Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:30, контрольная работа
О загадочности и непостижимости русской души писали как русские, так и европейцы, как философы, так и писатели. Наиболее полно характеризующим русскую идею и русское призвание был, по мнению Н.А. Бердяева, XIX век, «век мысли и слова». Русская культура XIX века продемонстрировала миру мощный взлет, дав целую плеяду гениев и титанов, внесших бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры.
Введение
Образование и наука.
Русские путешественники.
«Золотой век» русской культуры.
Русская православная церковь в первой половине XIX века.
Заключение
Список используемой литературы.
Ярким, но очень коротким оказался век у «Полярной звезды», издававшейся А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым. В альманахе сотрудничало целое созвездие русских поэтов: А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский. Но вышло всего три книги. Когда печаталась четвертая, произошли события 14 декабря 1825 г.
В первые годы николаевского царствования наблюдалось засилье реакционно-охранительных журналов. И только «Московский телеграф» выделялся либеральной направленностью. Издавал и редактировал его писатель и историк Н.А. полевой. Журнал просуществовал 9 лет и был закрыт в связи с критическим отзывом на одну из верноподданнических драм Н.В. Кукольника. «Телескоп», в котором сотрудничал Белинский, издавался всего пять лет.
После закрытия «Телескопа» эстафету передовой журналистики подхватили петербургские журналы «Современник» и «отечественные записки». «Современник» основал А.С. Пушкин в 1836 г. Вскоре после его гибели журнал захирел. Но в 1847 г. его возглавил Н.А. Некрасов, которому удалось привлечь к участию в нем И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Около года успел поработать в «Современнике» Белинский. В 1853 г. в журнале появился Н.Г. Чернышевский.
В 1839 г. издатель А.А. Краевский стал выпускать «Отечественные записки». На их страницах печатались произведения М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.И. Герцена. Особую популярность журнал приобрел в 1839-1846 гг., когда отдел критики возглавлял Белинский. В 1846 г. Белинский, не поладив с Краевским, ушел из «Отечественных записок» и журнал стал терять популярность.
Начало XIX века – время становления русской журналистики. Не успев как следует опериться, она вступила в тяжелую пору николаевского царствования. Но и в эти годы лучшие представители русской журналистики доказали свою стойкость, неподкупность и приверженность свободомыслию и гуманизму.
Очень неровно складывалась судьба России в первые 55 лет XIX века. Эти годы начались с победы в Отечественной войне, а закончились неудачной Крымской войной. В начале века составлялись конституционные проекты, а в середине само слово «конституция» страшно было произнести. И в течение всего этого периода тень крепостного права омрачала жизнь России.
Но
вскоре после разгрома декабристов
исподволь начался новый подъем
общественного движения. Это говорило
о том, что свободолюбивый дух России
не сломлен. Это вселяло надежду, что Россия
постепенно справится со своими трудностями.
Наиболее впечатляющих успехов в эти годы
страна добилась в области науки и особенно
– культуры. Эта половина века дала России
и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова
и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку
и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова
и, наконец, совместное творение плеяды
замечательных зодчих – старый Петербург.
На протяжении XIX века положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми при Петре I. Важнейшие статьи «Духовного регламента» были включены в «Свод законов». В нем содержалось религиозное обоснование царской власти и закреплялся давний союз православной церкви и самодержавного государства. Закон объявлял православие «первенствующей и господствующей» в России верой. Император провозглашался «верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем правоверия и всякого в церкви благочиния». Это давало самодержавию право распоряжаться церковными делами и преследовать религиозное инакомыслие.
Закон разрешал исповедовать в России все религии, если они лояльно относятся к самодержавию. Христианские исповедания имели преимущества перед нехристианскими, православные – перед всеми остальными. Закон разрешал переходи из нехристианских исповеданий в христианские и из «инославных» в православные. Переходы в противоположном направлении воспрещались.
В середине XIX века численность православного духовенства доходила до 60 тыс. человек. Оно разделялось на черное (монахи и монахини) и белое (приходские священники и низший клир).
Высшим органом церковного управления являлся Синод. Его члены назначались царем из видных архиереев. Все важнейшие постановления Синода утверждались царем. Большую роль в церковном управлении играл синодальный обер-прокурор – советский чиновник, представитель царя в Синоде.
Со времен Петра I произошло тесное сращивание православной церкви и самодержавного государства. Она превратилась в часть государственной машины самодержавия.
Среди русских монастырей выделялось несколько особо чтимых – Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры, Соловецкий монастырь и др. Большую известность в народе получил монах Саровский пустыни Серафим (1760-1833). Со всех концов России шли к нему люди, чтобы высказать свое горе, услышать мудрый совет, получить благословение. С той поры Саровская пустынь (в тамбовской епархии) стала одним из всероссийских религиозных центров. В некоторых монастырях находили приют больные и убогие.
Небольшая часть белого духовенства получала государственное жалование. Большинство же «питалось от алтаря», т.е. за счет платы за крещение, венчание и другие обряды.
Учебные заведения при Александре I были объединены в одну систему. В то время в России действовали три духовные академии: Киевская, Петербургская и Московская, преобразованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1842 г. была открыта духовная академия в Казани. В каждой епархии были созданы семинарии (средние духовные учебные заведения). Но лишь к середине века власти добились того, что на должности приходских священников стали назначаться люди с образованием не ниже семинарского.
До середины века православное духовенство составляло замкнутое сословие. Постороннему человеку трудно было стать священником. Существовал стойкий обычай, согласно которому приход передавался по наследству от отца к сыну или зятю. В западных странах в это время духовное сословие стало превращаться в открытый для посторонних корпус профессиональных проповедников. При Николае I значительно ухудшилось положение старообрядцев. Старообрядчество разделилось на два направления – приемлющих священство и не приемлющих. Первых звали «поповцами», вторых – «беспоповцами». Первые держались сплоченнее, но у них не было своих епископов и некому было возводить в сан священников. Старообрядцы переманивали священников из официальной церкви, переучивали их и рассылали по своим приходам.
Правительство издал указ, запрещавших старообрядцам принимать беглых священников. Вслед за этим начался разгром старообрядческих монастырей и на р. Большой Иргиз в Саратовской губернии, где происходило «исправление беглых священников». В 1841 г. был закрытый последний из иргизских монастырей. Ряды старообрядческого духовенства начали редеть.
Но
в «поповщине» вскоре возникла своя
собственная церковная
К
кануну великих перемен в жизни страны
православная церковь подошла в состоянии
постепенно нарастающего кризиса. В ее
рядах не было единства и росло недовольство.
Иерархия была недовольна засилием светского
чиновничества. Рядовое духовенство –
привилегированным положением монашества
и деспотизмом архиерейской власти. в
своем большинстве приходское духовенство
было задавлено нуждой и имело невысокий
уровень подготовки. Основную свою задачу
оно видело в исполнении обрядов и слабо
вело проповедь, недостаточно разъясняло
народу нравственные устои религии. Именно
поэтому, несмотря на гонения, а то и благодаря
им, укреплялось старообрядчество, чья
проповедь часто была живей и доходчивей.
Разнообразие
и богатство духовных исканий
России в XIX в. выдвинули ее культуру
в ряд величайших достижений развития
человечества, во многом определивших
содержание и направленность науки,
искусства и философии последующего периода.
Русская культура XIX в. развивалась отнюдь
не в тепличных условиях. Драматичны, в
порой и трагичны были судьбы многих ее
создателей. Но она развивалась в органической
связи с жизнью великой страны, жила
радостями и горестями своего народа.
Выйдя на передовые рубежи культурного
развития человечества, она с необычайной
щедростью пополнила сокровищницу мировой
культуры, превзойдя в некоторых областях
высшие достижения европейских мастеров.
Отразившие с небывалой полнотой свое
время, шедевры этой культуры принадлежат
вечности. Они бессмертны, пока живо само
человечество.
5.
Список используемой
литературы.
Информация о работе Культура России в первой половине XIX века