Социогенез семьи и брака. Распространение многовариантных форм семейно-брачных отношений и их нравственная оценка. Актуальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:57, реферат

Краткое описание

Многие исследователи семьи и брака считают, что изменения семейно-брачных установок и ориентаций в современном обществе связаны с историческими изменениями института семьи, переходом от традиционной формы семьи к современной. Однако прежде чем рассматривать этот переход, нужно определить, что означает понятие общества современного типа.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 66.04 Кб (Скачать)

В основном, оценка результатов деятельности служит трем целям: административной, информационной и мотивационной.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ: повышение  по службе, понижение, перевод, прекращение  трудового договора.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ: Оценка результатов  деятельности нужна и для того, чтобы можно было информировать  людей об относительном уровне их работы. При полной постановке этого  дела работник узнает не только достаточно ли хорошо он или она работает, но и что конкретно является его  силой или слабостью и в  каком направлении он может совершенствоваться.

МОТИВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ: Оценка результатов  трудовой деятельности представляет собой  важное средство мотивации поведения  людей. Определив сильных работников, администрация может должным  образом вознаградить их благодарностью, зарплатой или повышением в должности.

Подготовка руководящих кадров

Подготовка сводится к развитию навыков и умений, необходимых  служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в  будущем. На практике систематические  программы подготовки наиболее часто  используют для того, чтобы готовить руководителей к продвижению  по службе. Для успешной подготовки руководящих кадров, как и для  обучения вообще, нужны тщательный анализ и планирование.

Посредством оценки результатов деятельности организация прежде всего должна определить способности своих менеджеров. Затем, на основе анализа содержания работы, руководство должно установить - какие способности и навыки требуются  для выполнения обязанностей на всех линейных и штабных должностях в  организации. Это позволяет организации  выяснить, кто из руководителей обладает наиболее подходящей квалификацией  для занятия тех или иных должностей, а кто нуждается в обучении и переподготовке.

Подготовка руководящих кадров в основном ведется для того, чтобы  руководящие работники овладели умениями и навыками, требующимися для реализации целей организации. Другим соображением, неотделимым от предыдущего, является необходимость  удовлетворения потребностей более  высокого уровня: профессионального  роста, успеха, испытания своих сил.

Подготовка управленческих кадров может проводиться путем организации  лекций, дискуссий в составе небольших  групп, разбора конкретных деловых  ситуаций, чтения литературы, деловых  игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам  управления. Другим широко применяемым  методом является ротация по службе. Перемещая руководителя низового звена  из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года, организация  знакомит нового руководителя со многими  сторонами деятельности. В результате, менеджер познает разнообразные  проблемы различных отделов, уясняет  необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между  целями различных подразделений. Такие  знания жизненно необходимы и для  успешной работы на более высоких  должностях. но особенно полезны для  руководителей низших уровней управленческой иерархии.

Управление продвижением по службе

В развитие программ по подготовке руководящих  кадров в начале 70-х годов многие компании и консультационные фирмы  разработали программы по управлению карьерой, т.е. продвижением по службе. Программы управления продвижением по службе помогают организациям использовать способности своих работников в  полной мере, а самим работникам дают возможность наиболее полно  применить свои способности.

Повышение качества трудовой жизни

Одна из последних важных разработок в области управления человеческими  ресурсами на предприятии связана  с созданием программ и методов  повышения КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ.

Сейчас интерес к качеству трудовой жизни распространился во многих промышленных странах Запада и набирает популярность и в нашей стране.

Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим:

1. Работа должна быть интересной.

2. Рабочие должны получать справедливое  вознаграждение и признание своего  труда.

3. Рабочая среда должна быть  чистой, с низким уровнем шума  и хорошей освещенностью.

4. Надзор со стороны руководства  должен быть минимальным, но  осуществляться всегда, когда в  нем возникает необходимость.

5. Рабочие должны принимать участие  в принятии решений, затрагивающих  их и работу.

6. Должны быть обеспечены гарантия  работы и развитие дружеских  взаимоотношений с коллегами.

7. Должны быть обеспечены средства  бытового и медицинского обслуживания.

Совершенствование организации труда

РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА И ОБОГАЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ

Два наиболее широко применяемых метода реорганизации труда - это расширение объема работы и обогащение ее содержания.

Объем работы - это количество различных  операций, выполняемых рабочим и  частота их повторения. Объем называют узким, если рабочий выполняет лишь несколько операций и повторяет  их часто. Типичным примером может служить  работа на сборочном конвейере. Объем  работы называют широким, если человек  выполняет много различных операций и повторяет их редко.

Содержательность работ - это относительная  степень того влияния, которое рабочий  может оказать на саму работу и  рабочую среду. Сюда относятся такие  факторы, как самостоятельность  в планировании и выполнении работы, определении ритма работы и участие  в принятии решений. Работу можно  реорганизовать, изменив ее объем  или содержательность. УКРУПНЕНИЕ РАБОТЫ относится к совершенствованию  организации за счет увеличения ее объема. ОБОГАЩЕНИЕ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ предусматривает  изменения за счет повышения содержательности.

Совершенствование организации и  условий труда предусматривает  повышение внутренней удовлетворенности  работой путем расширения круга  решаемых задач, предоставления большей  самостоятельности, более сильной  реакции на результаты труда, либо создания условий для пробы работником своих сил. Реорганизация условий  труда приводит к успеху, но она  подходит лишь для определенных людей  и в определенных условиях. Особенно трудно ее реализовать в условиях жесткой технологии. Реорганизация  может оказаться неудачной, если руководство не определит вначале, положительно ли относятся к ней  работники организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Главные тенденции  общественного развития. Теории  прогресса, циклические и волновые  теории жизни общества.

 

В конце XX века во многих государствах мира произошла смена модели общественного  устройства. Большая часть бывших социалистических стран осуществила  переход к модели, основывающейся на рыночной экономике и демократических  формах управления обществом. Это событие  стало следствием того, что социалистические государства не смогли обеспечить такой  же уровень технологического и экономического развития, какой был достигнут  в странах Запада.

Вместе с тем, если принять  во внимание тот факт, что экономическое  и технологическое отставание социалистических стран от стран Запада возникло не вдруг, а существовало достаточно длительное время, то встает следующий вопрос: почему рыночные и демократические  преобразования не были начаты в социалистических странах раньше, задолго до второй половины 80-х?

Если при экономическом  отставании социалистических стран  от Запада переход этих стран к  более эффективной модели общественного  развития все же не происходил, то это  означает, что все это время  в странах социализма действовал какой-то фактор, препятствовавший осуществлению  рыночных и демократических преобразований. К концу 80-х годов сдерживающее воздействие этого фактора прекратилось и начался переход социалистических стран к западной модели общественного  развития.

Фактором, препятствовавшим развитию преобразовательных процессов, являлась мировоззренческая система, господствовавшая в общественном сознании людей социалистических стран. Эта  мировоззренческая система, основывающаяся на марксистском учении, не соответствовала  западной модели общественного устройства. Поэтому, до тех пор пока в сознании людей старую систему не сменила  новая мировоззренческая система, основывавшаяся на демократических  и рыночных ценностях, в этих государствах не возможен был переход к новой  модели общественного устройства. Только после смены в общественном сознании людей одной мировоззренческой  системы другой, население социалистических стран оказалось готовым к  восприятию тех крупномасштабных реформ, которые изменили модель общественного  устройства в этих государствах.

Прямая зависимость смены  моделей общественного устройства от принятия людьми той или иной мировоззренческой системы можно  проследить и из фактов прошлой истории  развития человеческих обществ. Так, переход  феодальных государств к модели общественного  устройства, соответствовавшей индустриальному  способу производства, также произошел  только после того, как в общественном сознании людей господствующее положение  заняла новая мировоззренческая  система. Эта система была создана  учеными и политическими деятелями  эпохи просвещения. Окончательно она  сформировалась к 1789 году. В истории  всего человеческого общества Великая  Французская революция стала  тем рубежом, после которого принципы новой мировоззренческой системы  стали постепенно, но неуклонно овладевать сознанием народов всего мира. С этого периода индустриальный способ общественного производства стал ведущим в экономическом  развитии наиболее передовых стран  мира.

Здесь необходимо уточнить, что под мировоззренческими мы понимаем самые различные системы воззрений, отражающие представления людей  об устройстве мира и общества. Это  могут быть мифологические предания, религиозные учения и различные  научные теории.

Вышеприведенные доводы свидетельствуют  о том, что прочность и незыблемость позиций той или иной модели общественного  устройства, в первую очередь, определяется тем, какая мировоззренческая система  в этот период владеет умами политически  активного населения данной страны. Вместе с тем, обращая внимание на значимость фактора мировоззренческой  системы для укрепления стабильности той или иной модели общественного  устройства, необходимо предостеречь читателя от принятия им упрощенного  представления о механизме, управляющем  процессом смены форм общественного  управления.

Особенность этого механизма  состоит в том, что далеко не любая  мировоззренческая система способна заменить предшествовавшую в сознании людей. Для того чтобы какая-либо мировоззренческая система могла  обрести такое положение, она  должна соответствовать определенным требованиям, позволяющим ей стать  фактором, реально формирующим экономическое  и политическое поведение людей. Что же представляют собой эти  требования?

На первый взгляд, такое  требование должно состоять в комплексном  и непротиворечивом видении мира и процессов общественного развития. Это только одно из условий, отличающих систематизированное знание от какого-либо другого. Такому требованию соответствуют  любые мировоззренческие системы, существовавшие в истории человеческих обществ. Поэтому комплексность  и непротиворечивость знаний являются далеко не единственным условием, позволяющим  той или иной мировоззренческой  системе занять господствующее положение  в общественном сознании.

Вторым важным требованием, предъявляемым людьми к мировоззренческим  системам, является наличие в них  ответов на те жизненные вопросы, которые волнуют этих людей. К  таким вопросам, в первую очередь, относятся сценарии жизненных путей, обеспечивающие приемлемый для этих людей уровень жизни. Они должны предоставить людям конкретные рекомендации, следование которым позволяет сформировать успешную модель их экономического, социального  и политического поведения.

В случае, если модели экономического и общественного поведения людей, вытекающие из той или иной мировоззренческой  системы, не способны обеспечить нормальную и благополучную жизнь большинства  населения, то такая мировоззренческая  система либо вообще не будет принята  людьми, либо период ее влияния на сознание людей окажется очень недолгим.

Западная теория общественного  развития могла вызвать какие-либо сомнения в своей истинности только в том случае, если практика экономического развития смогла бы представить реальные факты приостановки или полного отсутствия процессов развития производительных сил в каких-либо человеческих обществах. Подобная ситуация смогла проявиться только в последнее время.

В условиях современной системы  международного разделения и специализации  труда интенсивный тип развития производительных сил оказался возможен только в таких странах, в которых  создана современная инфраструктура производства знаний и имеется высокий  кадровый потенциал ученых и конструкторов.

Развивающиеся страны в условиях сложившейся системы разделения труда не могут обеспечить развитие науки на том уровне, который необходим  для разработки передовых производственных технологий. Причины, не позволяющие  развивающимся странам обеспечить развитие науки и наукоемких технологий, будут рассмотрены нами в последующих  разделах настоящего исследования. Здесь  же необходимо обратить внимание только на то, что новые производственные технологии, использующиеся в промышленном и сельскохозяйственном производстве развивающихся стран, приобретаются  ими у западных фирм.

Что может означать факт установления такого положения для  гипотезы, раскрывающей механизм непрерывного развития производительных сил человеческих обществ?

Согласно данной гипотезе непрерывный процесс возникновения  новых человеческих потребностей непременно должен привести к активизации деятельности людей по раскрытию новых средств  и способов увеличения ими своих  доходов. Если в современных условиях для населения развивающихся  стран непосредственное участие  в процессе развития производительных сил общества является делом чрезвычайно  сложным и трудным, то трудовая активность людей все равно должна была бы каким-то образом реализоваться.

Информация о работе Социогенез семьи и брака. Распространение многовариантных форм семейно-брачных отношений и их нравственная оценка. Актуальная проблема