Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 07:54, курсовая работа
Величайшим культурным достижением народа являются его счастливые пожилые люди.
В настоящее время пожилые люди в большинстве своем не относятся к старости как периоду, наполненному новым смыслом, к новому социально-психологическому состоянию и новой позиции. Они стремятся продолжить привычный ритм и темп жизни. Невозможность сохранить прежние отношения вызывает неудовлетворенность, социальную изоляцию, отчуждение.
Введение
Основная часть:
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
1.1 Теоретические аспекты образования пожилых.
1.2 Аспекты изучения третьего возраста человека.
1.3 Деятельность Университета третьего возраста.
1.4 Мотивация желания учиться и историческая перспектива обучения у пожилых.
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1 Социологическое исследование структуры образования пожилых г.Казани (интервью).
2.2Анализ исследования.
2.3 Статистические данные слушателей Университета третьего возраста.
Заключение
Библиографический список
Содержание
Введение
Основная часть:
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1 Социологическое исследование структуры образования пожилых г.Казани (интервью).
2.2Анализ исследования.
2.3 Статистические данные
слушателей Университета
Заключение
Библиографический список
Введение
Величайшим культурным достижением народа являются его счастливые пожилые люди.
В настоящее время пожилые люди в большинстве своем не относятся к старости как периоду, наполненному новым смыслом, к новому социально-психологическому состоянию и новой позиции. Они стремятся продолжить привычный ритм и темп жизни. Невозможность сохранить прежние отношения вызывает неудовлетворенность, социальную изоляцию, отчуждение.
Образование на протяжении всей жизни является предпосылкой обеспечения занятости пожилых людей.
Образование взрослых в пенсионном возрасте не преследует в виде основной цели получение профессии и дальнейшего трудоустройства. Данный вид социального обучения относится к так называемому неформальному образованию, имеющему цель персонального развития, социальной адаптации, сохранению активной позиции пожилых людей. Общение и получение новых знаний позволяет студентам пенсионного возраста реализовать свои способности, оставаться самостоятельными и быть менее подверженными стрессовым состояниям в кризисный период. Так, например, в университетах для пожилых людей выделяются несколько образовательных целей обучения:
1. Предупреждение старости.
Программы университетов
2. Подготовка к пенсии.
В рамках образовательной
3. Подготовка к общественной
деятельности. Слушатели университетов
"третьего возраста" участвуют
в различных благотворительных
акциях, что помогает пожилым
людям почувствовать свою
Начало теоретического осмысления сущности и роли обучения пожилых людей было положено в середине 70-х годов XX века. Первый университет для пожилых был основан в 1973 г. в Тулузе профессором Пьером Велла. В России традиции неформального образования развиваются в контексте благотворительности с середины XIX века. В 1855 г. известный врач и педагог Н.И. Пирогов открыл первую бесплатную школу для взрослых. В настоящее время образовательные программы для людей "третьего возраста" получили широкое распространение во всем мире.
На сегодняшний день во многих странах мира (США, Японии, Франции, Польше и др.) открыты специальные курсы, учебные центры, народные университеты и факультеты для пожилых людей. Учебные программы для данной категории граждан составляются на основе психологических и социологических исследований с учетом их жизненного опыта и разносторонних интересов. Круг изучаемых дисциплин достаточно широк: медицина, право, психология, экономика, экология, иностранные языки, садоводство, краеведение и многое другое. Особенностью обучения является привнесения богатого жизненного опыта пожилых людей в учебный процесс, их высокая мотивация, так как обучение строится без обязательных программ.
Для реализации образовательных целей используются различные формы и способы обучения людей пенсионного возраста: лекции, семинары с группами по интересам, группы самообучения и взаимопомощи (для тех, кто по состоянию здоровья не может присутствовать на занятиях), экскурсии.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования.
Актуальность исследования проблемы образования людей пожилого возраста в современной России заключается в необходимости развития структур, обеспечивающих удовлетворения потребностей пожилых людей в повышении собственной значимости и адаптации в современной жизни.
На сегодняшний день во многих странах мира (США, Японии, Франции, Польше и др.) открыты специальные курсы, учебные центры, народные университеты и факультеты для пожилых людей. Учебные программы для данной категории граждан составляются на основе психологических и социологических исследований с учетом их жизненного опыта и разносторонних интересов. Круг изучаемых дисциплин достаточно широк: медицина, право, психология, экономика, экология, иностранные языки, садоводство, краеведение и многое другое. Особенностью обучения является привнесения богатого жизненного опыта пожилых людей в учебный процесс, их высокая мотивация, так как обучение строится без обязательных программ.
В Европе уже давно признали тот факт, что люди пожилого возраста любопытны, способны учиться и принимать активное участие в общественной жизни, но иногда просто не имеют для этого возможности.
Являются потребностями общества в повышении качества жизни пожилых людей (20,7% составляют люди «третьего возраста») на основе вовлечения их в непрерывное образование на протяжении всей жизни и отсутствием теории педагогической поддержки в геронтообразовании как завершающей ступени многоуровневого образования.
1В статье Чирукова Олега Борисовича « Образование как инструмент социализации» говориться о:
Изучении модели образования взрослых в развитых европейских государствах, особенно, в Скандинавии, невольно задаешься вопросом, почему государство и местное самоуправление берут на себя даже те образовательные расходы населения, которые,
казалось бы, направлены на удовлетворение чисто досуговых интересов и потребностей
(кружки живописи для взрослых любителей, музыкальные группы, народные ремесла и
т.п.) и непосредственно не связаны с решением таких острых социальных проблем, как
безработица, интеграция инвалидов или преодоление неграмотности. Делается это,
прежде всего, потому, что образование в любом его виде (формальное, неформальное
или информальное) рассматривается, во-первых, как первоочередная социальная
потребность («практика свободы», как назвал это Паоло Фрейре), а во-вторых, как
мощный инструмент передачи духовной и гражданской культуры, как от поколения к
поколению, так и от коренных жителей к вновь прибывающим иммигрантам. То есть
через образование человек интегрируется в общество, познает и признает его ценности
и становится носителем культуры этого общества. С этой точки зрения, образование
есть действительно ценность сама по себе, вне зависимости от форм, места и цели.
Однако, чтобы оно стало таким инструментом социализации, оно должно быть
построено на определенной системе ценностей и общественных отношений, т.е. здесь в
первую очередь встает вопрос о качестве образования.»
Образовательные программы могут реализовывать вузы, средние специальные учебные заведения, городские и сельские школы, религиозные общины, политические партии, ветеранские организации, культурно-просветительные учреждения и организации, благотворительные фонды, СМИ. Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен исходя из потребностей и интересов участников образовательного процесса.
Учреждения геронтообразования должны быть доступны и приближены к месту жительства пожилых граждан, оснащены специальным оборудованием с учетом физических, психологических и других возрастных особенностей.
2В журнале «Социс» опубликована статья В.Г. Доброхлеб « Ресурсный потенциал пожилого населения России». В ней говорится, что в настоящее время происходят существенные изменения в возрастной структуре населения: численность и процентная доля пожилых растет, что требует повышенного внимания к изучению проблем демографического старения.
«Третий возраст» или « молодые старики». В проведенных автором исследованиях показано, что в нашей стране определенная доля старших возрастных категорий сохраняет ресурсный потенциал, в том числе, здоровье, высокий уровень образования, значительный интеллект, потребность продолжать трудовую деятельность, участвовать в общественных делах.
Главный индикатор, характеризующий здоровье населения – это ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, который в России крайне низок. По данным ООН по сравнению с другими странами Европы у нас самая низкая продолжительность жизни.
3В другой статье, опубликованной Смирновой Т.В. « стереотипный образ и социальная дистанция пожилых» говорится о том, что в современном российском обществе, где относительная доля пожилых людей неуклонно увеличивается, изучение социальных стереотипов о старости и старении представляется достаточно актуальным. Такие исследования является важной составляющей социологического анализа отношения к пожилым людям в обществе, их социального статуса, а также поиска путей реализации потенциала старшего поколения. Необходимой становится критическая социальная рефлексия встроенности пожилых людей в систему новой социальной ткани, синхронизации индивидуального развития в позднем возрасте и условиях социальных изменений.
Проблема демографического старения общества в конце XX в. вышла на уровень глобальных проблем человечества. Каждый день около 200 тысяч человек на планете преодолевают 60-летний рубеж. В России пожилые люди - самая быстрорастущая группа, их численность составляет 20,7 % среди населения страны. Данная возрастная категория больше других нуждается в уходе, заботе со стороны общества, но имеет недостаточно средств для решения своих социальных проблем и напрямую зависит от проводимой государством социальной политики.
Система образования пожилых, как самостоятельная ветвь, начинает формироваться в 70-е годы. Организуются специализированные центры, курсы, пожилые сотрудники используют предусмотренный в Германии образовательный отпуск.
При поддержке правительства
Южной Кореи здесь создаются
окружные школы начального
Изначально управление
образовательной политикой
В настоящее время
в Корее официально
Министерство благополучия,
здоровья и культуры
Аналогичная ситуация в Дании и Швеции. Образовательные традиции Дании, например, связаны с воспитанием у взрослых чувства свободы, которое предоставляет возможность человеку принять участие в самоуправлении и развивает способность взять на себя ответственность. Государство финансирует образовательные программы для взрослых в виде грантов частичного или полного финансирования, предпочтение отдается пожилым сотрудникам.
Занятия с пожилыми
людьми в народных школах
В Швеции действуют
11 учебных национальных
Информация о работе Социологическое исследование структуры образования пожилых г.Казани