Русская культура во второй половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. Всовременном обществоведении существует множество разноречивых еетолкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегдавключает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль).
Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельностьвыступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творениечеловека, результат его творческих усилий.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..2
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века………..….…3
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов……...……..5
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещении……………………………………………………………………....5
2.2 Общественно-политическая мысль………………………………………...11
2.3 Художественная культура………………………………………………..…12
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………….…………………………………...…21

Файлы: 1 файл

Русская культура во второй половине XIX века.docx

— 45.00 Кб (Скачать)

Отличительным свойством  пореформенного музыкального искусства  былаего программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов излитературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы второйполовины XIX в. следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, —все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов ивсе сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного,определенного содержания».

Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи и  передживописыо60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусстваопределенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра.«Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, —писал В. В. Стасов, — а выражение  современной потребности, всеобщей,неудержимой  потребности в выражении искусством всех сторон жизни».С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г.Перова (1833—1882) (картины «Сельский  крестный ход на пасхе», «Проводыпокойника», «Тройка» и др.).

Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву длявозникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871).Мысль о его организации  возникла в 1865 г., когда по инициативе Крамского вНижнем Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников»,имевшая успех.

Передвижничество — ведущее  направление в национальном искусствевторой  половины XIX в., идейно противостоявшее  академизму. Положенияреволюционно-демократической эстетики определили программность творчествапередвижников: гражданственность, сознание общественных и психологическихпроблем своего времени, интерес к облику современника.

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческаяживопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-важные моменты. Большое место они уделяли  крестьянской теме, впервые на ихполотнах были запечатлены образы прогрессивной  интеллигенции, рабочих [Н.А. Ярошенко (1846—1898) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»].

Излюбленной темой ряда передвижников  была родная природа. Художникисумели  раскрыть внутреннюю гармонию русской  природы, удивительную красотуполей и  перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В ихработах  есть и романтическая одухотворенность, и философское осмыслениепервой выставке передвижников(1871), была признана современниками образцом пейзажной  живописи, в которойвеликолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы.

Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокийпсихологический  реализм и идейность. Их картины  передавали социальныйпортрет эпохи, который «...представлял лиц, дорогих  нации, веривших в еелучшее будущее  и боровшихся за эту идею» (И. Е. Репин).

Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е.Репина (1844-1930), художника огромного  таланта, глубокой жизненной правдыи поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось вэпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Этиидеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросысовременной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение гнароду показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличаяэксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу,зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты ихарактеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал сериюблистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репинаявляется портрет М. П. Мусоргского (1881).

Художники-передвижники неоднократно обращались к историческойтематике, причем в их полотнах преобладала  национальная тема. Онииспользовали  в качестве сюжетов реальные события, стремились передатьэпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно  былоизображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовалиисторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическуюдраму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр Iдопрашивает царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын егоИван», 1885).

Основные достижения исторической живописи этого времени связаны  створчеством В. И. Сурикова (1848 — 1916). Его  интересовали периоды большихсоциально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбынарод как движущую силу истории («Утрострелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.). Суриковскаятрактовка исторических тем была следствием новых представлений обисторическом процессе и месте в нем народных масс, которые отличалиобщественную мысль и литературу эпохи разночинца.Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М.Антокольский (1843 — 1902), сыгравший большую роль в развитии русскойреалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений («ИванГрозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). А. М.Опекушин (1838 —1923) — один из представителей монументальной скульптуры -был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великомурусскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне1880 г. и стало событием огромного культурного значения.

 

Заключение

В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Онисоставили культурное наследие страны. Культурное наследие являетсяважнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческомразвитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительноотрицающей многие общественно-исторические институты старого общества,создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоениякультурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, безсохранения тех богатств, которые были созданы в различных областяхкультуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

  1. Зезина М. Р., Кошман Л. В., «История русской культуры», М.: Дрофа, 2002.
  2. Милюков П.Н., «Очерки по истории русской культуры», Том 2, М., 2002
  3. Яковкина Н.И., «История русской культуры XIX век», СПб.: Лань, 2002
  4. Сапронов П. А. Культурология ( лекции по курсу культурологии ) .

 


Информация о работе Русская культура во второй половине XIX века