Русская культура во второй половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. Всовременном обществоведении существует множество разноречивых еетолкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегдавключает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль).
Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельностьвыступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творениечеловека, результат его творческих усилий.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..2
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века………..….…3
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов……...……..5
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещении……………………………………………………………………....5
2.2 Общественно-политическая мысль………………………………………...11
2.3 Художественная культура………………………………………………..…12
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………….…………………………………...…21

Файлы: 1 файл

Русская культура во второй половине XIX века.docx

— 45.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………….………..2

1 Культура пореформенной  России. Вторая половина XIX века………..….…3

2 Культура в  период буржуазных преобразований 60-70-х годов……...……..5

2.1 Борьба общественности  за развитие народной школы. Состояние просвещении……………………………………………………………………....5

2.2 Общественно-политическая  мысль………………………………………...11

2.3 Художественная  культура………………………………………………..…12

Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы……………………….…………………………………...…21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Культура — одна из важнейших  областей общественной жизни. Всовременном обществоведении существует множество  разноречивых еетолкований. Но как  бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегдавключает в себя образование  — умственное и нравственное (В. И. Даль).

Трудно найти такую  сферу общественной жизни, которая  не имела бы культурно-исторического  аспекта. В понятии «культура» человек  и его деятельностьвыступают  как синтезирующая основа, поскольку  сама культура есть творениечеловека, результат его творческих усилий. Но в культуре человек не толькодействующее, но и самоизменяющееся существо.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику  в рядуисторических дисциплин. История  культуры предполагает прежде всегокомплексное изучение различных ее сфер — истории  науки и техники, быта,просвещения  и общественной мысли, фольклористики и литературоведения,истории искусства  и т. д. По отношению к ним история  культуры выступает какобобщающая  дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой вединстве и  взаимодействии всех ее областей.Пpи изучении культуры следует иметь в виду и проявлениеспецифических, свойственных только ей закономерностей, обусловленныхисторическими условиями данного времени. В различные периода ведущую роль вразвитии культуры может играть то одна, то другая ее отрасль.

Интерес к истории русской  культуры начал проявляться в  Россиипримерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национальногосамосознания, общим интересом к историческому  прошлому нации, идейнойборьбой этого  времени, со спорами западников и  славянофилов о судьбахРоссии.

К этому времени относится  появление самого понятия «культура»,которому в первой половине XIX в. чаще соответствовало  слово «просвещение».Впервые термин«культура» встречается в «Карманном словаре  иностранныхслов, вошедших в состав русского языка», изданном М. В. Петрашевским в 1845— 1846 гг.

1.Культура пореформенной России. Вторая половина XIX век

Падение крепостного права  означало начало нового, капиталистическогопериода  в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизньобщества: преобразовал хозяйственно-экономический  строй, изменил социальныйи духовный облик населения, его быт, условия  жизни, способствовал ростукультурных  потребностей.

Капитализм в целом  создал условия для более высокого культурногоуровня общества, расширял объективные социальные возможности  для овладениякультурой значительных общественных слоев.

Капиталистическая эпоха, требовавшая  определенного уровня культуры всфере материального производства, способствовала ускорению процессадемократизации культуры в целом. В пореформенное  время была расширена сфераобразования, фактически создана силами земства  народная школа. Значительновыросла техническая  высшая школа, повысился интерес  к книге, увеличиласьчитательская  среда, изменился социальный облик  читателя.Однако капиталистическая  эпоха в истории России быланепродолжительной  — капитализм как социально-экономическая  формациясуществовал немногим более  полувека. Самодержавие, являясь феодальнойполитической надстройкой и в пореформенную  эпоху, принципиально не изменилосвоего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа.

Развитие культуры во второй половине XIX — начале XX в. не былоравномерным  процессом. Его внутренние этапы  определяли подъемы и спады вобщественно-политической борьбе.

Культура, являясь важнейшей  системой общественной жизни,аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме  продолжаласохранять классовый  характер. Класс выступал носителем  и создателемидеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни.Поэтому, только будучи выразителем общественного  прогресса, этот класс могформировать общечеловеческие ценности и тем  самым отражать потребностинационального развития.

Именно в таком положении  в пореформенную эпоху оказалась  русскаябуржуазия, которая при отсутствии революционности объективно былапрогрессивной  силой. В. И. Ленин отмечал, что в 40 — 60-е годы XIX в.,когда «новые общественно-экономические  отношения и их противоречия... былиеще  в зародышевом состоянии», «никакого  своекорыстия... тогда в идеологахбуржуазии не проявлялось...». Антифеодальная, буржуазно-демократическаянаправленность  идейной борьбы того времени определяла общечеловеческуюзначимость создаваемых  культурных ценностей, буржуазных по своей  сущности.

Капитализм с его стремлением  к расширению хозяйственно-экономическихсвязей  отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовалусилению общения  народов России не только в сфере  экономической, но иобщественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурногопроцесса  в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейнойблизости  с русской культурой, прежде всего  литературой, неоднократноподчеркивали многие деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писалодин из основоположников новой грузинской литературы, просветитель ИльяЧавчавадзе,—  вырастила русская литература». 
Но не только русская культура положительно воздействовала на развитиенациональных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русскихписателей, художников, композиторов.

2. Культура в  период буржуазных преобразований 60-70-х годов

Общественный демократический  подъем периода революционной ситуации ипервых лет после падения  крепостного права внес много  изменений вкультурную жизнь  России. 60-е годы воспринимались современниками как времядуховных преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительноевремя, — писал  публицист и видный деятель революционного движения Н. В.Шелгунов,—спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и началаработать. Порыв ее был сильный и задачи громадные». Демократическаяобщественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в первуюочередь народного образования.

2.1 Борьба общественности за развитие народной школы.

Состояние просвещения

Отличительной чертой общественно-культурной жизни первыхпореформенных десятилетий  было распространение просвещения.

В стране развернулось широкое  движение за создание народных школ,изменение  методов преподавания в них, предоставление права наобразование женщинам. Большую  работу по распространению образования  срединарода проводили комитеты грамотности, общественные просветительскиеорганизации, связанные с земствами. Московский комитет грамотности,возникший еще  в 1845 г., впервые поднял вопрос о введении всеобщегоначального образования. В 1861 г. при Вольном экономическом  обществе былсоздан Петербургский  комитет грамотности. Он ставил целью  «содействоватьраспространению грамотности  преимущественно между крестьянами, вышедшими изкрепостной зависимости». Подобные просветительские организации возникли вТомске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работапо составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников,сбору средств для нужд народного образования.

Основоположником народной школы, а также научной педагогики в Россиипо праву считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Он был замечательнымрусским педагогом-демократом, автором учебных  книг («Родное слово»,«Детский мир»), по которым в течение полувека учились десятки миллионовдетей в России. Ушинский создал школу  русских педагогов (И. Н. Ульянов, Н.Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.), оказал большое влияние на развитиепередовой педагогической мысли других народов России.

В 60-е годы правительство  провело реформы в школьном деле,явившиеся  частью социальных преобразований тех  лет. В изданном в 1864 г.«Положении о  начальных народных училищах» декларировалась  бессословностьшколы, предоставлялось  право открытия начальных школ общественныморганизациям (земствам, органам местного городского управления); женщиныполучили возможность  преподавать в школах. Однако все  училища подчинялисьМинистерству  народного просвещения.

Наиболее распространенным типом начальной школы в пореформеннойРоссии  были земские школы обязанные  своим появлением общественнойинициативе. За первые десять лет существования  земских учреждений(1864—1874) было открыто  до 10 тыс. таких школ. В последующие  годы их ростнесколько замедлился.

Земская трехгодичная школа  по сравнению с другими начальными школами,существовавшими в то время  в России (министерскими, церковноприходскими),отличалась лучшей постановкой обучения; помимо чтения, письма, четырехправил арифметики и закон; божьего здесь преподавались элементарныесведения по природоведению, географии, истории. Земские учителя, какправило, принадлежали к передовой русской интеллигенции. Земства открывалина свои средств; специальные учительские семинарии, оплачивали трудучителей, занимались комплектованием народных библиотек. Их деятельность вобласти народного образования и просвещения несомненно носила прогрессивныйхарактер.

Создание начальной народной школы в основном силами земства  былосерьезным достижением общественно-культурного  развития пореформеннойРоссии.

В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялисьцерковноприходские  школы, находившиеся теперь в ведении  Синода.Элементарное образование в этих школах, включавшее помимо чтения и письмазакон божий, церковнославянское чтение и церковное пение, было значительнониже, чем в земской школе. Правительство оказывало покровительствоцерковноприходским школам, стремясь с их помощью воспитать учащихся в духерелигиозности и политической благонадежности.

Гимназия, основная форма  средней школы, в 60-е годы считаласьбессословным  общеобразовательным учебным заведением. В это время возниклиразные типы гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они небыли полностью  уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназиястала практически основной формой среднего образования; реальная жегимназия была преобразована в  шестислассное училище без права для еевыпускников поступления в университет.

В пореформенную эпоху  были открыты новые университеты в Одессе,Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые  кафедры,оживилась научная работа, повысился образовательный уровень  выпускников. Вуниверситетах в те годы были сосредоточены лучшие научные  силы России,работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространениюне только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М.Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев,Ф. И. Буслаев и многие другие).

Рост технической оснащенности промышленности и транспорта,совершенствование  технологии производства требовали  повышения уровняспециального образования. В высшие учебные заведения были преобразованыПетербургский технологический  институт и Московское ремесленное  училище,основанные еще в дореформенное  время. В 1865 году в Москве по инициативеМосковского  общества сельского хозяйства открылась  Петровскаяземледельческая и лесная академия (Сельскохозяйственная академия им. К. А.Тимирязева). В ряде городов были учреждены политехнические итехнологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеровпутей сообщения, Горный, Лесной институты — были преобразованы вгражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России насчитывалось 63высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс. студентов. Ввысших технических школах в это время получали образование более 7 тыс.человек, т. е. примерно четверть всех студентов.

Возможность получения образования  для женщин, участие их вобщественно полезном труде — один из показателей  демократизации культуры.В период революционной ситуации женщины были допущены в университетына правах вольнослушательниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ вуниверситеты женщинам не был разрешен. Поэтому многие уезжали учиться заграницу. В 70-е годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всехиностранных студенток.

В России активное общественно-научное  движение в защиту женскогообразования, поддержанное Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, А. Н.Бекетовым, Н. И. Пироговым и другими  передовыми учеными, привело к созданиюна рубеже 60—70-х годов высших женских  курсов. Впервые они были открыты вПетербурге (1869); в Москве наиболее известными были Высшие женские курсыпрофессора университета В. И. Герье (1872). Высшие женские курсы вПетербурге (Бестужевские — по имени их директора профессора К. Н. Бестужева-Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-культурнойжизни страны, русском революционном движении. Женские курсы работали попрограмме университетов, но их окончание долгое время не давало женщинамправ на работу по специальности. Только в начале XX в. правительство быловынуждено юридически признать факт существования высшего образования дляженщин в России.

Информация о работе Русская культура во второй половине XIX века