Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:10, контрольная работа
Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. Всовременном обществоведении существует множество разноречивых еетолкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегдавключает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль).
Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельностьвыступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творениечеловека, результат его творческих усилий.
Введение………………………………………………………………….………..2
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века………..….…3
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов……...……..5
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещении……………………………………………………………………....5
2.2 Общественно-политическая мысль………………………………………...11
2.3 Художественная культура………………………………………………..…12
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………….…………………………………...…21
В пореформенное время повысился уровень грамотности. Ко временипадения крепостного права доля грамотных среди населения составлялапримерно 7%, к концу века — уже свыше 20%. Уровень грамотности колебался взависимости от региона, характера занятий жителей. В городах, например,число грамотных было примерно в два раза больше, чем в сельской местности.
Всероссийская перепись населения
1897 г. впервые выявила общуюкартину
образованности в стране. Средний
уровень грамотности в
Общие условия социально-
Большое развитие по сравнению
с предшествующей эпохой получилиразличные
формы культурно-
Частное коллекционирование
получило широкое развитие в пореформенноевремя.
Многие из коллекций впоследствии, еще
в дореволюционный период,составили значительную
часть наших музеев и библиотек. На основе
частныхсобраний по инициативе их владельцев
создавались национальныехудожественные
музеи, доступные для широкого обозрения.
В начале 80-х годовдля посещения была открыта
кар тинная галерея П. М. Третьякова. В
1893 г.он передал собрание своих картин
в дар Москве.
В следующем, 1894 году в Москве
был организован Литературно-
Во второй половине XIX в. при
участии общественности в России
былоорганизовано много разнообразных
по профилю музеев: исторических,
Общедоступность многих музеев, развитие выставочного деласвидетельствовали о демократизации культуры. Так, выставки художников-передвижников, первая из которых была организована в 1871 г., стали впервыезнакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальнуюпублику. Выставка открылась в залах Академии художеств, затемдемонстрировалась в Москве, Киеве, Харькове. В общей сложности ее посетилиоколо 30 тыс. человек. В середине 80-х годов выставки передвижниковпроисходили в 14 городах России.
Оценивая в целом состояние просвещения в России, следует подчеркнуть,что в первые пореформенные десятилетия были достигнуты значительные успехив распространении общеобразовательных и технических знаний, расширениикруга читателей, изменении его облика. «В 60-х годах, писал Н. В.Шелгунов,— точно чудом каким-то создался внезапно совсем новый, небывалыйчитатель с общественными чувствами, мыслями и интересами, желавший думатьоб общественных делах.
2.2 Общественно-политическая мысль
Основные вопросы общественно-
В целом 60 —70-е годы были
отмечены серьезными сдвигами в идейнойжизни
общества. Для этого времени характерны
преобладание демократическихидей
в общественном сознании, убежденность
в необходимости
2.3 Художественная культура
В пореформенную эпоху
в России были созданы
Искусство критического реализма, который становится основнымхудожественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями тоговремени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталосьраскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60—70-х годов отличала повышенная социальная активность. Литература иискусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерки роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр вживописи и т. д.).
Во второй половине XIX в. идейно-художественное
развитие во многомопределяла революционно-демократическая
эстетика, основы которой былизаложены
еще Белинским. Дальнейшее ее развитие
было связано с именем Н. Г.Чернышевского.
В художественной литературе
второй половины XIX в. нашли отображениесоциальные
сдвиги, которые произошли в пореформенной
России. Отечественнойлитературе всегда
было свойственно «стремление к решению
задач социальногобытия» (М. Горький).
Дух обличительства, критическое отношение
ксуществующей действительности были
характерны для произведений русскихписателей
первых пореформенных десятилетий.
Литература пореформенного
времени представляла собой «яркое
созвездиевеликих имен». В эти годы
создавали произведения крупнейшие
русскиеписатели, творческий путь которых
начался еще в предшествующую
эпоху. Новоепоколение писателей-реалистов,
которое пришло в литературу в 60
—70-е годы,принесло новые темы, жанры,
идейно-эстетические принципы. В литературномпроцессе
тех лет ведущее место
С общественным подъемом связано появление демократического романа, вкотором действующим лицом стал разночинец (повести Н. Г. Помяловского«Мещанское счастье» и «Молотов»), первых произведений о жизни и бытерабочих (романы Ф. М. Решетникова «Глумовы», «Горнорабочие»). Программнымпроизведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»,опубликованный в «Современнике» в 1863 г. Это было повествование о «новыхлюдях», их морали и нравственных ценностях. Роман Чернышевского имелогромное идейное воздействие не на одно поколение демократической молодежи.
Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-х годов былопоявление так называемого антинигилистического романа («Некуда» Н. С.Лескова; «Взбаламученное море» А. Ф. Писемского и др.)
6O-70-е годы — время
расцвета и наибольших
Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое,всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера вчеловека были главной темой писателя.
Разночинская молодежь своим идейным вождем считала Н. А. Некрасова(1821 — 1877/78). Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзииНекрасова центральное место. В это время он создал свое крупнейшеепроизведение — поэму «Кому на Руси жить хорошо», в которой данареалистическая картина жизни русского крестьянства. В творчестве Некрасовавыражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способныесбросить оковы крепостного рабства.
Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого(1828 — 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике«великие вопросы» (В. И. Ленин). Писателя всегда волновали судьбы народа иРодины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальныхлитературных произведений современности стал роман Толстого «АннаКаренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов,выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали,нравам, устоям.
Состояние театра в пореформенную
эпоху определялось успехамиотечественной
драматургии. Teaтральная общественность
привлекала внимание кживотрепещущим
вопросам развития театра: улучшение профессиональногоактерского
образования, расширение сети театров
за счет создания частныхантреприз. Монополия
казенных театров под влиянием требований
прогрессивнойобщественности в 1882 г. была
отменена. Однако еще раньше частные театрыстали
возникать под видом «домашних спектаклей»,
«семейных вечеров» и т. д.Так, появились
в Москве Артистический кружок — общественно-
Основными центрами театральной
культуры продолжали оставаться Малый
иАлександрийский театры. Однако значительно
выросло число театров
Развитие русского театра
во второй половине XIX в. неразрывно связанос
именем А. Н. Островского (1823 — 1886), который
считал театр «признакомзрелости нации,
так же как и академии, университеты
и музеи». ДраматургияОстровского —
замечательное явление
Общественно-идейная атмосфера
первых пореформенных
Во второй половине XIX в. огромную
роль в развитии музыкальнойкультуры
сыграло творческое объединение
композиторов «могучая кучка» [М. А.Балакирев
(1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи
(1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков
(1844-1908)]. Этоназвание дал ему
Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И.Чайковского (1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи,оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного,симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро»,«Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии,романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладаетредкостной силой эмоционального воздействия.Чайковский создал основные произведения в 70 —80-е годы. В своемтворчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал 'кборьбе с темными силами зла и несправедливости. Наряду с лирическимжизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности,особенно сильные в его последних произведениях.
Информация о работе Русская культура во второй половине XIX века