Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:03, контрольная работа
Целью работы является изучение особенностей социологии как научной дисциплины.
В соответствии с целью перед нами ставятся задачи:
рассмотреть предпосылки возникновения социологии как науки;
определить объект и предмет изучения социологии;
изучить функции социологической науки и рассмотреть взаимосвязь социологии с другими общественными и гуманитарными науками.
Сегодня во всём мире происходят
существенные изменения в сфере
труда, информации и власти. Образование
становится самостоятельным фактором
глубоких социальных и экономических
перемен. И нынешние студенты должны
быть не только профессионально
Целью работы является изучение особенностей социологии как научной дисциплины.
В соответствии с целью перед нами ставятся задачи:
Теоретико-методологической базой работы послужили труды ведущих исследователей и специалистов в области социологии, таких как Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая, А.И. Кравченко, В.И. Добреньков, В.В. Касьянов, С.И. Самыгин и других.
Структура работы. Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Термин «социология» имеет смешанное, греко-римское происхождение (от греческого «logos» — учение и латинского «societas» — общество) и означает в буквальном переводе «учение об обществе».
В целом, историю социологии
можно разделить на два периода.
Первый (донаучный) характерен для социальных
теорий, которые еще не выделились
в отдельную науку. Как пишет
А.И. Кравченко, «мыслители с давних
пор стремились открыть тайные пружины,
управляющие глобальными
Разумеется, возникновение
социологии как научной дисциплины
было обусловлено рядом объективных
обстоятельств, предпосылок - от научных
и технологических до социально-экономических
и социально-политических. Серия
буржуазных революций (начавшаяся с
Великой Французской революции)
В социально-экономическом
плане предпосылки
На возникновение
Таким образом, обществу была
необходима наука, которая могла
бы осмыслить сложившуюся
Любая научная дисциплина имеет свой объект и предмет исследования. Объект науки – это избранный элемент реальности, который обладает очевидными (в прямом и переносном смысле) границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отдельность от окружающей его среды. В целом, это сектор реальности, который исследователь регистрирует как некую «данность».
Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки.
На объект изучения социологии прямо указывает ее название, составной частью которого является латинское слово «socium», «societas» («общество»). Таким образом, объектом социологии является общество. Но это не просто общество или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.
Характеризуя предмет социологии, нужно отметить, что существует множество разнообразных подходов к его определению и вопрос о предмете социологии достаточно сложен. Трудно дать определение, с которым были бы согласны все представители этой научной дисциплины. Отчасти это связано с молодостью самой науки, отчасти - с существенной эволюцией ее предмета на разных этапах познания.
Разные социологи имеют различные взгляды на предмет исследования своей науки. Как полагал Огюст Конт, предметом исследования социологов должны являться законы общественного развития, из которых бы вытекали практические рекомендации, полезные во всех отраслях деятельности людей. Конт уподоблял социологию естественным наукам, называя ее иногда социальной физикой. Законы развития общества, подобно естественным, природным законам, носят, по его мнению, строгий, однозначный и объективный, не зависимый от воли людей характер.
Макс Вебер считал предметом социологии так называемое социальное действие, т.е. такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них. Предмет социологии у Макса Вебера субъективируется, «привязывается» к человеку.
Эмиль Дюркгейм пошел по другому пути. Он объявил предметом науки об обществе социальные факты, под которыми он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде, например, зданий, сооружений и т. д. Каждое поколение индивидов застает свой набор социальных фактов, который и определяет поведение людей. Подход Дюркгейма к предмету социологии носит объективный, не зависимый от конкретного человека характер.
Подходы Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма объединяет то, что они, как и подавляющее число других социологов, считают поведение человека в обществе обусловленным связями, которые он имеет с окружающими его людьми и предметами, его предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах и т.д.
В целом предметом социологического исследования выступает изучение социальных явлений, процессов и отношений, проявляющихся в коллективном поведении и общественном мнении (т.е. предмет социологии фиксирует и субъективную компоненту поведения (деятельности) социальных групп и личностей: интересы, мнения, взгляды, стереотипы, потребности людей). Как определяет это П.А. Сорокин, «социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия – с другой»3.
ГЛАВА II. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
2.1 Основные функции социологии как науки
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяется, в первую очередь, через функции, которые она выполняет. Главные из них таковы:
2.2 Взаимосвязь социологии с другими общественными и гуманитарными науками
До недавнего времени
самостоятельное место
В настоящее время социология занимает особое (если не центральное) место в системе общественных и гуманитарных наук. Это обусловлено рядом следующих причин: во-первых, социология является интегральной наукой об обществе, его явлениях и процессах, включает в себя общесоциологическую теорию (или теорию общества), которая служит как теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук; во-вторых, «все социальные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны деятельности жизни общества, всегда затрагивают социальный аспект»5, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются посредством деятельности людей; в-третьих, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).
При всём вышеизложенным следует отметить, что социологию нельзя назвать «наукой наук». Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Скорее можно сравнить её положение в системе общественных и гуманитарных наук с тем, какое занимают общая химия или общая биология в системе химических или биологических наук соответственно: среди общественных наук социология выполняет генерирующую функцию.
В системе гуманитарных и общественных наук есть ряд дисциплин, связь с которыми у социологии тесная и даже взаимно необходимая. Приведём некоторые примеры:
Социология изучает
Нетрудно понять, что и
социология, и психология изучают
человека и его поведение, но с
разных позиций, которые обусловлены
их предметами. Психология, изучая поведение
человека, должна отправляться не только
от знания его биологии и физиологии
(что совершенно необходимо), но и
от человека как «продукта общественных
отношений», знание о котором дает
социологическая наука. Без этого
проникнуть во внутренний мир индивида,
в мир социальной общности, этноса
или класса просто невозможно. А
общей социологии, увы, еще и сейчас
не хватает понимания