Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 07:54, курсовая работа
Величайшим культурным достижением народа являются его счастливые пожилые люди.
В настоящее время пожилые люди в большинстве своем не относятся к старости как периоду, наполненному новым смыслом, к новому социально-психологическому состоянию и новой позиции. Они стремятся продолжить привычный ритм и темп жизни. Невозможность сохранить прежние отношения вызывает неудовлетворенность, социальную изоляцию, отчуждение.
Введение
Основная часть:
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
1.1 Теоретические аспекты образования пожилых.
1.2 Аспекты изучения третьего возраста человека.
1.3 Деятельность Университета третьего возраста.
1.4 Мотивация желания учиться и историческая перспектива обучения у пожилых.
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1 Социологическое исследование структуры образования пожилых г.Казани (интервью).
2.2Анализ исследования.
2.3 Статистические данные слушателей Университета третьего возраста.
Заключение
Библиографический список
12Мотивация
желания учиться у пожилых людей
Мотивы обучения обычно
определяются при помощи дихотомических
терминов: (прагматичности, инструментальности)
и экспрессии. Учение как цель сама по
себе характеризуется как чисто экспрессивная
деятельность. В то же самое время учение,
подразумевающее позднейшее использование
знаний, мотивируется инструментально.
Понимание этих мотивов помогает организаторам
обучения в подготовке соответствующих
программ. Например, изучение английского
языка в том случае, если человек интересуется
иностранными языками или хочет читать
Шекспира, может быть мотивировано экспрессивно.
Однако для того, кто хочет овладеть основами
языка, так как планирует двухнедельное
пребывание в Швеции, мотивация оказывается
уже инструментальной.
Исследования показывают,
что часть пожилых людей мотивирует свое
дальнейшее обучение прагматическими
причинами, у других же преобладают экспрессивные
факторы.
Обзор мотивов показывает,
что как у взрослых, так и у пожилых учеников
очень сильно различаются потребности,
интересы и ожидания. Это разнообразие
вытекает из общественно-экономической
и образовательной ситуации; а также от
институционального размещения предложенных
программ и их доступности.
Теории, касающиеся
обучения в пожилом возрасте, должны учитываться
при создании обучающих программ, но они
не могут ставить ограничений, так как
являются гипотетическими заключениями.
13Историческая
перспектива обучения пожилых людей
Опыт в обучении пожилых
развился на базе обучающих программ для
взрослых. Одно из самых ранних исследований
активности взрослых людей в США
показало, что во многих образовательных
мероприятиях участвовали пожилые люди.
Эти программы впоследствии были модифицированы
путем введения специфических дисциплин,
созданных для пожилых людей.
В Японии
специальные занятия для пожилых начали
создавать в 60-х годах. Организации, действующие
в рамках японской системы просвещения,
предлагали разнообразные программы,
начиная с коммунальных проблем и заканчивая
обучением женщин, матерей в период ухода
за ребенком. В 1965 году правительство поручило
местным властям разработать систему
дальнейшего образования для пожилых.
С 1980 года эта система стала регулярной.
В Финляндии
действующие более 60-ти лет народные университеты
принимают всех желающих. Как университеты,
так и коллегии, занимающиеся стандартным
образованием и обучением взрослых, предлагают
образование всем возрастным группам,
а также специальное образование пожилых.
В рамках народных университетов проводятся
так называемые академии для пожилых.
В Дании
и Швеции
обучением пожилых также занимаются народные
университеты. В Дании существуют даже
специальные университеты для пенсионеров.
Их деятельность финансируется частными
лицами, министерством, а также местными
властями.
Многие организации,
занимающиеся обучением взрослых в Голландии,
сотрудничают с промышленными предприятиями
и сферой услуг в рамках проекта под названием
"Пенсия в перспективе". Целью этого
сотрудничества является предоставление
возможности образования работникам,
собирающимся на пенсию. Пяти- и семидневные
курсы проводятся в местных центрах или
организациях просвещения. Их задача -
помочь людям научиться переживать перемены.
Речь идет о формировании новых отношений
и поведения в меняющейся жизненной ситуации.
По распоряжению итальянского
министерства просвещения организованы
курсы для пожилых людей на уровне начальной
и средней школы. Они не функционируют
регулярно и не охватывают большого числа
учащихся. Их задача - компенсация уровня
образования. Однако существуют любительские
хоры и театральные труппы, состоящие
из пожилых.
Во Франции
независимо друг от друга развиваются
три области обучения взрослых. Первая
родилась из традиционного сельского
обучения, и сейчас ее определяют как культурно-общественную.
Вторая - это сфера образовательной деятельности
профсоюзов. Третья касается профессионального
обучения, которое в последние двадцать
лет развивалось очень интенсивно и стало
доминирующим сектором системы обучения
взрослых. Особое внимание уделяется развитию
непрерывного образования для инвалидов
и пенсионеров. Но, как и вся система французского
образования взрослых, оно ориентировано
главным образом на профессиональное
обучение.
В Польше
учреждениями, предназначенными для всех,
несмотря н а возраст, место жительства
и образование, были общие университеты.
Наиболее сильное влияние они оказывали
в маленьких городках и деревнях. В сельских
общих университетах учились вместе три
поколения: молодежь, люди среднего возраста
и пожилые. Возраст студентов можно определить
от 16 до 80 лет.
В 60-х и 70-х годах появились
университеты для пенсионеров, объединяющие
пожилых людей с начальным образованием.
Общий университет становился для участников
чем-то вроде обучающего развлечения.
В программах оговаривалась социальная
ситуация, в которой находятся пожилые,
и возможности развития взрослого человека,
формулировались специальные предложения
по обучению людей старшего возраста.
Глава 2. Эмпирическое
исследование
2.1 Социологическое исследование структуры образования пожилых г.Казани (интервью).
Университет третьего возраста в Республике Татарстан создается на базе регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Республике Татарстан, Отделения ПФР по Республике Татарстан, Казанского государственного университета и других высших учебных заведений республики.
Для исследования структуры образования пожилых, я ,Кузнецова Юлия Дмитриевна, решила поговорить с заместителем председателя общероссийской общественной организации «Союза пенсионеров России» .
Мне бы хотелось узнать предметы дисциплин, наиболее востребованные пожилыми?
- Самым распространенным, популярным предметом является- основы компьютерной грамотности, т. к. пенсионеры хотят знать компьютерную грамотность, хотят быть включенными в интернет пространства. Из 1480 человек, 450 подали документы именно на этот курс.
На втором месте выступает- здоровый образ жизни. На этот курс подано 200 заявлений. В этот курс включена программа КГМУ, а также профилактика сердечно - сосудистых заболеваний (ССЗ).
По какому принципу пожилые выбирают тот или иной курс обучения?
- Чаще всего к нам приходят люди, которые уже проходили обучение, которые уже имеют сертификаты. Они приходят, чтобы снова быть включенными в образовательный процесс, в общение со сверстниками и т. д.
Эту часть составляет примерно одну треть общего числа пенсионеров.
Почему предметы в сфере информационных технологий предоставляют наибольший интерес для пожилых?
- Пенсионеры хотят повысить свой авторитет в семье, общаться с внуками
« на одном языке». Современная жизнь требует этого.
Можно ли выбрать одновременно несколько программ обучения?
-К сожалению, нет. У нас допустим выбор только одной программы. Она составляет – 72 часа, пенсионеры занимаются один раз в неделю. Курс обучения длятся с октября по апрель.
С какими трудностями чаще всего сталкиваются пенсионеры при получении образования?
-Трудностей много, я могу выделить основные. Сложным является то, что материал усваивается с более медленной скоростью, в силу возраста. Также к трудностям можно отнести в случае с основами компьютерной грамотности, боязнь студентов техники. Не менее важной трудностью является состояние здоровья наших пенсионеров.
Какую роль играет состояние здоровья пенсионеров?
- Могу сказать по себе: состояние нашего настроения, оптимизм жизни, роскошь человеческого общения влияет непосредственно на наше здоровье, приводит к изменению отношения к себе, диагнозы становятся совместимы с жизнью.
Существует ли у вас структура проведения процесса образования по состоянию здоровья? Какова она?
-На лекции допускаются все, а вот на физическую культуру приходят только те, кто допущен до занятий посте осмотра врача.
В конце занятий на некоторых курсах пенсионерам надо сдавать рефераты, сочинения, презентации и т.д. Можно отметить высокую активность наших студентов.
Как Вы думаете почему пенсионеры стремятся получить дополнительное образование?
-Во-первых, знания не бывает много; во-вторых, поколение за 55 повышают квалификацию. Как говорится, образование через всю жизнь; в- третьих практическое применение знаний.
Какие перспективы полученного образования Вы выделяете?
-Очень редко перспектива позволяет устроиться на работу. Конечно, проводятся ярмарки вакансий, которые бывают раз в год. Чаще к нам приходят пенсионеры, которые совершенствуются прежде всего для самих себя.
Как полученные знания применяются на практике?
-Изучение компьютеров, которые позволяют воспользоваться платежами. Это приводит к непосредственному включению в современную жизнь.
Сотрудничество с какими организациями помогает в развитии образовательной деятельности?
-Мы тесно сотрудничаем с:
Также активно взаимодействуем с образовательными учреждениями:
Как часто Вы производите прием документов на курсы обучения?
-Прием заявлений производится
один раз в год, и всего лишь
один день. Желающих обучаться
очень много, но принимаются только
по мере возможности. Это конечно
является проблемой, которая в
ближайшем будущем буде
Спасибо за сотрудничество
и уделенное внимание!
Заключение
Пожилые граждане России особо нуждаются в правовом просвещении, экономическом, политическом образовании. Обучение становится особой необходимостью в осознании и защите стареющими людьми своих прав и уяснении обязанностей, принятии ответственности за свою собственную судьбу. Пожилым необходимы знания, компетентность по сохранению здоровья, достижению долголетия, навыки для повседневной деятельности, занятия любимым делом, общественной работой, помощи сверстникам и молодежи, по сохранению межпоколенческих связей.
Характерной чертой XXI века является глобальная компьютеризация. Развитие системы компьютерного образования предполагает приобщение, в том числе и пожилых граждан, к новым информационным технологиям.
Библиографический список:
1. Анисимова О.П. Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых. СевКавГТУ, 2006
2. Ежи ХАЛИЦКИ. Обучающая геронтология. Польша. Перевод Татьяны Шадриной. Общество "Знание" России, 2000
3. Кононыгина Т.М. Концепция
геронтообразования в
4. Самооценка пенсионеров.- «Социс» 2003.- №4.
5. Пожилые люди в России.- «Социс» 2003.- №4
6. Помощь пожилым людям.- Отечественный журнал Социальной Работы- 2005- №3.
7.Работник социальной службы.- 2006.-№2
8. « Теория, методика, история социальной работы».- Павленок.
9. Социальная работа, 2009.-
Холостова.
Статистические данные:
О комплектовании слушателей
Университета
третьего возраста
Таблица №1
1 семестр с 24 марта по 1 июля 2007 года |
11 семестр с 1 октября по 30 декабря 2007года |
111 семестр с 21 января по 20 мая 2008 года |
IV семестр с 1 октября по 30 декабря 2008 года |
V Семестр Январь- май 2009 |
итого |
VI Семес | |
Количество человек/ число групп |
|||||||
Факультет «Основы компьютерной грамотности» |
29/2 |
112/7 |
218/11 |
251/20 |
405/28 |
1015/68 |
311/22 |
Факультет «Экономика и право» |
86/1 |
94/2 |
80/2 |
39/1 |
40/1 |
399/7 |
40/1 |
Факультет
«Психология и педагогика» |
41 |
80/2 |
81/2 +35/1 центр дневного пребывания |
61/2 |
68/1 |
366/9 |
145/2 |
Авторские программы: | |||||||
«Немецкий
зык» |
13/1* |
13/1* |
40/2* |
40/2* |
106/3 |
72/2 | |
|
28/1 |
32/1 |
38/1 |
42/1 |
140/4 |
70/1 | |
«Здоровье пенсионера. Основы самопомощи» |
30/1* |
30/1* |
56/1 |
102/2 |
|
121/2 | |
«Обустройство
сада и дизайн» |
67/1 |
69/2 |
150/2 |
286/5 |
101/2 | ||
Мировая
художественная культура Совместно с Эрмитажным центром Казань» |
45/1* |
45/1* |
77/2 |
40/1 |
207/4 |
/2 | |
Инвестиционные фонды и рынок ценных бумаг совместно с «Элемте» |
56/2 |
56/2 |
|||||
Политология |
30/1 |
37/1 |
67/2 |
23/1 | |||
|
246 | ||||||
|
30 | ||||||
итого |
156/4 |
402/15 |
657/23 |
661/32 |
924/38 |
2800/113 |
1159/36 |
*переходящие группы из одного семестра в другой, открытые не с начала семестра
1 Чируков О.Б. «Социс» 2007, 10.- С.56.
2 Доброхлеб В.Г. «Социс» 2008, 11.-С. 43.
3 Смирнова Т.В. «Социс» 2008,11.- С49.
4 Анализ содержания и структуры культурного потенциала «третьего возраста»(Интернет ресурс)
http://www.lib.ua-ru.net/diss/
Режим доступа: свободный.
5 Бердяев Н. А., С. Де Бовуар, Камю.А., Ортеги-и- Гассета, Сарстра Ж-П., Хайдеггера.М., Янкелевич.В., Ясперс.К. , труды, работы.
6 Ананьев Б.Г., Выготский Л.Б. Зинченко В.П., Е. Б. Моргунов, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.; антропологи и социологи Ф. Ариес, К. Мангейм, Б. Ногартен, А. Р. Радклифф-Браун, А. Фоунер, Л. Фробениус, Ф. Шютце и других. Работы и труды.
7 Р. Бенедикт, Ф. Боаса, К. Гельвеция, П. Гольбаха, К. Леви-Стросса, Б. Малиновскоий, К. Маркс, М. Мид, Л. Морган, А. Радклифф-Браун, Г. Спенсер, Э. Б. Тайлор, Л. Фробениус, М. Элиаде, Ф. Энгельс и др. Работы и труды.
8 П. Бурдье, М. Вебер, У. Генр, Э. Дюркгейм, У. Камминг, О. Конт, К. Маркс, Р. Мертон, Д. Мид, Ч. Миллз, Т. Парсонс, А. Роуз, Н. Смелзер, П. Сорокин, Г. Спенсер и др. Работы и труды.
9 Михеева М.А. Третий возраст 2010, №2.- С. 3.
10 Халяева Р.М. Третий возраст 2010, № 2.- С.15.
11 Любовь Мишина и Тамара Шамаева. Интервью газеты. Третий возраст 2010,№ 2.- С.8.
12 Обучающая геронтология. Мотивация желания учиться у пожилых(интернет ресурс)
http://www.znanie.org/jornal/
Режим доступа: свободный.
13 Обучающая геронтология. Историческая перспектива обучения пожилых. (интернет ресурс)
http://www.znanie.org/jornal/
Режим доступа: свободный.
Информация о работе Социологическое исследование структуры образования пожилых г.Казани