Социалогическое исследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей.

Социологическое исследование - целостная система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.

Файлы: 1 файл

2573 Социалогическое исследование.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

      - диагностика – оценка состояния  социального объекта в момент исследования;

      - контроль достоверности информации - сбор информации о социальном  объекте и его окружении с  целью установить ее достоверность и в случае наличия искажений внести соответствующие коррективы;

      - прогноз – выявление возможных  состояний социального объекта  в краткосрочной, среднесрочной  и долгосрочной перспективе и  возможных сценариев достижения  объектом этих состояний;

      - проектирование – выработка рекомендаций  по тематике экспертизе социального  объекта для социального проектирования  и принятия управленческих решений;

      - объяснение и анализ – выявление  причин и природы социальных  проблем, рассмотрение характера  социальных программ и поиск факторов их эффективности, разработка принципов организаций социальной работы;

      - внедрение – применение рекомендаций, сформулированных в результате исследования, в практике социальной работы, в управлении организациями, в образовании;

      - информирование – распространение  информации о выявленных проблемах  или положительном опыте их  разрешения;

      - концептуализация – развитие  теоретических представлений, научной  базы знаний социальной работы;

      - развитие рефлексной практики  – изучение, осмысление и критический пересмотр практики социальной работы;

      - активизация – мобилизация социальных  сетей, выявленных посредством  исследований, объединение людей  и наделение их полномочиями  проводить исследования и осуществлять  изменения;

      - преобразование – проведение социальных изменений в ходе эксперимента.

      Благодаря исследованиям происходит развитие теории и методов практической социальной работы, оттачивается идеология профессии, подвергается редакции этический кодекс. Те данные, которые специалист получает в ходе каждодневной деятельности во взаимодействии с клиентами, в специально проводимых исследованиях и мониторингах, представляют собой, самостоятельную ценность не только для целей интервенции, управления и планирования, но и в аспекте обучения. Эмпирические данные подвергаются обобщению и анализу, излагаются в публикациях различного жанра – информационных, справочных и докладах, научных статьях и учебных пособиях. Тем самым осуществляется приращение знания о практике социальной работы, управлении организациями социальной сферы, способах решения социальных проблем [1, С. 112].

      Поскольку социальная работа имеет целый ряд  направлений, реализуется комплексными структурами (сложноорганизованными специальными организациями, службами, отделами, отдельными специалистами), выполняющими разнообразную деятельность по социальному обслуживанию, а ее исполнители на практике сталкиваются с многочисленными препятствиями, необходим анализ всех этих аспектов, нацеленный на выработку знания о конкретной проблеме и способах ее решения, а также на внедрение этих знаний в процессе принятия решений.

      Исследования  в социальной работе развиваются  благодаря широким познавательным возможностям качественной методологии: интервью, наблюдения, анализа документов.

      Метод интервью.

      Неструктурированное интервью подходит для разведывательного исследования, когда мало, что известно о конкретной проблеме. Данный вид интервью применяется в социальной работе с тем, чтобы предоставить интерпретации взаимоотношений переменны, возможные вариации субкультур или факторов.

      Глубинные интервью полезны для того, чтобы  получить интерпретации относительно установок, ценностей и убеждений.

      Сбор  эмпирических данных методом интервью осуществляется как в учреждении, так и на дому у респондента  или в специально отведенном для этого офисе.

      Наблюдение.

      Целью включенного наблюдения является понимание  культур с точки зрения и представлений, при этом полученные результаты могут  использоваться для критики существующих позитивистских гипотез и теорий, цель которых – объяснение и контроль, поэтому она связаны с проверкой гипотез и поиском логических связей.

      Участвующее наблюдение часто применяется в  проектах прикладного характера. Например, П.Х. Хьюджесс столкнулся с трудностями, пытаясь разобрать реабилитационную программу для потребителей героина. Он понял, что, только познав особенности повседневной жизни потребителей наркотика, он может получить информацию, полезную при разработке эффективной программы реабилитации.

      Наблюдение  применяется и в программах оценки качества и в том, что исследователи осуществляют переход от общей проблемы к частным вопросам и гипотезам. Характерным примером является проект по оценке результатов и последствий образовательной программы и оценке потребностей слушателей.

      Исследования  СМИ позволяют вскрыть приемы и проследить процессы создания социальных проблем средствами массовой коммуникации [5, С. 64].

      Нарративный анализ очень важен в исследовании социальной жизни, так как он позволяет  осуществить систематическое изучение личного опыта и смысла, показать, как события конструируются активными  субъектами.

      Исследования  могут быть описательными, предполагающие получение эмпирических сведений, дающие относительно целостное представление об изучаемом явлении или же аналитическими, направленные на анализ, выяснение причин, лежащих в основе явления и обуславливающих его характер.

      Исследование  может быть разведывательным, если предмет исследования мало или вовсе не изучен. Исследования также разделяются на разовые и повторные, а также мониторинговые, когда по данному сценарию, исследование через определенный промежуток времени повторяется или проводится регулярно. Разновидностью повторных исследований оказываются исследования панельные, когда обращаются через определенный промежуток времени или повторяется регулярно. Разновидностью повторных исследований оказывается исследования панельные, когда обращаются через определенный промежуток времени к одним и тем же людям.

      По  типу используемых для анализа данных исследования могут опираться на первичный анализ данных – здесь  используются эмпирические данные, материалы, собранные самим исследователем в ходе собственного исследования.

      Вторичный анализ данных подразумевает использование материалов, собранных ранее, часто другими исследователями, в целях сравнения или проведения дополнительного анализа.

      Итак, предназначение любого социологического исследования – анализ таких проблем, которые имеют не второстепенное, а ключевое значение для социальной практики. Один из главных мотивов обращения к социологическим исследованиям – потребность располагать как можно более обширной, содержательной и точной информацией, отражающей те стороны и нюансы социальных проблем нуждающегося населения, которые скрыты на первый взгляд, но которые требуется учитывать в практике социальной работы. 

    2. Применение  социологических исследований в  сфере социальной работы

    2.1 Использование результатов социологического исследования социальной работе 

      Всесторонняя  и квалифицированная интерпретация  результатов социологического исследования открывается для широкого применения в практике социальной работы. И происходит это благодаря тому, что уже в процессе объяснения социологических данных начинает, складывается единая количественно-качественная оценка проблем изучаемого явления постепенно вырисовываются те конкретные пути, с помощью которых они могу быть разрешены. Более детальное обоснование эти пути и средства получают по мере формулировки выводов исследования и разработки в соответствии с ними практических рекомендаций.

      Основная  тяжесть по использованию результатов социологических исследований и его рекомендаций всегда принадлежала руководителям социальных служб - людей, досконально знающих ее сильные и слабые стороны, переживающих за повышение ее целенаправленности и действенности. Их убежденность в практической ценности выводов исследования в том, что использование полученных данных способно помочь разрешению изучавшейся проблем.

      Практическая  польза социологического исследования может и должна измеряться тем, насколько его результаты полагают совершенствовать различные виды, направления, средства, формы и методы социальной работы в соответствии с потребностями дня.

      Такой критерий результативности, практической отдачи социологических исследований обуславливает более строгий  подход к вопросу об использовании  их выводов в социальной работе. Имеющиеся отдельные, но не связанные  друг с другом единой целью и логикой примеры того, как используется социологическая информация руководителями социальных служб, уже не могут сегодня полностью удовлетворять. Только системный подход позволит интегрировать разнородные частные проблемы, подвести их к одному знаменателю и тем самым сложнейшую группу различных проблем представить как единую проблему.

      Таким образом, опираясь на это принципиальное положение, представим, что означает для руководителей социальных служб системный подход к использованию результатов социологических исследований в социальной работе. Для этого, в соответствии с требованиями такого подхода, предстоит определить и рассмотреть функции социологических данных в практике социальной работы. 

    2.2 Функции использования результатов социологических исследований в социальной работе 

      Социологическое исследование анализа социальной работы.

      Использование результатов социологических исследований для анализа социальных служб  получило за последние годы широкое  распространение. Это связано с  социальными проблемами населения, требующими безотлагательного решения, совершенствования системы его информационного обеспечения, что помогает полнее овладеть обстановкой, принимать оптимальные решения, предвидеть их последствия, проводить всестороннее взвешенную, отражающую действительное положение дел социальную политику.

      Социологические данные, как показывает практика, не просто констатирует состояние деятельность социальных служб. Они побуждают к размышлениям, дают возможность сравнивать работу по регионам, сопоставлять накопительный опыт, своевременно видеть новые, наиболее существенные тенденции в развитии тех или иных общественных явлений и на этой основе планомерно влиять на их развитие, последовательно добиваться намеченной цели.

      Накопленный социальными службами опыт использования  результатов социологических исследований в анализе практической работы позволяет выделить два уровня такого анализа. Первый уровень связан с оценкой состояния социальной работы (в целом или ее отдельных направлений и участков), второй – с оценкой степени ее эффективности.

      Оценка  состояния социальных служб и  социальной работы в целом, функционирования различных ее форм и методов дает их обобщенную количественно - качественную картину. По существу, на таком уровне социологического анализа можно получить возможность видеть реальное состояние дел, достигнутые на данный момент результаты в проводимой работе, свойственные ей плюсы и минусы, полнее и глубже уяснить, что нужно сделать в первую очередь для того, чтобы ликвидировать имеющиеся недостатки. Другими словами, анализ состояние социальной работы с помощью методов социологического исследования позволяет объективнее оценить сложившуюся в ней ситуацию и, опираясь главным образом на научно обоснованные социологические данные, выделить основные и второстепенные факторы, определяющие характер данной ситуации.

      Тем самым использование аналитического потенциала результатов социологических  исследований помогает социальным службам  преодолевать стихийность и формализм  в своей деятельности, ориентироваться  в работе на надежный критерий количественно-качественной оценки ее реального состояния.

      Что же касается использования результатов  социологических исследований для  оценки эффективности социальной работы, то это дело более сложно. Данная сложность обусловлена содержанием  самого понятия «эффективности», которое в наиболее общем виде определяется как отношение полученных результатов к ранее выдвигавшимся целям, то есть фиксирует степень соответствия достигнутого тому, что предполагалось достичь.

Информация о работе Социалогическое исследование