Социальные проблемы молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Вот молодежь пошла…» - достаточно часто слышишь эту фразу, не правда ли. Люди , которые только вчера безрассудствовали, не обращая внимания на принятые нормы, остепенившись, с укоризной смотрят на подрастающую молодежь. «Наше поколение было другим », - слышится из их уст. И вот с этим не поспоришь. Главным отличием нового поколения от старого является как раз то, что оно другое. Так было во все времена, но сегодня это особенно актуально. На смену старой формации пришла новая, а вместе с ней и новое поколение со своим особым взглядом на мир. Так какое оно, это поколение, помимо того, что просто другое? - озадачились мы вопросом.

Оглавление

Введение
1. Молодежь как особая социальная группа
2. Социальные проблемы российской молодёжи
3. Современный социально-демографический портрет молодежи и основные проблемы (На примере анкетирования в ПТЭТе)
3.1 Общие сведенья об анкетируемых
3.2 Отношение и привлеченность к вредным привычкам молодежи
3.3 Духовный мир молодежи
3.4 Образование и трудовая деятельность молодежи
3.5 Ценностные ориентации молодежи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 57.67 Кб (Скачать)

Все эти изменения  повлекли за собой кардинальную перемену принципов, традиций, образа жизни, мировоззрения  и т.д. Подавляющее большинство  населения оказалось не готово к  этому: многие остались без работы, так как новый рынок труда  не нуждался в их услугах. Экономический  кризис, начавшийся в 1992 году, отбросил за черту бедности большинство населения  страны. Самыми незащищенными слоями населения оказались люди старшего поколения, малообеспеченные, инвалиды и конечно же молодежь.

Главной проблемой  молодежи стала неподготовленность к новым условиям жизни. Раньше проблемами молодежи: образованием, социализацией, профессиональным самоопределением занималось государство, специальные молодежные организации, этому делу служила  и основная, обязательная идеология. Теперь же у государства появились  гораздо более важные дела, в стране стало катастрофически не хватать  денег, молодежные организации были упразднены, обязательная идеология  исчезла, и молодое поколение  было отправлено в «свободное плавание». В условиях экономического кризиса, когда все слои населения нуждались  в социально-экономической помощи, молодежь сама себя образовывала и  социализировала.

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда  в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется  тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой  безработицы среди молодежи, увеличивается  ее продолжительность. Между тем  возможности молодых людей и  без того ограничены в силу их более  низкой конкурентоспособности по сравнению  с другими категориями населения.

Новое время диктует  новые правила. Рыночная экономика  во многом оказывает влияние на ценностные ориентации молодого поколения, и молодежь нашего края не является исключением  в данном вопросе.

Мы поинтересовались, уверены ли студенты ПТЭТа в своих планах на будущее. Большая часть молодых людей выразила уверенность в своем будущем (Таблица14). Никто не сказал «Нет», но35% опрошенных выразил неуверенность в ответе.

(Таблица14)

Уверены ли вы в своих  планах на будущее?

 
Ответ Количество (%)  
Да 65  
Нет -  
Затрудняюсь ответить 35  
     

Несмотря на некоторую  неустойчивость развития страны в экономическом  плане, нынешняя молодежь края обладает уверенностью в своих планах на будущее. В условиях динамично развивающихся  рыночных отношений молодым гражданам  довольно рано приходится задумываться о завтрашнем дне, будущей специальности  и последующем трудоустройстве.

Несомненно, молодежь, являясь одной из неустойчивых в  социальном отношении, категорией населения, в осуществлении своих планов не может надеяться только на себя. Мы попытались узнать, на кого возлагает  надежды в осуществлении своих  планов молодежь. Получились следующие  показатели, примерно одинаковое количество студентов возлагают свои надежды  на родителей и на себя (Таблица 15).Около 17% надеяться на своих друзей и, что  ярко выражено никто не надеется на государство.

(Таблица 15)

На чью помощь вы надеетесь при осуществлении  своих планов?

 
Ответ Количество (%)  
Родители 40  
Друзья 17  
Государство -  
Только на себя 43  
     

Полученные результаты свидетельствуют о некоторой  социальной напряженности среди  молодого населения региона. Нынешнее поколение в большинстве своем  не очень довольно деятельностью  местного и краевого управления. Молодые  люди не чувствуют данной поддержки  от государственного аппарата, ощущая некоторую незащищенность, обусловленную  отсутствием должного количества субсидий, направленных на развитие будущего поколения.

Но все, же большинство  нынешней молодежи надеется только на себя. Только от нас по большей части  зависит наше будущее. Никто не сможет заставить нас выбрать тот  или иной путь.

Рыночная экономика  способствует более быстрому взрослению сегодняшней молодежи. В жестких  условиях конкурентной борьбы за выживание  молодое поколение просто вынуждено  надеяться лишь на себя в осуществлении  своих планов на будущее. По моему  мнению, это довольно не плохо. С  раннего возраста молодое поколение  учится принимать те или иные решения, становится более практичным, чаще задумывается о завтрашнем дне, подчас лучше своих родителей ориентируясь в тех или иных экономических  условиях. Но не имея должной поддержки  со стороны правительства края и  муниципальных органов управления, не чувствуя своей значимости и востребованности на рынке труда, мое поколение не в силах будет осуществить все свои планы и удовлетворить все свои здоровые амбиции, направленные в первую очередь на улучшение качества жизни всего региона.

3.5 Ценностные ориентации молодежи

Ценностные ориентации (или реже -- предпочтения) -- это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.

С юных лет человек  в основном приобщается к различным  ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей.

В сознании каждого  человека личностные ценности отражаются в форме социальных, ценностных ориентации, которые образно называют "осью сознания", обеспечивающей устойчивость личности. "Ценностные ориентации -- важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного".

Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально-структурные  ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере  различных социальных институтов.

Среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые  являются общечеловеческими, или глобальными, т. е. присущи максимальному количеству людей, например Свобода, Труд, Творчество, Гуманизм, Солидарность, Человеколюбие, Семья, Нация, Народ, Дети,, и др.

Смысл жизни, это довольно риторический вопрос, волнующий наверняка все человечество на протяжении всей его жизни. Молодежь в этом плане состоит в силу своего возраста в постоянном поиске самого смысла жизни.

Наш последний вопрос звучал: «Как часто Вы задумываетесь  о смысле жизни?». Большинство опрошенной нами молодежи ответили, что они  достаточно «Часто» задумывались над  этим вопросом. Только 20% студентов  ответили, что «Иногда» задумывались.

(Таблица 16)

Как часто Вы задумываетесь  о смысле жизни?

 
Ответ Количество (%)  
Часто 80  
Иногда 20  
Никогда -  
     

Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально-структурные  ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере  различных социальных институтов.

Среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые  являются общечеловеческими, или глобальными, т. е. присущи максимальному количеству людей, например Свобода, Труд, Творчество, Гуманизм, Солидарность, Человеколюбие, Семья, Нация, Народ, Дети,, и др.

Заключение

Очень часто приходится слышать от старшего поколения, что  наша жизнь сегодня не та, что  прежде, что наше общество должно измениться. Но что нужно сделать для этого? В первую очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в  том, что общество нуждается в  коренном обновлении, вырастает энергия  массового созидания, без которой  немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления также предполагает небывалое повышение  удельного веса творческого потенциала, которым так богата юность.

Исходя из вышесказанного можно сделать генеральный вывод, что одним из важнейших универсальных аспектов взаимоотношения поколений является социализация детей и молодежи. Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Сегодня молодое поколение  лучше адаптировано к жизни современного общества. Молодежь обладает большей  уверенностью в завтрашнем дне, так  как имеет более сильную опору  для своего развития. Большое число  образовательных учреждений, молодежных организаций, мест культурно-досугового плана дает молодежи больше возможностей для реализации и становления собственной личности. Поэтому своими главными жизненными приоритетами молодежь считает скорее духовные ценности, включающие в себя создание здоровой семьи и обретения смысла жизни.

Итак, жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ  нашего “завтра”. Если народ имеет  то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют  дело с той молодёжью, которую  они сами воспитывают -- любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества.

Список  литературы

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие /Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. -576 с.

2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Учеб. пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 1999. - 512 с.

3. Карпухин О.И.  Молодежь России: особенности социализации  и самоопределения // СОЦИС. 2000. №  3.

4. Луков В.В. Проблема  обобщающих оценок положения  молодежи // СОЦИС. 1998. № 12.

5. Никольский Д.  Социология молодежи. - М.: Феникс, 2002

6. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М.: «Акдемия», 2003.

7. Проблемы социализации  молодежи. Реферативный сборник. - М.: Юнита, 2001

8. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во СПбГУ. 1999.

9. Тарасов А. Молодежь  как объект классового эксперимента // Свободная мысль. 1999. № 10.

10. Формирование мировоззренческой  культуры молодежи. / Под ред. В.Г.  Табачковского. - М.: Академия, 1999.

11. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве

12. СОЦИС. 1998. №3

13. А.М. Караев Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. №3 с 124-128.

14. А.В.Маршак Особенности  социальных связей социально-дезориентированной  молодежи // Социологические исследования. 1998. №12.

15. Б.А. Ручкин Молодежь  и становление новой России - Социс. №5. 1998 г. - 90 с.

16. Е.С.Топилина Особенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3 - 140 с.

Информация о работе Социальные проблемы молодежи