Социологическое исследование структуры образования пожилых г.Казани

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Величайшим культурным достижением народа являются его счастливые пожилые люди.
В настоящее время пожилые люди в большинстве своем не относятся к старости как периоду, наполненному новым смыслом, к новому социально-психологическому состоянию и новой позиции. Они стремятся продолжить привычный ритм и темп жизни. Невозможность сохранить прежние отношения вызывает неудовлетворенность, социальную изоляцию, отчуждение.

Оглавление

Введение
Основная часть:
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
1.1 Теоретические аспекты образования пожилых.
1.2 Аспекты изучения третьего возраста человека.
1.3 Деятельность Университета третьего возраста.
1.4 Мотивация желания учиться и историческая перспектива обучения у пожилых.
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1 Социологическое исследование структуры образования пожилых г.Казани (интервью).
2.2Анализ исследования.
2.3 Статистические данные слушателей Университета третьего возраста.
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая по социологии.docx

— 54.42 Кб (Скачать)

12Мотивация желания учиться у пожилых людей 
Мотивы обучения обычно определяются при помощи дихотомических терминов: (прагматичности, инструментальности) и экспрессии. Учение как цель сама по себе характеризуется как чисто экспрессивная деятельность. В то же самое время учение, подразумевающее позднейшее использование знаний, мотивируется инструментально. Понимание этих мотивов помогает организаторам обучения в подготовке соответствующих программ. Например, изучение английского языка в том случае, если человек интересуется иностранными языками или хочет читать Шекспира, может быть мотивировано экспрессивно. Однако для того, кто хочет овладеть основами языка, так как планирует двухнедельное пребывание в Швеции, мотивация оказывается уже инструментальной. 
Исследования показывают, что часть пожилых людей мотивирует свое дальнейшее обучение прагматическими причинами, у других же преобладают экспрессивные факторы. 
Обзор мотивов показывает, что как у взрослых, так и у пожилых учеников очень сильно различаются потребности, интересы и ожидания. Это разнообразие вытекает из общественно-экономической и образовательной ситуации; а также от институционального размещения предложенных программ и их доступности. 
Теории, касающиеся обучения в пожилом возрасте, должны учитываться при создании обучающих программ, но они не могут ставить ограничений, так как являются гипотетическими заключениями. 
 
13Историческая перспектива обучения пожилых людей 
Опыт в обучении пожилых развился на базе обучающих программ для взрослых. Одно из самых ранних исследований активности взрослых людей в США показало, что во многих образовательных мероприятиях участвовали пожилые люди. Эти программы впоследствии были модифицированы путем введения специфических дисциплин, созданных для пожилых людей. 
В Японии специальные занятия для пожилых начали создавать в 60-х годах. Организации, действующие в рамках японской системы просвещения, предлагали разнообразные программы, начиная с коммунальных проблем и заканчивая обучением женщин, матерей в период ухода за ребенком. В 1965 году правительство поручило местным властям разработать систему дальнейшего образования для пожилых. С 1980 года эта система стала регулярной. 
В Финляндии действующие более 60-ти лет народные университеты принимают всех желающих. Как университеты, так и коллегии, занимающиеся стандартным образованием и обучением взрослых, предлагают образование всем возрастным группам, а также специальное образование пожилых. В рамках народных университетов проводятся так называемые академии для пожилых. 
В Дании и Швеции обучением пожилых также занимаются народные университеты. В Дании существуют даже специальные университеты для пенсионеров. Их деятельность финансируется частными лицами, министерством, а также местными властями. 
Многие организации, занимающиеся обучением взрослых в Голландии, сотрудничают с промышленными предприятиями и сферой услуг в рамках проекта под названием "Пенсия в перспективе". Целью этого сотрудничества является предоставление возможности образования работникам, собирающимся на пенсию. Пяти- и семидневные курсы проводятся в местных центрах или организациях просвещения. Их задача - помочь людям научиться переживать перемены. Речь идет о формировании новых отношений и поведения в меняющейся жизненной ситуации. 
По распоряжению итальянского министерства просвещения организованы курсы для пожилых людей на уровне начальной и средней школы. Они не функционируют регулярно и не охватывают большого числа учащихся. Их задача - компенсация уровня образования. Однако существуют любительские хоры и театральные труппы, состоящие из пожилых. 
Во Франции независимо друг от друга развиваются три области обучения взрослых. Первая родилась из традиционного сельского обучения, и сейчас ее определяют как культурно-общественную. Вторая - это сфера образовательной деятельности профсоюзов. Третья касается профессионального обучения, которое в последние двадцать лет развивалось очень интенсивно и стало доминирующим сектором системы обучения взрослых. Особое внимание уделяется развитию непрерывного образования для инвалидов и пенсионеров. Но, как и вся система французского образования взрослых, оно ориентировано главным образом на профессиональное обучение. 
В Польше учреждениями, предназначенными для всех, несмотря н а возраст, место жительства и образование, были общие университеты. Наиболее сильное влияние они оказывали в маленьких городках и деревнях. В сельских общих университетах учились вместе три поколения: молодежь, люди среднего возраста и пожилые. Возраст студентов можно определить от 16 до 80 лет. 
В 60-х и 70-х годах появились университеты для пенсионеров, объединяющие пожилых людей с начальным образованием. Общий университет становился для участников чем-то вроде обучающего развлечения. В программах оговаривалась социальная ситуация, в которой находятся пожилые, и возможности развития взрослого человека, формулировались специальные предложения по обучению людей старшего возраста. 
Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1 Социологическое  исследование  структуры образования  пожилых г.Казани (интервью).

 

Университет третьего возраста в Республике Татарстан создается на базе регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Республике Татарстан, Отделения ПФР по Республике Татарстан, Казанского государственного университета и других высших учебных заведений республики.

Для исследования структуры  образования пожилых, я ,Кузнецова Юлия Дмитриевна, решила поговорить с заместителем председателя общероссийской общественной организации «Союза пенсионеров России» .

 

Мне бы хотелось узнать предметы дисциплин, наиболее востребованные пожилыми?

- Самым распространенным, популярным предметом является- основы компьютерной грамотности, т. к. пенсионеры хотят знать компьютерную грамотность, хотят быть включенными в интернет пространства. Из 1480 человек, 450 подали документы именно на этот курс.

На втором месте выступает- здоровый образ жизни. На этот курс подано 200  заявлений. В этот курс включена программа КГМУ, а также профилактика сердечно - сосудистых заболеваний (ССЗ).

 

По какому принципу пожилые выбирают тот или иной курс обучения?

- Чаще всего к нам приходят люди, которые уже проходили обучение, которые уже имеют сертификаты. Они приходят, чтобы снова быть включенными в образовательный процесс, в общение со сверстниками и т. д.

Эту часть составляет примерно одну треть общего числа пенсионеров.

 

Почему предметы в сфере информационных технологий предоставляют наибольший интерес для пожилых?

- Пенсионеры хотят  повысить свой авторитет в семье, общаться с внуками

« на одном языке». Современная жизнь требует этого.

 

Можно ли выбрать одновременно  несколько программ обучения?

-К сожалению, нет. У нас допустим выбор только одной программы. Она составляет – 72 часа,  пенсионеры занимаются один раз в неделю. Курс обучения длятся с октября по апрель.

 

С какими трудностями чаще всего сталкиваются пенсионеры при получении образования?

-Трудностей много, я могу выделить основные. Сложным является то, что материал усваивается  с более медленной скоростью, в силу возраста. Также к трудностям можно отнести  в случае с основами компьютерной грамотности, боязнь студентов техники. Не менее важной трудностью является состояние здоровья наших пенсионеров.

 

Какую роль играет состояние здоровья пенсионеров?

- Могу сказать по себе: состояние нашего настроения, оптимизм жизни, роскошь человеческого общения влияет непосредственно на наше здоровье, приводит к изменению отношения к себе, диагнозы становятся совместимы с жизнью.

 

Существует ли у вас структура проведения процесса образования по состоянию здоровья? Какова она?

-На лекции допускаются все, а вот на физическую культуру приходят только те, кто допущен до занятий посте осмотра врача.

В конце занятий на некоторых курсах пенсионерам надо сдавать рефераты, сочинения, презентации и т.д. Можно отметить высокую активность наших студентов.

 

Как Вы думаете почему пенсионеры стремятся получить дополнительное образование?

-Во-первых, знания не бывает много; во-вторых, поколение за 55 повышают квалификацию. Как говорится, образование через всю жизнь; в- третьих практическое применение знаний.

 

Какие перспективы полученного образования Вы выделяете?

-Очень редко перспектива позволяет устроиться на работу. Конечно, проводятся ярмарки вакансий, которые бывают раз в год. Чаще к нам приходят пенсионеры, которые совершенствуются прежде всего для самих себя.

 

 

Как полученные знания применяются на практике?

-Изучение компьютеров, которые позволяют воспользоваться платежами. Это приводит к непосредственному включению в современную жизнь.

 

Сотрудничество с какими организациями помогает в развитии образовательной деятельности?

-Мы тесно сотрудничаем с:

  • Отделением ПФР по Республике Татарстан;
  • Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;
  • Министерством культуры Республики Татарстан.

Также активно взаимодействуем с образовательными учреждениями:

  • Казанским государственным университетом;
  • Казанским государственным медицинским университетом;
  • Общеобразовательными учреждениями Республики Татарстан.

 

Как часто Вы производите прием документов на курсы обучения?

-Прием заявлений производится  один раз в год, и всего лишь  один день. Желающих обучаться  очень много, но принимаются только  по мере возможности. Это конечно  является проблемой, которая в  ближайшем будущем буде рассматриваться  и решаться.

 

Спасибо за сотрудничество и уделенное внимание! 

Заключение

Пожилые  граждане России особо нуждаются в правовом просвещении, экономическом, политическом образовании. Обучение становится особой необходимостью в осознании и защите стареющими людьми своих прав и уяснении обязанностей, принятии ответственности за свою собственную судьбу. Пожилым необходимы знания, компетентность по сохранению здоровья, достижению долголетия, навыки для повседневной деятельности, занятия любимым делом, общественной работой, помощи сверстникам и молодежи, по сохранению межпоколенческих связей.

Характерной чертой XXI века является глобальная компьютеризация. Развитие системы компьютерного образования предполагает приобщение, в том числе и пожилых граждан, к новым информационным технологиям.

 

Библиографический список:

1. Анисимова О.П. Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых. СевКавГТУ, 2006

2. Ежи ХАЛИЦКИ. Обучающая  геронтология. Польша. Перевод Татьяны  Шадриной. Общество "Знание" России, 2000

3. Кононыгина Т.М. Концепция  геронтообразования в Российской  Федерации. Орел. Орловская областная  общественная организация общества "Знание" России, 2000.

4. Самооценка пенсионеров.- «Социс» 2003.- №4.

5. Пожилые люди в России.- «Социс» 2003.- №4

6. Помощь пожилым людям.- Отечественный журнал Социальной Работы- 2005- №3.

7.Работник социальной  службы.- 2006.-№2

8. « Теория, методика, история  социальной работы».- Павленок.

9. Социальная работа, 2009.- Холостова. 
Статистические данные:        

                                                                                                                                                           ИНФОРМАЦИЯ

 О комплектовании  слушателей 

 Университета  третьего возраста                               

Таблица №1

 

1 семестр 

с 24 марта по 1 июля

2007 года

11 семестр

с 1 октября по 30 декабря 2007года

111 семестр

с 21 января по  20 мая 2008 года

IV

семестр

с 1 октября по 30 декабря 2008 года

V

Семестр

Январь- май

2009

итого

VI

Семес                                                                                                                                                                                                                                                                                              тр

 

Количество человек/ число групп

 

Факультет «Основы компьютерной грамотности» 

29/2

112/7

218/11

251/20

405/28

1015/68

311/22

Факультет «Экономика и право»                     

86/1

94/2

80/2

39/1

40/1

399/7

40/1

Факультет «Психология и педагогика»                         

41

80/2

81/2

+35/1

центр дневного пребывания

61/2

68/1

366/9

145/2

Авторские программы:

«Немецкий зык»                                                            

 

13/1*

13/1*

40/2*

40/2*

106/3

72/2

                                             «История религий»                                                         

 

28/1

32/1

38/1

42/1

140/4

70/1

«Здоровье пенсионера. Основы самопомощи» 

 

30/1*

30/1*

56/1

102/2

                                  

 

121/2

«Обустройство сада и дизайн»                        

   

67/1

69/2

150/2

286/5

101/2

Мировая художественная культура                            

Совместно с Эрмитажным центром  Казань»

 

45/1*

45/1*

77/2

40/1

207/4

/2

Инвестиционные фонды и рынок ценных бумаг      

совместно с «Элемте»

   

56/2

   

56/2

 

                   Политология

     

30/1

37/1

67/2

23/1

                                       История Казани

           

246

                                                                                                                          Татарский язык

           

30

итого

156/4

402/15

657/23

661/32

924/38

2800/113

1159/36


*переходящие группы из  одного семестра в другой, открытые  не с начала семестра

 

 

 

 

1 Чируков О.Б. «Социс» 2007, 10.- С.56.

2 Доброхлеб В.Г. «Социс» 2008, 11.-С. 43.

3 Смирнова Т.В. «Социс» 2008,11.- С49.

4 Анализ содержания и структуры культурного потенциала «третьего возраста»(Интернет ресурс)

http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/185915.html

Режим доступа: свободный.

5 Бердяев Н. А., С. Де Бовуар, Камю.А., Ортеги-и- Гассета, Сарстра Ж-П., Хайдеггера.М., Янкелевич.В., Ясперс.К. , труды, работы.

6 Ананьев Б.Г., Выготский Л.Б. Зинченко В.П., Е. Б. Моргунов, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.; антропологи и социологи Ф. Ариес, К. Мангейм, Б. Ногартен, А. Р. Радклифф-Браун, А. Фоунер, Л. Фробениус, Ф. Шютце и других. Работы и труды.

7 Р. Бенедикт, Ф. Боаса, К. Гельвеция, П. Гольбаха, К. Леви-Стросса, Б. Малиновскоий, К. Маркс, М. Мид, Л. Морган, А. Радклифф-Браун, Г. Спенсер, Э. Б. Тайлор, Л. Фробениус, М. Элиаде, Ф. Энгельс и др. Работы и труды.

 

8 П. Бурдье, М. Вебер, У. Генр, Э. Дюркгейм, У. Камминг, О. Конт, К. Маркс, Р. Мертон, Д. Мид, Ч. Миллз, Т. Парсонс, А. Роуз, Н. Смелзер, П. Сорокин, Г. Спенсер и др. Работы и труды.

9 Михеева М.А. Третий возраст 2010, №2.- С. 3.

10 Халяева Р.М. Третий возраст 2010, № 2.- С.15.

11 Любовь Мишина и Тамара Шамаева. Интервью газеты. Третий возраст 2010,№ 2.- С.8.

12 Обучающая геронтология. Мотивация желания учиться у пожилых(интернет ресурс)

http://www.znanie.org/jornal/n3/st_obuch_geront.html

Режим доступа: свободный.

13 Обучающая геронтология. Историческая перспектива обучения пожилых. (интернет ресурс)

http://www.znanie.org/jornal/n3/st_obuch_geront.html

Режим доступа: свободный.


Информация о работе Социологическое исследование структуры образования пожилых г.Казани