Понятие формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения

Оглавление

Введение 2
1. Форма государства: понятие и элементы 3
2. Форма правления 4
2.1 Монархия как форма правления 5
2.2 Абсолютная монархия 5
2.3 Конституционная монархия 6
3. Республика 9
3.1 Парламентские республики 10
3.2 Президентская (дуалистическая) республика. 13
3.3 Смешанная (парламентско-президентская) республика 15
4. Форма государственного устройства 17
4.1 Унитарное государство 18
4.2 Федеративное государство 19
4.3 Конфедерация 22
5.Государственно-полиический режим 24
5.1 Демократический режим. 24
5.2 Антидемократический режим 27
5.3 Тоталитарный режим 27
5.4 Авторитарный режим 29
Заключение 31
Список литературы: 32

Файлы: 1 файл

Курсовая Одинцова Е.С..doc

— 232.50 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВОСКРЕСЕНСКЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра юридических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Теория государства и права»

 

Тема: Понятие формы государства

 

 

 

 

 

 Студентки гр. Ю-12

 Одинцовой Е.С.

 Специальность:  Юриспруденция

 

 

 

 

 

 

 

 Руководитель: К.ю.н.  Кожуханов Н.М.    

                                                         

 

                                                          

 

«_____» ______________ 20   г. 

 

 

 

 

Воскресенск

2013

 

 

Введение

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.

Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы таких слоев общества, групп, классов которое оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях, оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. На форму государства влияют национальный состав населения. Территориальные размеры страны, исторические традиции народа. Например, небольшие по территории государства и мононациональные государства, как правило, являются унитарными. Монархические государства в современном мире, как правило, представляют собой дань исторической традиции. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима, основываясь на мнениях ведущих специалистов в данной сфере. Предметом исследования в данной работе является: определение содержания форм государства, выявление их особенностей. Объектом исследования в данной работе являются: исследование форм государства: понятие и элементы.

1. Форма государства: понятие и элементы

Если категория "сущность государства" отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

Если территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам, то в понятии "форма государства" выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга. От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства. Элементами формы государства являются:

1) Форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) Форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) Политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.1

2. Форма правления

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.           

Выделяют две основные исторические формы правления: монархическую и республиканскую. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

 2.1 Монархия как форма правления

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.

 Отличительным признаком монархии  является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, императора и.т.д.). 2

Юридическими признаками монархии являются:

1)  Существование единоличного  главы государства, обладающего властью пожизненно.

2)  Престолонаследие как способ  передачи верховной власти.

3) Осуществление монархом правления  по собственному усмотрению, а  не от имени народа.

4) Отсутствие юридической ответственности  монарха, то есть он не отвечает за принимаемые решения, ответственность возлагается на министров, которые действуют от имени монарха.

2.2 Абсолютная монархия

Абсолютная монархия – это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие.3

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью, назначать для этого правительство, вершить высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Для абсолютной монархии характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей; ликвидируются или приходят в полный упадок сословно-представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

Однако абсолютные монархии, зародившиеся в рабовладельческих обществах, постепенно эволюционировали в конституционные.

2.3 Конституционная монархия

Развитие общественных отношений постепенно приводит к экономическому усилению низших и средних слоев общества. При этом их права ущемляются высшими слоями. Постепенно первые буржуа начинают требовать выравнивания своих прав с дворянами. Не желая терять власть, монархи вынуждены были пойти на создание представительного сословного органа. Однако существовавшие при абсолютизме законодательство не предусматривало независимого представительского органа власти. Это неминуемо приводило к проблемам в функционировании государственного аппарата. При конституционной монархии представительным всесословным органом, который во многих странах называют парламентом, была создана конституция, которая защищала законодательную власть от вмешательства в нее со стороны исполнительной власти. Монарх не мог вносить изменения в главный закон страны, которым являлась конституция, без согласия парламента. Помимо этого правитель вынужден был каждый принятый им закон выносить на обсуждение парламента и в случае если закон противоречил конституции или не отражал интересов общества, он отменялся. При этом представительный орган зачастую следил за функционированием органов судебной власти. Подобная государственная система показала свою эффективность в период складывания буржуазных отношений. Существует две главные разновидности конституционной монархии: парламентарная и дуалистическая монархии. Особенностью парламентерской монархии состоит в том, что верховная власть в ней принадлежит главе партии и имеющей большинство депутатских мест в парламенте. Правительство формируется из членов этой партии. Ее глава становится председателем правительства и главой государства, а власть монарха становится чисто символической. Он не принимает участия в фактическом управлении государством. Правительство отчитывается не перед монархом, а перед парламентом. При дуалистической монархии полномочия монарха ограничиваются только исполнительной властью. Он делит власть в стране с парламентом, который, как правило, защищает интересы буржуазии. В то время как монарх поддерживает феодалов. Вопросы формирования правительства лежат только в компетенции главы исполнительной власти и не зависят от законодательной и судебной власти.

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

  • Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;
  • Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.
  • Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

 

По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:

  • Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
  • Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
  • При монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;
  • При монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

 

По сравнению с республиканской диктатурой выделяют также следующие преимущества:

  • После смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.

 

Недостатками монархии называют:

  • Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства.
  • Монархом может стать человек, дела государства для которого совершенно не интересны, а также ребёнок или психический больной
  • Монархия зависима от своего окружения, которое становится фактически не зависимым от закона, а подчиняется лишь воле монарха.
  • Смерть бездетного монарха зачастую означает тяжёлый политический кризис с длительными распрями и политической борьбой, примером такого кризиса служит Смутное время 1598—1613 года в России.
  • Положение абсолютной монархии над законом делает остальных людей бесправными, фактически народ зависим лишь от воли монарха.

Информация о работе Понятие формы государства