Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей социологии как научной дисциплины.
В соответствии с целью перед нами ставятся задачи:
рассмотреть предпосылки возникновения социологии как науки;
определить объект и предмет изучения социологии;
изучить функции социологической науки и рассмотреть взаимосвязь социологии с другими общественными и гуманитарными науками.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 37.35 Кб (Скачать)

 

                                                         ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня во всём мире происходят существенные изменения в сфере  труда, информации и власти. Образование  становится самостоятельным фактором глубоких социальных и экономических  перемен. И нынешние студенты должны быть не только профессионально подготовленными  в избранной области, но и социально  компетентными людьми, знающими законы социальной организации, развития общественных перемен, владеющими азами грамотного общения. Поэтому социологию изучать  необходимо. Но с чего же начинать изучение дисциплины, как не с основы? Именно потому мной и была выбрана данная тема контрольной работы.

Целью работы является изучение особенностей социологии как научной дисциплины.

В соответствии с целью  перед нами ставятся задачи:

  1. рассмотреть предпосылки возникновения социологии как науки;
  2. определить объект и предмет изучения социологии;
  3. изучить функции социологической науки и рассмотреть взаимосвязь социологии с другими общественными и гуманитарными науками.

Теоретико-методологической базой работы послужили труды ведущих исследователей и специалистов в области социологии, таких как Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая, А.И. Кравченко, В.И. Добреньков, В.В. Касьянов, С.И. Самыгин и других.

Структура работы. Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.

 

 

 

ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

    1. Предпосылки возникновения социологии как науки

Термин «социология» имеет смешанное, греко-римское происхождение (от греческого «logos» — учение и латинского «societas» — общество) и означает в буквальном переводе «учение об обществе».

В целом, историю социологии можно разделить на два периода. Первый (донаучный) характерен для социальных теорий, которые еще не выделились в отдельную науку. Как пишет  А.И. Кравченко, «мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными  процессами и тонкими механизмами  взаимодействия двух и более человек»1. Ещё работы античных мыслителей, а также духовных деятелей и философов средневековья и Эпохи Просвещения заложили ряд элементов в фундамент основ социологии. Второй период начинается в средине ХIХ века, когда социология сформировалась как самостоятельная наука с собственным полем деятельности и оригинальными представлениями о том, каким образом надо изучать свой предмет. В широкий научный оборот  термин «социология» ввел французский философ Огюст Конт, который считается основателем социологической науки и позитивизма. Он предложил проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях. Конт обращал внимание на две особенности данной науки: применение научных методов к изучению общества и практическое использование социологии в функционировании  общества.

Разумеется, возникновение  социологии как научной дисциплины было обусловлено рядом объективных  обстоятельств, предпосылок - от научных  и технологических до социально-экономических  и социально-политических. Серия  буржуазных революций (начавшаяся с  Великой Французской революции), войн, острых социальных конфликтов свидетельствовала о нарастании кризиса общественных отношений. А во времена решительных и быстрых перемен у людей, по мнению Новиковой С.С., «возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе»2.

В социально-экономическом  плане предпосылки возникновения  социологии необходимо связывать, прежде всего, с развитием капитализма  в первой трети XIX века. Рост капитализма, переход к индустриальному типу общества в Европе и Америке ознаменовали создание новой системы социальных отношений, что вызвало необходимость  выработки адекватных подходов к  её анализу.

На возникновение теоретической  социологии большое влияние оказали  также и естественнонаучные предпосылки. Ряд важных открытий в области  естествознания (в геологии, биологии, химии, физике, астрономии), следовавших  друг за другом, существенно подорвал старый, метафизический взгляд на природу  и повлияли на изменение взгляда  на мир в целом.

Таким образом, обществу была необходима наука, которая могла  бы осмыслить сложившуюся социальную реальность и векторы её дальнейшего  развития. Такой научной дисциплиной  и стала социология.

 

    1. Предмет и объект социологии

Любая научная дисциплина имеет свой объект и предмет исследования. Объект науки – это избранный элемент реальности, который обладает очевидными (в прямом и переносном смысле) границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отдельность от окружающей его среды. В целом, это сектор реальности, который исследователь регистрирует как некую «данность».

Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки.

На объект изучения социологии прямо указывает ее название, составной частью которого является  латинское слово «socium», «societas» («общество»). Таким образом, объектом социологии является общество. Но это не просто общество или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.

Характеризуя предмет  социологии, нужно отметить, что  существует множество разнообразных  подходов к его определению и вопрос о предмете социологии достаточно сложен. Трудно дать определение, с которым были бы согласны все представители этой научной дисциплины. Отчасти это связано с молодостью самой науки, отчасти - с существенной эволюцией ее предмета на разных этапах познания.

Разные социологи имеют  различные взгляды на предмет  исследования своей науки.  Как  полагал Огюст  Конт, предметом  исследования социологов должны являться законы общественного развития, из которых бы вытекали практические рекомендации, полезные во всех отраслях деятельности людей.  Конт уподоблял социологию естественным наукам, называя ее иногда социальной физикой.  Законы развития общества, подобно естественным, природным  законам, носят, по его мнению, строгий, однозначный и объективный, не зависимый  от воли людей характер.

Макс Вебер считал предметом  социологии так называемое социальное действие, т.е.  такое действие, которое  соотносится с действиями других людей, ориентируется на них.  Предмет социологии у Макса  Вебера субъективируется, «привязывается» к человеку.

Эмиль Дюркгейм пошел по другому пути.  Он объявил предметом  науки об обществе социальные факты, под которыми он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде, например, зданий, сооружений и т.  д.  Каждое поколение индивидов  застает свой набор социальных фактов, который и определяет поведение людей.  Подход Дюркгейма к предмету социологии носит объективный, не зависимый от конкретного человека характер.

Подходы Макса  Вебера и  Эмиля  Дюркгейма объединяет то, что они, как и подавляющее  число других социологов, считают  поведение человека в обществе обусловленным  связями, которые он имеет с окружающими  его людьми и предметами, его предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах и т.д.

В целом предметом социологического исследования выступает изучение социальных явлений, процессов и отношений, проявляющихся в коллективном поведении и общественном мнении (т.е. предмет социологии фиксирует и субъективную компоненту поведения (деятельности) социальных групп и личностей: интересы, мнения, взгляды, стереотипы, потребности людей). Как определяет это П.А. Сорокин, «социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия – с другой»3.

 

 

 

 

ГЛАВА II. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

 

2.1 Основные функции социологии как науки

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяется, в первую очередь, через функции, которые  она выполняет. Главные из них таковы:

  1. познавательная (когнитивная) - дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения, процессах, происходящих в обществе. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;
  2. прогностическая - предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации.
  3. практическая - заключается в практической реализации выработанных сценариев или социологических рекомендаций, которые служат основой для принятия управленческих решений;
  4. идеологическая – связана с тем, что, будучи наукой, стремящейся к объективному знанию, социология отражает социальные интересы различных классов и других социальных групп. И эти классы, слои и группы обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности.

2.2 Взаимосвязь социологии с другими общественными и гуманитарными науками

До недавнего времени  самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Как ни странно, именно среди социологов не утихают споры о том, следует  ли считать социологию отдельной  наукой. И, хотя основоположники этой дисциплины (в частности Конт и Дюркгейм) стремились показать, что социология автономная наука о социальных явлениях, позднее возникли значительные расхождения по поводу места социологии среди других общественных наук. Некоторые учёные считали, что социология это просто сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни; что социология не обладает особым научным статусом, поскольку не имеет ни определённого объекта анализа, ни отдельной методологии, ни научной системы анализа. Но отметим, что подобные точки зрения не носят массового характера, и, как пишут А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин, «общераспространённый взгляд всё-таки выделяет социологию в качестве автономной дисциплины со своим особым объектом и предметом исследования»4.

В настоящее время социология занимает особое (если не центральное) место в системе общественных и гуманитарных наук. Это обусловлено  рядом следующих причин: во-первых, социология является интегральной наукой об обществе, его явлениях и процессах, включает в себя общесоциологическую теорию (или теорию общества), которая служит как теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук; во-вторых, «все социальные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны деятельности жизни общества, всегда затрагивают социальный аспект»5, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются посредством деятельности людей; в-третьих, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).

При всём вышеизложенным следует  отметить, что социологию нельзя назвать  «наукой наук». Социология как система  знаний не может развиваться и  выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Скорее можно  сравнить её положение в системе  общественных и гуманитарных наук с  тем, какое занимают общая химия  или общая биология в системе  химических или биологических наук соответственно: среди общественных наук социология выполняет генерирующую функцию.

В системе гуманитарных и  общественных наук есть ряд дисциплин, связь с которыми у социологии тесная и даже взаимно необходимая. Приведём некоторые примеры:

  1. социология и история

Социология изучает современное  общество – in factum, а история всё общество на протяжении всего существования, она не более того, что случилось в прошлом. История всякий раз заканчивается сегодня, постоянно «обращаясь» в социологию. Социология использует описание конкретных общественных явлений, которые дает ей история, выявляет общие свойства конкретных социальных явлений, даёт этим явлениям типологическую характеристику, вырабатывая общие категории социальной науки. История же исходит (и должна исходить) из знаний и обобщений, вырабатываемых социологией, т.е. из общих категорий, концентрирующих сущность социального целого. Налицо взаимная связь и выгода.

  1. социология и психология

Нетрудно понять, что и  социология, и психология изучают  человека и его поведение, но с  разных позиций, которые обусловлены  их предметами. Психология, изучая поведение  человека, должна отправляться не только от знания его биологии и физиологии (что совершенно необходимо), но и  от человека как «продукта общественных отношений», знание о котором дает социологическая наука. Без этого  проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. А  общей социологии, увы, еще и сейчас не хватает понимания психологического субстрата человека - его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих «сторон» человека лежит перспектива  прогресса социологического знания. Становится ясным и то, что социология и психология, в конечном счете, ориентированы  друг на друга. Их тип связи можно  назвать сотрудничеством.

Информация о работе Социология как наука