Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:41, реферат
Цель работы - изучить социальный конфликт как комплексное социальное явление. В соответствии с поставленной целью в работе также решаются следующие конкретные задачи:
• Определить место социального конфликта в современном мире и в российском обществе в частности;
• рассмотреть основные характеристики социальных конфликтов, причины и последствия, структуру, этапы;
Введение
1. Понятие социального конфликта
1.1 Природа социального конфликта, его функции
1.2 Классификация социальных конфликтов
2. Динамика социальных конфликтов
2.1 Этапы и стадии развития социальных конфликтов
2.2 Пути и способы разрешения социальных конфликтов
3. Особенности социальных конфликтов в современном обществе
3.1 Социально-экономические конфликты в современной России
3.2 Политические и национально-этнические конфликты в России
Заключение
Список литературы
Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития.
Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции. [6; 156]
Конструктивные функции:
Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п.
Конфликт выполняет
Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.
Конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива.
Конфликт конфликты дают
возможность подавляемым
Частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Конфликты также способствуют усилению сплоченности каждого из соперничающих лагерей и таким образом служат интеграции пусть не всего, но хотя бы части общества.
В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации.
Но социальный конфликт может носить негативный, разрушительный характер; дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий способен стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями.
Деструктивные функции:
· Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников.
· Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов.
· Конфликт сопровождается стрессом.
· Конфликт формирует негативный образ другого - "образ врага".
необходимо отметить, что
для нейтрализации
При оценке последствий конфликта следует избегать полярных мнений типа «негативный» или «позитивный». Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные каналы кооперации, отвлекают внимание членов группы от насущных проблем, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.
1.2 Классификация социальных конфликтов
В обществе происходит великое множество конфликтов. Классификация конфликтов необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов. Существует множество классических типологий социальных конфликтов
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. [8; 156]
Рациональные конфликты охватывают сферу разумного делового соперничества: борьба идей в науке, спор о назначении того или иного лица на руководящую должность, выработка стратегии управления организацией и т.д. Рациональные конфликты сравнительно легко разрешимы: необходимо только признать наличие противоречивых интересов, всесторонне обсудить ситуацию и прийти к общему решению.
Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается, а противостояние сопернику становится самоцелью. Противоположная сторона воспринимается как средоточие всех зол и бед. Такой конфликт называют эмоциональным.
Эмоциональные конфликты фактически не поддаются регулированию. Особенно опасен эмоциональный конфликт, когда в него включены большие массы людей. Ярким примером массового эмоционального конфликта является конфликт межнациональный. Такие конфликты отличаются длительностью и часто сопровождаются жестокостью.
В конфликте всегда принимают участие несколько сторон. Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Поэтому базисная классификация конфликта выглядит следующим образом [4; 172 ] :
Таблица 1. Классификация конфликтов
ТИП
Конфликты с участием человека
зооконфликты
социальные
Внутриличностные
интерапсихические
зоосоциальные
В
И
Д
Межличностные
Между «хочу» и «хочу»
Между двумя животными
Между личностью и группой
Между «могу» и «не могу»
Между малыми социальными группами
Между «хочу» и «не могу»
Между животным и группой
Между средними социальными группами
Между «нужно» и «нужно»
Между большими социальными группами
Между «хочу» и «нужно»
Между группами животных
Межгосударственные
Между «нужно» и «не могу»
Межкоалиционные
Конфликты классифицируют также по сферам жизни [7; 115]:
1. Межличностные конфликты. Фактором, предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с окружающими, становится его самооценка (оценка своей деятельности, статуса, социальной значимости). Если же взаимоотношения с коллегами и восприятие своей доли участия в общем труде имеют высокую степень значимости, то сохранится внутренняя положительная установка на конструктивную деятельность в рамках данного коллектива, группы, общества.
2.Трудовые конфликты.
3. Межнациональные конфликты.
Действительно, национальные и
национально-этнические
4. Политический конфликт
- это конфликт по поводу
5. Социально-экономические
конфликты, т. е. конфликты по
поводу средств
Все конфликты можно
* Личностный конфликт -- включает конфликты, происходящие так сказать внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания.
* Межличностный конфликт -- разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.
* Межгрупповой конфликт -- это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами. Некоторое число индивидов, образующих вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.
* Конфликт принадлежности
- когда индивиды имеют как
бы двойную принадлежность, например,
конфликтующие образуют группу
внутри какой-то большой
* Конфликт с внешней средой -- индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
А.Г.Здравомыслов приводит следующую типологию конфликтов [6; 145] :
1. Межиндивидуальные конфликты.
2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить:
группы интересов,
группы этнонационального характера,
группы, объединенные общностью положения.
3. Конфликты между ассоциациями (партиями).
4. Внутри и межинституциональные конфликты.
5. Конфликты между секторами
общественного разделения
6. Конфликты между
7. Конфликт между культурами
или типами культур. Эта
Можно типологизировать конфликты также по «объекту» конфликтного взаимодействия. [12; 123] В таком случае можно выделить:
1. Экономические конфликты (экономические интересы).
2. Политические конфликты (власть, влияние).
3. Ценностные конфликты (убеждения, идеи).
4. Статусные конфликты
(положение, должность,
Существует множество видов социальных конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.
2. ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
2.1 Этапы и стадии развития социальных конфликтов
Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния. [7; 47]
Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы.
Начальная фаза характеризуется
формированием конфликтной
Можно охарактеризовать эту
стадию понятием «социальная напряженность».
Социальная напряженность - это особое
социально-психологическое
Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. Во второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.
Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту стадию необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов в этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности к неприязни, которая психологически закрепляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, что стимулирует конфликтное поведение.[6; 114]