Раскрытие особенностей существования, социальной структуры, формы правления справедливого государства по работам Т. Мора «Остров Утопия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:41, реферат

Краткое описание

В Средние Века, когда повсеместно царила разруха, грязь, обман, необразованность, не было никаких благ цивилизации, равенства и свободы, в литературе появился такой жанр, как утопический роман, где просвещенные люди писали о вымышленных государствах, где отсутствовали все те ужасы, которые окружали их. Они описывали общества без изъянов и несправедливости, где все были равны и одинаковы.

Файлы: 1 файл

томас мор.docx

— 26.51 Кб (Скачать)
  1. Введение

В Средние  Века, когда повсеместно царила разруха, грязь, обман, необразованность,  не было никаких благ цивилизации, равенства  и свободы, в литературе появился такой жанр, как утопический роман, где просвещенные люди писали о вымышленных  государствах, где отсутствовали  все те ужасы, которые окружали их. Они описывали общества без изъянов  и несправедливости, где все были равны и одинаковы.

Сейчас наиболее известны две из дошедших до нас  утопий. Это «Остров Утопия» англичанина  Томаса Мора и «Город Солнца» итальянца  Кампанеллы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Томас Мор: «Утопия»

 

Томас Мор был канцлером у одного из самых жестоких из английских королей  – Генриха 8, о государственных  делах он знал не понаслышке. В то же время, багаж накопленных обществом  к тому времени политологических знаний был настолько мал, что  вряд ли даже столь выдающийся человек  мог предложить работающую модель общественного  строя. В то же время Мор видел  несправедливость, творившуюся вокруг, и решил воплотить свои мечты  об идеальном государстве в романе «Утопия», название которого впоследствии стало нарицательным.

Вообще-то книжка называлась «Золотая книга, столь  же полезная, сколь и забавная, о  наилучшем устройстве государства  и его новом острове Утопии». Само слово «Утопия» переводится  с латыни как «место, которого нет, и не может быть», что наводит  на мысль о том, что и сам  автор не верил в возможность  осуществления того, о чем он пишет.

Книга написана в популярном в то время  жанре «рассказа путешественника». Якобы некий мореплаватель Рафаэль  Гитлодей побывал на неизвестном острове Утопия, общественное устройство которого его так поразило, что он рассказывает о нём другим.

Первая  часть «Утопии» посвящена критике  государственного устройства Англии: Р. Гитлодей сходу отвергает и архаический традиционализм, и чрезмерную жестокость английских законов о воровстве (воров, говорит он, «повсеместно вешали иногда по двадцати на одной виселице») и бесчеловечную практику огораживаний («овцы пожирают людей»). В целом английское общество осуждается за слишком далеко зашедшую имущественную поляризацию населения: на одной стороне: «жалкая бедность», на другой «дерзкая роскошь».

Что же Гитлодей предлагает взамен? Рабовладельческое общество! Таким образом, идеи о всеобщем равенстве слегка преувеличены. Впрочем, рабы в утопии трудятся не на благо господина, а для всего общества в целом.

Чтобы стать рабом, нужно совершить  тяжкое преступление (в том числе  измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного труда могут быть даже помилованы.

Всеобщее  равенство есть и у рабов: равенство  между собой. Одинаково одеты, одинаково  стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей. Причем для  раба нет никакой возможности  бежать (либо донесут, либо внешний  вид выдаст). Причем доносы всячески поощряются, а молчание о побеге жестоко наказывается. Правда, остается надежда на освобождение в случае прилежного труда.

Сам Мор соглашается с Гитлодеем по поводу рабства. Действительно: это лучше, чем по 20 человек на виселице. Да и бесплатная рабочая сила на благо общества – зачем ее убивать. Впрочем, тут тоже есть сомнения. Вряд ли преступник предпочтет до конца жизни вкалывать – уж лучше сразу умереть. Так что, скорее всего, отказавшись от казни преступника, общество побудило бы его совершить самоубийство – тягчайший грех.

Государство Утопии все же более гуманно по отношению к своим гражданам. В частности, оно было вполне терпимо  к вопросам религии.

Основная  религия на острове – католицизм, священники на Утопии избираются народом.

Но, с  другой стороны, вопросы веры на острове  также регламентируются государством.   Потому утопийцы верят, что после земной жизни за пороки установлены наказания, за добродетель назначены награды. Того, кто думает по-иному, они даже не числят среди людей, и не считают они его гражданином.

Общество Утопии ограничено со всех сторон. Свободы нет практически ни в чем. Всеобщая уравниловка.

В государством не может не быть власти, иначе это анархия. А раз есть власть, не может быть равенства! Человек, распоряжающийся жизнями других, всегда находится в привилегированном положении. Как Мор предлагает решить эту проблему? Ежегодными выборами. Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один человек – князь. Впрочем, его тоже могут отстранить, если он захочет править единолично. Особо важные вопросы решаются на народном вече.

Верховный орган государства – сенат, который  учитывает все, что производится в отдельных районах государства  и при необходимости осуществляет перераспределение произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз в год.

На  практике это означает, что у руля будет находиться лишь один компетентный руководитель, ибо за год разобраться  в хозяйстве и научиться управлять  невозможно.

На  острове построен коммунизм: от каждого  по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь  сельским хозяйством и ремеслом.

Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку.

Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут  перейти в другую семью. Несложно представить, в какие волнения это  на практике выльется.

Утопийцы живут скучно и однообразно. Вся их жизнь с самого начала регламентирована. Обедать, правда, позволяется не только в общественной столовой, но и в семье. Образование общедоступно и основано на сочетании теории с практическим трудом. То есть детям дают стандартный набор знаний, а параллельно учат работать.

  На Утопии отсутствует частная собственность. По словам самого Мора, «повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо». И вообще, «для общественного благополучия имеется единственный путь – объявить во всем равенство».

Чтобы не сделать кого-то из утопийцев богаче, Мор отменяет на Утопии хождение денег. Свое презрение к золоту утопийцы выражают тем, что делают из него цепи для рабов и ночные горшки. Обменять его на что-нибудь ценное у других государств они почему-то не догадываются. Или просто не хотят.

Реализована в Утопии и идея железного занавеса: она живет в полной изоляции от окружающего мира.

Общество  утопийцев – это тоталитарное полицейское государство, где культивируется серость и ординарность, отсутствует свобода.

Разделения  труда и возникающего из него сословного деления общества на Утопии, однако, полностью избежать не удаётся. Существуют ремесленники, ученые и т.н. «симфогранты», контролирующие, чтобы люди работали по 6 часов – ни больше, ни меньше. Таким образом, отрицается всякая возможность выделиться, сделать больше, отличаться от других. А ведь это – чуть ли не главный стимул для любого человека. Общество в «Утопии» выступает безликой массой, лишенной индивидуальных различий.

Общественные  отношения утопийцев являются следствием полупатриархального устройства их семей. «Во главе хозяйства стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети – родителям, и вообще младшие по возрасту – старшим». Т.е. равенства на самом деле нет! Младшие не равны старшим, мужчины – женщинам. Интересно.

Людям запрещено любое отклонение от нормы. А о строгости этих норм можно  и не говорить. Особенно тщательно  расписаны условия «поездок утопийцев». Для поездки в другой город утопийцу необходимо получить разрешение у сифогранта. «Если кто уйдет за границу по собственной воле, без разрешения правителя, то пойманного подвергают великому позору: его возвращают как беглого и жестоко карают. Отважившийся сделать это вторично становится рабом. Если возникнет у кого-нибудь желание побродить по полям вокруг своего города, то при дозволении главы хозяйства, а также при согласии супруги не будет ему запрета».

Утопийцы решительно осуждают войну. Но и здесь этот принцип не соблюдается до конца. Естественно, что утопийцы воюют, когда защищают свои пределы. Кроме того, «утопийцы считают наисправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам своей землей не пользуется, но владеет ею как бы попусту и напрасно».

Изучив  эти причины войны, можно сделать  вывод, что утопийцы должны воевать постоянно, пока не построят коммунизм и «мир во всем мире». Ибо повод всегда найдется.

Более того, Утопия, по сути, должна быть вечным агрессором, ведь если рациональные, не идейные государства ведут войну, когда им это выгодно, то утопийцы – всегда, если на это есть причины. Ведь оставаться безучастными, например, когда «какой-то народ угнетается тиранией», они по идейным соображениям не могут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Томазо Кампанелла: «Город Солнца»

Кампанелла  – итальянский священник, замышлявший  освободительное восстание с  целью свержения испанских захватчиков. Он был раскрыт и брошен в тюрьму, где провел 27 лет, занимаясь писательской деятельностью. Один из его трудов, «Город Солнца» обессмертил имя  его автора.

«Город  Солнца» был написан через  сто лет после «Утопии» Томаса Мора. Само собой, Кампанелла был знаком с творчеством Мора, поэтому его  влияние на «Город Солнца» хорошо просматривается.

Кампанелла  пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев».

За 27 лет заключения Кампанелла, безусловно, долго думал о неравенстве  и о наилучшем государственном  устройстве. Как сделать общество более справедливым?

Осмыслив  окружавшую его действительность, он пришел только к одному выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный  строй. Где все люди равны между  собой.

Подробности реализации этой идеи Томазо тщательно прорабатывает и описывает в своей социальной утопии под названием «Город Солнца».

В жанровом плане «Город Солнца» тоже не нов: рассказ путешественника о посещенной им идеальной стране.

В «Городе  Солнца» автор доводит идеи социального  равенства до крайностей. В городе Солнца каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным  делом. Можно предположить, что в  результате появится посредственный вояка и посредственный крестьянин. Ведь уметь делать всё нельзя. К тому же Кампанелла совершенно не учитывает индивидуальные особенности людей: один может быть прирожденным воякой и плохим крестьянином, другой – слабым физически и плохим воином. Всех этих людей Кампанелла кидает в одну кучу.

Жители  города Солнца – марионетки, винтики  системы, лишенные права на выбор. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер.

К сельскохозяйственным работам привлекаются все граждане. Четырехчасового труда оказывается  достаточным, чтобы удовлетворить  все потребности общества. Получается интересная вещь: вместо того, чтобы  поработать приемлемые 8 часов и  произвести в 2 раза больше, сделав свою страну в 2 раза богаче, люди половину дня  бездельничают. Получается, что страна, вместо того, чтобы процветать, пойдет на поводу лени людей и произведет в 2 раза меньше. Но, в принципе, если человек захочет помочь Родине произвести больше – почему бы ему не позволить работать на благо страны сверх нормы? Но тогда будет нарушен принцип всеобщего равенства.

В городе Солнца господствует духовная аристократия. Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у  Платона, но и первосвященник в одном  лице. Собственно, так как Кампанелла сам был священником, религия  в «Городе Солнца» не отвергалась.

Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца – учителя и священники – интеллигенция.

Таким образом, власть в городе Солнца существует, и она более отдалена от народа, чем у Мора..

Кампанелла  сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в  городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто как ни она могла разобраться  во всех вопросах управления обществом.

Основная  причина зла по Кампанелле – в  людских пороках, прежде всего в  эгоизме, порождающем у одних  желание жить за счет других.

Ломать  человеческую природу, по которой каждый человек в первую очередь думает о себе, а не о других, Кампанелла хочет тоже с помощью полицейского государства, при котором любое  инакомыслие пресекается.

Другие  причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание  необходимости перехода к новому, более совершенному общественному  порядку. Поэтому мыслитель особое внимание уделял народному образованию  и воспитанию.

С момента  рождения дети начинают обучаться и  воспитываться в обществе. Основной метод для этого – обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города.

Начиная с 10 лет начинается практическое обучение детей, не по картинкам. При этом дети проходят, и тут Кампанелла повторяет идеи Мора, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.

В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться душой  и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. Всю жизнь. Можно представить, как  им это надоест. Государство вмешивается  и сюда, заставляя людей заниматься тем, что им нужно, по мнению самого государства.

Информация о работе Раскрытие особенностей существования, социальной структуры, формы правления справедливого государства по работам Т. Мора «Остров Утопия»