Молодежь как социальная общность, социальные проблемы и социальные ориентации российской молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение молодежи как социальной общности, выявление социальных проблем и социальных ориентаций российской молодежи.

Оглавление

Введение
1. Молодежь как социальная общность, дифференциация и возрастная стратификация молодежи ...…………………………………….…....……4
2. Социальные проблемы и социальные ориентации российской молодежи ………………………………………………………...………11
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

   Оглавление 

   Введение

  1. Молодежь как социальная общность, дифференциация и возрастная стратификация молодежи ...…………………………………….…....……4
  2. Социальные проблемы и социальные ориентации российской молодежи ………………………………………………………...………11

   Заключение

   Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Социология  молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место  в воспроизводстве общества, возрастные границы,  потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых  людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом  классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей. Социология молодежи интересуется теми проблемами  социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же  время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности  воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности).

   Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов и определение  оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной  активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных ровнях; определение морально-психологической готовности к труду и безработице, и т.д.

   Целью данной контрольной работы является изучение молодежи как социальной общности, выявление социальных проблем и  социальных ориентаций российской молодежи. 
 
 
 

   
  1. Молодежь  как социальная общность, дифференциация и  возрастная стратификация  молодежи
 

   Полемика  между учеными по поводу определения  молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения - с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах.

   Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение дал И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

   Таким образом, в определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:

  • возрастные границы молодежного возраста;
  • специфика социального статуса;
  • ролевые функции и особенности поведения;
  • характеристики социально-демографической группы;
  • социально-психологические характеристики;
  • процесс социализации в конкретный исторический период;
  • самоидентификация и самоопределение молодежи как социальной группы.

   Каждый  знает, что юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы  и содержательные признаки этого  периода? Переход от детства к  взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному, например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16–18-летних считают юношами.

   Представления о свойствах и возможностях индивидов  каждого возраста тесно связаны  с существующей в обществе возрастной стратификацией. Хронологический возраст, а точнее – предполагаемый им уровень  развития индивида, прямо или косвенно отражает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т.п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.  

   Возраст служит критерием занятия или  оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может  быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для  получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других – фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.  

   Возрастная  стратификация включает также систему  связанных с возрастом социально-психологических  ожиданий и санкций (сравните представления  – не всегда осознанные – о «нормальном  поведении» и степени ответственности подростка и взрослого, молодого рабочего и ветерана).  

   Слово юность обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и  ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.  

   В первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой индивид относительно легко  усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые взрослому человеку. Низкая продолжительность жизни не позволяла обществу особенно затягивать «подготовительный период». Детство кончалось рано, воспитание и обучение имели преимущественно практический характер: дети обучались, участвуя, в посильной для них форме, в трудовой и прочей деятельности взрослых. У многих народов Сибири дети уже к 10-12 годам владели техникой обиходных работ – стрельбой, греблей, рыболовством, становясь практически равноправными работниками.

   В дальнейшем критерии социального созревания усложняются, становятся более многомерными.  

   В средние века передача накопленного старшими опыта осуществлялась в  основном путем непосредственного  практического включения ребенка  в деятельность взрослых. Ребенок  выполнял подсобные функции в родительской семье или вне дома; обучение было органической частью труда и быта, а критерии зрелости имели сословный характер. В описании детства и отрочества средневековая мысль подчеркивает не столько задачу подготовки к будущей жизни, сколько момент социальной зависимости.

   Важнейшим критерием взрослости считалось  создание собственной семьи, с чем  ассоциировались самостоятельность  и ответственность.  

   Новое время принесло важные социальные и  психологические сдвиги. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за партами разного размера. Отсюда - удлинение периода «ролевого моратория» (когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно) и изменение соответствующих социально-психологических стереотипов.  

   Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки: расширение сферы сознательного  самоопределения и повышение  его самостоятельности. В обществе патриархально-феодального типа жизненный путь индивида в своих основных чертах был предопределен наличной социальной структурой и традицией. В профессиональной сфере юноша, как правило, наследовал занятия своих родителей. Его социальные стремления ограничивались рамками сословной принадлежности. Невесту ему выбирали родители, часто задолго до его возмужания и независимо от его личных склонностей и симпатий. Вырваться из этой социальной скованности и даже осознать ее как таковую мог только человек выдающийся.  

   Развитие самостоятельности есть не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Всякое управление требует сведений, информации об объекте управления. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе. Уровень самосознания и степень сложности, интегрированное и устойчивости «образа» всегда тесно связаны с развитием интеллекта. В этом отношении ранняя юность также знаменует собой определенный рубеж.  

   Социальное  самоопределение (все равно, идет ли речь о выборе профессии или мировоззренческом поиске) есть определение своего положения в мире, оно направлено не внутрь личности, а вовне. Но ответ на вопросы, кем быть и что делать, подразумевает также определенную оценку себя и своих возможностей.  

   В новое время возможности индивидуального выбора – профессии, жены (мужа), образа жизни – значительно расширились. Психологические горизонты человека в век книгопечатания и массовых коммуникаций не ограничены рамками его непосредственного окружения. Большая свобода выбора способствует формированию самостоятельного социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций. Но оборотная сторона этого – усложнение процесса самоопределения. Очень уж велик выбор возможных путей, и только практически, в ходе самой деятельности, выясняется, подходит она человеку или нет.

   Рост  социальной автономии молодежи от старших  и индивидуального самоопределения, в противоположность пассивному приспособлению к существующим условиям, породил к середине XVIII века новый  нормативный канон юности, представление о юности как об эпохе «второго рождения», «бури и натиска», воплощения «чистой субъективности». Знаменитый трактат Жан-Жака Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.), где были подробно развиты эти идеи, часто называют «открытием» или «изобретением» юности. Говоря словами Томаса Манна, «в один прекрасный день оказалось, что век, который изобрел женскую эмансипацию и стал ратовать за права ребенка, – весьма снисходительный век, – пожаловал и юность привилегией самостоятельности, а она уж, конечно, быстро с нею освоилась».  

   Однако  свойства юности сразу же оказались  проблематичными. Одни видят в юности «метафизический дар» первозданной естественности, «единственно правомерный мост между цивилизацией и природой», «предцивилизационное состояние», «доподлинно романтический возраст», призванный «подняться и сбросить оковы отжившей цивилизации, отважиться на то, на что у других не хватает жизненной отваги, а именно – вновь погрузиться в стихийное». Другие же считают свойства юности продуктом специфических условий и воспитания.  

   Социальное  происхождение и классовое положение  оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов: социальное происхождение, род занятий и уровень образования родителей; особенности социально-экологической среды, в частности тип населенного пункта (большой город, малый город, деревня); состав, структура и материальное положение семьи его собственное социальное положение и вид занятий (школьник, учащийся ПТУ, учащийся техникума, студент вуза и т.д.). Отсюда – необходимость изучения проблем юношеского возраста представителями разных наук: социологии, психологии, педагогики, криминологии, психиатрии, медицины и др.  

   К социально-экономическим различиям  добавляются национальные, этнокультурные особенности.

   Сравнивать  разные поколения трудно. В каждом поколении были, есть и будут разные люди. Кроме того, люди склонны абсолютизировать собственные привычки и вкусы, поэтому у части людей старшего возраста на первый план выступают внешние, второстепенные черты. Каждое поколение стоит на плечах предыдущего, не всегда осознавая эту преемственность.  

Информация о работе Молодежь как социальная общность, социальные проблемы и социальные ориентации российской молодежи