Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:10, контрольная работа
Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. Всовременном обществоведении существует множество разноречивых еетолкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегдавключает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль).
Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельностьвыступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творениечеловека, результат его творческих усилий.
Введение………………………………………………………………….………..2
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века………..….…3
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов……...……..5
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещении……………………………………………………………………....5
2.2 Общественно-политическая мысль………………………………………...11
2.3 Художественная культура………………………………………………..…12
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………….…………………………………...…21
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века………..….…3
2 Культура в
период буржуазных
2.1 Борьба общественности
за развитие народной школы. Состояние
просвещении…………………………………………………
2.2 Общественно-политическая мысль………………………………………...11
2.3 Художественная
культура………………………………………………..…
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………….………
Введение.
Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. Всовременном обществоведении существует множество разноречивых еетолкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегдавключает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль).
Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельностьвыступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творениечеловека, результат его творческих усилий. Но в культуре человек не толькодействующее, но и самоизменяющееся существо.
Предмет истории культуры
имеет свое содержание и специфику
в рядуисторических дисциплин. История
культуры предполагает прежде всегокомплексное
изучение различных ее сфер — истории
науки и техники, быта,просвещения
и общественной мысли, фольклористики
и литературоведения,истории
Интерес к истории русской
культуры начал проявляться в
Россиипримерно в 30 —40-е годы XIX в. Он
был связан с ростом национальногосамосознания,
общим интересом к
К этому времени относится
появление самого понятия «культура»,которому
в первой половине XIX в. чаще соответствовало
слово «просвещение».Впервые
1.Культура пореформенной России. Вторая половина XIX век
Падение крепостного права означало начало нового, капиталистическогопериода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизньобщества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальныйи духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал ростукультурных потребностей.
Капитализм в целом создал условия для более высокого культурногоуровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладениякультурой значительных общественных слоев.
Капиталистическая эпоха, требовавшая
определенного уровня культуры всфере
материального производства, способствовала
ускорению
Развитие культуры во второй
половине XIX — начале XX в. не былоравномерным
процессом. Его внутренние этапы
определяли подъемы и спады вобщественно-
Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни,аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжаласохранять классовый характер. Класс выступал носителем и создателемидеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни.Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс могформировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребностинационального развития.
Именно в таком положении
в пореформенную эпоху
Капитализм с его стремлением
к расширению хозяйственно-
Но не только русская культура
положительно воздействовала на развитиенациональных
культур. Национальные мотивы питали творчество
многих русскихписателей, художников,
композиторов.
2. Культура в
период буржуазных
Общественный демократический
подъем периода революционной ситуации
ипервых лет после падения
крепостного права внес много
изменений вкультурную жизнь
России. 60-е годы воспринимались современниками
как времядуховных
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы.
Состояние просвещения
Отличительной чертой общественно-культурной
жизни первыхпореформенных
В стране развернулось широкое
движение за создание народных школ,изменение
методов преподавания в них, предоставление
права наобразование женщинам. Большую
работу по распространению образования
срединарода проводили комитеты
грамотности, общественные просветительскиеорганизации,
связанные с земствами. Московский
комитет грамотности,возникший
Основоположником народной школы, а также научной педагогики в Россиипо праву считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Он был замечательнымрусским педагогом-демократом, автором учебных книг («Родное слово»,«Детский мир»), по которым в течение полувека учились десятки миллионовдетей в России. Ушинский создал школу русских педагогов (И. Н. Ульянов, Н.Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.), оказал большое влияние на развитиепередовой педагогической мысли других народов России.
В 60-е годы правительство
провело реформы в школьном деле,явившиеся
частью социальных преобразований тех
лет. В изданном в 1864 г.«Положении о
начальных народных училищах» декларировалась
бессословностьшколы, предоставлялось
право открытия начальных школ общественныморганизациям
(земствам, органам местного городского
управления); женщиныполучили возможность
преподавать в школах. Однако все
училища
Наиболее распространенным
типом начальной школы в
Земская трехгодичная школа
по сравнению с другими начальными
школами,существовавшими в то время
в России (министерскими, церковноприходскими),
Создание начальной народной
школы в основном силами земства
былосерьезным достижением
В системе начального обучения
по уставу 1864 года сохранялисьцерковноприходские
школы, находившиеся теперь в ведении
Синода.Элементарное образование в этих
школах, включавшее помимо чтения и письмазакон
божий, церковнославянское чтение и церковное
пение, было значительнониже, чем в земской
школе. Правительство оказывало покровительствоцерковноприходс
Гимназия, основная форма
средней школы, в 60-е годы считаласьбессословным
общеобразовательным учебным
В пореформенную эпоху
были открыты новые университеты
в Одессе,Томске. В университетах,
получивших автономию, открылись новые
кафедры,оживилась научная
Рост технической оснащенности
промышленности и транспорта,
Возможность получения образования для женщин, участие их вобщественно полезном труде — один из показателей демократизации культуры.В период революционной ситуации женщины были допущены в университетына правах вольнослушательниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ вуниверситеты женщинам не был разрешен. Поэтому многие уезжали учиться заграницу. В 70-е годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всехиностранных студенток.
В России активное общественно-научное движение в защиту женскогообразования, поддержанное Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, А. Н.Бекетовым, Н. И. Пироговым и другими передовыми учеными, привело к созданиюна рубеже 60—70-х годов высших женских курсов. Впервые они были открыты вПетербурге (1869); в Москве наиболее известными были Высшие женские курсыпрофессора университета В. И. Герье (1872). Высшие женские курсы вПетербурге (Бестужевские — по имени их директора профессора К. Н. Бестужева-Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-культурнойжизни страны, русском революционном движении. Женские курсы работали попрограмме университетов, но их окончание долгое время не давало женщинамправ на работу по специальности. Только в начале XX в. правительство быловынуждено юридически признать факт существования высшего образования дляженщин в России.
Информация о работе Русская культура во второй половине XIX века