Музыкальная культура России второй половины 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь инструментально-звуковая сигнализация и т. д.)

Оглавление

Введение --------------------------------------------------------------------------------- 2

1. Музыкальная культура XIX века ---------------------------------------------- 4
1.1.Историко-культурное значение XIX века в развитии русской культуры --------------------------------------------------------------------------------- 4
2. Развитие песенной культуры России и влияние на нее Войны 1812 года ---------------------------------------------------------------------------------------- 5
3. Русская опера в XIX веке ------------------------------------------------------- 7
4. Русская композиторская школа XIX века ---------------------------------- 8
5.Могучая кучка ---------------------------------------------------------------------- 10
Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 13

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

музыкальная культура.docx

— 47.41 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение ---------------------------------------------------------------------------------  2

 
1. Музыкальная культура XIX века ----------------------------------------------   4

    1.1.Историко-культурное значение XIX века в развитии русской культуры ---------------------------------------------------------------------------------   4

2. Развитие песенной культуры России и влияние на нее Войны 1812 года ----------------------------------------------------------------------------------------   5

3. Русская опера в XIX веке -------------------------------------------------------   7

4. Русская композиторская школа XIX века ----------------------------------  8

5.Могучая кучка ---------------------------------------------------------------------- 10

Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 13

 

Список использованной литературы ------------------------------------------   14

 

 

 

Введение

Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство  муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных  и особым образом организованных звуковых последовательностей, состоящих  в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка - специфическая разновидность  звуковой деятельности людей. С другими  разновидностями (речь инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в  слышимой форме и служить средством  общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени  музыка сближается с речью, точнее, с речевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и  его эмоциональное отношение  к миру путём изменений высоты и других характеристик звучания голоса.

Музыка – это едва ли не первое явление окружающего мира, которое  эмоционально воспринимается ребенком. Несмотря на то, что это лишь подсознательное  восприятие, он сразу начинает разделять  музыку на “хорошую” и “плохую”, на ту, которая ему нравится и  ту, которая ему не нравится, и, соответственно, проявляет свое удовольствие или, наоборот, огорчение. То есть, музыка оказывает  сильное воздействие на его настроение и поведение, а в дальнейшем и  на его вкус, на его психику. Это  основная причина, по которой была выбрана данная тема. Но музыка влияет не только на отдельного человека, но и на целые поколения и государства. Изучение развития музыкальной культуры может помочь лучше понять настроения и переживания эпох, так как каждому периоду развития соответствует своя музыка.

В своей курсовой работе я решила показать музыкальное развитие России 
18-19 века, которое происходило одновременно со становлением Российской государственности и бурным развитием науки и искусства. Можно сказать, что формирование музыкальной культуры стимулировалось формированием России, как сильной мировой державы, оказывающей влияние даже на мировой ход истории.

Влияние петровских реформ на развитие музыкальной культуры XVIII век - это время решающего перелома в развитии всей Европы. 
Создаются предпосылки для огромного роста естественных наук, философии, литературы и искусства. Именно в это столетие Россия впервые выходит на широкую дорогу общеевропейского культурного развития, окончательно избавляясь от той искусственной изоляции, в которой она находилась со времен монгольского ига. Русская культура XVIII века связана с именами Ломоносова, Радищева, Крылова, архитектурными произведениями Растрелли, живописью Рокотова, театром Волкова, Шереметьева, русскими композиторами Бортнянским, Фоминым, Ханданкиным. Их искусство представляет уникальную ценность до настоящего времени. XVIII век связан с эпохой Петра I, его реформами и стремительным развитием в поэтической, экономической и культурной жизни России. В XVIII веке, благодаря усилиям Петра I, сблизилась русская и европейская культура. В русской литературе утвердилось понятие Петровского просвещения. В этом плане большое внимание уделялось организациям школ, изданию книг, был разработан проект Российской академии наук. С 1703 года стала выходить газета Ведомости. Также большое внимание уделялось музыке. С эпохи Петра I начинается внедрение новых форм городского музицирования. В домах столичной петербургской аристократии в обязательном, предписанном порядке устраивались “ассамблеи” – открытые вечера, где каждый приходящий мог проводить время, как ему нравилось. Одни играли в карты, другие просто беседовали, третьи танцевали модные тогда танцы под соответствующую музыку. Также Петром I были учреждены еженедельные концерты в доме тайного советника Бассевича, где играла инструментальная капелла герцога Голштинского. В репертуаре капеллы были произведения Корелли, Тартини, Тельмана и других знаменитых европейских композиторов.[1]

Большую роль в развитии музыкальной  культуры сыграла реформа армии. В армии каждый полк имел группу музыкантов. Военные оркестры состояли обычно из гобоев, труб, валторн, литавр и барабанов. Военные оркестры принимали  активное участие в торжествах, связанных  с празднованием военных успехов. В 
1702 годы были выписаны из-за границы группа иностранных музыкантов, в обязанности которых входило также обучение игре на различных инструментах русских певчих и солдатских детей. В военных оркестрах сформировались речеголосное песнопение, разнообразное по своим характерам. Широко развивается особый род “приветственных” или “панегирических” кантов. Новые формы музицирования получают широкое распространение среди элиты государства. "Панегирические" канты петровского времени сохраняют общие родовые признаки, закрепившиеся за кантом еще в предыдущем столетие: трехголосность с преобладающим параллельным движением двух верхних голосов и незначительными элементами имитации, “экселлентованный” бас и т.п. В это же время появляется новая песенная лирика чисто светского типа, которая отражает те глубокие, коренные сдвиги, которые произошли во всем строе русской жизни и образе мысли русских людей. Старомосковский аскетизм, учивший отрешению от жизни и презрению к ее радостям, отныне порицается и открыто преследуется даже передовой, просвещенной частью самого духовенства. В дворянских салонах Петербурга развивается мода на исполнение чувствительных романсов или “арий”. Известны имена некоторых любителей- поэтов, сочинявших любовные послания в стихах. А так как лирическая поэзия мыслилась тогда в неразрывной связи с музыкой, то и эти стихи предполагали музыкальное оформление.

В 1702 году в Москве состоялось открытие общедоступного театра. Его представления  проходили в специально выстроенном  здании на Красной площади, которое  называлось “Комедийной храминой”. Постановка спектаклей шла на иностранном языке, поэтому не всегда была доступна пониманию публики. Это и явилось основной причиной того, что в 1706 году театр был закрыт. Спектакли того времени отличали вставные номера, связанные с элементами пантомимы. Театральные постановки содержали в себе также инструментальные эпизоды в виде маршей, шествий и т.п. Кроме того, в большинстве из них мы встречаем специальные музыкальные интермедии. Основной и наиболее характерной формой придворного театра была опера. 
В 1733 году при дворе императрицы Анны Иоанновны появилась итальянская театральная группа, в репертуаре которой кроме “комедий масок”, были также интермедии с музыкой. Через некоторое время удалось добиться приезда в 
Петербург по контракту композитора Франческо Арайа с несколькими оперными певцами. С их помощью 29 января 1736 года на сцене Эрмитажного театра была впервые поставлена опера Арайа “Сила любви и ненависти”.

При Екатерине II к развитию оперной культуры были привлечены крупнейшие европейские силы. С 1762 г. по 1768 г. в России жил и работал знаменитый венецианский композитор Балтазар Галуппи, после него на должность руководителя придворной оперы приглашается Томазо Траэтта, служивший ранее при венецианском дворе. Они пишут оперы в том же пышном и торжественном стиле, который существовал до них. Особенным блеском и монументальной роскошью отличались следовавшие одна за другой  постановки “Ифигении в Тавриде” Галлупи и “Олимпиады” Траэтта, в которых большое место было отведено хорам и кордебалетам.

Уже с начала середины столетия стали  даваться оперные спектакли на русском  языке. В 1755г. при дворе силами отечественных  исполнителей была поставлена опера Арайа “Цефал и Проктис” на русский текст Сумарокова. В 
1756 г. по указу правительства в Петербурге основывается Российский театр, спектакли которого были открыты за плату для всех желающих. Вскоре такой театр был создан и в Москве. На сцене обоих этих театров, наряду с драматическими спектаклями, давались также и оперные. Преобладающую часть их репертуара составляли оперы песенно-комического склада как переводные 
(главным образом, с французского), так и оригинального отечественного происхождения.

Среди всей актерской плеяды особенно выделялся превосходный комик Я. С. 
Воробьев, с одинаковым успехом выступавший в драматических и оперных ролях. 
Исполнителем того же типа был бас-буффо А. М. Крутицкий, написавший сам несколько комедий. Уже на исходе столетия восходит «звезда» русского вокального искусства, любимица петербургской и московской публики, знаменитая Е. С. Сандунова, урожденная Уранова (иногда ее называли попросту 
Лизанькой Урановой)

 

1.Музыкальная культура XIX века

1.1.Историко-культурное значение XIX века в развитии русской культуры.

 

XIX век в России связан с  крупнейшими политическими и  социальными изменениями, и большую  роль в этом играла война  1812 года и отмена крепостного  права. В литературе, поэзии, музыке, живописи ярко обострилась тема  социального неравенства.

Но Россия все еще не имела  в области словесности, театра, музыки, архитектуры произведений, равных знаменитым европейским образцам. Уже в первой половине XIX века русская художественная культура достигает блестящего, ослепительно яркого расцвета. Освобождаясь от элементов подражательности, она находит оригинальные и самобытные формы выражения для разнообразнейшего, широчайшего по охвату содержания и создает великие непреходящие ценности общечеловеческого значения. Творчество таких ее гениальных представителей, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка, составляет одну из высочайших вершин не только русского, но и мирового искусства. Сильный толчок подъему общественной инициативы дала Отечественная война 
1812 г. Патриотизм русских людей проявляется в возрастающей тревоге об общенародном благе, в широком осознании единых интересов нации, в стремлении поднять уровень национальной культуры и благосостояния.

Значительное влияние на развитие русской культуры XIX века оказало  восстание декабристов. Все эмоции, мысли, переживания нашли отражение  во многих литературных и музыкальных  произведениях того времени. 
По мере роста и распространения освободительных идей, усиливалось и противодействие, оказываемое им правительством. Уже во вторую половину царствования Александра I определяется этот реакционный курс, выражающийся в разгромах университетов, усилении цензуры. Длительная полоса небывало жестокой, глухой и беспощадной реакции воцаряется в русской жизни после подавления декабристского восстания, вместе с восшествием на престол 
Николая I. Существование демократической публицистики, а тем более политических организаций, ведущих практическую революционную деятельность, было невозможно в России.

В этих условиях особенно большое  значение приобретает литература, произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова становятся основным рупором освободительной  мысли.

Все сказанное создает предпосылки  для образования классических школ русской национальной литературы и  искусства. В развитии русской музыки Глинка сыграл роль, во многом аналогичную той, которая принадлежит Пушкину в развитии русской литературы. Как и Пушкин, Глинка широчайшим образом воспринял и претворил различные элементы современной ему художественной культуры. Усваивая все ценное и жизнеспособное из наследия своих предшественников, Глинка преодолевает их ограниченность и достигает огромного богатства, полноты содержания и совершенства художественного воплощения. По своей внутренней уравновешенности, идеальной гармонической цельности и законченности творчество Глинки оказалось для последующих поколений таким же неоспоримым образцом и классической нормой, как и пушкинская поэзия. Глинка положил своим творчеством начало ее мировому влиянию. По глинкинскому пути идет в своем творчестве Даргомыжский. Он вносит в русскую музыку элементы большей социальной остроты, бытовой и психологической характеристичности, сатиры и юмора, подготавливая многое из того, что получит ясное оформление в творчестве молодой национальной школы 60-х годов. Глинка положил своим творчеством начало ее мировому влиянию

Сообщения о русской музыке начинают все чаще появляться с этого времени  в иностранной печати. За несколько  месяцев до появления статей Берлиоза о 
Глинке известный французский музыковед Фетис писал о молодом еще 
Даргомыжском, как об оригинальном многообещающем музыкальном даровании 
России.

 

2.Развитие песенной культуры России и влияние на нее войны 1812 года.

 

В области бытового музицирования  происходит целый ряд серьезных  и глубоких изменений: возникают  некоторые новые жанры, старые формы  эволюционируют под влиянием нового жизненного содержания, меняется характер образов и интонационно-выразительных  средств. Бытовая народная песня  откликается на крупные политические и социальные события общенационального значения. Широкое отражение получает в ней Отечественная война 1812 г. До нас дошел целый цикл песен о двенадцатом годе, связанных с устной фольклорной традицией. По своему содержанию и музыкально-поэтическим формам они очень разнообразны. Иногда в них используются приемы старых традиционных видов народно-песенного творчества. Отечественная война вызвала также появление выразительных лирических песен, в которых запечатлены глубокая народная скорбь, печаль и горе, вызывавшиеся тяжкими бедствиями отчизны, опустошением родного края, утратой близких. Русская народная песня стала пользоваться исключительно широкой популярностью, распространяясь во множестве различных обработок – для хора, голоса с сопровождением и отдельных инструментов. С 1806 года по 1815 года сборник Прача выходит вторым и третьим изданием. На его основе создавались песенные сборники общедоступного типа.

Широко известен был своими обработками  народных песен талантливый русский  музыкант, вышедший из крепостных крестьян, Данила Кашин. В 
1833—1834 гг. вышел в свет его сборник "Русские народные песни" в трех частях. Для своего времени он является столь же характерным, как "Собрание" 
Прача для рубежа XVIII и XIX столетий. В начале 40-х годов появилось второе издание кашинского сборника, что свидетельствовало о его популярности и большом спросе на него. В приемах обработки Кашина ясно заметно стремление к подчеркнутой чувствительности, иногда несколько надрывного характера. По одинаковому с Кашиным пути взаимопроникновения народно-песенных и городских романсных интонаций шел другой известный собиратель песен, по происхождению крепостной крестьянин, Иван Рупин, являвшийся также талантливым певцом - исполнителем (фамилия его произносилась современниками с итальянским окончанием — Рупини) и составителем популярного песенного сборника, изданного в 1831 г. Еще дальше идет в смысле индивидуальной свободы воспроизведения народно - песенных мелодий А. Гурилев, популярный композитор-романист — автор сборника "Избранные народные русские песни", изданного в 1849 г. Его обработки носят характер законченных романсов. При этом часто мы находим в них явно ощутимый налет цыганских интонаций.

Информация о работе Музыкальная культура России второй половины 19 века