Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:22, контрольная работа
Социологическая мысль в России второй половины XIX - начала XX столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали цели, а порой и программные установки этих течений.
Введение…………………………………………………………………………...3
Субъективная школа в социологии. Психологическое направление…...4
Многофакторная концепция М.М. Ковалевского……………………....13
Русский историк XIX в. Н.Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объясните, что означает такое суждение?..........................................................17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………....20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Всероссийский
заочный финансово-
Факультет
Менеджмента
и маркетинга
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине: Социология
на тему:
Социологическая
мысль в России
вторая половина XIXв. -
начало XXв.
Выполнила:
Проверила:
Пенза,
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Социологическая мысль в России второй половины XIX - начала XX столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали цели, а порой и программные установки этих течений.
Почему же эта тема актуальна и в наше время?
С
термином «социология» каждый из нас
встречался неоднократно. В современной
жизни она, как говорится, у всех «на слуху».
Телевидение, радио, газеты сообщают о
результатах социологических опросов
населения по самым разнообразным проблемам.
Социологические службы парламента, Президента,
различных исследовательских центров
изучают общественное мнение по важнейшим
социально-политическим и экономическим
вопросам: рейтинг наиболее влиятельных
лиц в государстве, проблемы ценовой политики,
удовлетворенность уровнем жизни и т.
д. На предприятиях, в регионах проводятся
свои специфические социологические исследования,
в которых определяется состояние социальной
напряженности в коллективах, удовлетворенность
населения транспортным обслуживанием,
работой различных организаций, сферы
услуг. В институтах студенты осуществляют
оценку работы преподавателей, заполняя
анкету «Преподаватель глазами студента».
Все это внешний, лежащий на поверхности
уровень социологических исследований,
который создает образ социологии как
прикладной эмпирической науки, служащей
удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных
потребностей общества.
Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представителями были П. Лавров (1823-1900) и Н. Михайловский (1842-1904). Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах. Суть этого метода П. Лавров раскрывает так: «Волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т. е. усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью». В развитии нравственного идеала он видел «единственный смысл истории» и «единственный закон исторической группировки событий».
Основную задачу социологии П. Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития.
Под солидарностью Лавров понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Солидарность - это «общности привычек, интересов, эффектов или убеждений». Все это обусловливает сходство поведения и деятельности людей.
Разумеется, поведение и деятельность
людей определяются многими
В своих работах П. Лавров ставил и по-своему решал целый ряд фундаментальных проблем социологии, в том числе о движущих факторах исторического процесса, его объективной и субъективной сторонах, роли личности в истории, механизме и направленности общественного прогресса. Он размышлял о «социологических законах» развития общества, которые он пытался истолковать с позиций того же субъективного метода. Для этого, пояснял он, надо стать на место страждущих и наслаждающихся членов общества, а не на место бесстрастного постороннего наблюдателя происходящих в обществе событий. Только тогда станет ясной закономерная направленность воли людей и их действий.
Основным двигателем истории, по мнению П. Лаврова, являются действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую часть интеллигенции. «Развитие критической мысли в человечестве, ее укрепление и расширение есть ... главный и единственный агент прогресса в человечестве», - писал он.
Разработку субъективного
При этом он постоянно
Можно указать на две основные стороны субъективного метода в социологии. С одной стороны, этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей, той «критической мысли в человечестве», о которой говорил П. Лавров. К тому же необходимо учитывать субъективную позицию самого социолога, исследующего те или иные общественные явления. С другой стороны, субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми», т. е. такого общественного устройства, при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние потребности, свободно действовать и развиваться. Эта важная сторона субъективного метода народничества нередко оставалась в тени, либо вообще замалчивалась в литературе, из-за чего сам этот метод трактовался весьма односторонне. Исходя из требований научной объективности, мы должны указать на обе стороны субъективного метода в социологии, чтобы полнее и правильнее судить о его содержании, теоретической и практической направленности.
Много внимания уделял
Сосредоточив усилия на защите
индивидуальности, Михайловский как бы
опускает, не анализирует проблему влияния
социальной среды на формирование социальных
потребностей и интересов человека и тем
самым на его поведение. Он больше привлекает
внимание к сформулированному им закону
антагонизма между быстро развивающимся
и усложняющимся обществом и превращением
личности в носителя его частной функции.
В результате развития общественного
разделения труда не только крестьяне,
но и рабочие превращаются в односторонне
развитых людей, в «палец от ноги общественного
организма».
Михайловский
считает, что указанный антагонизм
можно преодолеть путем предоставления
личности большей свободы и
Исходя из своих
Во многом сохраняет свое теоретическое и практическое значение теория общественного прогресса Михайловского, его критика позитивиста Г. Спенсера, который по сути дела игнорировал особенности развития общества по сравнению с природой. Михайловский же считают, что в основе развития общества лежат не биологические, а социальные процессы, в том числе разделение труда, борьба нового уклада общественной жизни со старым, передовых и реакционных идей и общественных идеалов. Он указывал на прогресс общества и прогресс личности. Ни один из этих видов прогресса не должен осуществляться за счет другого. Важно, чтобы общество в своем развитии создавало необходимые условия для всестороннего развития каждой личности. Это было бы справедливо и нравственно, что и зафиксировано в «формуле прогресса» Н. Михайловского, которая во многом согласуется с пониманием общественного прогресса П. Лавровым.
Оба
этих мыслителя, выдающиеся представители
русского революционного народничества,
оказали значительное влияние на
развитие социологической мысли в России.
Они «завершили течение русской мысли,
идущее от Герцена и Белинского», и стали
«властителями дум эпохи вхождения в народ
и кающегося дворянства».
Информация о работе Социологическая мысль в России вт.половина 19 - начало 20 вв.