Понятие и структура формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его структурные элементы.
Курсовая работа предусматривает собой решение следующих задач:
- рассмотреть проблемные вопросы понятия «форма государства»;
- раскрыть понятие и виды форм государственного правления;
- рассмотреть понятие и виды форм государственного устройства;
- проанализировать виды политических режимов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие формы государства 5
Глава 2.Форма правления 9
2.1 Монархическая форма правления 10
2.2 Республиканская форма правления 16
Глава 3. Формы государственного устройства 22
3.1 Унитарная форма государственного устройства 24
3.2 Федеративная форма государственного устройства 26
3.3 Конфедеративная форма государственного устройства 29
Глава 4. Политический режим 32
Заключение 37
Библиографический список 40

Файлы: 1 файл

Курсовик Теор гос и права.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

- независимость монарха от мнения населения государства;

- монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота);

- юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры (порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, реже одного из министров, ответственного за исполнение данного закона).

Монархическая форма правления возникла еще при рабовладельческом строе и продолжала развиваться со временем.           При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления. Тем не менее, монархии существуют и поныне, существенно отличаясь от начальной формы, они все же сохраняют (часто «только на бумаге») свои основные черты.

Теоретически монархии делятся на два основных вида: неограниченные (абсолютные) и ограниченные.

Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, при которой «вся верховная государственная власть по закону принадлежит одному лицу – королю, царю, фараону, императору»[8]. В подтверждение подобной формулы выступают многие исторические факты. В извлечении из Соборного Уложения 1649 года говорится, что «государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержавец»[9]. Людовик XIV говорил: «Государство - это я!»[10], подчеркивая этим, что он единственный полноправный правитель. По Законнику Хаммурапи вся власть - законодательная, судебная и исполнительная – принадлежала царю, который являлся «наместником и служителем Бога на земле»[11]. По Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»[12].

Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента, конгресса и т.п.), ограничивающих полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона.

Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, но обязательна постоянная армии во главе с монархом. Характерными особенностями абсолютной монархии являются: разветвленная сеть полиции и огромный бюрократический аппарат. Данная форма правления характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным монархиям относятся Саудовская Аравия и Оман.

Ограниченная монархия - это форма монархии, при которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом (органами). Примерами таких органов в разных странах могут быть Земский собор в Российской Империи, Генеральные Штаты во Франции, Парламент в Великобритании. В результате возникает своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что «монарх юридически и фактически был независим от парламента (собирательное название органов, ограничивающих монарха)»[13] в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх.

Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько нетрадиционных монархий.

Парламентская (конституционная) монархия – это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление  чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться только в ситуации возникновения угрозы существующему государству.

Данная форма монархии называется также конституционной, потому что власть монарха также может быть ограничена конституцией. Так, по конституции Японской империи 1889 года власть императора ограничивалась Имперским парламентом, который рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которые предлагал император[14].

Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

Парламентская (конституционная) монархия отличается следующими признаками:

- парламент избирается населением;

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах - власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви).

В настоящее время парламентскими монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия и другие.

Дуалистическая монархия – это своеобразный промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. Если в парламентской монархии монарх лишен законодательной и  исполнительной власти, то в дуалистической только законодательной.

Появление такой формы правления в Европе связано с восстаниями народных масс в XVIII-XIX веках против абсолютизма, за ограничение прав монарха. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего «третьего сословия»). Несмотря на это, полномочия монарха были очень сильны. Своими указами (декретами) он регулировал многие сферы жизни общества, такие указы не требовали одобрения парламента; монарх имел право вето (но только  отлагательного) по отношению к законам парламента; назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом; монарх имел право роспуска парламента; глава государства имел право назначения даты новых выборов.

Нетрадиционные монархии – особые виды монархий, которые не подпадают не под одну категорию. Например, выборная монархия в Малайзии, где король избирается на пять лет из числа наследников султана из девяти штатов. Также существует коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, где полномочия монархов принадлежат Совету эмиров, объединившихся в федерацию эмиратов. Существует патриархальная монархия в Свазиленде, где монархом, по существу, является вождь племени. Также необходимо отметить квази - монархию в Британском Содружестве. В нем главой государства является британская королева.

Особо стоит отметить теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства. Самым ярким примером теократической монархии в современном мире является Ватикан, где Римский Папа – глава церкви и государства.

 

 

                              2.2. Республиканская форма правления

 

Республика (от латинского respublica – общенародное дело) – это «форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущими ответственность перед избирателями»[15]. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства. Государственная власть строится на принципе разделения властей. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства.

Так в Российской Федерации «Президентом Российской  Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет» (Конституция РФ 12 декабря 1993).

По Конституции США 1787 Президентом не может быть «ни одно лицо, не являющееся по рождению гражданином или не состоящее в гражданстве Соединенных Штатов во время утверждения этой Конституции, не может быть избрано на должность Президента; равным образом не подлежит избранию на эту должность лицо, не достигшее 35-летнего возраста и не  прожившее 14 лет в пределах Соединенных Штатов»[16].

Можно выделить следующие основные признаки республики:

- существование единоличного или коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

На ряду с монархической формой правления республиканская также зародилась в рабовладельческих государствах. Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII веке до н.э.  и  в  V-IV  веках до н.э. была признана демократической республикой. В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. В современности республика переживает расцвет, и становится своеобразным ориентиром для развивающихся стран.

В настоящее время республики подразделяются на парламентские, президентские и смешанные. Основной критерий разделения, заключается в том, какой из органов высшей власти – президент или парламент – формирует и руководит правительством. В смешанных республиках есть признаки и парламентской и президентской республики. Кроме того, в современном мире существуют нетрадиционные виды республик.

Президентская республика – это форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы правительства. В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей на три ветви: судебную, законодательную и исполнительную. Президент управляет государством посредством руководства деятельностью правительства, парламент же принимает законы, хотя и в этом направлении парламент зависим от президента, так как любой закон поступает на подпись главе государства. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью.

Отличительные черты президентской республики: внепарламентский способ избрания президента (всенародное голосование); внепарламентский способ формирования правительства; отсутствие ответственности правительства перед парламентом.

Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно только перед президентом. Президент чаще всего, лишен права роспуска парламента, но парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушает Конституцию. В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против парламента, он может наложить вето на законы представленные парламентом ему на подпись.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при  президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными  полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение. В настоящие время к президентским республикам относятся Соединенные Штаты Америки, Аргентина, Мексика, Бразилия и другие.

Информация о работе Понятие и структура формы государства