Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:32, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение молодежи как социальной общности, выявление социальных проблем и социальных ориентаций российской молодежи.
Введение
1. Молодежь как социальная общность, дифференциация и возрастная стратификация молодежи ...…………………………………….…....……4
2. Социальные проблемы и социальные ориентации российской молодежи ………………………………………………………...………11
Заключение
Список литературы
Преемственность поколений необязательно идет по восходящей линии. Иногда она напоминает движение маятника. Анализируя историю буржуазной революционности в XIX веке, А.И.Герцен писал, что «дети» выглядят порой старше своих «отцов» и «дедов». «Между стариком девяностых годов, фанатиком, фантастом, идеалистом, и сыном, который старше его осторожностью, благоразумением, разочарованием... и внуком... нарушено естественное отношение, нарушено равновесие, искажена органическая преемственность поколений... На этом поколении окончательно останавливается и начинает свое отступление революционная эпоха; еще поколение – и нет больше порывов, все принимает обычный порядок, личность стирается, смена экземпляров едва заметна в продолжающемся жизненном обиходе».
Одна из кардинальных ошибок прошлого состояла в попытках выработать определенный набор качеств личности, который должен был соответствовать идеальной модели «молодых строителей коммунизма», однако не заботясь о том, соответствуют ли эти модели реальности. Молодежь рассматривали нередко лишь в качестве объекта воспитания, а не активного субъекта социальной жизни. Теоретики от педагогики постоянно призывали «запрограммировать воспитательный процесс, установить четкие, стратегические ориентиры) воспитания, расписать все ценности, на которых должна строиться деятельность в области воспитания».
Также
имеет место и дифференциация
молодежи. Можно указать несколько
основных тенденций, дающих вклад в
этот процесс. Во-первых, это выделение
из общей культуры эклектичной молодежной
субкультуры, дезинтегрирующей молодежь
из общества, отделяющей ее от поколения
взрослых. Во-вторых, это имущественная
дифференциация всего общества и вытекающее
из нее расслоение молодежи. В-третьих,
досуговое разделение молодежи, приводящее
к ее расслоению в поведенческом плане
на несколько сосуществующих, но практически
не взаимодействующих, слоев. Свой вклад
дает и массовое распространение технических
средств общения: Интернет и мобильные
телефоны при кажущемся удобстве размывают
визуальный и эмоциональный контакт, снижают
его качество.
В
ходе реформирования российского общества
современная молодежь, как социальная
группа, столкнулась с проблемами
самоопределения, поиска работы, приобретения
гарантированного социального статуса,
получения качественного
Социализация молодежи протекает в сложных условиях, связанных: с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, армии, трудового коллектива; сменой основной модели социализации; возрастанием роли СМИ в современном обществе. В этой ситуации появились достаточно острые проблемы, связанные с ростом преступности, наркомании, алкоголизма и суицида среди молодежи, молодежной безработицы, социального сиротства и беспризорности, моральной распущенности, бездуховности, деформации в отношении к труду.
Молодежь является активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития. При этом необходимо учитывать, что молодежь объективно призвана выступать не только в роли объекта социальных инноваций, но и в роли активного субъекта последних, так как в противном случае общество обречено на стагнацию и саморазрушение.
Какие ценности принимает и отвергает молодежь, как они соединяются с ценностями «отцов», господствовавшими в обществе длительное время - одна из важных проблем в сегодняшней социализации молодежи.
Отметим, что система ценностных ориентаций современной молодежи находится в процессе преобразования, происходящего под влиянием ценностных ориентиров западного общества, насаждаемых средствами массовой информации. Однако значительная часть молодежи все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие русской социокультурной традиции.
По многим качественным показателям жизни молодежь выступает, с одной стороны, носительницей всего нового (и отрицательного, и положительного), а с другой стороны, - выступает «цензором» современной действительности.
Сложившаяся в нашем обществе неблагополучная социально-экономическая, политическая и нравственная среда снижает активность молодежи, заставляет тратить много сил на выживание.
В этих условиях молодежь, оставшаяся большей частью «без присмотра» общества, крупных политических сил, неспособных проявить инициативу со своей стороны и безучастно ожидающих нового взрыва молодежной активности, может стать добычей разного рода экстремистов.
Возникшие проблемы социализации современной молодежи позволяют утверждать, что практически каждая проблемная ситуация, решение которой требует вмешательства социального работника, крайне сложна и носит многосторонний характер, а все жизненные процессы молодежи (психоматические, социальные, психологические и другие) взаимообусловлены. Это указывает на целесообразность внедрения нового подхода к организации социальной работы. Отказ общества от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты проводят к деформации социализации, доминированного в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи, отличающейся потерей четких социальных ориентиров и норм.
Безусловно, решение проблем социализации современной молодежи как стройной совокупности идей, взглядов, которые отражают и оценивают действительность с точки зрения интересов общества и государства, является первостепенным. Решать эту проблему важно с учетом институциональных аспектов. Без участия государства, его заинтересованного внимания к общественным процессам проблематично формирование механизма социального регулирования в этой сфере. А это задача формирования новых норм, освоения новых ценностных ориентаций, культивирования ценностей в обществе, их консервация в общественном сознании молодежи с помощью массовой коммуникации.
СМИ, именно они являются смыслообразующим стержнем информационного общества, а характер отношения к информации становится основанием социальных отношений, в том числе и неравных, в которых пребывает молодежь. Процессу социализации свойственны специфические способы организации социальных связей, взаимодействий и отношений молодежи в условиях неопределенности, они отличаются преимущественно случайным, вероятностным характером. Здесь воспроизводство жизненных средств, физических и духовных сил приобретает не социально-направленный, а стихийный характер.
Из
отмеченных проблем социализации молодежи
возникает необходимость
Заключение
Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
Проблемы
молодежи исследуются как в контексте
всего общества, его основных характеристик,
структурных сдвигов и
Список
литературы