Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:10, контрольная работа
Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. Всовременном обществоведении существует множество разноречивых еетолкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегдавключает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль).
Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельностьвыступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творениечеловека, результат его творческих усилий.
Введение………………………………………………………………….………..2
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века………..….…3
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов……...……..5
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещении……………………………………………………………………....5
2.2 Общественно-политическая мысль………………………………………...11
2.3 Художественная культура………………………………………………..…12
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………….…………………………………...…21
Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства былаего программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов излитературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы второйполовины XIX в. следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, —все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов ивсе сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного,определенного содержания».
Прогрессивная общественная
мысль ставила новые задачи и
передживописыо60-е годы составляют
в истории русского изобразительного
искусстваопределенный
Идейно-художественное движение
этих лет подготовило почву
Передвижничество — ведущее
направление в национальном искусствевторой
половины XIX в., идейно противостоявшее
академизму. Положенияреволюционно-
Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческаяживопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на ихполотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н.А. Ярошенко (1846—1898) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»].
Излюбленной темой ряда передвижников
была родная природа. Художникисумели
раскрыть внутреннюю гармонию русской
природы, удивительную красотуполей и
перелесков, уходящей вдаль дороги,
неба перед грозой и т. п. В ихработах
есть и романтическая
Отличительной особенностью
портрета передвижников был
Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е.Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правдыи поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось вэпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Этиидеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросысовременной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение гнароду показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличаяэксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу,зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты ихарактеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал сериюблистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репинаявляется портрет М. П. Мусоргского (1881).
Художники-передвижники неоднократно обращались к историческойтематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Онииспользовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передатьэпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно былоизображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовалиисторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическуюдраму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр Iдопрашивает царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын егоИван», 1885).
Основные достижения исторической
живописи этого времени связаны
створчеством В. И. Сурикова (1848 — 1916). Его
интересовали периоды большихсоциально-
Заключение
В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Онисоставили культурное наследие страны. Культурное наследие являетсяважнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческомразвитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительноотрицающей многие общественно-исторические институты старого общества,создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоениякультурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, безсохранения тех богатств, которые были созданы в различных областяхкультуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.
Список литературы.
Информация о работе Русская культура во второй половине XIX века