Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:21, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является приобретение знаний в области социологии.
Задачи исследования:
- изучить определение и предмет социологии;
- ознакомиться с методами и функциями социологии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. Объект и предмет социологии……………………………………………….…4
2. Функции социологической науки…………………………………………......11
3. Методы социологии…………………………………………………………....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..19
Список используемой литературы……………….……………………………...20

Файлы: 1 файл

САВЧЕНКО_СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тема:

Социология как наука 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

1. Объект и предмет социологии……………………………………………….…4

2. Функции социологической науки…………………………………………......11

3. Методы социологии…………………………………………………………....17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..19

Список используемой литературы……………….……………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы работы. Россия вошла в XXI век, век активных интеграционных процессов, технологического и социального прогресса,  новых взаимодействий. Новому гражданскому обществу и правовому государству нужна качественно новая личность, гармонично вписанная в новые социальные отношения, занимающая активную гражданскую позицию, личность нравственная и всесторонне развитая. Эта потребность обусловлена новыми социальными, политическими, экономическими, культурными, религиозными и другими отношениями, характерными для современного этапа развития общества.

Реализации этой цели,  стоящей  перед Россией,  служит целенаправленная и последовательная работа по расширению образовательных программ в области гуманитарного знания.

Для достижения этого результата необходима выработка правильных действий, принятие верных решений, осуществление необходимых взаимодействий.

А это возможно лишь при условии понимания и адекватной оценки окружающей социальной и природной действительности, точного позиционирования в профессиональной сфере и сфере личностного общения.

Целью контрольной работы является приобретение знаний в области социологии.

Задачи исследования:

- изучить определение и предмет социологии;

- ознакомиться с методами и  функциями социологии.

Для решения поставленных целей, необходимо ознакомиться с трудами ученых в  области социологии.

 

 

1. Объект и предмет социологии

 

Мы   живем   сегодня   в   чрезвычайно   сложном   и   динамичном   мире. Этот мир подвержен многочисленным изменениям и многочисленным опасностям. Проблемы экологии, глобализации, возможность ядерной катастрофы, наркомания, международный терроризм, межнациональные конфликты и многое другое осложняют, а то и отнимают жизнь людей. Но вместе с тем появляется все больше возможностей управлять своей судьбой, изменять мир к лучшему в масштабах, которые не могли себе представить предшествующие поколения. Почему так устроена наша жизнь? Почему она так стремительно меняется? Как она может измениться в ближайшем будущем? Эти вопросы в первую очередь интересуют социологию - научную дисциплину, призванную играть фундаментальную роль в современной интеллектуальной культуре, в преобразовании жизни людей. Польский социолог П. Штомпка справедливо утверждает, что социология - это новая наука на очень старую тему, социология имеет короткую историю, но очень длинное прошлое[1,c.11].

Размышления   на   тему   общественной   жизни   сопутствовали      человечеству  с самого начала цивилизации. Жизнь        в окружении других людей, постоянные контакты с ними, сотрудничество, взаимопомощь, совместная деятельность, конкуренция, борьба составляют саму суть и основу цивилизации. Еще древние философы, например Аристотель, определяли человека как существо общественное. Мы никогда не остаемся в одиночестве: от рождения до самой смерти нас окружают другие люди, что вынуждает нас налаживать с ними отношения, перенимать опыт или делиться им, выстраивать свои жизненные стратегии с учетом интересов других. В этом смысле каждый человек в той или иной мере является социологом. Естественным образом возникают вопросы: а чем, собственно, отличается предсоциологическое знание об обществе? Каковы основные источники зарождения социологического знания? Предсоциологическое знание, по мнению П. Штомпки, выступает в трех ипостасях - обыденного опыта, художественных впечатлений и философской рефлексии.

Обыденное знание – это, прежде всего, набор наблюдений, чаще всего случайных   и   глубоко   индивидуальных,   то,   что   чаще   всего   обозначается понятиями   «жизненный   опыт»,   «жизненная   мудрость».   Такое   знание отличается фрагментарностью и часто формулируется, выражается в пословицах и поговорках, в русском варианте - в устных рассказах, былинах, мифах, сказках.

Знанием об обществе, безусловно, располагает  художественное творчество в самых  различных формах, жанрах, направлениях: это проза, поэзия, драматургия, публицистика и даже живопись и музыкальные  произведения. На одном из концертов оркестра «Виртуозы Москвы» его дирижер и   художественный   руководитель   Владимир   Спиваков,   лукаво   улыбаясь, объявил: «Исполняется «Марш депутата»». И зрители услышали в короткой музыкальной зарисовке столько гонора, напыщенности, что весь зал зашелся от смеха, настолько образно было передано поведение отдельных депутатов.

     Разумеется, искусство не связано строгими правилами и стандартами соответствия объективной истине. Каждый творец имеет право на художественный вымысел, на интерпретацию событий. В этом плане искусство скорее ближе к обыденному мышлению, нежели к научной социологии.

И   третий   источник   социологической   мысли - социальная  философия, представляющая собой один из самых главных разделов философии с   древнейших   времен.  Она   ставит своей целью   познание  окружающего мира, создает целые системы (Георг Гегель, Огюст Конт, Герберт Спенсер и др.), из которых, собственно, и появилась новая наука об окружающем нас обществе - социология.

    Таким образом, социология формируется из трех основных источников - обыденного опыта, художественных впечатлений и философской рефлексии,   сама   являясь одновременно   новой   формой   и обыденного знания, и художественного творчества, и социальной философии. Разумеется, она не подменяет собой и не вытесняет из жизни эти формы человеческой мысли. Социология дополняет их, присоединяется к ним, существует рядом с ними, отличаясь при этом существенными моментами.   Решающим   для   становления   социологии   является утверждение, что общество - это не хаос отдельных человеческих судеб и случайных примеров, а нечто, обладающее особенными, характерными признаками и закономерностями.

     Социология - это изучение общественной жизни человека (его поведение, социальные действия и взаимодействия, социальные отношения), социальных групп, институтов и общества в целом. Это интереснейшее и захватывающее занятие. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко: от анализа случайного столкновения людей на улице до исследования   глобальных   социальных   процессов,   определяющих   мировое развитие.

     Современное состояние социологической науки диктует новые взгляды на ее определение. В них также присутствуют два подхода[2,c.7]:

    1) социология  – это наука о становлении,  развитии,  изменениях и преобразованиях социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, структур, институтов;

    2) социология  – это наука о поведении людей как представителей больших социальных групп: социальных отношениях, механизмах взаимодействия, закономерностях социальных действий.

Объектом социологической науки  выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил – осознанное взаимодействие людей:  «ожидание, ожидания, ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает,  что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.      

Сопряженность взаимных ожиданий  –  главная характеристика

социальной реальности,  а значит и объекта социологии.  Социальные изменения (экономические, политические, социокультурные) меняют систему ожиданий. Где они формируются и от чего зависят, поясняет предмет социологической науки.

    Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов,  которая исследуется при помощи эмпирических методов  (наблюдения,   эксперимента), а описывается при помощи теоретических понятий. Физика отображает физическую реальность через понятия гравитации, электрического взаимодействия,    инерции,    атомарного строения вещества. Понятия, описывающие предмет данной науки, относятся к фундаментальным.

Предмет науки – логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки.                   Часть реальности,   изучаемая экспериментом и описываемая физическими понятиями, называется физической реальностью. Часть реальности, изучаемая анкетным опросом (хотя не только им одним)  и описываемая социологическими понятиями, называется социальной реальностью[3,c.14].

    Основоположником французской социологической школы стал Эмиль

Дюркгейм,   впервые   среди   социологов   соединивший   высокую   теорию

с последовательными и достаточно глубокими эмпирическими исследованиями. Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии и проверил ее эмпирическим путем. Основные его работы - «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897). В «Правилах социологического метода» он утверждал, что особым предназначением социологии является изучение того, что обозначалось им как социальные факты, или социальные причины. Они представлялись в виде сил и структур, которые носят внешний и принудительный   характер   по   отношению   к   индивиду.   Дюркгейм   разработал отчетливую социологическую концепцию.

     Основным предметом социологии он считал социальные факты, т. е. нормативные установки, убеждения, правила, принятые обществом в целом, которые оказывают на членов общества принудительное воздействие, обязывая поступать по этим правилам. Главные сферы, в которых выявляются социальные факты, - это мораль, религия, право, т. е.            преимущественно область культуры. В этой связи Э. Дюркгейм исследовал процессы социализации и социального контроля. Так, строгая коллективная мораль действует как коллективная совесть. Но из-за сложностей современного общества эта самая коллективная совесть приходит в упадок. В этой связи он сформулировал понятие аномии, или нормативного хаоса, что означает ослабление и разрушение социального регулирования и может привести человека, лишенного жизненных ориентиров, к самоубийству или к иным отклонениям от нормы.

     Французский социолог полагал, что человек рождается лишь биологическим существом, а становится человеком, только осваивая культуру. Хотя социальная реальность по сути своей нематериальна, ее можно исследовать как природу, т. е. подходить к изучению социальных фактов как реальных вещей, исследовать их на основе эмпирического наблюдения. Во многом именно усилиями Э. Дюркгейма социология осознала себя как самостоятельная частная наука, специфика которой состояла в объяснении социальных фактов социальными же причинами без посредства индивидуального сознания - и этим обосновывалась независимость социологии от психологии. Совокупность понятий, называемая предметом науки, упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные,  повторяющиеся события.

Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное. Предмет науки – это карта местности,  дающая общий вид, описывающая схему происходящего. Поэтому мы смело можем утверждать: предметом социологии выступает концептуальная (т.е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.

    Предмет современной социологии – результат длительного исторического вития,  плод усилий многих поколений ученых,  каждое из которых прибавляло крупицы нового знания, пересматривало установившиеся представления,  критиковало,  дискутировало,  открывало, проверяло и таким способом тщательно просеивало все, что сегодня попало в предметную область социологии.  

     Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную действительность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления. Избирательные кампании с их многочисленными рейтингами политических партий, политических лидеров, социологическими замерами активности электората - типичный пример прикладных социологических исследований.

    Теоретическая   социология   предполагает   получение   нового   знания, описание, объяснение, понимание процессов социального развития, разработку концептуальной социологической модели исследования, познание социальной реальности, и ее преобразование.

    Это направление социологии предусматривает нахождение средств для осуществления   социально   значимых   целей,   практическую   реализацию теоретических социологических разработок, осуществление социального управления, исполнение методов социального планирования и прогнозирования. Сюда же можно отнести изучение общественного мнения, маркетинговые и мониторинговые исследования, управленческое консультирование (социологический консалтинг), социальное моделирование, деловые игры и ряд других направлений.

По аналогии можно добавить следующее. Есть фундаментальные науки - физика, математика, химия, а есть технические прикладные науки, которые физические, химические, биологические закономерности переносят в материальное производство. Их часто называют инженерными науками. Точно так же в социологии можно выделить фундаментальные знания социальных закономерностей и их реальное использование на практике, к чему вполне применимо название «социальная инженерия».

 

Информация о работе Социология как наука