Культура России в первой половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:30, контрольная работа

Краткое описание

О загадочности и непостижимости русской души писали как русские, так и европейцы, как философы, так и писатели. Наиболее полно характеризующим русскую идею и русское призвание был, по мнению Н.А. Бердяева, XIX век, «век мысли и слова». Русская культура XIX века продемонстрировала миру мощный взлет, дав целую плеяду гениев и титанов, внесших бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Оглавление

Введение
Образование и наука.
Русские путешественники.
«Золотой век» русской культуры.
Русская православная церковь в первой половине XIX века.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

История отечества.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

      Ярким, но очень коротким оказался век у  «Полярной звезды», издававшейся А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым. В альманахе сотрудничало целое созвездие русских поэтов: А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский. Но вышло всего три книги. Когда печаталась четвертая, произошли события 14 декабря 1825 г.

      В первые годы николаевского царствования  наблюдалось засилье реакционно-охранительных журналов. И только «Московский телеграф» выделялся либеральной направленностью. Издавал и редактировал его писатель и историк Н.А. полевой. Журнал просуществовал 9 лет и был закрыт в связи с критическим отзывом на одну из верноподданнических драм Н.В. Кукольника. «Телескоп», в котором сотрудничал Белинский, издавался всего пять лет.

      После закрытия «Телескопа» эстафету передовой  журналистики подхватили петербургские  журналы «Современник» и «отечественные записки». «Современник» основал А.С. Пушкин в 1836 г. Вскоре после его гибели журнал захирел. Но в 1847 г. его возглавил Н.А. Некрасов, которому удалось привлечь к участию в нем И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Около года успел поработать в «Современнике» Белинский. В 1853 г. в журнале появился Н.Г. Чернышевский.

      В 1839 г. издатель А.А. Краевский стал выпускать  «Отечественные записки». На их страницах  печатались произведения М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.И. Герцена. Особую популярность журнал приобрел в 1839-1846 гг., когда отдел критики возглавлял Белинский. В 1846 г. Белинский, не поладив с Краевским, ушел из «Отечественных записок» и журнал стал терять популярность.

      Начало  XIX века – время становления русской журналистики. Не успев как следует опериться, она вступила в тяжелую пору николаевского царствования. Но и в эти годы  лучшие представители русской журналистики доказали свою стойкость, неподкупность и приверженность свободомыслию и гуманизму.

      Очень неровно складывалась судьба России в первые 55 лет XIX века. Эти годы начались с победы в Отечественной войне, а закончились неудачной Крымской войной. В начале века составлялись конституционные проекты, а в середине само слово «конституция» страшно было произнести. И в течение всего этого периода тень крепостного права омрачала жизнь России.

      Но  вскоре после разгрома декабристов  исподволь начался новый подъем общественного движения. Это говорило о том, что свободолюбивый дух России не сломлен. Это вселяло надежду, что Россия постепенно справится со своими трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы страна добилась в области науки и особенно – культуры. Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, совместное творение плеяды замечательных зодчих – старый Петербург. 
 
 
 
 

    1. Русская православная церковь                                            в первой половине XIX века.
 

      На  протяжении XIX века положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми при Петре I. Важнейшие статьи «Духовного регламента» были включены в «Свод законов». В нем содержалось религиозное обоснование царской власти и закреплялся давний союз православной церкви и самодержавного государства. Закон объявлял православие «первенствующей и господствующей» в России верой. Император провозглашался «верховным  защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем правоверия и всякого в церкви благочиния». Это давало самодержавию право распоряжаться церковными делами и преследовать религиозное инакомыслие.

      Закон разрешал исповедовать в России все  религии, если они лояльно относятся  к самодержавию. Христианские исповедания имели преимущества перед нехристианскими, православные – перед всеми остальными. Закон разрешал переходи из нехристианских исповеданий в христианские и из «инославных» в православные. Переходы в противоположном направлении воспрещались.

      В середине XIX века численность православного духовенства доходила до 60 тыс. человек. Оно разделялось на черное (монахи и монахини) и белое (приходские священники и низший клир).

      Высшим  органом церковного управления являлся  Синод. Его члены назначались  царем из видных архиереев. Все важнейшие постановления Синода утверждались царем. Большую роль в церковном управлении играл синодальный обер-прокурор – советский чиновник, представитель царя в Синоде.

      Со  времен Петра I произошло тесное сращивание православной церкви и самодержавного государства. Она превратилась в часть государственной машины самодержавия.

      Среди русских монастырей выделялось несколько  особо чтимых – Киево-Печерская  и Троице-Сергиева лавры, Соловецкий монастырь и др. Большую известность  в народе получил монах Саровский пустыни Серафим (1760-1833).  Со всех концов России шли к нему люди, чтобы высказать свое горе, услышать мудрый совет, получить благословение. С той поры Саровская пустынь (в тамбовской епархии) стала одним из всероссийских религиозных центров. В некоторых монастырях находили приют больные и убогие.

      Небольшая часть белого духовенства получала государственное жалование. Большинство  же «питалось от алтаря», т.е. за счет платы за крещение, венчание и другие обряды.

      Учебные заведения при Александре I  были объединены в одну систему. В то время в России действовали три духовные академии: Киевская, Петербургская и Московская, преобразованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1842 г. была открыта духовная академия в Казани. В каждой епархии были созданы семинарии (средние духовные учебные заведения). Но лишь к середине века власти добились того, что на должности приходских священников стали назначаться люди с образованием не ниже семинарского.

      До  середины века православное духовенство составляло замкнутое сословие. Постороннему человеку трудно было стать священником. Существовал стойкий обычай, согласно которому приход передавался по наследству от отца к сыну или зятю. В западных странах в это время духовное сословие стало превращаться в открытый для посторонних корпус профессиональных проповедников. При Николае I  значительно ухудшилось положение старообрядцев. Старообрядчество разделилось на два направления – приемлющих священство и не приемлющих. Первых звали «поповцами», вторых – «беспоповцами».  Первые держались сплоченнее, но у них не было своих епископов и некому было возводить в сан священников. Старообрядцы переманивали священников из официальной церкви, переучивали их и рассылали по своим приходам.

      Правительство издал указ, запрещавших старообрядцам принимать беглых священников. Вслед за этим начался разгром старообрядческих монастырей и на р. Большой Иргиз в Саратовской губернии, где происходило «исправление беглых священников».          В 1841 г. был закрытый последний из иргизских монастырей. Ряды старообрядческого духовенства начали редеть.

      Но  в «поповщине» вскоре возникла своя собственная церковная иерархия. В 1846 г. в старообрядчество перешел  босно-сараевский митрополит Амвросий, ставший митрополитом белокриницким (Белая Криница – село на Буковине, в пределах тогдашней Австрии). «Австрийское согласие», имевшее своих собственных митрополитов, епископов и священников, стало как бы второй православной церковью в России. Число ее сторонников умножалось, несмотря на то, что главные организаторы новой церкви были вскоре упрятаны в монастырские тюрьмы. В Москве и Московской губернии число последователей белокриницкой иерархии составляло 120 тыс. человек. К такому результату привели попытки подавить старообрядчество.

      К кануну великих перемен в жизни страны православная церковь подошла в состоянии постепенно нарастающего кризиса. В ее рядах не было единства и росло недовольство. Иерархия была недовольна засилием светского чиновничества. Рядовое духовенство – привилегированным положением монашества и деспотизмом архиерейской власти. в своем большинстве приходское духовенство было задавлено  нуждой и имело невысокий уровень подготовки. Основную свою задачу оно видело в исполнении обрядов и слабо вело проповедь, недостаточно разъясняло народу нравственные устои религии. Именно поэтому, несмотря на гонения, а то и благодаря им, укреплялось старообрядчество, чья проповедь часто была живей и доходчивей.  
 
 

      Заключение

 

      Разнообразие  и богатство духовных исканий  России в XIX в. выдвинули ее культуру в ряд величайших достижений развития человечества, во многом определивших содержание и направленность  науки, искусства и философии последующего периода. Русская культура XIX в. развивалась отнюдь не в тепличных условиях. Драматичны, в порой и трагичны были судьбы многих ее создателей. Но она развивалась в органической связи с жизнью  великой страны, жила радостями и горестями своего народа. Выйдя на передовые рубежи культурного развития человечества, она с необычайной  щедростью пополнила сокровищницу мировой культуры, превзойдя в некоторых областях высшие достижения европейских мастеров. Отразившие с небывалой полнотой свое время, шедевры этой культуры принадлежат вечности. Они бессмертны, пока живо само человечество. 
 
 
 
 
 
 
 

      5. Список   используемой литературы. 

  1. «История  России с начала XVIII до конца XIX века», учебное пособие под ред. А.Н. Сахарова, Москва, 1997 г.
  2. С. Карпушина, В. Карпушин, «История мировой культуры», учебник для вузов, Москва, 1998 г.
  3. «Сокращенная русская история», сост. А. Ишимова, Москва,       1999 г.

       


Информация о работе Культура России в первой половине XIX века