Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:57, реферат
Многие исследователи семьи и брака считают, что изменения семейно-брачных установок и ориентаций в современном обществе связаны с историческими изменениями института семьи, переходом от традиционной формы семьи к современной. Однако прежде чем рассматривать этот переход, нужно определить, что означает понятие общества современного типа.
Для всех организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг управление людьми имеет важное значение. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
Конкретная ответственность за
общее руководство трудовыми
ресурсами в крупных
Управление трудовыми
1. Планирование ресурсов: разработка
плана удовлетворения будущих
потребностей в людских
2. Набор персонала: создание
резерва потенциальных
3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
4. Определение заработной платы и льгот: Разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.
5. Профориентация и адаптация:
введение нанятых работников
в организацию и ее
6. Обучение: разработка программ
для обучения трудовым навыкам,
7. Оценка трудовой деятельности:
разработка методик оценки
8. Повышение, понижение, перевод,
9. Подготовка руководящих кадров,
управление продвижением по
Рассмотрим теперь эти этапы более подробно.
Планирование потребности в трудовых ресурсах
При определении целей своей организации руководство должно также определить необходимые для их достижения ресурсы. Необходимость в деньгах, оборудовании и материалах является вполне очевидной. Редко кто из руководителей упустит эти моменты при планировании. Потребность в людях - тоже кажется вполне очевидной. К сожалению, зачастую планирование людских ресурсов ведется ненадлежащим образом или же ему не уделяется того внимания, которого оно заслуживает.
Планирование людских ресурсов по существу представляет собой применение процедур планирования для комплектации штатов и персонала. Процесс планирования включает в себя три этапа:
1. Оценка наличных ресурсов.
2. Оценка будущих потребностей.
3. Разработка программы
Набор
Набор заключается в создании необходимого
резерва кандидатов на все должности
и специальности, из которого организация
отбирает наиболее подходящих для нее
работников. Эта работа должна проводиться
буквально по всем специальностям -
конторским, производственным, техническим,
административным. Необходимый объем
работы по набору в значительной мере
определяется разницей между наличной
рабочей силой и будущей
К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах. Некоторые организации приглашают местное население подавать в отдел кадров заявления на возможные в будущем вакансии.
Большинство организаций предпочитают
проводить набор в основном внутри
своей организации. Продвижение
по службе своих работников обходится
дешевле. Кроме того, это повышает
их заинтересованность, улучшает моральный
климат и усиливает привязанность
работников к фирме. Согласно теории
ожиданий в отношении мотивации
можно полагать, что если работники
верят в существование
Популярным методом набора за счет
внутренних резервов является рассылка
информации об открывающейся вакансии
с приглашением квалифицированных
работников. Некоторые организации
практикуют уведомление всех своих
служащих о любой открывающейся
вакансии, что дает им возможность
подать заявление до того, как будут
рассматриваться заявления
Отбор кадров
На этом этапе при управлении
планированием кадров руководство
отбирает наиболее подходящих кандидатов
из резерва, созданного в ходе набора.
В большинстве случаев выбирать
следует человека, имеющего наилучшую
квалификацию для выполнения фактической
работы на занимаемой должности, а не
кандидата, который представляется
наиболее подходящим для продвижения
по службе. Объективное решение о
выборе, в зависимости от обстоятельств,
может основываться на образовании
кандидата, уровне его профессиональных
навыков, опыте предшествующей работы,
личных качествах. Если должность относится
к разряду таких, где определяющим
фактором являются технические знания
(например, научный работник) , то наиболее
важное значение, видимо, будут иметь
образование и предшествующая научная
деятельность. Для руководящих должностей,
особенно более высокого уровня, главное
значение имеют навыки налаживания
межрегиональных отношений, а также
совместимость кандидата с
К трем наиболее широко применяемым методам сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе, относятся испытания, собеседования и центры оценки.
Определение заработной платы и льгот Вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией, имеют важное значение для оценки качества трудовой жизни. Различные исследования показывают, что вознаграждения влияют на решения людей о поступлении на работу, на прогулы, на решения о том, сколько они должны производить, когда и стоит ли вообще уйти из организации. При хорошей работе, которая дает чувство удовлетворения, количество прогулов имеет тенденцию к снижению. Когда же работа неприятна, число прогулов значительно возрастает.
Термин "ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА" относится к денежному вознаграждению, выплачиваемому организацией работнику за выполненную работу. Организация не может набрать и удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждение по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе в данном месте.
Разработка структуры
Помимо заработной платы организация предоставляет своим работникам различные ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ. Конечно, такие льготы как оплаченные отпуска, оплата больничных, страхование здоровья и жизни, а также пенсионное обеспечение, являются составной частью любой постоянной работы. К прочим видам льгот относятся субсидируемые предприятием столовые и кафетерии, ссуды с пониженной процентной ставкой на получение образования детей сотрудников, детские учреждения, программы физического оздоровления и др.
Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом месте, оно должно всегда помнить, что организация - это общественная система, а каждый работник - это личность.
Во многих зарубежных учебниках по менеджменту "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ" определяется "как процесс познания нитей власти, процесс постижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях".
Организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой.
В ходе неофициального общения, новые работники узнают неписанные правила организации, кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности считают достаточным коллеги по работе. Нормы, отношение к работе и ценности, принятые в неформальных группах, могут работать либо в поддержку, либо против официальных целей и установок организации.
Подготовка кадров
Организации имеют постоянную потребность
в обеспечении высокой
Подготовка представляет собой
обучение работников навыкам, позволяющим
поднять производительность их труда.
Конечная цель обучения заключается
в обеспечении своей
Обучение полезно и требуется в трех основных случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию. Во-вторых, когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу. В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.
Обучение - это большая, специализированная область. Специфические методы обучения весьма многочисленны, причем их нужно приспосабливать к требованиям профессии и организации. Некоторые основные требования, обеспечивающие эффективность программ обучения, сводятся к следующему:
1. Для обучения нужна мотивация.
Люди должны понимать цели
программы, каким образом
2. Руководство должно создать климат, благоприятствующий обучению. Это подразумевает поощрение учащихся, их активное участие в процессе обучения, поддержку со стороны преподавателей, желание отвечать на вопросы.
3. Если навыки, приобретаемые посредством
обучения, являются сложными, то
процесс обучения следует
4. Учащиеся должны почувствовать
обратную связь по отношению
к результатам обучения, необходимо
обеспечить положительное
Оценка результатов
Следующим шагом после того, как
работник адаптировался в коллективе
и получил необходимую