Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его структурные элементы.
Курсовая работа предусматривает собой решение следующих задач:
- рассмотреть проблемные вопросы понятия «форма государства»;
- раскрыть понятие и виды форм государственного правления;
- рассмотреть понятие и виды форм государственного устройства;
- проанализировать виды политических режимов.
Введение 3
Глава 1. Понятие формы государства 5
Глава 2.Форма правления 9
2.1 Монархическая форма правления 10
2.2 Республиканская форма правления 16
Глава 3. Формы государственного устройства 22
3.1 Унитарная форма государственного устройства 24
3.2 Федеративная форма государственного устройства 26
3.3 Конфедеративная форма государственного устройства 29
Глава 4. Политический режим 32
Заключение 37
Библиографический список 40
2
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН И ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по курсу: Теория государства и права
Тема: Понятие и структура формы государства
Выполнил: слушатель 4 курса
1 учебной группы,
Допустить к защите:
« » ________________ 2010 года
Оценка: ___________
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
Глава 1. Понятие формы государства 5
Глава 2.Форма правления 9
2.1 Монархическая форма правления
2.2 Республиканская форма правления
Глава 3. Формы государственного устройства 22
3.1 Унитарная форма государственного устройства 24
3.2 Федеративная форма государственного устройства
3.3 Конфедеративная форма государственного устройства 29
Глава 4. Политический режим 32
Заключение
Библиографический список
Введение
В теории государства и права при рассмотрении такого сложного социального института, как государство, особое место выделяется изучению понятия и структуры формы государства.
Вопросы, касающиеся понятия и структуры формы государства, имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Именно этим объясняется то, что в научной и учебной литературе им традиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, помимо всего прочего, во многом создается представление и о самом государстве в целом.
Сегодня в мире существует около двух сотен государств. Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что и выражается в понятии «форма государства». Изучить государство с точки зрения его формы значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти.
При рассмотрении формы государства важно иметь в виду, что форма государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной и неизменной. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась.
Теория государства и права выделяет в форме государства три основных взаимосвязанных элемента – это форма правления, форма государственного устройства и политический режим. При этом под формой правления рассматривается организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.
Под формой государственного устройства подразумевается административно-
Под политическим режимом понимается конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в государстве, или совокупность способов и методов осуществления диктатуры политических сил, стоящих у власти. В зависимости от особенностей способов и методов государственного властвования различают демократический и авторитарный государственно-правовые режимы.
Цель данной курсовой работы – показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его структурные элементы.
Курсовая работа предусматривает собой решение следующих задач:
- рассмотреть проблемные вопросы понятия «форма государства»;
- раскрыть понятие и виды форм государственного правления;
- рассмотреть понятие и виды форм государственного устройства;
- проанализировать виды политических режимов.
Подробное рассмотрение вопроса понятие и структура формы государства, его всестороннее изучение и осмысление позволит сформировать наиболее достоверные выводы о процессах, происходящих в нашем обществе.
1. Понятие формы государства
В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Изучение формы государства предоставляет возможность рассмотреть, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти.
За всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.
Один из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из того, что идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" — аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась "законная монархия" — царская власть и "незаконная" — олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, невечные. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы.
Значительное внимание исследованию форм государства уделяется, как в современной отечественной, так и зарубежной литературе.
Изучение проблемы формы государства имеет не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.
Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых - это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.
Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов, а именно: формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного (политического) режима[3].
Формы государства весьма разнообразны. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать следующие:
1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.
2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.
3. Принятие той либо иной государственной формы объясняется также национальным составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.
4. Избрание той или иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Во многих бывших колониях Великобритании после провозглашения независимости была установлена монархическая форма правления. А бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками[4].
Учитывая вышеизложенное, форму государства можно определить как такое устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения и политический режим.
Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства). Форма национально-государственного и административно-
Таким образом, форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Глава 2. Форма правления
Форма правления является одной из важнейших частей, входящих в структуру формы государства.
Понятие формы зародилось еще до нашей эры. Аристотель писал о разграничении формы правления в зависимости от того, «осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)»[5]. В принципе вплоть до сегодняшнего времени указанный критерий остался. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.
Форма правления «раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании»[6] показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами. Под этой формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.
В связи с этим выделяют монархические и республиканские формы правления.
2.1. Монархическая форма правления
Монархическая форма правления (от греческого monarchia - единовластие) – весьма древняя форма правления. В этой форме правления высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который получил престол по наследству и не несет ответственности перед населением[7].
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
- существование единоличного главы государства, пользующего своей властью пожизненно;
- наследственный порядок преемственности верховной власти;
- представительство государства монархом по своему усмотрению;