Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 19:27, курсовая работа
В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения
Введение 2
1. Форма государства: понятие и элементы 3
2. Форма правления 4
2.1 Монархия как форма правления 5
2.2 Абсолютная монархия 5
2.3 Конституционная монархия 6
3. Республика 9
3.1 Парламентские республики 10
3.2 Президентская (дуалистическая) республика. 13
3.3 Смешанная (парламентско-президентская) республика 15
4. Форма государственного устройства 17
4.1 Унитарное государство 18
4.2 Федеративное государство 19
4.3 Конфедерация 22
5.Государственно-полиический режим 24
5.1 Демократический режим. 24
5.2 Антидемократический режим 27
5.3 Тоталитарный режим 27
5.4 Авторитарный режим 29
Заключение 31
Список литературы: 32
Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом. Форма правления, как подчеркивалось выше, зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и многих иных факторов. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.
Сравнительная характеристика разновидностей республик
Парламентская республика |
Президентская республика |
Смешанная республика | |
1. Статус президента |
Должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры |
Одновременно глава государства и глава исполнительной власти |
Глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции |
2. Способ избрания президента |
Мандат получает от парламента |
Мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов | |
3. Порядок формирования правитель |
Парламентом на основе парламентского Большинства |
Президентом |
Совместно президентом и парламентом президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает |
4.Ответственность правительства |
Перед парламентом |
Перед президентом (парламент может выразить вотум недоверия) |
Одновременно перед президентом и парламентом |
5. Наличие у президента |
Отсутствует |
Обладает |
Как правило, не обладает, но в некоторых странах такое право есть |
6. Право вето президента на решения парламента |
Отсутствует |
Сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента) |
Как правило, слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето |
7.Право президента распустить парламент |
Используется, в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно
|
Отсутствует |
Обладает |
8.Наличие поста премьер-министра |
Имеется |
Отсутствует |
Имеется |
9. Современные страны |
ФРГ, Италия, Австрия |
США, Аргентина, Мексика |
Франция, Румыния, Россия |
11
Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, отражающая соотношение государства как целого с его составными частями, распределение полномочий между центральными, региональными и местными властями.12
В отличие от формы правления организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
Различают три вида форм государственного устройства: унитарную, федеративную и конфедеративную.
Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.
Унитарное государство – это целостное централизованное государство,
административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
1. Унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
2. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
3. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
4. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
5. Все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
6.Имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.
7.В унитарном государстве используется одноканальная система налогов, как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.13
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия. Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это объясняется тем, что унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.
Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т. е. федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация (от латинского foedus - «союз») - это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре. Субъекты федерации - территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования - субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения
Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Наряду с общими для всех членов федерации федеральными высшими органами государственной власти аналогичные органы власти имеются в каждом субъекте, входящем в федерацию. Соотношение между высшими органами государственной власти федерации в целом и высшими органами государственной власти каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяются на основе договора. Законодательство в таких государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации. Федерациями являются, например, США, Германия, Индия, Россия, Швейцария и др.
Важным признаком федеративного государства является также наличие двойного гражданства: гражданства федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.
2. В союзном государстве
3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы
4. В большинстве федерации
5. При федеральном
6. Основную общегосударственную
внешнеполитическую
Основной проблемой любой федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит правовой статус субъектов в составе федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип государственного устройства.
Федерации строятся по
Территориальная федерация хар
Для функционирования федерации в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение полномочий между федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции в договорных основах федерации. Иначе под угрозой оказывается целостность и единство государства
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В основе конфедерации обычно лежит международно-правовой договор или соглашение о согласовании и совместном осуществлении определенных ограниченных целей, функций и задач.
В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :