Русская культура во второй половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. Всовременном обществоведении существует множество разноречивых еетолкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегдавключает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль).
Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельностьвыступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творениечеловека, результат его творческих усилий.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..2
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века………..….…3
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов……...……..5
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещении……………………………………………………………………....5
2.2 Общественно-политическая мысль………………………………………...11
2.3 Художественная культура………………………………………………..…12
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………….…………………………………...…21

Файлы: 1 файл

Русская культура во второй половине XIX века.docx

— 45.00 Кб (Скачать)

В пореформенное время  повысился уровень грамотности. Ко временипадения крепостного права  доля грамотных среди населения  составлялапримерно 7%, к концу века — уже свыше 20%. Уровень грамотности  колебался взависимости от региона, характера занятий жителей. В  городах, например,число грамотных  было примерно в два раза больше, чем в сельской местности.

Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые выявила общуюкартину образованности в стране. Средний  уровень грамотности в Россиисоставлял 21,1%, причем среди мужчин грамотных  было больше (29,3%), чемсреди женщин (13,1%). К этому времени лишь немногим более одного процентанаселения  России имели высшее и среднее  образование. Число обучавшихсятолько  в средней школе, по отношению  ко всему грамотному населению,составляло 4%. Иными словами, уровень образованности в России к концу XIXв. определяла начальная школа.

Общие условия социально-экономического и общественного развития,подъем умственной и духовной жизни, некоторое  смягчение цензуры, ростграмотности  способствовали увеличению выпуска  книг, журналов и газет.В стране увеличилась  полиграфическая база. Среди издаваемых книгпреобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественнаялитература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. Встолицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжныхмагазинов выросло примерно до 2 тыс. Все эти факты свидетельствовали одостаточно широком распространении в пореформенной России книги, одной изважнейших культурных ценностей.

Большое развитие по сравнению  с предшествующей эпохой получилиразличные  формы культурно-просветительных  учреждений (библиотеки, музеи,выставки). 
Частное коллекционирование получило широкое развитие в пореформенноевремя. Многие из коллекций впоследствии, еще в дореволюционный период,составили значительную часть наших музеев и библиотек. На основе частныхсобраний по инициативе их владельцев создавались национальныехудожественные музеи, доступные для широкого обозрения. В начале 80-х годовдля посещения была открыта кар тинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г.он передал собрание своих картин в дар Москве.

В следующем, 1894 году в Москве был организован Литературно-театральный  музей, основу которого составила обширная коллекция по историирусского и  западноевропейского театра А. А. Бахрушина (ныне Центральныйтеатральный музей  им. А. А. Бахрушина). Свое собрание русского прикладногоискусства передал в 1905 г. Историческому музею П. И. Щукин. Оно составилоодин из отделов  музея.

Во второй половине XIX в. при  участии общественности в России былоорганизовано много разнообразных  по профилю музеев: исторических,естественнонаучных, художественных, промышленных, сельско-хозяйствецных.Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев встране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступность.В 1872 г. в Москве по инициативе Общества любителей естествознания,антропологии и этнографии был организован Политехнический музей, сыгравшийважную роль в культурно-просветительном движении пореформенного времени.Коллекции одного из его разделов послужили основой для созданияИсторического музея (открыт в 1883 г.).

Общедоступность многих музеев, развитие выставочного деласвидетельствовали  о демократизации культуры. Так, выставки художников-передвижников, первая из которых  была организована в 1871 г., стали впервыезнакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальнуюпублику. Выставка открылась в залах Академии художеств, затемдемонстрировалась в  Москве, Киеве, Харькове. В общей  сложности ее посетилиоколо 30 тыс. человек. В середине 80-х годов выставки передвижниковпроисходили в 14 городах  России.

Оценивая в целом состояние  просвещения в России, следует  подчеркнуть,что в первые пореформенные десятилетия были достигнуты значительные успехив распространении общеобразовательных и технических знаний, расширениикруга читателей, изменении его облика. «В 60-х годах, писал Н. В.Шелгунов,— точно чудом каким-то создался внезапно совсем новый, небывалыйчитатель с общественными чувствами, мыслями и интересами, желавший думатьоб общественных делах.

2.2 Общественно-политическая  мысль

Основные вопросы общественно-политической мысли - крестьянский исудьбы самодержавия в России — в пореформенное  время в условиях проведениябуржуазных реформ все более приобретали  характер практически необходимых,злободневных проблем. Крепостное право было отменено, могущество монархиибыло поколеблено  самим ходом реальной жизни. В  общественном сознаниисформировалась демократическая программа обновления России, выразителямикоторой в этот период выступали прежде всего революционеры-разночинцы.

В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейнойжизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократическихидей  в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований,борьба за поиски путей их осуществления  в интересах широких масс народа,известное  отступление самодержавия от своих  охранительно-крепостническихпринципов. Все это создавало соответствующую  идейно-нравственную атмосферудля развития художественной культуры.

 

 

2.3 Художественная  культура

В пореформенную эпоху  в России были созданы замечательныепроизведения  литературы и искусства, занявшие достойное  место всокровищнице мировой  культуры. Сила русского национального  искусствазаключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокойнравственности  и демократической направленности. «Серьезнуюсодержательность» искусства  как его особенность отмечал  художественный имузыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906).

Искусство критического реализма, который становится основнымхудожественным направлением, было тесно связано  с идейными исканиями тоговремени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталосьраскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60—70-х годов  отличала повышенная социальная активность. Литература иискусство, как никогда, близко подошли к отображению  реальной жизни (очерки роман о современной  жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр вживописи и т. д.).

Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многомопределяла революционно-демократическая  эстетика, основы которой былизаложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г.Чернышевского. 
В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображениесоциальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Отечественнойлитературе всегда было свойственно «стремление к решению задач социальногобытия» (М. Горький). Дух обличительства, критическое отношение ксуществующей действительности были характерны для произведений русскихписателей первых пореформенных десятилетий.

Литература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездиевеликих имен». В эти годы создавали произведения крупнейшие русскиеписатели, творческий путь которых  начался еще в предшествующую эпоху. Новоепоколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60 —70-е годы,принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературномпроцессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставилисьострые  социальные проблемы, коренные вопросы  жизни и быта крестьянства(очерки Н. В. Успенского, В. А. Слепцова, Г. И. Успенского и др.).

С общественным подъемом связано  появление демократического романа, вкотором действующим лицом стал разночинец (повести Н. Г. Помяловского«Мещанское счастье» и «Молотов»), первых произведений о жизни и бытерабочих (романы Ф. М. Решетникова «Глумовы», «Горнорабочие»). Программнымпроизведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»,опубликованный в «Современнике» в 1863 г. Это было повествование о «новыхлюдях», их морали и нравственных ценностях. Роман Чернышевского имелогромное идейное воздействие не на одно поколение демократической молодежи.

Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-х годов  былопоявление так называемого  антинигилистического романа («Некуда» Н. С.Лескова; «Взбаламученное море»  А. Ф. Писемского и др.)

6O-70-е годы — время  расцвета и наибольших достижений  русскогоклассического романа и  повести. Огромный вклад в отечественную  и мировуюкультуру внесли И.  С. Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский  (1821 —1881). В романе Тургенева «Отцы  и дети», опубликованном в 1862 г., и вдругих его произведениях  созданы образы новых героев  эпохи — разночинцев идемократов.

Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое,всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера вчеловека были главной темой писателя.

Разночинская молодежь своим  идейным вождем считала Н. А. Некрасова(1821 — 1877/78). Тема народа, его исканий  и надежд занимала в поэзииНекрасова  центральное место. В это время  он создал свое крупнейшеепроизведение — поэму «Кому на Руси жить хорошо», в которой данареалистическая картина  жизни русского крестьянства. В творчестве Некрасовавыражена не только мечта  о счастье народа, но и вера в  его силы, способныесбросить оковы  крепостного рабства.

Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого(1828 — 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике«великие вопросы» (В. И. Ленин). Писателя всегда волновали судьбы народа иРодины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальныхлитературных произведений современности стал роман Толстого «АннаКаренина», в котором он, изображая  жизнь русского общества 70-х годов,выносит  беспощадный приговор буржуазно-помещичьему  строю, его морали,нравам, устоям.

Состояние театра в пореформенную  эпоху определялось успехамиотечественной  драматургии. Teaтральная общественность привлекала внимание кживотрепещущим вопросам развития театра: улучшение профессиональногоактерского образования, расширение сети театров за счет создания частныхантреприз. Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивнойобщественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театрыстали возникать под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т. д.Так, появились в Москве Артистический кружок — общественно-художественнаяорганизация (1865-1883), созданная по инициативе А. Н. Островского, Н. Г.Рубинштейна, В. Ф. Одоевского первый народный театр на Политехническойвыставке (1872).

Основными центрами театральной  культуры продолжали оставаться Малый  иАлександрийский театры. Однако значительно  выросло число театров итеатральных трупп в провинциальных городах России, появился новыйдемократический зритель, главным образом из разночинской среды. Театр всеболее становился органической частью общественно-культурной жизни,охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкиеслои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем вобщественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связанос именем А. Н. Островского (1823 — 1886), который  считал театр «признакомзрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи». ДраматургияОстровского —  замечательное явление национально - художественной культуры.С постановки пьесы «Не в свои сани не садись»  в 1852 г. на сцене Малоготеатра произведения Островского заняли ведущее место  в его репертуаре.

Общественно-идейная атмосфера  первых пореформенных десятилетийсказалась насостоянии музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна(1829—1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развитиямузыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественныхталантов». Общество устраивало симфонические и камерные конверты. ВПетербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве(организатор Н. Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положившиеначало профессиональному музыкальному образованию в России.В Петербурге в 60-е годы композитором М. А. Балакиревым ипреподавателем пения Г. Я. Ломакиным была открыта бесплатная музыкальнаяшкола, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачу распространениямузыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомышского,композиторов «могучей кучки», лучших произведений зарубежной' музыки (Л.Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза и др.).

Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальнойкультуры  сыграло творческое объединение  композиторов «могучая кучка» [М. А.Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Этоназвание дал ему музыкальный  критик и его идейный руководитель В. В.Стасов. Идейно-нравственные взгляды  этого содружества формировались  подвоздействием передовых идей 60 —70-х годов. Одной из основных черт эстетикии музыкального творчества композиторов «могучей кучки» было стремлениепередать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широкоиспользовали музыкальный  фольклор, тяготели к историко-эпическим  сюжетам испособствовали утверждению  на сцене народно-музыкальной драмы («БорисГодунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского). Композиторы «могучей кучки» многосделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60 —70-хгодах несколько сборников русских народных песен.

Выдающиеся достижения русской  музыки связаны с именем П. И.Чайковского (1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи,оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного,симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро»,«Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии,романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладаетредкостной силой эмоционального воздействия.Чайковский создал основные произведения в 70 —80-е годы. В своемтворчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал 'кборьбе с темными силами зла и несправедливости. Наряду с лирическимжизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности,особенно сильные в его последних произведениях.

Информация о работе Русская культура во второй половине XIX века