Музыкальная культура России второй половины 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь инструментально-звуковая сигнализация и т. д.)

Оглавление

Введение --------------------------------------------------------------------------------- 2

1. Музыкальная культура XIX века ---------------------------------------------- 4
1.1.Историко-культурное значение XIX века в развитии русской культуры --------------------------------------------------------------------------------- 4
2. Развитие песенной культуры России и влияние на нее Войны 1812 года ---------------------------------------------------------------------------------------- 5
3. Русская опера в XIX веке ------------------------------------------------------- 7
4. Русская композиторская школа XIX века ---------------------------------- 8
5.Могучая кучка ---------------------------------------------------------------------- 10
Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 13

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

музыкальная культура.docx

— 47.41 Кб (Скачать)

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), российский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный  характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным  с миром сказки, с поэзией русской  природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. 
Римский-Корсаков — мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер 
(эпические, сказочные, историко-бытовые и др.), в том числе "Псковитянка" 
(1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), 
«Царская невеста» (1898), «Кощей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен и др. Завершил ряд произведений 
М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор 
Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.

Бородин Александр Порфирьевич (1833-87), русский композитор и ученый- химик. Член «Могучей кучки». Его опера  «Князь Игорь» (завершена Н. А. 
Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1890) — образец национального героического эпоса в музыке. Бородин - один из создателей русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», 1876, открывшая героико- эпическое направление в русском симфонизме; симфоническая картина «В Средней Азии», 1980), русского классического струнного квартета. Мастер вокальной лирики («Для берегов отчизны дальной»); ввел в романс образы богатырского эпоса, воплотил освободительные идеи 60-х гг. 19 в. («Спящая княжна», «Песня темного леса»). Также он является автором многих трудов по органической химии.

Петр Ильич Чайковский и его  роль в русской музыкальной культуре XIX века. П.И.Чайковский (1840-1893) родился 25 апреля 1840 г., в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его, российский композитор. В 1845 г. Чайковский начал учиться игре на фортепияно, а через три года читал ноты не хуже своей учительницы. Год спустя Чайковский играл на фортепияно как взрослый. Способность фантазировать за фортепияно проявилась у Чайковского в 50-х годах. Во время своего пребывания в училище правоведения, Чайковский не проявлял среди товарищей своих особых стремлений к музыке. В 1859 г. Чайковский, окончив курс, поступил на службу в департамент Министерства юстиции.

При основании консерватории в  Москве в 1866 г. Чайковский был приглашен  туда профессором гармонии. В 1866 г. Чайковский дебютировал перед московской и  петербургской публикой увертюрой F-dur, со средним успехом. Постоянная нужда в деньгах заставила  Чайковского заняться критической  деятельностью. От этого тягостного для него занятия он отказался, как  только материальные условия его улучшились. Опера "Воевода", поставленная в 1869 г. в Москве, имела успех, но в 70-х годах сам автор уничтожил ее, сохранив только небольшую часть материала. С таким же недовольством относился Чайковский к своему симфоническому произведению "Фатум" (1868), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге. Его вторая опера, "Ундина", оконченная в 1869 г., сцены не видала. Она тоже уничтожена автором в 1873 г., за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения Чайковского.

В апреле 1883 г. в Петербурге был исполнен "Евгений Онегин" в музыкально-драматическом кружке под управлением К.К. Зике и имел несомненный успех. На императорской сцене в Петербурге он шел в первый раз 19 октября 1884 г. С каждым спектаклем возрастала любовь публики к этому лучшему произведению Чайковского. В 1877 г. произошла перемена в материальной обстановке Чайковского, благодаря Н. Ф. фон-Мекк, предложившей Чайковскому ежегодную субсидию в 6 тысяч рублей. Это дало Чайковскому возможность посвятить все свои силы композиторской деятельности.

В каталоге сочинений Чайковского значатся 76 opus'ов, 10 опер, 3 балета. Судя по его письмам, Чайковский был крайне впечатлителен и глубоко несчастлив. Ни материальные условия, ни переменчивость успеха не были, по-видимому, причиной тяжкого его душевного состояния. Какая была причина безысходной тоски, преследовавшей Чайковского - этот вопрос не разъяснен. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург.

Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Ему  принадлежат следующие оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены — новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891) и др. Новаторство Чайковского в области балета заключалось в том, что он сделал музыку ведущим компонентом балетной драматургии. Самые известные его балеты – это «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-93), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866-1893), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепияно с оркестром (1875-93); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы. С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

XVIII и XIX век дали русской и  мировой музыке замечательные  сочинения. 
"Руслан и Людмила" и "Иван Сусанин" составляют гордость русской культуры. В золотой фонд русской музыки вошли фонические произведения Бородина, романсы Балакирева, Римского - Корсакого, Бородина, Кюи.

Были заложены основы русского музыкального образования, которое сейчас по праву  занимает одно из первых мест в мире.

Созданная Глинкой и Могучей  кучкой русская музыкальная история, их увлечение народной культурой  нашли свое отражение в произведениях  композиторов XX века: Прокофьева, Шостаковича.

Музыкальная культура XVIII, XIX века через  слияние с европейской культурой, через ее преобразование приобрела  самобытные особенные черты и  стала в свою очередь оказывать  на нее существенное влияние, развиваясь и по сей день. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1) Большая советская энциклопедия

2) Ю. Келдыш “История  русской музыки”

3) Малый энциклопедический  словарь Брокгауза и Ефрона

4) А.Н. Крюков "Могучая  кучка"

5) Э.Л. Фрид "Русская  музыкальная литература" Выпуск 2

6) Большая энциклопедия  Кирилла и Мефодия

----------------------- 
[1]Ю.Келдыш.История русской музыки, стр.135-137 
(Ю.Келдыш. История русской музыки, стр.138 
1Большая советская энциклопедия 
1Ю.Келдыш "История русской музыки" 
1 Информация взята из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.

 



Информация о работе Музыкальная культура России второй половины 19 века