Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:57, реферат
Многие исследователи семьи и брака считают, что изменения семейно-брачных установок и ориентаций в современном обществе связаны с историческими изменениями института семьи, переходом от традиционной формы семьи к современной. Однако прежде чем рассматривать этот переход, нужно определить, что означает понятие общества современного типа.
Многие исследователи
семьи и брака считают, что
изменения семейно-брачных
В социологии устойчивым является
деление общества на традиционное и
индустриальное, или современное. Традиционным
считается общество с аграрным укладом,
малоподвижными структурами и основанным
на традиции способом социокультурной
регуляции. А. Г. Эфиндиев считает, что
в нашем сегодняшнем понимании
традиционное общество обычно воспринимается
как примитивное и отсталое. Он
характеризирует его следующим
образом: для традиционного общества
характерны крайне низкие темпы развития
производства, которые могут удовлетворить
лишь минимальные потребности, а
главное, инерционность, невосприимчивость
к нововведениям, обусловленная
особенностями его
Термин «индустриальное общество» впервые предложил А. Сен-Симон, подчеркивая тем самым иную производственную основу общества. Другими важными особенностями данного типа общества, по Эфендиеву, являются гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
В 70-е гг. появляются концепции
постиндустриального общества или
постмодерна, активно разрабатываемые
в американской и западноевропейской
социологии (Д. Белл, А. Турен). Причина
появления этих концепций – структурные
изменения в экономике и
· резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие интеллектуальных технологий, позволивших преобразовать быт, трудовую деятельность человека;
· смена секторов экономики: вместо индустриального главным сектором становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, напрямую не связанные с производством – торговля, финансы, медицина, образование и т.д.;
· изменение социальной структуры общества, увеличение слоев и групп, занятых интеллектуальным трудом;
· изменение социокультурных потребностей населения, их ценностных ориентаций.
Можно выделить следующие черты современного общества:
1) развившееся глубокое
разделение труда (на
2) ролевой характер
3) формальная система
регулирования отношений, сила
писаного права: законов,
4) сложная система социального управления (выделение институтов управления, специальных органов управления);
5) выделение множества
социальных институтов (самовоспроизводящих
систем особых отношений,
В рассмотрении исторических
изменений института семьи
Патриархальная семья была источником благополучия и здоровья, заботы о престарелых и детях, оплотом безопасности и социального контроля и т.д. В пределах имеющейся автономии семьи от прочих общественных институтов семейный образ жизни становился чуть ли не единственной формой развития личности (производство, обучение, отдых, игры и развлечения — все совершалось в семье). В этих условиях ориентация личности на семью определялась всем строем жизни, причем ценность семьи, благополучие семейного коллектива обусловливали и индивидуальное благополучие.
Подобная ориентация на семейно-родственный
коллектив усиливала мотивы многодетности,
так как увеличение численности
семьи определяло ее благосостояние
и могущество с точки зрения интересов
семейного производства. Установки
личности на многодетность в этих
условиях укреплялись также благодаря
авторитарной семейной структуре и
обусловленности социального
Кратко суммируя, можно выделить следующие основные черты семейного образа жизни, характерного для традиционного общества:
1) "семья" и "экономика"
были неразделимыми понятиями,
производственные отношения
2) доминантой общественной
жизни была власть родства.
Семьи были не только большими
и сложными, объединяя в себе
несколько поколений и ветвей,
но и связанными
3) преобладающей была
крестьянская семья, чья жизнь,
4) традиционная семья
была многодетной (и по
5) еще одним отличительным
свойством патриархальной
Эти пять фундаментальных признаков — семейная экономика, власть родственных связей, нераздельная связь с землей, многодетность и приоритет старших поколений — обеспечивали, по мнению А. Антонова, семье устойчивость среди других социальных институтов.
Развитие капитализма
вело к глубоким переменам образа
жизни населения. Прежняя роль семьи
как посредника во взаимосвязи общества
и личности, как основной производственной
и социальной ячейки общества, способной
к поддержанию норм многодетности
и развитию стимулов к рождению большого
числа детей, стала приходить
в упадок под влиянием индустриализации
и промышленного производства, которые,
по существу, вытягивали всех членов из
семейного производства в сферу
наемного труда. Переход ряда функций
семьи к другим социальным институтам
превращает семью в хозяйственно-
Рождение большого количества
детей постепенно теряет свое экономическое
значение. Удлинение периода социализации
детей и изменение социальной
роли ребенка усиливают
Спонтанному ослаблению норм
многодетности содействует
Снятие запрета с применения
контрацепции и абортов привело
к дальнейшей переоценке ценностей.
Возможность непосредственного
вмешательства в репродуктивный
цикл лишает смысла прежние ограничения
на добрачные и сексуальные
Устранение семейного производства как основного вида прежней "семейной экономики" развивает ценностные ориентации членов семьи на личные достижения во внесемейных сферах деятельности, что ведет к перевесу этих ориентации над ценностью укрепления домашнего очага, наличия нескольких детей в семье. Городской образ жизни закрепляет обесценивание семьи и дома, т.е. ослабляет потребности личности и семьи в нескольких детях.
Обобщая отличительные черты традиционных и современных моделей семьи в связи с переходом от доиндустриальных обществ к индустриальным, авторы выделяют следующие:
1) для "традиционализма",
фамилизма характерен
2) аграрное общество имеет
своей основной экономической
единицей семейное
3) в условиях модернизации
на место незначительному
4) социальная и географическая
мобильность в традиционной
5) система ценностей фамилизма,
в иерархии которой на первых
местах такие блага, как долг,
семейная ответственность,
6) происходит переход
от централизованной
7) происходит переход
от развода по инициативе мужа
(прежде всего в связи с
8) переход от "закрытой"
к "открытой" системе выбора
супруга на основе