Понятие формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения

Оглавление

Введение 2
1. Форма государства: понятие и элементы 3
2. Форма правления 4
2.1 Монархия как форма правления 5
2.2 Абсолютная монархия 5
2.3 Конституционная монархия 6
3. Республика 9
3.1 Парламентские республики 10
3.2 Президентская (дуалистическая) республика. 13
3.3 Смешанная (парламентско-президентская) республика 15
4. Форма государственного устройства 17
4.1 Унитарное государство 18
4.2 Федеративное государство 19
4.3 Конфедерация 22
5.Государственно-полиический режим 24
5.1 Демократический режим. 24
5.2 Антидемократический режим 27
5.3 Тоталитарный режим 27
5.4 Авторитарный режим 29
Заключение 31
Список литературы: 32

Файлы: 1 файл

Курсовая Одинцова Е.С..doc

— 232.50 Кб (Скачать)

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом. Форма правления, как подчеркивалось выше, зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и многих иных факторов. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.

Сравнительная характеристика разновидностей республик

 

Парламентская республика

Президентская республика

Смешанная республика

1. Статус президента

Должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры

Одновременно глава государства и глава исполнительной власти

Глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции

2. Способ избрания президента

Мандат получает от парламента

Мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов

3. Порядок формирования правительства

Парламентом на основе парламентского Большинства

Президентом

Совместно президентом и парламентом президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает

4.Ответственность правительства

Перед парламентом

Перед президентом (парламент может выразить вотум недоверия)

Одновременно перед президентом и парламентом

5. Наличие у президента законодательной  инициативы

Отсутствует

Обладает

Как правило, не обладает, но в некоторых странах такое право есть

6. Право вето президента на решения парламента

           Отсутствует

Сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента)

Как правило, слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето

7.Право президента распустить парламент

Используется, в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно

 

Отсутствует

Обладает

8.Наличие поста премьер-министра

Имеется

Отсутствует

Имеется

9. Современные страны

ФРГ, Италия, Австрия

США, Аргентина, Мексика

Франция, Румыния, Россия


11

4. Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, отражающая соотношение государства как целого с его составными частями, распределение полномочий между центральными, региональными и местными властями.12

В отличие от формы правления организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

  1. Из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  2. Каково правовое положение этих частей, каковы взаимоотношения их органов;
  3. Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  4. В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Различают три вида форм государственного устройства: унитарную, федеративную и конфедеративную.

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

4.1 Унитарное государство

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию страны. Их компетенция ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов. Вместе с тем эта компетенция может быть между центром и местами, как правило, на договорной или конституционной основе. Административно-территориальные единицы не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования. Например, это такие государства, как Китай (имеет в своем составе ряд автономий - Тибет, Гонконг и др.), Испания (Область басков), Украина (Крымская автономная республика) и др. Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму территориального устройства. Оно воплощает классические представления о политическом объединении нации под единой властью. В данной форме только один субъект обладает государственностью - само государство. Оно является единым политическим центром общества. Только ему присущ государственный суверенитет. В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1. Унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

2. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

3. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

4. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

5. Все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

6.Имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.

7.В унитарном государстве используется одноканальная система налогов, как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.13

К  унитарным  государствам  относятся  такие  государства,  как  Франция, Турция, Япония, Финляндия. Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это объясняется тем, что унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.

4.2 Федеративное государство

Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т. е. федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация (от латинского foedus - «союз») - это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре. Субъекты федерации - территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования - субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения

Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Наряду с общими для всех членов федерации федеральными высшими органами государственной власти аналогичные органы власти имеются в каждом субъекте, входящем в федерацию. Соотношение между высшими органами государственной власти федерации в целом и высшими органами государственной власти каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяются на основе договора. Законодательство в таких государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации. Федерациями являются, например, США, Германия, Индия, Россия, Швейцария и др.

Важным признаком федеративного государства является также наличие двойного гражданства: гражданства федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

1. Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная  исполнительная, законодательная и  судебная власть принадлежит  федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют  право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует  союзное гражданство и гражданство  федеральных единиц.

5. При федеральном государственном  устройстве в парламенте имеется  палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную  внешнеполитическую деятельность  в федерациях осуществляют союзные  федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).14

 

Основной проблемой любой федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит правовой статус субъектов в составе федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип государственного устройства.

 Федерации строятся по территориальному  и национальному признаку, который  в значительной мере определяет  характер, содержание, структуру государственного  устройства.

 Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Для функционирования федерации в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение полномочий между федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции в договорных основах федерации. Иначе под угрозой оказывается целостность и единство государства

4.3 Конфедерация

Конфедерация  -  это временный юридический союз  суверенных  государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства члены  конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В основе конфедерации обычно лежит международно-правовой договор или соглашение о согласовании и совместном осуществлении определенных ограниченных целей, функций и задач.

В  отличие  от  федеративного  устройства  конфедерация  характеризуется следующими чертами :

  1. Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
  2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
  3. Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
  4. Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.
  5. В конфедерацию образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.
  6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
  7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
  8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
  9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.
  10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
  11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.
  12. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
  13. В конфедерации отсутствует союзное гражданство.

Информация о работе Понятие формы государства