Социальный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:02, доклад

Краткое описание

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций,
взглядов субъектов взаимодействия.
Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как
членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов.
Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.
Противоречия пронизывают все сферы жизни общества - экономическую,
политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий
создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной
напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

Файлы: 1 файл

соц.конфликт.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

в действительности нет.

Существуют и  иные варианты типологии социальных конфликтов по различным 

основаниям. Проблема детальной разработки типологии  конфликта остается

достаточно открытой и ученым еще предстоит продолжить анализ. 

Субъекты  конфликтных отношений.

Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о 

«действующих  лицах» и «исполнителях» конфликтных  отношений. Как утверждает

Ю.Г. Запрудский, наряду с понятием «сторона конфликта» сюда могут быть отнесены

и такие понятия, как «участник», «субъекты», «посредник».   

Участником конфликта  может быть любой человек, организация  или группа лиц,

которые принимают  участие в конфликте, но не отдают себе отчета в целях

конфликтного  противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно

оказавшееся в  зоне конфликта и не имеющее своего интереса. 

Субъектом же социального  конфликта является отдельный человек  или социальная

группа, способные  создавать конфликтную ситуацию, т. е. прочно и

относительно  самостоятельно влиять на ход конфликта  в соответствии со своими

интересами, оказывать  влияние на поведение и положение  дру­гих, вызывать те

или иные изменения  в социальных отношениях.

Поскольку потребности субъектов, их интересы, цели, при­тязания могут

реализовываться нередко только через использование  власти, постольку в 

конфликтах непосредственное участие могут принимать такие  политические

организации, как  партии, парламентские организации, государственный аппарат,

«группы давления»  и т. д. Они являются выразителями воли соответствующих 

социальных групп  и личностей. Нередко социальный конфликт принимает форму 

конфликта политических, этнических и других лидеров (широкие  массы выходят 

на улицы лишь в моменты наивысшего обострения ситуации). Так, в большинстве

социальных и  национальных конфликтов в первые годы перестройки в нашей стране

субъектами выступали  исключительно представители государственных  структур

власти.

Такой специалист в области теории конфликтов, как  Р. Дарендорф к субъектам 

конфликтов относит  три вида социальных групп:

- Первичные группы - непосредственные участники конфликта,  которые 

находятся в  состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или

субъективно несовместимых  целей.

- Вторичные группы - те, кто стремится быть не  замешанными 

непосредственно в конфликте, но вносят вклад в  его разжигание. 

- Третьи группы - силы, заинтересованные в разрешении  конфликта. 

Следует заметить, что социальный конфликт - это всегда борьба, порожденная

конфронтацией общественных и групповых интересов. 

Конфликт возникает  не вдруг, причины его накапливаются  и зреют иногда в течение 

довольно продолжительного времени. Конфликт - это борьба противоположных

интересов, ценностей  и сил.[3] Для того

чтобы противоречие переросло в конфликт, необходимы осознание 

противоположности интересов и соответствующая  мотивация поведения.

Механизм  разрешения конфликтов и его стадии.

На пути перерастания противоречия в конфликт складывается своеобразное

состояние, которое  можно назвать предконфликтной ситуацией. 

Последняя непосредственно  предшествует конфликту, развивается  в него. 

Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное 

событие может вызвать необратимые процессы, прямо ведущие к открытому

конфликту. На этой стадии складывается сочетание разных обстоятельств, которые 

предшествуют  конфликтам и часто порождают  несовместимые тре­бования. При  этом

удовлетворение  интересов одной стороны препятствует удовлетворению интересов

другой.

Важным моментом зарождения конфликта является наличие  объекта, обладание 

которым связано  с удовлетворением потребностей сторон, втягиваемых в 

конфликт. Тем  самым он может стать причиной конфликта. Данная ситуация, как

правило, осознается конфликтующими сторонами.

В предконфликтной  стадии субъекты, прежде чем решиться на открытые действия,

оценивают свои возможности, (материальные ценности, власть, информацию,

связи и т.д.), предпринимают шаги для консолидации сил противоборствующих

сторон, поиска сторонников. Кроме того, предконфликтная  стадия является

периодом формирования каждой стороной своей стратегии  действий. 

Начавшийся конфликт в процессе своего развития претерпе­вает 

определенные  изменения. Это связано с тем, что отношения,

складывающиеся  в начале и в конце конфликта, существенно различаются: с разной

степенью проявляется  активность субъектов, могут возникать  неожиданные повороты

событий и т. д. Создаются дополнительные причины  для углубления и разрастания

конфликта.

Процесс разрастания  конфликта длится до тех пор, пока не появятся первые

ощутимые результаты противоборства. Эти результаты осмысливаются,

анализируются субъектами конфликта. На этом начальный  этап конфликта 

заканчивается.

Начальная стадия конфликта, как и предконфликтная  стадия, имеет свое

значение. На этой стадии создаются те или иные условия  для вмешательства с 

целью преодолеть начавшийся конфликт. Каждая сторона  уже столкнулась с 

сопротивлением  противника, почувствовала его силу и может понять, как

нелегко ей будет  приблизиться к победе. Начало конфликта  является периодом

наибольших колебаний  участников. Неслучайно сторонники открытых конфликтов

проводят работу по поддержанию боевого духа участников, убеждая их идти до

конца. Именно на этом этапе могут быть предприняты  дейст­вия, которые 

позволят остановить открытое столкновение, прийти к компромиссному решению. 

В самом конфликте  действия могут быть открытыми, непо­средственными или же

скрытыми, опосредованными. Они могут быть физическими, психологическими,

идеологическими и т. д. В них проявляется специфическое  поведение людей. Эти 

действия могут  быть предсказуемы и непредсказуемы, но обычно они расширяют 

сферу конфликта.

Итак, для наличия  конфликта требуются три условия: объ­ективно складывающаяся

конфликтная ситуация, субъекты конфликтов (наличие одной  только конфликтной 

ситуации еще  недостаточно, если стороны миролюбивы) и наличие повода для 

конфликта, т. е. своеобразного «спускового механизма», способствующего

развитию событий.

Третьей стадией  протекания социального конфликта  является разрешение

конфликта. Это  стадия предполагает знание объекта  конфликта, состава 

его участников, его исторических корней и непосредственного  повода, а также 

представление об уровне напряженности.[4]

Признаком разрешения служит завершение инцидента. Это значит, что между 

конфликтующими  сторонами прекращается конфликтное  взаимодействие. Устранение

инцидента - необходимое, но недостаточное условие для  погашения конфликта,

ибо при определенных обстоятельствах угаснувший конфликт может вспыхнуть 

вновь.

Разрешение конфликта  возможно лишь при изменении конфликтной  ситуации,

точнее, если будет  изжита коренная причина конфликта, когда изменится 

установка соперников в отношении друг друга и они перестанут видеть друг в

друге противников, когда изменятся требования сторон и соперник идет на

уступки (но возможны и одновременно обоюдные уступки). 

Разрешение конфликта  может быть полное или частичное. Полное разрешение

означает прекращение конфликта, кардинальную перестройку всего образа

конфликтной ситуации. При этом «образ врага» трансформируется в «образ

партнера», установка  на борьбу сменяется ориентацией  на сотрудничество. 

При частичном  же разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его

форма, но сохраняются  внутренние побудительные установки  к продолжению 

противоборства.

Успешное разрешение конфликта связано с определенными  условиями, а именно:

своевременной и точной диагностикой его причин. В ходе этого выявляются

объективно существующие противоречия, интересы, цели. На основе такого

анализа определяется так называемая деловая зона конфликта:

обоюдной заинтересованностью  сторон в преодолении про­тиворечий. Это возможно

при взаимном признании  интересов каждой из сторон, для чего субъектам

конфликтов необходимо освободиться от недоверия друг к  другу;

совместным поиском  путей преодоления конфликта. В  данной ситуации могут быть

использованы  самые разные средства и методы.

Социальный конфликт внешне похож на спиралеобразные природные явления, такие

как водовороты, вихри и т. д. Вполне допустимо  рассматривать каждый его этап

в виде витка  спирали, имеющей свои подъемы и  спады, напряженность и разрядку. 

Так, в конфликте  действительно наблюдается рост психо­логической

напряженности. Но этот рост не может быть бесконечным. Доходя до

определенной  точки, он как бы замирает, после  чего наступает некоторый спад

напряженности. Признание такого спиралеобразного движения отношений в 

конфликте важно, так как позволяет находить и использовать средства

регулирования данных отношений.

В социологической  науке соответствующее внимание уделяется выработке 

технологии регулирования  конфликтов, управления ими. 

Задача управления конфликтом в том и состоит, чтобы  не допустить его

разрастания и  снизить негативные последствия. В  качестве субъекта управления

конфликтом может  выступать как одна из его сторон, так и, скажем, третья

сила, не участвующая  в нем, но заинтересованная в его  урегулировании. Кто бы

ни выступал субъектом управления социальным конфликтом, важно найти способы

или технологию регулирования конфликтных отношений. Этому могут 

способствовать  следующие меры:

Информация о работе Социальный конфликт