Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:41, реферат
В Средние Века, когда повсеместно царила разруха, грязь, обман, необразованность, не было никаких благ цивилизации, равенства и свободы, в литературе появился такой жанр, как утопический роман, где просвещенные люди писали о вымышленных государствах, где отсутствовали все те ужасы, которые окружали их. Они описывали общества без изъянов и несправедливости, где все были равны и одинаковы.
В Средние Века, когда повсеместно царила разруха, грязь, обман, необразованность, не было никаких благ цивилизации, равенства и свободы, в литературе появился такой жанр, как утопический роман, где просвещенные люди писали о вымышленных государствах, где отсутствовали все те ужасы, которые окружали их. Они описывали общества без изъянов и несправедливости, где все были равны и одинаковы.
Сейчас наиболее
известны две из дошедших до нас
утопий. Это «Остров Утопия»
Томас Мор был канцлером у одного из самых жестоких из английских королей – Генриха 8, о государственных делах он знал не понаслышке. В то же время, багаж накопленных обществом к тому времени политологических знаний был настолько мал, что вряд ли даже столь выдающийся человек мог предложить работающую модель общественного строя. В то же время Мор видел несправедливость, творившуюся вокруг, и решил воплотить свои мечты об идеальном государстве в романе «Утопия», название которого впоследствии стало нарицательным.
Вообще-то книжка называлась «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и его новом острове Утопии». Само слово «Утопия» переводится с латыни как «место, которого нет, и не может быть», что наводит на мысль о том, что и сам автор не верил в возможность осуществления того, о чем он пишет.
Книга
написана в популярном в то время
жанре «рассказа
Первая часть «Утопии» посвящена критике государственного устройства Англии: Р. Гитлодей сходу отвергает и архаический традиционализм, и чрезмерную жестокость английских законов о воровстве (воров, говорит он, «повсеместно вешали иногда по двадцати на одной виселице») и бесчеловечную практику огораживаний («овцы пожирают людей»). В целом английское общество осуждается за слишком далеко зашедшую имущественную поляризацию населения: на одной стороне: «жалкая бедность», на другой «дерзкая роскошь».
Что же Гитлодей предлагает взамен? Рабовладельческое общество! Таким образом, идеи о всеобщем равенстве слегка преувеличены. Впрочем, рабы в утопии трудятся не на благо господина, а для всего общества в целом.
Чтобы стать рабом, нужно совершить тяжкое преступление (в том числе измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного труда могут быть даже помилованы.
Всеобщее равенство есть и у рабов: равенство между собой. Одинаково одеты, одинаково стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей. Причем для раба нет никакой возможности бежать (либо донесут, либо внешний вид выдаст). Причем доносы всячески поощряются, а молчание о побеге жестоко наказывается. Правда, остается надежда на освобождение в случае прилежного труда.
Сам Мор соглашается с Гитлодеем по поводу рабства. Действительно: это лучше, чем по 20 человек на виселице. Да и бесплатная рабочая сила на благо общества – зачем ее убивать. Впрочем, тут тоже есть сомнения. Вряд ли преступник предпочтет до конца жизни вкалывать – уж лучше сразу умереть. Так что, скорее всего, отказавшись от казни преступника, общество побудило бы его совершить самоубийство – тягчайший грех.
Государство Утопии все же более гуманно по отношению к своим гражданам. В частности, оно было вполне терпимо к вопросам религии.
Основная религия на острове – католицизм, священники на Утопии избираются народом.
Но, с другой стороны, вопросы веры на острове также регламентируются государством. Потому утопийцы верят, что после земной жизни за пороки установлены наказания, за добродетель назначены награды. Того, кто думает по-иному, они даже не числят среди людей, и не считают они его гражданином.
Общество Утопии ограничено со всех сторон. Свободы нет практически ни в чем. Всеобщая уравниловка.
В государством не может не быть власти, иначе это анархия. А раз есть власть, не может быть равенства! Человек, распоряжающийся жизнями других, всегда находится в привилегированном положении. Как Мор предлагает решить эту проблему? Ежегодными выборами. Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один человек – князь. Впрочем, его тоже могут отстранить, если он захочет править единолично. Особо важные вопросы решаются на народном вече.
Верховный
орган государства – сенат, который
учитывает все, что производится
в отдельных районах
На
практике это означает, что у руля
будет находиться лишь один компетентный
руководитель, ибо за год разобраться
в хозяйстве и научиться
На острове построен коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и ремеслом.
Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку.
Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую семью. Несложно представить, в какие волнения это на практике выльется.
Утопийцы живут скучно и однообразно. Вся их жизнь с самого начала регламентирована. Обедать, правда, позволяется не только в общественной столовой, но и в семье. Образование общедоступно и основано на сочетании теории с практическим трудом. То есть детям дают стандартный набор знаний, а параллельно учат работать.
На Утопии отсутствует частная собственность. По словам самого Мора, «повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо». И вообще, «для общественного благополучия имеется единственный путь – объявить во всем равенство».
Чтобы не сделать кого-то из утопийцев богаче, Мор отменяет на Утопии хождение денег. Свое презрение к золоту утопийцы выражают тем, что делают из него цепи для рабов и ночные горшки. Обменять его на что-нибудь ценное у других государств они почему-то не догадываются. Или просто не хотят.
Реализована в Утопии и идея железного занавеса: она живет в полной изоляции от окружающего мира.
Общество утопийцев – это тоталитарное полицейское государство, где культивируется серость и ординарность, отсутствует свобода.
Разделения труда и возникающего из него сословного деления общества на Утопии, однако, полностью избежать не удаётся. Существуют ремесленники, ученые и т.н. «симфогранты», контролирующие, чтобы люди работали по 6 часов – ни больше, ни меньше. Таким образом, отрицается всякая возможность выделиться, сделать больше, отличаться от других. А ведь это – чуть ли не главный стимул для любого человека. Общество в «Утопии» выступает безликой массой, лишенной индивидуальных различий.
Общественные отношения утопийцев являются следствием полупатриархального устройства их семей. «Во главе хозяйства стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети – родителям, и вообще младшие по возрасту – старшим». Т.е. равенства на самом деле нет! Младшие не равны старшим, мужчины – женщинам. Интересно.
Людям запрещено любое отклонение от нормы. А о строгости этих норм можно и не говорить. Особенно тщательно расписаны условия «поездок утопийцев». Для поездки в другой город утопийцу необходимо получить разрешение у сифогранта. «Если кто уйдет за границу по собственной воле, без разрешения правителя, то пойманного подвергают великому позору: его возвращают как беглого и жестоко карают. Отважившийся сделать это вторично становится рабом. Если возникнет у кого-нибудь желание побродить по полям вокруг своего города, то при дозволении главы хозяйства, а также при согласии супруги не будет ему запрета».
Утопийцы решительно осуждают войну. Но и здесь этот принцип не соблюдается до конца. Естественно, что утопийцы воюют, когда защищают свои пределы. Кроме того, «утопийцы считают наисправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам своей землей не пользуется, но владеет ею как бы попусту и напрасно».
Изучив эти причины войны, можно сделать вывод, что утопийцы должны воевать постоянно, пока не построят коммунизм и «мир во всем мире». Ибо повод всегда найдется.
Более
того, Утопия, по сути, должна быть вечным
агрессором, ведь если рациональные, не
идейные государства ведут
3. Томазо Кампанелла: «Город Солнца»
Кампанелла
– итальянский священник, замышлявший
освободительное восстание с
целью свержения испанских
«Город Солнца» был написан через сто лет после «Утопии» Томаса Мора. Само собой, Кампанелла был знаком с творчеством Мора, поэтому его влияние на «Город Солнца» хорошо просматривается.
Кампанелла пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев».
За 27 лет заключения Кампанелла, безусловно, долго думал о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Как сделать общество более справедливым?
Осмыслив
окружавшую его действительность, он
пришел только к одному выводу: существующий
государственный строй
Подробности реализации этой идеи Томазо тщательно прорабатывает и описывает в своей социальной утопии под названием «Город Солнца».
В жанровом
плане «Город Солнца» тоже не нов:
рассказ путешественника о
В «Городе Солнца» автор доводит идеи социального равенства до крайностей. В городе Солнца каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Можно предположить, что в результате появится посредственный вояка и посредственный крестьянин. Ведь уметь делать всё нельзя. К тому же Кампанелла совершенно не учитывает индивидуальные особенности людей: один может быть прирожденным воякой и плохим крестьянином, другой – слабым физически и плохим воином. Всех этих людей Кампанелла кидает в одну кучу.
Жители города Солнца – марионетки, винтики системы, лишенные права на выбор. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер.
К сельскохозяйственным
работам привлекаются все граждане.
Четырехчасового труда
В городе Солнца господствует духовная аристократия. Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Собственно, так как Кампанелла сам был священником, религия в «Городе Солнца» не отвергалась.
Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца – учителя и священники – интеллигенция.
Таким образом, власть в городе Солнца существует, и она более отдалена от народа, чем у Мора..
Кампанелла сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто как ни она могла разобраться во всех вопросах управления обществом.
Основная причина зла по Кампанелле – в людских пороках, прежде всего в эгоизме, порождающем у одних желание жить за счет других.
Ломать человеческую природу, по которой каждый человек в первую очередь думает о себе, а не о других, Кампанелла хочет тоже с помощью полицейского государства, при котором любое инакомыслие пресекается.
Другие причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому мыслитель особое внимание уделял народному образованию и воспитанию.
С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого – обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города.
Начиная с 10 лет начинается практическое обучение детей, не по картинкам. При этом дети проходят, и тут Кампанелла повторяет идеи Мора, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.
В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. Всю жизнь. Можно представить, как им это надоест. Государство вмешивается и сюда, заставляя людей заниматься тем, что им нужно, по мнению самого государства.