Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:21, контрольная работа
Целью контрольной работы является приобретение знаний в области социологии.
Задачи исследования:
- изучить определение и предмет социологии;
- ознакомиться с методами и функциями социологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. Объект и предмет социологии……………………………………………….…4
2. Функции социологической науки…………………………………………......11
3. Методы социологии…………………………………………………………....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..19
Список используемой литературы……………….……………………………...20
тема:
Социология как наука
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Объект и предмет
социологии……………………………………………….…
2. Функции социологической науки…
3. Методы социологии…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список используемой
литературы……………….……………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Россия вошла в XXI век, век активных интеграционных процессов, технологического и социального прогресса, новых взаимодействий. Новому гражданскому обществу и правовому государству нужна качественно новая личность, гармонично вписанная в новые социальные отношения, занимающая активную гражданскую позицию, личность нравственная и всесторонне развитая. Эта потребность обусловлена новыми социальными, политическими, экономическими, культурными, религиозными и другими отношениями, характерными для современного этапа развития общества.
Реализации этой цели, стоящей перед Россией, служит целенаправленная и последовательная работа по расширению образовательных программ в области гуманитарного знания.
Для достижения этого результата необходима выработка правильных действий, принятие верных решений, осуществление необходимых взаимодействий.
А это возможно лишь при условии понимания и адекватной оценки окружающей социальной и природной действительности, точного позиционирования в профессиональной сфере и сфере личностного общения.
Целью контрольной работы является приобретение знаний в области социологии.
Задачи исследования:
- изучить определение и предмет социологии;
- ознакомиться с методами и функциями социологии.
Для решения поставленных целей, необходимо ознакомиться с трудами ученых в области социологии.
1. Объект и предмет социологии
Мы живем сегодня в чрезвычайно сложном и динамичном мире. Этот мир подвержен многочисленным изменениям и многочисленным опасностям. Проблемы экологии, глобализации, возможность ядерной катастрофы, наркомания, международный терроризм, межнациональные конфликты и многое другое осложняют, а то и отнимают жизнь людей. Но вместе с тем появляется все больше возможностей управлять своей судьбой, изменять мир к лучшему в масштабах, которые не могли себе представить предшествующие поколения. Почему так устроена наша жизнь? Почему она так стремительно меняется? Как она может измениться в ближайшем будущем? Эти вопросы в первую очередь интересуют социологию - научную дисциплину, призванную играть фундаментальную роль в современной интеллектуальной культуре, в преобразовании жизни людей. Польский социолог П. Штомпка справедливо утверждает, что социология - это новая наука на очень старую тему, социология имеет короткую историю, но очень длинное прошлое[1,c.11].
Размышления на тему общественной жизни сопутствовали человечеству с самого начала цивилизации. Жизнь в окружении других людей, постоянные контакты с ними, сотрудничество, взаимопомощь, совместная деятельность, конкуренция, борьба составляют саму суть и основу цивилизации. Еще древние философы, например Аристотель, определяли человека как существо общественное. Мы никогда не остаемся в одиночестве: от рождения до самой смерти нас окружают другие люди, что вынуждает нас налаживать с ними отношения, перенимать опыт или делиться им, выстраивать свои жизненные стратегии с учетом интересов других. В этом смысле каждый человек в той или иной мере является социологом. Естественным образом возникают вопросы: а чем, собственно, отличается предсоциологическое знание об обществе? Каковы основные источники зарождения социологического знания? Предсоциологическое знание, по мнению П. Штомпки, выступает в трех ипостасях - обыденного опыта, художественных впечатлений и философской рефлексии.
Обыденное знание – это, прежде всего, набор наблюдений, чаще всего случайных и глубоко индивидуальных, то, что чаще всего обозначается понятиями «жизненный опыт», «жизненная мудрость». Такое знание отличается фрагментарностью и часто формулируется, выражается в пословицах и поговорках, в русском варианте - в устных рассказах, былинах, мифах, сказках.
Знанием об обществе, безусловно, располагает художественное творчество в самых различных формах, жанрах, направлениях: это проза, поэзия, драматургия, публицистика и даже живопись и музыкальные произведения. На одном из концертов оркестра «Виртуозы Москвы» его дирижер и художественный руководитель Владимир Спиваков, лукаво улыбаясь, объявил: «Исполняется «Марш депутата»». И зрители услышали в короткой музыкальной зарисовке столько гонора, напыщенности, что весь зал зашелся от смеха, настолько образно было передано поведение отдельных депутатов.
Разумеется, искусство не связано строгими правилами и стандартами соответствия объективной истине. Каждый творец имеет право на художественный вымысел, на интерпретацию событий. В этом плане искусство скорее ближе к обыденному мышлению, нежели к научной социологии.
И третий источник социологической мысли - социальная философия, представляющая собой один из самых главных разделов философии с древнейших времен. Она ставит своей целью познание окружающего мира, создает целые системы (Георг Гегель, Огюст Конт, Герберт Спенсер и др.), из которых, собственно, и появилась новая наука об окружающем нас обществе - социология.
Таким образом, социология формируется из трех основных источников - обыденного опыта, художественных впечатлений и философской рефлексии, сама являясь одновременно новой формой и обыденного знания, и художественного творчества, и социальной философии. Разумеется, она не подменяет собой и не вытесняет из жизни эти формы человеческой мысли. Социология дополняет их, присоединяется к ним, существует рядом с ними, отличаясь при этом существенными моментами. Решающим для становления социологии является утверждение, что общество - это не хаос отдельных человеческих судеб и случайных примеров, а нечто, обладающее особенными, характерными признаками и закономерностями.
Социология - это изучение общественной жизни человека (его поведение, социальные действия и взаимодействия, социальные отношения), социальных групп, институтов и общества в целом. Это интереснейшее и захватывающее занятие. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко: от анализа случайного столкновения людей на улице до исследования глобальных социальных процессов, определяющих мировое развитие.
Современное состояние социологической науки диктует новые взгляды на ее определение. В них также присутствуют два подхода[2,c.7]:
1) социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, структур, институтов;
2) социология – это наука о поведении людей как представителей больших социальных групп: социальных отношениях, механизмах взаимодействия, закономерностях социальных действий.
Объектом социологической
Сопряженность взаимных ожиданий – главная характеристика
социальной реальности, а значит и объекта социологии. Социальные изменения (экономические, политические, социокультурные) меняют систему ожиданий. Где они формируются и от чего зависят, поясняет предмет социологической науки.
Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи эмпирических методов (наблюдения, эксперимента), а описывается при помощи теоретических понятий. Физика отображает физическую реальность через понятия гравитации, электрического взаимодействия, инерции, атомарного строения вещества. Понятия, описывающие предмет данной науки, относятся к фундаментальным.
Предмет науки – логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки. Часть реальности, изучаемая экспериментом и описываемая физическими понятиями, называется физической реальностью. Часть реальности, изучаемая анкетным опросом (хотя не только им одним) и описываемая социологическими понятиями, называется социальной реальностью[3,c.14].
Основоположником французской социологической школы стал Эмиль
Дюркгейм, впервые среди социологов соединивший высокую теорию
с последовательными и достаточно глубокими эмпирическими исследованиями. Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии и проверил ее эмпирическим путем. Основные его работы - «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897). В «Правилах социологического метода» он утверждал, что особым предназначением социологии является изучение того, что обозначалось им как социальные факты, или социальные причины. Они представлялись в виде сил и структур, которые носят внешний и принудительный характер по отношению к индивиду. Дюркгейм разработал отчетливую социологическую концепцию.
Основным предметом социологии он считал социальные факты, т. е. нормативные установки, убеждения, правила, принятые обществом в целом, которые оказывают на членов общества принудительное воздействие, обязывая поступать по этим правилам. Главные сферы, в которых выявляются социальные факты, - это мораль, религия, право, т. е. преимущественно область культуры. В этой связи Э. Дюркгейм исследовал процессы социализации и социального контроля. Так, строгая коллективная мораль действует как коллективная совесть. Но из-за сложностей современного общества эта самая коллективная совесть приходит в упадок. В этой связи он сформулировал понятие аномии, или нормативного хаоса, что означает ослабление и разрушение социального регулирования и может привести человека, лишенного жизненных ориентиров, к самоубийству или к иным отклонениям от нормы.
Французский социолог полагал, что человек рождается лишь биологическим существом, а становится человеком, только осваивая культуру. Хотя социальная реальность по сути своей нематериальна, ее можно исследовать как природу, т. е. подходить к изучению социальных фактов как реальных вещей, исследовать их на основе эмпирического наблюдения. Во многом именно усилиями Э. Дюркгейма социология осознала себя как самостоятельная частная наука, специфика которой состояла в объяснении социальных фактов социальными же причинами без посредства индивидуального сознания - и этим обосновывалась независимость социологии от психологии. Совокупность понятий, называемая предметом науки, упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные, повторяющиеся события.
Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное. Предмет науки – это карта местности, дающая общий вид, описывающая схему происходящего. Поэтому мы смело можем утверждать: предметом социологии выступает концептуальная (т.е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.
Предмет современной социологии – результат длительного исторического вития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавляло крупицы нового знания, пересматривало установившиеся представления, критиковало, дискутировало, открывало, проверяло и таким способом тщательно просеивало все, что сегодня попало в предметную область социологии.
Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную действительность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления. Избирательные кампании с их многочисленными рейтингами политических партий, политических лидеров, социологическими замерами активности электората - типичный пример прикладных социологических исследований.
Теоретическая социология предполагает получение нового знания, описание, объяснение, понимание процессов социального развития, разработку концептуальной социологической модели исследования, познание социальной реальности, и ее преобразование.
Это направление социологии предусматривает нахождение средств для осуществления социально значимых целей, практическую реализацию теоретических социологических разработок, осуществление социального управления, исполнение методов социального планирования и прогнозирования. Сюда же можно отнести изучение общественного мнения, маркетинговые и мониторинговые исследования, управленческое консультирование (социологический консалтинг), социальное моделирование, деловые игры и ряд других направлений.
По аналогии можно добавить следующее. Есть фундаментальные науки - физика, математика, химия, а есть технические прикладные науки, которые физические, химические, биологические закономерности переносят в материальное производство. Их часто называют инженерными науками. Точно так же в социологии можно выделить фундаментальные знания социальных закономерностей и их реальное использование на практике, к чему вполне применимо название «социальная инженерия».