Понятие и структура формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его структурные элементы.
Курсовая работа предусматривает собой решение следующих задач:
- рассмотреть проблемные вопросы понятия «форма государства»;
- раскрыть понятие и виды форм государственного правления;
- рассмотреть понятие и виды форм государственного устройства;
- проанализировать виды политических режимов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие формы государства 5
Глава 2.Форма правления 9
2.1 Монархическая форма правления 10
2.2 Республиканская форма правления 16
Глава 3. Формы государственного устройства 22
3.1 Унитарная форма государственного устройства 24
3.2 Федеративная форма государственного устройства 26
3.3 Конфедеративная форма государственного устройства 29
Глава 4. Политический режим 32
Заключение 37
Библиографический список 40

Файлы: 1 файл

Курсовик Теор гос и права.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Парламентская республика – это форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, но «правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства»[17]. Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра (может именоваться и иначе), которого избирает (назначает) парламент. При этой форме правления правительство формируется только парламентским путем, то есть из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска  парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также существует. Примерами парламентской республики могут стать Италия, Германия, Финляндия и другие.

Существуют такие формы правления, которые сочетают в себе элементы как парламентарной, так и президентской республик – это смешанная форма правления.

Примером смешанной формы правления является Франция. По Конституции Франции 1958 года президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты парламента, что характерно  для парламентарной республики. Вместе с тем президент может распускать национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления  эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между президентом, с одной стороны, и премьер-министром и парламентским большинством, с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

Также стоит отметить, что в смешанной республике, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и расклада политических сил в стране. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, во Франции и Казахстане – самостоятельно, а  в России и на Украине назначается с согласия  парламента. В том числе, президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство. В России этот признак как никакой другой часто проявлялся в конце 90-х годов.

Таким образом, в смешанной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти, и правительство несет ответственность перед президентом. На данный момент, смешанная форма республики существует в Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и  других странах. Традиционно эта форма прижилась в государствах, где авторитет президента, как главы государства, наиболее высок и непоколебим.

В современном мире существуют и иные, нетипичные, виды республик.

Например, теократические республики. Яркий пример такой формы правления  – Исламская  Республика Иран. Характерной чертой теократической республики является сочетание светской и духовной власти в руках выборного главы государства. По способу выбора главы государства теократическая республика близка к парламентской. До недавнего времени теократической республикой являлся Афганистан, под руководством правительства талибов.

Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии  провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел. Примерами могут стать такие государства как Заир и Малави, где при провозглашении республики фактически существует абсолютная монархия.

Таким образом, рассмотрев монархическую и республиканскую формы правления, можно сделать следующий вывод. Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность и объем их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Формы государственного устройства

 

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, то есть способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации  государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма).

Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин – форма государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями»[18].

По мнению Л.В. Фрунза, форма государственного устройства - это федеративное или административно-территориальное устройство государства, характеризующееся взаимоотношениями между федеральными или центральными органами государственной власти и органами публичной власти в субъектах федерации или в административно-территориальных единицах государства[19].

Данное определение характеризует две основные формы государственного устройства: федеративную и унитарную.

М.Н. Марченко пишет, что форма государственного устройства представляет собой устройство государства, его внутреннее деление на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства.

Она отражает также характер взаимоотношений государства в целом и отдельных его частей[20].

В определении, описываемом М.Н. Марченко, в число видов форм государственного устройства включается конфедерация, то есть в этом случае речь идет о межгосударственных образованиях. «Конфедерация - это союз государств, объединившихся с определенными целями и для решения определенных задач, но сохранившие полную независимость. Участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации»[21].

И.Н. Гомеров указывает, что форма государственного устройства - это совокупность устойчивых взаимоотношений между властными органами государства ("по вертикали") и между его территориальными единицами высшего (верхнего, верховного, общегосударственного, центрального), среднего (регионального) и низшего (нижнего, местного) уровней, то есть способов их сосуществования друг с другом, в том числе способов распределения государственной власти между ее органами, способов их образования (формирования) и взаимной ответственности[22].

Таким образом, выделим две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную. Третья  форма  государственного устройства – конфедерация, но на современной политической карте мира она фактически не встречается.

Также необходимо добавить, что форма государственного устройства делится на две группы: внутреннюю и межгосударственную. К внутренней группе можно отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственной – конфедерацию.

3.1. Унитарная форма государственного устройства

Термин “унитарное государство” происходит от латинского слова  “unus”, что переводится как один, единственный.

«Унитарное государство – целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенитетом»[23].

Унитарная форма государственного устройства характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны[24]. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Унитарное государство отличают следующие признаки:

1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

2. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

3. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.

В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

4. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающимися географическими, национальными, бытовыми особенностями. В зависимости от объема полномочий существует две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная). В политической автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Административная автономия не обладает правом издавать собственные местные законы, но наделена некоторыми дополнительными правами.

5. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

7. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным.

8. Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных (Великобритания имеет три уровня территориального деления, а Франция – четыре).

С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

Централизованные государства - это те государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. Сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы.

Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы,

княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д.

 

 

3.2. Федеративная форма государственного усторйства

 

 

Федерация (от латинского foederatio – объединение, союз) - сложное  союзное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом[25]. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации, национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство.

По мнению Г.В. Атаманчук федерализм - это такая форма организации правительства, которая стремится примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль[26].

Информация о работе Понятие и структура формы государства