Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его структурные элементы.
Курсовая работа предусматривает собой решение следующих задач:
- рассмотреть проблемные вопросы понятия «форма государства»;
- раскрыть понятие и виды форм государственного правления;
- рассмотреть понятие и виды форм государственного устройства;
- проанализировать виды политических режимов.
Введение 3
Глава 1. Понятие формы государства 5
Глава 2.Форма правления 9
2.1 Монархическая форма правления 10
2.2 Республиканская форма правления 16
Глава 3. Формы государственного устройства 22
3.1 Унитарная форма государственного устройства 24
3.2 Федеративная форма государственного устройства 26
3.3 Конфедеративная форма государственного устройства 29
Глава 4. Политический режим 32
Заключение 37
Библиографический список 40
Интересно, что любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет свое собственное административно-
Любая федеративная система может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства, когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан.
Федерализм, как представляется, это даже не столько статика, сколько динамика, процесс, причем не простой, а циклический. Это подтверждается периодически изменяющимся характером отношений между федерацией и ее субъектами. В разные периоды истории, данные отношения являются в различной степени жесткими, централизованными или децентрализованными. Федерализм независимо от того, в какой стране он устанавливается, существует не сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку.
Следует выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств[27]:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.
2. В союзном госyдаpстве верховная законодательная, исполнительная и сyдебная власть принадлежит федеральным госyдаpственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.
3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
4. В большинстве федераций сyществyет единое союзное гpажданство и гражданство федеpальных единиц.
5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
6. Основную общегосудароственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.
Федерацию можно разделить на национальную и территориальную. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов.
Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которыми не могут обладать теppитоpиальные федеpальные госyдаpственные yстpойства[28].
3.3. Конфедеративная форма государственного устройства
Конфедерация (от латинского «confoederatio» - союз, объединение) - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Как правило, конфедерация позволяет достигать более высокой степени интеграции в различных сферах общественной жизни (экономической, социальной, политической, военной, идеологической и др.). При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
Hа pазных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. Решающее значение при этом имели этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеpативной фоpме yстpойства пеpешли только конфедеpации с мононациональным составом (США, Геpмания), а конфедеpации с многонациональным составом (Австpо-Венгpия, Hоpвегия и Швеция, Сенегамбия и pяд дpyгих) pасспались.
Среди ученых по-прежнему отсутствует единство точек зрения на характер конфедераций в современных условиях. Одни утверждают, что сегодня их в чистом виде нет. Другие специалисты считают конфедерацией Европейский Союз - межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства.
Конфедерация характеризуется следующими чертами:
- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов;
- создаются координационные органы для ведения общих дел;
- для вступления в юридическую силу решения координационных органов должны быть ратифицированы органами законодательной власти входящих в союз государств;
- правовой основой является договор между участниками;
- имеет не единую территорию, а совокупность территорий входящих нее государств;
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
- общими источниками финансовых средств являются взносы членов конфедерации;
- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- государства могут договориться о единой денежной системе; о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике.
Исходя из представленных выше характеристик, можно выделить следующие признаки формы государственного устройства. Во-первых, это один из элементов, характеризующий форму государства. Во-вторых, этот элемент показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства. В-третьих, определяет правовое положение частей государства и взаимоотношение их органов. В-четвертых, показывает, как строятся отношения между центральными органами государственной власти и органами власти частей государства. Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования.
Таким образом, при характеристике формы государственного устройства, необходимо различать виды форм именно государственного устройства, не смешивая их с формами межгосударственных объединений, поскольку, как было показано, государства и объединения государств имеют разные признаки и правовую природу.
Глава 4. Политический режим
Важнейшим элементом формы государства является политический режим. «Политический режим - это система методов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства»[29].
Понятие "политический режим" включает политическую систему в целом, а значит, и все общество[30].
Как и другие составные части формы государства, политический режим имеет непосредственную связь с властью. Однако в отличие от них он не ассоциируется напрямую ни с порядком формирования высших и местных органов государственной власти или организацией верховной власти в государстве, как это имеет место в случае с формой правления, ни с внутренним строением государства, административно-территориально
Различают два основных вида политического режима:
демократический и антидемократический. Каждый из этих видов, в зависимости от того или иного этапа развития общества, сущностных и содержательных характеристик государства и права, исторических, национальных и иных обычаев и традиций, а также множества других обстоятельств подразделяется на самые различные подвиды или разновидности.
Недемократический режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.
Например, в качестве разновидностей антидемократических режимов выступают теократические и деспотические режимы Древнего Востока, полицейские режимы феодального государства, тоталитарные и авторитарные режимы современности (фашистские, военно-диктаторские).
Характерными признаками демократического режима являются: конституционное провозглашение и осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций; существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти; официальное признание принципа законности и конституционности, принципа разделения властей; существование институтов представительной и непосредственной демократии; наличие демократического законодательства.
В соответствии с особенностями политического режима, можно провести деление и в отношении государств. Поэтому можно говорить о существовании демократических и недемократических государств.
Демократическое государство - государство, в котором органы власти имеют народный мандат[31]. Центральное место среди них занимают органы, непосредственно избираемые народом (президент, парламент и т. д.); компетенция, объем, пределы власти каждого органа строго регламентируются законом. Также может широко использоваться такой институт непосредственной демократии, как всенародное голосование (референдум). В обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие, все граждане имеют гарантированные государством и защищенные судом неотъемлемые права и свободы. В демократическом государстве и, соответственно, в обществе допускается свободомыслие, свободное вероисповедание, отсутствует цензура, расовая или национальная дискриминация, то есть все то, что составляет жизнь нормального гражданское общества.
Авторитарное государство - государство, в котором государственная власть, не имеющая непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц с помощью прямого использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений[32]. Право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе, их функции ограничены требованием соблюдения действующих норм и законов. В недемократическом, авторитарном государстве и обществе, как правило, имеется официальная идеология, которая проникает практически во все сферы жизни данного общества.
Тоталитарное государство – это государство, в котором административное управление строится на началах всевластия; оно не определяется законом[33]. Из жизни общества исключаются права человека и независимое правосудие; все общество попадает под тотальный контроль государства и его подразделений: управленческого административного аппарата, вооруженных сил, карательных учреждений. В обществе осуществляется беспрепятственное подавление личности. Исключается всякое инакомыслие, все общество вынуждено занимать ту позицию, которую предлагает официальная идеология и пропаганда.
В СССР длительное время господствовали тоталитарный и авторитарный политический режимы. При этом надо иметь в виду, что наиболее близко к "чистому" типу тоталитаризма СССР подошел в годы правления Сталина (1927 - 1953 гг.). Причем надо отметить, что и в годы сталинизма многие демократические принципы и права были закреплены в Конституции СССР 1936 года, других законах, но в реальной жизни они грубо попирались. Как правильно замечает В.М. Сырых, Конституция СССР, будучи прогрессивной, по своему содержанию, конституционным нормам и принципам, не имела решающего значения в жизни общества, в деятельности государственных органов власти и управления, в регулировании общественных отношений[34].
В СССР при тоталитарном и авторитарных политических режимах никакой речи не могло быть о фактическом соблюдении таких принципов права, как разделение властей, равенство граждан перед законом и судом, федерализм, неприкосновенность личности, презумпция невиновности и др.
Следует подчеркнуть, что характер действующего политического режима в России определяется учеными по-разному. В.Е. Гулиев характеризует современный российский политический режим как либерально-демократический, подверженный однако авторитарным тенденциям и склонный к репрессивно-антиправовым явлениям[35]. Результаты последних выборов в Государственную Думу, Президента РФ, и становление вертикальной власти и "управляемой демократии" свидетельствуют о невозможности при нынешнем политическом режиме реализовать в полном объеме принципы, вытекающие из демократического политического режима - реальное народовластие, многопартийность и политический плюрализм, приоритет интересов личности и их гарантирование государством.