Культура России в первой половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:30, контрольная работа

Краткое описание

О загадочности и непостижимости русской души писали как русские, так и европейцы, как философы, так и писатели. Наиболее полно характеризующим русскую идею и русское призвание был, по мнению Н.А. Бердяева, XIX век, «век мысли и слова». Русская культура XIX века продемонстрировала миру мощный взлет, дав целую плеяду гениев и титанов, внесших бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Оглавление

Введение
Образование и наука.
Русские путешественники.
«Золотой век» русской культуры.
Русская православная церковь в первой половине XIX века.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

История отечества.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ  ПРАВА 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

ПО  ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА 

 
 

НА ТЕМУ:  

«Культура России в первой половине XIX века» 
 
 

                                         ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ

                                        ЭС-2001 

                                                                (СПЕЦПОТОК)

                                                       Андросова М.Б.

                                                                      Шифр 11 р 
 
 

                                                       Проверила

                                                     
 
 
 
 
 

РЯЗАНЬ

2003 
 
 
 

Содержание

 

Введение

  1. Образование и наука.
  2. Русские путешественники.
  3. «Золотой век» русской культуры.
  4. Русская православная церковь в первой половине XIX века.

Заключение

Список используемой литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      О загадочности  и непостижимости русской души писали как русские, так и европейцы, как философы, так и писатели. Наиболее полно характеризующим русскую идею и русское призвание был, по мнению Н.А. Бердяева, XIX век, «век мысли и слова». Русская культура XIX века  продемонстрировала миру мощный взлет, дав целую плеяду гениев и титанов, внесших бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского в литературе; Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова  в музыке; Станиславского и Немировича-Данченко в театральном искусстве. Говоря о науке, достаточно упомянуть открытие неевклидовой  геометрии Н.И. Лобачевским, периодической системы элементов Д.И. Менделеевым, теорию условных рефлексов И.М. Сеченова. Столетие спустя Бердяев скажет о титанах русской культуры: «Это лучшие избранные люди страны, созидатели духовной культуры нации, творцы русской литературы, русского искусства, философии, науки, религиозные искатели, хранители общественной правды, пророки лучшего будущего».   

        

    1. Образование и наука.
 

      Начало  XIX века – время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. ускорила рост  национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика «просвещенного абсолютизма», которой придерживался Александр I в начале своего царствования.

        В XVIII в. в России был открыт только один университет – Московский. Согласно   указу 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. В 1804 г. был открыт Казанский университет,                      в 1805 г. – Харьковский.  В 1819 г. начал действовать Петербургский университет и в 1834 г. – Киевский. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи – Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Но они сохраняли, в основном, сословно-дворянский характер.

      К началу XIX века в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля – Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия.

      Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. в России действовало 49 гимназий. На всю Сибирь была только одна гимназия – в Тобольске. Через 30 лет число гимназий было доведено до 77. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями и гувернерами. Среди последних преобладали французы и немцы.

      В первой половине XIX века продолжалось развитие женского образования, основы которого были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове и других городах.

      Сильно  отставало развитие начального народного  образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной. Среди крестьян грамотность составляла около 5 %. Тем не менее, в числе русских ученых были выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворян, духовенства, купцов, из потомственной интеллигенции.

      Русская наука в те годы достигла больших  успехов. Профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский (1792-186) построил новую, неевклидову, геометрическую систему. В Казанском университете в те же годы работал другой крупный русский            ученый – Н.Н. Зинин (1812-1880). Ему удалось осуществить синтез анилина – органического красителя для текстильной промышленности. До  открытия Зинина это красящее вещество добывали из индиго, произрастающего в южных странах. Зинин получил его из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

      В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В конструкции здания были предусмотрены три вращающиеся башни для главных телескопов. Известны высокие отзывы зарубежных ученых об  устройстве здания и точности ее приборов. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX века В.Я. Струве (1793-1864).  Именно  он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути.

      Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Н.И. Пирогова (1810-1881) стало  известно в связи с его самоотверженной  работой в осажденном Севастополе. Нелегко было ему наблюдать страдания раненых – он знал, как можно было бы им помочь, но не всегда мог это сделать. Еще в 1847 г. в Академии наук он выступал с докладом об операциях под эфирным наркозом. Но в Севастополе не хватало не только эфира, но и обычных бинтов. И все же тысячи раненых были спасены благодаря его умелым рукам.

      Первая  половина XIX века – время становления русской исторической науки. Рост национального самосознания народа невозможен без освещения его прошлого. Между тем систематических трудов по истории России тогда не было. Откликаясь на запросы общественности, Александр I поручил            Н.М. Карамзину (1766-1826) написать историю России. Карамзин, писатель и публицист, не был профессиональным историком. Но он воспринял поручение как свой патриотический долг и в течение нескольких лет упорного труда сумел добиться крупных успехов. Первые 8 томов  его «Истории государства  Российского» вышли в 1816-1817 гг., последний, 12 том, - в 1829 г. Автор успел довести события до  1611 г. Карамзин считал, что история человечества – это история борьбы разума с заблуждением, просвещения – с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Психологический анализ их действий для него был основным приемом объяснения исторических событий. «История государства Российского» имела огромный успех у публики и неоднократно переиздавалась. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Русские путешественники.
 

      Россия  становилась великой морской  державой, и это ставило новые  задачи перед отечественными географами.

      В 1803-1806 гг. была предпринята первая русская  кругосветная экспедиция из Кронштадта и Аляски. Возглавил ее адмирал  И.Ф. Крузенштерн (1770-1846).  Он командовал кораблем «Надежда». Кораблем «Нева» командовал капитан  Ю.Ф. Лисянский (1773-1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно совершив переход от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

      Внимание  исследователей всего мира давно  привлекал таинственный район вокруг Южного полюса. Предполагалось, что  там находится обширный Южный  материк. Английский  мореплаватель  Дж. Кук в 70-х годах XVIII в. пересек Южный Полярный круг, натолкнулся на непроходимые льды и заявил, что дальше на юг плавание невозможно. С тех пор очень долго не предпринималось южно-полярных экспедиций.

      В 1819 г. Россия снарядила в южные  полярные моря экспедицию на двух шлюпках  под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена.  Экспедиция несколько раз пересекала Южный Полярный круг, а в январе 1820 г. впервые увидела ледяной берег. Приблизившись к нему в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена, путешественники сделали вывод, что перед ними «льдинный материк». Затем были открыты остров Петра I и берег Александра  I. В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив открытие Антарктиды и полное  плавание вокруг нее на небольших парусных кораблях, малоприспособленных к полярным условиям.

      Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г.И. Невельского. В 1848-1849 гг. он совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином  и материком и доказал, что Сахалин – остров, а не полуостров.

      Экспедиции  русских путешественников, помимо чисто  научных результатов, имели большое  значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные  жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь, русские люди обогащались знаниями о других странах и народах.

    1. «Золотой век» русской культуры.
 

      В одном из своих произведений А.И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который  «сохранил величавые черты, живой  ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и … на царский приказ образоваться – ответил через сто лет громадным явлением Пушкина». Конечно, не только А.С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, называют «золотым веком» русской культуры.

      Начало  его совпало с эпохой классицизма  в русской литературе и искусстве. Классицизм – европейское культурно-этическое  течение, которое ориентировалось на античное искусство, литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил  подлинные шедевры.

      Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются четким и спокойном ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого. 

      В Санкт-Петербурге в начале XIX века строятся такие значимые объекты как Казанский собор (1801-1811), Исаакиевский собор (1818-1858), колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади (1829-1834) – памятник Александру I, монумент в честь победы над Наполеоном – фигура ангела, держащего крест, здания Сената и Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (ныне – Русский музей). В 1839-1852 гг. было построено здание Нового Эрмитажа.

      В Москве после пожара 1812 г. были возведены  такие здания как Большой театр, Манеж, на Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. В 1838-1849 гг. был построен Большой Кремлевский дворец. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия, который был взорван в 1931 г.

      В театральной жизни России большую  роль по-прежнему играли иностранные  труппы и крепостные театры.

      Большим событием в театральной жизни  России была премьера гоголевского «Ревизора» - сначала в петербургском Александрийском  театре, а затем в московском Малом. Цензура не пропускала пьесу, и только личное вмешательство Николая I позволило ее поставить.

      В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии «Иван Сусанин»), которая имела большой успех. Другую оперу Глинки  «Руслан и Людмила» публика встретила холодно. В те времена еще далеко не все сознавали подлинное значение его творчества.

      Обаятельно  талантливые А.А. Алябьев, А.Е. Варламов и А.Л. Гурилев обогатили русскую  музыку многими очаровательными  романсами. От них ведет начало русский городской романс, наивный и трогательный. В первой половине XIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту.

      В это же время значительно возросло число газет и журналов. Среди  русских журналов особой популярностью пользовался «Вестник Европы», основанный в 1802 г. Н.М. Карамзиным. Журнал придерживался умеренно-консервативного направления, отличаясь взвешенностью суждений  и респектабельностью.

Информация о работе Культура России в первой половине XIX века