Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 14:49, контрольная работа
Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь инструментально-звуковая сигнализация и т. д.)
Введение --------------------------------------------------------------------------------- 2
1. Музыкальная культура XIX века ---------------------------------------------- 4
1.1.Историко-культурное значение XIX века в развитии русской культуры --------------------------------------------------------------------------------- 4
2. Развитие песенной культуры России и влияние на нее Войны 1812 года ---------------------------------------------------------------------------------------- 5
3. Русская опера в XIX веке ------------------------------------------------------- 7
4. Русская композиторская школа XIX века ---------------------------------- 8
5.Могучая кучка ---------------------------------------------------------------------- 10
Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 13
Список использованной литературы
Рядом с различными бытовыми преломлениями
русской народной песни развивается
лирический сентиментальный романс,
пользовавшийся также исключительно
широкой популярностью в самых
разнообразных слоях общества.
Как и "российская песня" XVIII века,
русский романс в преобладающей своей
части был связан со сферой домашнего
музицирования. В музыкальном языке бытового
романса простота средств сочетается
с искренней непосредственностью и душевностью
выражения. Но если это стремление к доходчивости,
понятности и легкости усвоения имело
положительную сторону, то вместе с тем
оно вызывало и известную ограниченность,
пользование одними и теми, же стандартными
вошедшими в общий обиход формулами и
оборотами. Характерным выразителем этого
запоздалого прекраснодушного сентиментализма
был даровитый любитель Н. А. Титов (1800—1875).
Он достиг своими произведениями широкой
известности и заслужил даже прозвище
«дедушки русского романса». Задушевная
теплота эмоционального тона, простота
и искренность мелодии при крайне несложной
фактуре аккомпанемента — таковы главные
свойства романсов Титова, создавшие им
большую популярность. К числу распространенных
вокальных жанров начала XIX века принадлежала
баллада, связанная с романтическими тенденциями
русской литературы и искусства этого
времени. Баллада вносила в область камерного
вокального творчества элемент развитого
драматического повествования, яркой
описательности, разнообразие.
По типу баллады, с контрастным
противопоставлением
3.Русская опера в XIX веке
Театр продолжал играть огромную роль
в русском искусстве и
В области драматического искусства
получали живой и непосредственный
отклик выдающиеся события того времени.
В период героических войн с
Наполеоном на сцене театров появляется
множество произведений, отражавших патриотические
чувства народа, и зрительный зал нередко
становился ареной бурных, восторженных
демонстрации. Воздействие новых общественных
тенденций испытывал на себе и оперный
театр, несмотря на то, что зависимость
от вкусов двора и аристократической верхушки
общества всегда определяли его сравнительный
консерватизм и отсталость. Придворная
итальянская опера официально-торжественного
типа окончательно отмирает к началу XIX
века. Особенным успехом пользуется в
это время французская опера, все более
входившая в моду уже с конца предыдущего
столетия и оттесняющая итальянскую оперу
с ее господствующего положения
Наибольшего блеска и процветания французский
оперный театр в Петербурге достигает
в период с 1803—1811 гг., когда во главе его
стоял европейски знаменитый композитор
Буальдье. Творчество этого крупнейшего
мастера французской комической оперы
с его поверхностной мелодической легкостью,
живым весельем и непритязательной фарсовой
развлекательностью пользовалось успехом
у самого широкого и разнообразного круга
слушателей. Благодаря своей простоте
и доступности, мелодии многих песенок
и куплетов Буальдье становились очень
популярными и прочно укоренялись в русском
быту.
Французский оперный театр располагал
превосходными, высокодаровитыми артистами.
Конец его процветанию положили военные
события 1812 г, когда все французские артисты
были по распоряжению правительства высланы
из российской столицы.
В 1803 г. создается русская оперная труппа, хотя она еще не пользовалась полной самостоятельностью и не была целиком отделена от драматического театра. До этого времени, как мы знаем, оперы русских композиторов исполнялись драматическими актерами, выучивавшими свои партии большей частью на слух.
Окончательное разделение оперной
и драматической труппы произошло
в
1836 г., когда для оперных спектаклей было
отведено заново сделанное помещение
Большого театра. В Москве опера и балет
получили здание. Во главе русской оперной
труппы был поставлен Каттерино Альбертович
Кавос (1776—1840), с именем которого связан
целый период развития оперного искусства
в России. Итальянец по происхождению,
Кавос, после успешных дебютов у себя на
родине, 22-летним молодым человеком приехал
в Петербург.
Здесь проходит весь зрелый период его
жизни. Россия становится для него вторым
отечеством. Почти 40 лет он стоял во главе
русского оперного театра, с неутомимой
энергией работая как композитор, дирижер,
педагог и художественный организатор.
Под непосредственным личным руководством
Кавоса воспиталось целое поколение русских
оперных артистов, и был создан коллектив,
способный исполнять сложные и значительные
образцы оперной литературы. Кавосом было
написано более 30 музыкально-сценических
произведений различных жанров—опер,
балетов, музыки к драматическим пьесам
и водевилей. Как композитор, Кавос не
обладал яркой и самобытной творческой
индивидуальностью.
Среди артистов русского оперного театра
выдвигаются в это время такие
первоклассные по масштабу мастера,
как О. А. Петров (бас) и А. Я. Воробьева-
Петрова (контральто).
В связи с национальным подъемом,
вызванным Отечественной войной
1812 г., в опере, как и в драматическом
театре, возникает тяга к героическим
сюжетам и образам родного
исторического прошлого. Появляются
произведения, проникнутые идеей
народного героизма и самопожертвования
во имя родины.
Наиболее значительным из них была опера
Кавоса "Иван Сусанин" (либретто А.
Шаховского), поставленная в 1815 г. Она имела
при своем появлении огромный успех и
удержалась на сцене в течение целого
двадцатилетия, пока ее не вытеснила из
репертуара опера Глинки на тот же сюжет.
4. Русская композиторская школа XIX века
Без сомнения самым ярким представителем композиторской школы первой половины XIX века является Михаил Иванович Глинка(1804-1857). Глинка родился в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок (бывших троюродными братом и сестрой). Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия — игра на скрипке и фортепиано — начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?.. Музыка — душа моя!».
В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом Пушкина Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернером Глинки был В. Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано (сначала у английского композитора Джона Филда, а после его отъезда в Москву — у его учеников Омана, Цейнера и Ш. Майра — довольно известного музыканта). Закончил пансион в 1822 вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля. После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. В 1823 он поехал лечиться на кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828). Основное место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи В. А. Жуковского (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи А. С. Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода — элегия на стихи Е. А. Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1829 Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.
После длительного путешествия по Европе, целью которого было познакомиться и лучше понять ее культуру, Глинка возвращается в Россию поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Жуковского, он познакомился с Гоголем, П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским и др. Композитор увлекся идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» К. Ф. Рылеева.
Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы.
В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы. Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было — из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений «Руслана» побывал Ф. Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.
В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).
Весной 1844 Глинка отправился в новое заграничное путешествие. Пробыв несколько дней в Берлине, он остановился в Париже, где встретился с Берлиозом, который включил в свою концертную программу несколько сочинений Глинки. Выпавший на их долю успех натолкнул композитора на мысль дать в Париже благотворительный концерт из собственных произведений, что и было осуществлено 10 апреля 1845. Концерт был высоко оценен прессой.
В мае 1845 Глинка отправился в Испанию, где пробыл до середины 1847года.
Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде»
В 1848 композитор провел несколько
месяцев в Варшаве, где была написана
«Камаринская» — сочинение, о
котором П. И. Чайковский заметил, что
в ней, «как дуб в желуде, заключена
вся русская симфоническая
Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.
В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.1
Если конец XVIII века был для России
временем создания профессиональной композиторской
школы, а первая половина XIX столетия,
отмеченная гением
Глинки, утвердила значение русской классической
музыки за пределами России, то теперь
русская музыка становится одной из ведущих
музыкальных культур, определяющих дальнейшее
развитие всего европейского музыкального
искусства.
В этот период появляется целая плеяда
выдающихся композиторов, многосторонне
и глубоко отражающих в своем
творчестве жизнь русского общества.
К указанному двадцатилетию относится
создание таких бессмертных
5. Могучая кучка
Вторая половина XIX века – время возникновения товарищества, получившее с легкой руки критика В.В. Стасова, наименование "Могучая кучка". В него входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П.Бородин.
Могучая кучка — выдающееся явление русского искусства.
Она оставила глубокий след во многих
сферах культурной жизни России — и не
только
России. В следующих поколениях музыкантов
— вплоть до нашего времени — немало прямых
наследников Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова,
Балакирева. Объединявшие их идеи, их прогрессивные
воззрения явились образцом для передовых
деятелей искусства на долгие годы.
Чайковский не входил в могучую
кучку, но многое роднило его с кучкистами
(например, любовное отношение к фольклору,
сочинение программных симфонических
произведений). Однако в целом композиторы
«Могучей кучки» и
Чайковский пошли разными путями, хотя
оставались равно представителями самых
демократических тенденций в русской
музыке XIX века. Главными темами в творчестве
кучкистов стали жизнь русского народа,
история, народные поверья и сказания,
а основой их музыкального языка явилась
крестьянская песня. Чайковский же наиболее
полно проявил себя как лирик, и музыкальный
язык его сформировался на основе глубокого
претворения городского песенно-романсного
стиля.
Главой и руководителем
(1836/37-1910). Он является одним из основателей
(1862) и руководитель
(1868-73 и 1881-1908) бесплатной музыкальной школы.
С 1867 года по 1869 год
- дирижер Русского музыкального общества,
а с 1883 по 1894 управляющий
Придворной певческой капеллой. Самые
известные его произведения – это
"Увертюра на темы трех русских песен"
(1858), симфонические поэмы
«Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905),
восточная фантазия для фортепиано «Исламей»
(1869), романсы, обработки русских народных
песен и др.
Цезарь Антонович Кюи (1835-1918), российский
композитор, член
«Могучей кучки», музыкальный критик,
ученый в области фортификации, инженер-генерал.
Пропагандист творчества М. И. Глинки,
А. С.
Даргомыжского, современных ему русских
композиторов. Основные его произведения
– это оперы «Сын мандарина» (1859), «Вильям
Ратклиф» (1868), а также романсы.
Модест Петрович Мусоргский (1839-81),
российский композитор, член
«Могучей кучки». Создал монументальные
народные музыкальные драмы «Борис
Годунов» (1869) и «Хованщина» (1872-80, завершена
Н. А. Римским-
Корсаковым, 1883). Запечатлел живые человеческие
образы также в песнях — драматических
сценках, в которых обращался к социально
острым темам из народной жизни («Калистрат»,
«Сиротка» и др.). Среди сочинений: опера
«Сорочинская ярмарка» (1874-80, окончена
Ц. А. Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки
с выставки» (1874), вокальные циклы «Детская»
(1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски
смерти» (1877) и др.
Информация о работе Музыкальная культура России второй половины 19 века