Социогенез семьи и брака. Распространение многовариантных форм семейно-брачных отношений и их нравственная оценка. Актуальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:57, реферат

Краткое описание

Многие исследователи семьи и брака считают, что изменения семейно-брачных установок и ориентаций в современном обществе связаны с историческими изменениями института семьи, переходом от традиционной формы семьи к современной. Однако прежде чем рассматривать этот переход, нужно определить, что означает понятие общества современного типа.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 66.04 Кб (Скачать)

В истории человеческих обществ  возросшая активность людей при  ограниченных возможностях для роста  производства в традиционных видах  их трудовой деятельности всегда приводит к смене этих видов деятельности на более сложные. Такой переход  обуславливается тем, что удовлетворить  свои возрастающие потребности люди могут, только повысив эффективность  своей трудовой деятельности. Наиболее распространенным способом, позволяющим  людям увеличить свой заработок  или доход, является их переход к  более сложным видам трудовой деятельности.

Если в развивающихся  странах такой процесс не происходит, то это может означать только то, что в этих странах по каким-то причинам не срабатывает механизм активизации  трудовой деятельности людей. В соответствии с изложенной выше гипотезой следует, что у населения в развивающихся  странах либо полностью отсутствует  процесс развития и возвышения потребностей, либо этот процесс осуществляется у  этих людей намного медленней, чем  у других людей.

Рассмотренная нами ситуация входит в противоречие с другим положением западной теории общественного развития, утверждающим, что, рождаясь, все люди обладают способностями, позволяющими им обеспечить свое развитие примерно в одинаковой степени. По способностям к интеллектуальному развитию ни один народ не имеет каких-либо преимуществ  перед другими народами. Это положение  является краеугольным камнем современной  мировоззренческой системы западного  общества.

Вместе с тем более  высокую скорость формирования новых  потребностей нельзя объяснить каким-либо иным способом, кроме признания того факта, что одни народы одарены свойством  к саморазвитию своих потребностей в большей степени, чем другие. Подобный вывод противоречит основному  положению западной теории общественного  развития о том, что от природы  все люди наделены примерно одинаковыми  интеллектуальными способностями.

Одно из вышеприведенных  положений должно быть ложным. Либо процесс развития и обогащения потребностей людей не является самодостаточным, либо свойством к развитию и обогащению своих потребностей разные народы Земли  наделены не в одинаковой степени.

Относительно гипотезы о  разных способностях людей, принадлежащих  к разным расам и народностям, создавать в себе новые потребности, необходимо заметить следующее. До настоящего времени наука не нашла каких-либо фактов, подтверждающих гипотезу о  различии физиологических и интеллектуальных способностей рас и народов. Поэтому  при решении приведенной дилеммы  под вопрос может быть поставлена только гипотеза о самодостаточном  характере процесса возникновения  новых потребностей.

Отказываясь от данной гипотезы о механизме развития потребностей человека, мы должны будем найти  факторы, определяющие этот процесс. Решению  этой задачи будет посвящен следующий  раздел настоящего исследования.

Процесс возникновения и  развития человеческих потребностей не является самодостаточным. Этот процесс  определяется какими-то внешними по отношению  к человеку факторами. Если попытаться соотнести этот вывод с процессом  развития потребностей у биологических  видов, то этот вывод окажется в полном соответствии с закономерностями, определяющими  этот процесс в системе живой  природы.

У представителей любого биологического вида отсутствует свойство, состоящее  в непрерывном возникновении  и развитии их потребностей. Какие-либо новые потребности животных могут  появиться только при освоении биологическими видами новой природной ниши для  своего существования. Например, переход  определенных видов рыб к наземному  образу жизни обусловил формирование качественно новых потребностей у их потомков. При этом процесс  возникновения новых потребностей произошел под воздействием условий  окружающей среды, к которой необходимо было приспособиться новым биологическим  видам.

Исходя из примера, предоставленного развитием потребностей в системе  живой природы, мы можем предложить гипотезу, согласно которой у людей  формирование и развитие новых потребностей происходит вследствие изменения той  среды, в которой протекает их жизненная деятельность. По способу  своего возникновения человеческие потребности делятся на физиологические  и социальные. Физиологические потребности  человека формируются в результате изменений природной среды обитания человека, социальные – в результате изменений социальной среды его  обитания.

Изменение внешних условий  существования человека приводит его  к необходимости выработки им такого сценария действий и поступков, реализация которых смогла бы обеспечить создание нормальных условий для  его жизненной деятельности. При  осмыслении человеком нового сценария своих действий и поступков, в  его сознании происходит формирование определенных целей, осуществление  которых способно обеспечить ему  удовлетворение его жизненных потребностей. Эти цели и являются новыми социальными  потребностями человека.

Развитие и увеличение числа целей человека, для осуществления  которых он мобилизует свои силы и  способности, осуществляется в его  сознании только вследствие того, что  общество навязывает ему определенную модель экономического и социального  поведения. Общество обладает широким  «набором инструментов», заставляющих человека воспроизводить такую модель поведения, которая требуется от него данным обществом. В том случае, если человек игнорирует требования, навязываемые ему обществом, то жизнь  его в этом обществе начнет существенно  ухудшаться. Прежде всего, это отразиться на потери им тех позиций, которые  он прежде занимал в структуре  социальной стратификации этого  общества. Если же эта мера не сможет исправить его поведение в  направлении, соответствующем общественным интересам, то по отношению к данному  индивидууму будет применено  воздействие других более эффективных  общественных институтов.

Жизненные цели, навязываемые человеку обществом, сам он воспринимает как процесс роста и обогащения своих потребностей. Таким образом, движущими силами общественного  развития выступает не отдельный  индивидуум, а изменение условий  в которых протекает его деятельность. Эти условия, в свою очередь, определяются и формируются процессом общественного  развития.

Рассмотрим теперь вопрос о сущности тех рычагов, которые  использует общество для формирования в сознании каждого отдельного индивидуума  новых видов потребностей. 

Человек может обеспечить себе достойную и благополучную  жизнь, только подчиняясь тем нормам и требованиям, которые предъявляет  к нему общество. Непосредственным инструментом, при помощи которого общество создает и изменяет модели поведения людей, является система  общественных институтов.

Так, возникновение в человеческих обществах общественного института  воинов привело к формированию у  той части этого общества, которая  посвятила свою жизнь воинской службе целого ряда новых потребностей. Прежде всего, это относится к появлению  у них потребности в боевом оружии, а также потребности в  обучении их навыкам профессионального  владения этим оружием. Точно так  же возникновение в обществе священнослужителей привело к формированию у людей? посвятивших себя этому виду деятельности, потребности в специальных знаниях, необходимых для эффективного ее осуществления.

Появление в общественном производстве множества других профессий  также определило процесс формирования у людей других, новых для них, потребностей. Это было необходимо для активизации стремления людей  к приобретению новых знаний и  для подчинения их тому образу жизни, который был необходим для  осуществления, выбранной ими, профессиональной деятельности.

Люди способны обеспечить стабильность удовлетворения своих  первичных потребностей только при  их активном, деятельном участии в  процессе общественного производства. Причем, чем выше значимость трудового  вклада каждого отдельного работника  в создание совокупного общественного  продукта, тем более высокое место  занимает этот человек в структуре  социальной стратификации. Более высокое  место в социальной структуре  общества предполагает и более стабильные, и более комфортные условия жизни  этого человека. Поэтому, у людей, находящихся на более высокой  ступени социальной стратификации, возможностей для беспрепятственного удовлетворения своих витальных  потребностей значительно больше, чем  у людей, находящихся на менее  высокой ступени социальной структуры  общества.

Таким образом, основным фактором воздействия общества на процесс  формирования в сознании человека новых  потребностей является регулирование  процессом социальной стратификации  в данном обществе. Это регулирование  осуществляется в результате изменения  системы общественных институтов в  данном обществе.

Каждый человек стремиться к тому, чтобы сохранить за собой  то место в социальной структуре  данного общества, которое он занимает, а если позволят обстоятельства, то подняться и на более высокую  ступень социальной стратификации. На использовании этого стремления людей и основывается механизм управления их поведением, используемый обществом. Стоит только обществу изменить требования, которым должен соответствовать  претендент на то или иное место  в структуре социальной стратификации, как в сознании людей сразу  же начинается процесс осмысления новых  условий и выработки новых  жизненных целей. Процесс выработки  новых целей и является процессом  формирования и развития новых потребностей человека.

Определение взаимосвязи  между появлением новых общественных институтов и процессом формирования новых потребностей еще не позволяет  нам определить всю причинно-следственную связь, приводящую к возникновению  новых потребностей. Пока нам ничего не известно о факторах, определяющих изменение общественных институтов в институциональной системе  человеческих обществ. Иначе говоря, для раскрытия полной картины  процесса возникновения новых потребностей нам необходимо определить факторы, обуславливающие изменение или  преобразование общественных институтов, действующих в том или ином обществе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соловей В.Д. 

“Русскость – не культура, не религия, не язык, не самосознание. Русскость  – это кровь, кровь как носитель социальных инстинктов восприятия и действия ” Объясните вашу позицию.

Приверженцы определения  национальности по Крови и Плоти  обычно ориентируются на так называемые расовые теории и с помощью  научных методов исследований групп  крови, замеров параметров черепа и  других «объективных данных», а также  руководствуясь «единственно верным»  материалистическим пониманием человека как существа социально-биологического, отдают предпочтение Физиологическим  признакам, хорошо поддающимся классификации  и приборному тестированию. Поскольку  Духовные качества инструментальному  исследованию не поддаются, то акцент в смысловых критериях переносится  на состав крови, пропорции тела, конфигурации черепа, как, например, в немецком национал-социализме. 
Демократические средства массовой информации стараются внушить людям другую ПОЛЯРНУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ: русские – это дух. Неважно, какая в твоих жилах течёт кровь, но если ты чувствуешь себя русским, а ещё лучше – борешься за «русское дело», то ты – настоящий русский человек. А для противников такого подхода заготовлены «страшные» демократические ярлыки – шовинист, фашист, нацист, расист, махровый националист...

Я придерживаюсь второй точки  зрения, то есть не принимаю позиции, что  ментальность заложена на кровном уровне, на уровне инстинктов. Ментальность, в  том числе и сугубо русские  ее черты возможно воспитать. Это  кропотливая и трудоемкая работа, но она возможна.

Конт О.

Отмечал негативный "нравственный результат" узкой специализации  работника физического или умственного  труда, занятого им в течение всей жизни. 
Как вы считаете?

Быть человеком — значит творить, творчески участвовать в трудовом процессе. При таком подходе труд представляет собой самую важную часть человеческой жизни, поскольку  он содержит потенциал для реализации человеческой природы и поддержания  отношений человека с другими  людьми. Труд не означает просто оплаченную службу. Он означает затраты энергии  для достижения определенных (в том  числе и возвышенных) целей, некоторого конечного результата. А  узкая   специализация влечет  за собой невозможность использовать свой  физический  и  умственный  потенциал, свои способности. Следствием такого состояния можно считать оторванность  работника  от конечного выпускаемого продукта и коллег по работе. Технологическое разделение  труда  ограничивает развитие работника не только на его рабочем месте, но и во всех ситуациях вне работы.  Соответственно ,человек лишен возможности удовлетворить свою потребность в творчестве ,в полной мере реализовать себя. Человек становится подобен машине, что влечет за собой и психологические проблемы. А это и значительная угроза для общества. Отсюда «негатив», заявленный Контом, налицо.

Ж. Бодр-рийяр:

“Мы никогда не узнаем, были ли понятными появление нацизма, лагерей смерти или Хиросимы. Мы более не находимся в том же ментальном  пространстве.  Жертва и палач меняются местами, происходит распад ответственности ” 
Так ли по-вашему. Объясните.

Отчасти утверждение верно. Если предполагается, что распад ответственности происходит на уровне личности. Однако, народы как социальная общность, готовы брать на себя ответственность, каяться и просить прощение за злодеяния своих вождей ,нести ответственность перед историей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 2006.
  2. Вагин А. П., Митирко В. И., Модин А. В., Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ) - М: "Дело", 2002.
  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  4. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости // Социологические исследования. – 2011. - № 11.
  5. Иванцевич Д., Лобанов А., Человеческие ресурсы управления - М: "Дело", 2003.
  6. Сорокина Татьяна Юрьевна. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи. Самара, 2011.

Информация о работе Социогенез семьи и брака. Распространение многовариантных форм семейно-брачных отношений и их нравственная оценка. Актуальная проблема