Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 07:54, курсовая работа
Величайшим культурным достижением народа являются его счастливые пожилые люди.
В настоящее время пожилые люди в большинстве своем не относятся к старости как периоду, наполненному новым смыслом, к новому социально-психологическому состоянию и новой позиции. Они стремятся продолжить привычный ритм и темп жизни. Невозможность сохранить прежние отношения вызывает неудовлетворенность, социальную изоляцию, отчуждение.
Введение
Основная часть:
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
1.1 Теоретические аспекты образования пожилых.
1.2 Аспекты изучения третьего возраста человека.
1.3 Деятельность Университета третьего возраста.
1.4 Мотивация желания учиться и историческая перспектива обучения у пожилых.
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1 Социологическое исследование структуры образования пожилых г.Казани (интервью).
2.2Анализ исследования.
2.3 Статистические данные слушателей Университета третьего возраста.
Заключение
Библиографический список
Образование взрослых
в Великобритании входит в
число национальных
Финские народные
Народный университет
Финляндии (основан в 1972 году) специализируется
на обучении преподавателей
Все учебные заведения
Норвегии принимают пожилых
В Северных странах
образовательные программы
Самой популярной и
наиболее успешной
1.2Аспекты изучения третьего возраста человека.
4Исследование культурного потенциала «третьего возраста» носит междисциплинарный характер, поэтому автор опирался на исследования различных отраслей гуманитарного знания - культурологии, философии, психологии, социологии, истории, антропологии, этнографии и др. Основу исследования составил анализ социально-геронтологических взглядов, среди которых можно выделить несколько подходов.
К первой группе относится анализ философских трактовок «третьего возраста» как феномена социально-культурной жизни. Автор обращал особое внимание на понимание источников и возможностей деятельности в «третьем возрасте». В соответствии с задачами исследования мы отслеживали трансформацию социально-геронтологических взглядов в исторической динамике.
В философии старение и старость трактуются, прежде всего, с онтологических и этических позиций. Первые геронтологические философские воззрения возникли еще в VI - IV вв. до н.э. сначала в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, впоследствии, на рубеже старой и новой эры, в Древнем Риме. Среди мыслителей и философов древности, обращавшихся к данной проблематике, можно выделить таких, как Аристотель, Конфуций, Лао-цзы, Платон, Сенека, Цицерон и другие. Их идеи заложили основу всего комплекса геронтологических знаний, существующих сегодня.
Период Средних веков характеризуется двумя тенденциями развития геронтологического знания. В первую очередь, старость трактуется с религиозно-этических позиций. С другой стороны, бурное развитие медицины обусловило акцентирование внимания на физиологических аспектах старения, впервые прозвучавших в работах античных мыслителей Авиценны, Галена, Гиппокракта и других. Философские традиции были продолжены в эпоху Возрождения, ярким примером тому служат труды Ф. Петрарки. Его взгляды основаны на религиозной антропологии дихотомии
души и тела и объединяющего начала - духа. Старости тела и старости души противопоставляется старость духа, как наивысшая форма развития человека. Петрарка утверждает бодрствующую и продуктивную старость в противовес традиционному пониманию этого периода как подготовки к смерти. Впервые Петрарка говорит о значении творчества в старости, которое рассматривается в качестве не просто возможности, а необходимости.
Период Реформации привнес прагматический смысл в понимание старости. Если человек стар и немощен, он бесполезен - именно так кратко можно охарактеризовать доминирующий подход к трактовке «третьего возраста» в этот период. Знаменитое высказывание виднейшего деятеля Реформации М. Лютера «Старость - живая могила» очень ярко отражает взгляд на старость как время угасания, ненужности, безжизненности, бесполезности и, в некотором смысле, противоестественного состояния.
Старение и старость долгое время оставались на периферии философского знания, вплоть до XIX века, до периода индустриализации. Формирование индустриального общества, многократно возросшая потребность в молодой рабочей силе, введение пенсионной системы в развитых странах обусловили ряд социальных проблем, связанных с пожилыми людьми. Этот процесс нашел свое отражение в трудах мыслителей школ и течений западной постклассической философии.
В рамках «философии жизни», главным образом в трудах Ф. Ницше и А. Шопенгауэра, осмысление старости находит свое новое звучание. Смысл «третьего возраста» видится в постижении мудрости, если же этого не происходит, то вся жизнь предстает бессмысленной, а сама старость жалкой. Физическое старение уродливо, но если человек посвятил свою жизнь творчеству и действительно смог достичь мудрости, то тем самым он «спасает» себя от старости, «обманывает» судьбу.
5Экзистенциализм Н. А. Бердяева, С. де Бовуар, А. Камю, X. Ортеги-и-Гассета, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, В. Янкелевича, К. Ясперса явился методологической основой ряда геронтологических исследований.
Центральным вопросом этого философского направления явилось существование человека со всем комплексом его социальных и личностных проблем. Для экзистенциализма характерно понимание старости (ввиду ее близости к смерти) как некоей пограничной ситуации, в которой человек задумывается о конечности жизни и обретает свою подлинную экзистенцию, т.е. познает себя и смысл своего существования. «Существование предшествует сущности» - формула экзистенциализма, применима и к пониманию «третьего возраста», который в этом аспекте представляется временем максимальной концентрации способностей к осуществлению социокультурной деятельности.
В XX веке прочно утверждается теория жизненного пути, согласно которой человеческая жизнь предстает как последовательность этапов с заранее определенным содержанием. Методологические разработки в русле теории жизненного пути производились в трудах психологов6 Б. Г. Ананьева, Л. Б. Выготского, В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона и др.; антропологов и социологов Ф. Ариеса, К. Мангейма, Б. Ногартена, А. Р. Радклифф-Брауна, А. Фоунера, Л. Фробениуса, Ф. Шютце и других. В отечественной социологии проблемы жизненного пути исследовали М. С. Каган, И. С. Кон, Ю. А. Левада, Е. Ю. Мещеркина, А. В. Толстых и другие. Хронологизация и стандартизация жизненного пути, его организация вокруг системы занятости стали во многом определяющими смысл нашего существования. Старость в этом контексте понимается как время отхода от активной деятельности, ведущей к изменениям образа жизни, уменьшению социальных связей и т.д. «Третьему возрасту» стало нечего противопоставить периоду молодости и зрелости, ассоциирующимся с подлинно значимой деятельностью. Именно акцентуация профессиональной реализации стала, на наш взгляд, причиной изолированности пожилых людей, характерной для современного общества.
Возникновение во второй половине XX века новой системы взглядов, определяемой как постмодернизм (Ж. Деррида, Ж. Лиотар, М. Фуко и др.), позволило по-новому взглянуть на проблему старости. Несмотря на то, что некоторые идеи постмодернизма были выдвинуты под знаменем разрушения порядка, при котором «правят старики»1 (что весьма спорно, в свете описанных выше соображений), он представляется, как ни парадоксально, наиболее перспективной методологической основой для преодоления противоречий социума, в том числе и в отношении к старости.
Следующую группу источников составляют теории и научные разработки, освещающие аспекты социального взаимодействия людей «третьего возраста» как социальной группы и общества в целом.
Положение пожилых людей на ранних этапах человеческого развития в архаичных и традиционных культурах подробно исследовано в работах по культурной антропологии 7Р. Бенедикт, Ф. Боаса, К. Гельвеция, П. Гольбаха, К. Леви-Стросса, Б. Малиновского, К. Маркса, М. Мид, Л. Моргана, А. Радклифф-Брауна, Г. Спенсера, Э. Б. Тайлора, Л. Фробениуса, М. Элиаде, Ф. Энгельса и др.
Огромный вклад в изучение «третьего возраста» был внесен с позиций социологии. Теоретико-методологическая база социологических подходов разработана такими мыслителями, как8 П. Бурдье, М. Вебер, У. Генр, Э. Дюркгейм, У. Камминг, О. Конт, К. Маркс, Р. Мертон, Д. Мид, Ч. Миллз, Т. Парсонс, А. Роуз, Н. Смелзер, П. Сорокин, Г. Спенсер и др. В своих работах они исходят из понятий социальной структуры, структурного функционализма, социальной и возрастной стратификации, символического интеракционизма, социальной деятельности, субкультуры пожилых людей. Все социологические подходы связаны с изучением и разработкой методов, а также средств достижения упорядоченного характера развития общества. Отдельно можно выделить собственно «социологию старения», получившую в последние годы стремительное развитие. В отечественной науке среди ученых, изучавших те или иные аспекты социологии старения можно выделить таких, как А. Г. Здравомыслов, О. В. Здравомыслова,
1 «Мир управляется стариками
и организован ими для
Н. Г. Ковалева, Л. Н. Коган, И. С. Кон, Ю. А. Левада, Е. Ф. Молевич, А. В.Толстых, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов и др.
Третью группу источников составили исследования по возрастной психологии. Автор счел необходимым обратиться к ним, поскольку раскрытие субъективной стороны культурного потенциала невозможно без четких представлений о психической структуре и свойствах личности на изучаемом нами этапе жизни.
1.3Деятельность Университета третьего возраста.
Опираясь на многолетний опыт международного объединения университетов третьего возраста, отечественный опыт обучения пожилых людей, Университет третьего возраста в Республике Татарстан создается на базе регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Республике Татарстан, Отделения ПФР по Республике Татарстан, Казанского государственного университета и других высших учебных заведений республики.
Девиз Университета:
«Через обучение - к повышению качества жизни пожилых людей!»
Образование взрослых в пенсионном возрасте не преследует цели получения профессии, лучшего трудоустройства, оно относится к так называемому неформальному образованию, имеющему целью персональное развитие, социальную адаптацию и общение людей, сохранение их активной жизненной позиции, считают организаторы. Поэтому девиз университета: «Через обучение к повышению качества жизни пожилых людей».
Деятельность Университета третьего возраста предусматривает:
- обучение пожилых людей и на этой основе
повышение их социальной комфортности
в современном быстро изменяющемся обществе;
- формирование и развитие среды общения;
- содействие улучшению здоровья и физической
активности.
Сегодня в рамках Университета третьего возраста функционирует 10 профильных факультетов. Профессорско-преподавательский состав набран из двух вузов города: Казанского государственного университета и Казанского государственного медицинского университета. На каждом факультете в течение 3 месяцев проводятся занятия раз в неделю продолжительностью 2 часа.
Цель открытия университета – обучение людей пенсионного возраста, социальная адаптация, поддержка их инициатив. Спектр образовательных услуг широк – в первый семестр (занятия начнутся завтра) обучение будет вестись на трех факультетах - экономика и право, основы компьютерной грамотности (в том числе и Интернет), основы психологии и педагогики. В планах – открыть факультеты по здоровому образу жизни, садоводческому делу, культуре и искусству («Казановедение»).
9В статье Михеевй Марины сообщается, что Третий возраст – это особое состояние души человека, время подведения итогов и пора мудрости, позволяющая передавать свои накопленные знания подрастающему поколению. Это возможность в силу приобретенных профессиональных навыков и практического опыта помочь другим гражданам разобраться в пенсионном законодательстве, жилищно-коммунальных тарифах и т.д.
10 Раиса Халяева подробно описывает социальный портрет слушателей Университета третьего возраста. Возраст студентов – от пятидесяти пяти до восьмидесяти лет, более всего представителей шестидесятилетнего рубежа. В основном это люди с высшим образованием. В силе демографической ситуации большинство слушателей – женщины. Получив сертификаты, около 10 процентов выпускников возвращаются, чтобы изучить еще какой-либо интересующий курс.
Информация о работе Социологическое исследование структуры образования пожилых г.Казани