Социогенез семьи и брака. Распространение многовариантных форм семейно-брачных отношений и их нравственная оценка. Актуальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:57, реферат

Краткое описание

Многие исследователи семьи и брака считают, что изменения семейно-брачных установок и ориентаций в современном обществе связаны с историческими изменениями института семьи, переходом от традиционной формы семьи к современной. Однако прежде чем рассматривать этот переход, нужно определить, что означает понятие общества современного типа.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 66.04 Кб (Скачать)

1. Социогенез семьи  и брака. Распространение многовариантных  форм семейно-брачных отношений  и их нравственная оценка. Актуальная  проблема молодой семьи в России.

Многие исследователи  семьи и брака считают, что  изменения семейно-брачных установок  и ориентаций в современном обществе связаны с историческими изменениями  института семьи, переходом от традиционной формы семьи к современной. Однако прежде чем рассматривать этот переход, нужно определить, что означает понятие  общества современного типа.

В социологии устойчивым является деление общества на традиционное и  индустриальное, или современное. Традиционным считается общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и основанным на традиции способом социокультурной  регуляции. А. Г. Эфиндиев считает, что  в нашем сегодняшнем понимании  традиционное общество обычно воспринимается как примитивное и отсталое. Он характеризирует его следующим  образом: для традиционного общества характерны крайне низкие темпы развития производства, которые могут удовлетворить  лишь минимальные потребности, а  главное, инерционность, невосприимчивость  к нововведениям, обусловленная  особенностями его функционирования. Поведение индивидов в нем  регламентируется обычаями и жестко контролируется социокультурной средой.

Термин «индустриальное  общество» впервые предложил  А. Сен-Симон, подчеркивая тем самым  иную производственную основу общества. Другими важными особенностями  данного типа общества, по Эфендиеву, являются гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система  коммуникаций.

В 70-е гг. появляются концепции  постиндустриального общества или  постмодерна, активно разрабатываемые  в американской и западноевропейской социологии (Д. Белл, А. Турен). Причина  появления этих концепций – структурные  изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран. Суть этих изменений  заключается в следующем:

·  резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие интеллектуальных технологий, позволивших преобразовать быт, трудовую деятельность человека;

·  смена секторов экономики: вместо индустриального главным сектором становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, напрямую не связанные с производством – торговля, финансы, медицина, образование и т.д.;

·  изменение социальной структуры общества, увеличение слоев и групп, занятых интеллектуальным трудом;

·  изменение социокультурных потребностей населения, их ценностных ориентаций.

Можно выделить следующие  черты современного общества:

1) развившееся глубокое  разделение труда (на профессионально-квалификационной  основе, связанной с образованием  и опытом работы);

2) ролевой характер взаимодействия;

3) формальная система  регулирования отношений, сила  писаного права: законов, договоров  и т. д.

4) сложная система социального  управления (выделение институтов  управления, специальных органов  управления);

5) выделение множества  социальных институтов (самовоспроизводящих  систем особых отношений, позволяющих  обеспечить общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производства, общение).

В рассмотрении исторических изменений института семьи особый интерес имеет переход от семьи  доиндустриальной эпохи к современной  семье, характерной для индустриального  общества. Рассматривая семью в доиндустриальную эпоху, А. Антонов обращается к расширенной  семье патриархального типа, о  которой известно много благодаря  этнографическим данным. В патриархальной семье, по словам Антонова, производственно-хозяйственная  деятельность сочеталась с воспитательно-профессиональной передачей знаний и навыков подрастающим поколениям, с укреплением моральных  ценностей и религиозных традиций. Семья была полифункциональна, но ядром  широкого круга выполняемых ею функций  оставалось обеспечение воспроизводства  населения.

Патриархальная семья  была источником благополучия и здоровья, заботы о престарелых и детях, оплотом безопасности и социального  контроля и т.д. В пределах имеющейся  автономии семьи от прочих общественных институтов семейный образ жизни  становился чуть ли не единственной формой развития личности (производство, обучение, отдых, игры и развлечения — все  совершалось в семье). В этих условиях ориентация личности на семью определялась всем строем жизни, причем ценность семьи, благополучие семейного коллектива обусловливали и индивидуальное благополучие.

Подобная ориентация на семейно-родственный  коллектив усиливала мотивы многодетности, так как увеличение численности  семьи определяло ее благосостояние и могущество с точки зрения интересов  семейного производства. Установки  личности на многодетность в этих условиях укреплялись также благодаря  авторитарной семейной структуре и  обусловленности социального положения  личности в общине родительским статусом. Краткий период социализации ребенка, участие детей в домашних делах, в производстве с ранних лет, поощряли потребность в многодетности, поскольку  польза от детей явно перекрывала  семейные издержки.

Кратко суммируя, можно  выделить следующие основные черты  семейного образа жизни, характерного для традиционного общества:

1) "семья" и "экономика"  были неразделимыми понятиями,  производственные отношения существовали  в форме семейных, демографических  отношений, семейные проблемы  были "продолжением" вопросов  собственности и труда. Взрослые  в такой семье были зависимы  от своих детей, нуждаясь в  их экономической поддержке в  старости, и поэтому уделяли огромное  внимание успешной передаче экономических  ресурсов семья следующим поколениям. Подобная взаимосвязь, когда благополучие  каждого определяется благополучием  всей семьи, и есть основа  фамилизма — как характеристики  образа жизни, основанного на "семьецентризме". Соответственно  в такой, ориентированной на  семью и домохозяйство системе  жизнедеятельности социальные роли  мужчин и женщин были строго  дифференцированными и взаимно  дополняли друг друга;

2) доминантой общественной  жизни была власть родства.  Семьи были не только большими  и сложными, объединяя в себе  несколько поколений и ветвей, но и связанными многочисленными  родственными связями и отношениями  с большим числом других семей,  с которыми они осуществляли "брачный"  обмен;

3) преобладающей была  крестьянская семья, чья жизнь,  как и жизнь семьи дворянской, была неразрывно связана с  землей. Земля была основой, на  которой держалась вся жизнь  семьи. Определяющим в мотивации  поведения семьи было ориентированное  на детей использование земли.  Семья была способом "обращения  капитала", движения земельных  ресурсов от поколения к поколению.

4) традиционная семья  была многодетной (и по социально-нормативной  направленности и фактически). Появление  норм многодетности еще в дофамилистическую  эпоху было связано с ориентациями  на выживание рода и борьбой  с высокой смертностью. Социальные  нормы высокой рождаемости функционировали,  прежде всего, в форме табу  на всякое предупреждение и  прерывание беременности, т.е. в  форме запрета на вмешательство  в репродуктивный цикл;

5) еще одним отличительным  свойством патриархальной семьи  была мощная власть межпоколенных  связей. Возраст был основным  агентом социального контроля, при  котором старшие поколения, используя  свое право распоряжения ресурсами  семьи, отстаивали и увеличивали  свой статус и власть.

Эти пять фундаментальных  признаков — семейная экономика, власть родственных связей, нераздельная связь с землей, многодетность  и приоритет старших поколений  — обеспечивали, по мнению А. Антонова, семье устойчивость среди других социальных институтов.

Развитие капитализма  вело к глубоким переменам образа жизни населения. Прежняя роль семьи  как посредника во взаимосвязи общества и личности, как основной производственной и социальной ячейки общества, способной  к поддержанию норм многодетности  и развитию стимулов к рождению большого числа детей, стала приходить  в упадок под влиянием индустриализации и промышленного производства, которые, по существу, вытягивали всех членов из семейного производства в сферу  наемного труда. Переход ряда функций  семьи к другим социальным институтам превращает семью в хозяйственно-потребительскую  ячейку, где каждый из ее членов вовлекается  в такую деятельность, в которой  семейные связи утрачивают свое прежнее  значение посредника.

Рождение большого количества детей постепенно теряет свое экономическое  значение. Удлинение периода социализации детей и изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую  зависимость детей от родителей  и ослабляют репродуктивную мотивацию.

Спонтанному ослаблению норм многодетности содействует постепенное  уменьшение детской смертности. Окончательно разрушается запрет на вмешательство  в репродуктивный цикл. Улучшение  санитарно-гигиенических условий  жизни, успехи медицины и здравоохранения  укрепляют здоровье личности, удлиняют срок жизни и непосредственно  воздействуют на уменьшение смертности. Тем самым многодетность потеряла свою главную опору.

Снятие запрета с применения контрацепции и абортов привело  к дальнейшей переоценке ценностей. Возможность непосредственного  вмешательства в репродуктивный цикл лишает смысла прежние ограничения  на добрачные и сексуальные отношения  в браке, на процедуру развода  и т.д.

Устранение семейного  производства как основного вида прежней "семейной экономики" развивает  ценностные ориентации членов семьи  на личные достижения во внесемейных  сферах деятельности, что ведет к  перевесу этих ориентации над ценностью  укрепления домашнего очага, наличия  нескольких детей в семье. Городской  образ жизни закрепляет обесценивание  семьи и дома, т.е. ослабляет потребности  личности и семьи в нескольких детях.

Обобщая отличительные черты  традиционных и современных моделей  семьи в связи с переходом  от доиндустриальных обществ к индустриальным, авторы выделяют следующие:

1) для "традиционализма", фамилизма характерен родственно-семейный  принцип организации жизни, перевес  ценности родства над экономической  эффективностью семьи, тогда как  в современной семье родство  отделяется от социально-экономической  деятельности, уступая первенство  экономическим целям индивида;

2) аграрное общество имеет  своей основной экономической  единицей семейное домохозяйство,  где, как правило, все взрослые  работают дома и не за плату,  а на себя. Современная же модель  семьи связана с разделением  дома и работы, появлением наемного  труда на крупных предприятиях  с индивидуальной оплатой труда.  Семейное производство не исчезает  вообще, а перестает быть главным  элементом экономики.

3) в условиях модернизации  на место незначительному приходит  резкое размежевание дома и  внесемейного мира, семейной первичности  и обезличенности отношений во  внешнем окружении;

4) социальная и географическая  мобильность в традиционной семье  (связанные с тем, что сыновья  наследуют социальный статус  и профессиональную специализацию  отца) отличается от внесемейной  мобильности сыновей и дочерей  на стадии индустриализации;

5) система ценностей фамилизма,  в иерархии которой на первых  местах такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность  детей как вкладов в благополучную  старость родителей, доминирование  авторитета родителей и родственников,  в индустриальном обществе уступает  место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система "семьецентризма" уступает место системе "эгоцентризма";

6) происходит переход  от централизованной расширенной  семейно-родственной системы, состоящей  из трех поколений, и доминированием  старших, к децентрализованным  нуклеарным семьям, в которых  брачные узы, супружество становятся  выше родовых-родительских, причем  в самом супружестве интересы  пары подчинены интересам индивида;

7) происходит переход  от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью  брака) к разводу, вызванному  межличностной несовместимостью  супругов;

8) переход от "закрытой" к "открытой" системе выбора  супруга на основе межличностной  избирательности молодыми людьми  друг друга, независимо от предписаний  родства и традиций обмена  приданым и выкупа невесты;

Информация о работе Социогенез семьи и брака. Распространение многовариантных форм семейно-брачных отношений и их нравственная оценка. Актуальная проблема