологической 
науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер.
 Г. Спенсер 
(1820-1903 гг.) рассматривал общество 
по аналогии с единым биологическим 
организмом. Как и живые существа, 
общество развивается от простых 
форм к сложным. Совершенно 
правильно Спенсер считал, что 
наиболее устойчивыми являются 
простые примитивные общества, составные 
части которых однородны и 
могут легко взаимозаменяться. Например, 
первобытные охотники, ощутив недостаток 
дичи, могли перекочевать на другую 
территорию, переключиться на рыбную 
ловлю или собирательство. Но 
в развитом обществе экономический 
кризис может привести к краху 
и политическую, и социальную, и 
духовную сферы. Уязвимость современного 
общества - в его сложности, во 
взаимозависимости всех его частей, 
поэтому по мере развития общества 
все большую роль играет регулирующая 
и контролирующая взаимодействия 
между людьми политическая система, 
аналогичная мозгу и нервной 
системе живого организма. Однако 
активное вмешательство государства 
в жизнь общества ведет к 
деградации последнего, так как 
возрастание интеллектуального 
потенциала его членов может 
происходить только в результате 
"естественного отбора", эволюционно.
 Э. Дюркгейм 
был одним из самых талантливых 
и влиятельных социологов Франции 
конца XIX в. Он одним из первых 
выделил предмет социологии -социальную 
реальность, имеющую особые, только 
ей одной присущие качества. Общество 
есть совокупность социальных 
фактов, являющихся элементами социальной 
реальности. Социальные факты существуют 
вне сознания конкретного человека 
и оказывают на него внешнее 
давление. К социальным фактам 
Э. Дюркгейм относит законы, обычаи, 
языки, денежную систему, религию 
и др. - все, что индивид получает 
готовым при рождении. Дюркгейм 
развил идею солидарности, как 
высшего морального принципа, обосновывающего 
необходимость разделения труда. 
Но разделение труда при ненормальных 
условиях может привести к 
узкой специализации работающих, 
к превращению рабочего в придаток 
машины, создать социальную основу 
разрушительных конфликтов. Дюркгейм 
предложил выход - укрепить солидарность 
членов общества правильным разделением 
труда, основанным на индивидуальных 
способностях индивидов. В конечном 
итоге сформируется общество, основанное 
на справедливости, равенстве и 
свободе.
 М.Вебер (1864-1820) 
внёс существенный вклад в 
такие области социального знания, 
как общая социология, методология 
социального познания, политическая 
социология, социология права, социология 
религии, экономическая социология, 
теория капитализма. Свою концепцию 
Вебер называл «понимающей социологией». 
Социология анализирует социальное 
действие и пытается объяснить 
его причину. Понимание означает 
познание социального действия 
через его субъективно подразумеваемый 
смысл, т. е. смысл, который 
вкладывает в данное действие 
сам его субъект. Поэтому в социологии 
находят своё отражение всё многообразие 
идей и мировоззрений, регулирующих человеческую 
деятельность, т. е. всё многообразие человеческой 
культуры. В отличие от своих современников 
Вебер не стремился строить социологию 
по образцу естественных наук, относя 
её к гуманитарным наукам или, в его терминах, 
к наукам о культуре, которые как по методологии, 
так и по предмету составляют автономную 
область знания. Основные категории понимающей 
социологии — это поведение, действие 
и социальное действие. Поведение — наиболее 
общая категория деятельности, которая 
становится действием, если действующий 
связывает с ним субъективный смысл. О 
социальном действии можно говорить тогда, 
когда действие соотносится с действиями 
других людей и ориентируется на них. Сочетания 
социальных действий образуют «смысловые 
связи», на основе которых формируются 
социальные отношения и институты. Результат 
понимания по Веберу — гипотеза высокой 
степени вероятности, которая затем должна 
быть подтверждена объективными научными 
методами.