Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:32, курсовая работа
Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".
В своей работе я охарактеризую, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества, как государство. Своей задачей я ставлю раскрыть понятие "форма государства", особенности правления, влияние политического режима на формирование государства, содержание и принципы как демократического, так и авторитарного режима. Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях всегда выделяло форму государства в три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.
Введение …………………………………………………………..………… 3
Глава 1. Понятие формы государства ………………………..........……….. 4
Глава 2. Форма правления .............................................................................. 5
Глава 3. Форма государственного устройства …………….........….……… 7
Глава 4. Государственный (политический) режим..………............……… 11
Заключение …………………….…………………………………….…….. 14
Библиография …………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный
университет
Кафедра
политологии
Реферат на тему:
«Формы
правления и государственного
устройства»
выполнил: студент группы АХ-4 шифр 06-771
Мурашев
И.С.
Санкт-Петербург
2010 год
Содержание
Введение …………………………………………………………..………… 3
Глава 1. Понятие формы государства ………………………..........……….. 4
Глава
2. Форма правления ..............................
Глава
3. Форма государственного устройства
…………….........….……… 7
Глава
4. Государственный (политический) режим..………............………
11
Заключение
…………………….…………………………………….……..
14
Библиография
…………………………….………………………….……..
15
ВВЕДЕНИЕ
Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".
В
своей работе я охарактеризую, в
каких конкретных формах существует
и функционирует эта особая политическая,
структурная, территориальная организация
общества, как государство. Своей
задачей я ставлю раскрыть понятие
"форма государства", особенности
правления, влияние политического режима
на формирование государства, содержание
и принципы как демократического, так
и авторитарного режима. Традиционно отечественная
теория государства и права в этих целях
всегда выделяло форму государства в три
основных, взаимосвязанных блока: форму
правления, форму национально-государственного
и административно-
Еще со времен Платона, Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль пыталась нащупать причины, которые определили ту или иную форму правления. Но если во времена таких мыслителей как Аристотель изучение сводилось главным образом к описанию разнообразных форм правления, то уже в ХХ в. в рамках марксисткой теории политико-правовая мысль пыталась определить форму правления в ее связи с типом государства (рассматриваемом формационно), классовой структурой, экономическим базисом общества.
Все
это имеет большой
Понятие
и формы государства
Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Форма
государства – сложное
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как создаются высшие органы государства и каково их строение;
- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По
указанным признакам формы
Категория "формы государства" трактует вопросы кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
От
формы государства в
Форма
государства – это его
ФОРМА
ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ
И ВИДЫ
Прежде всего, надо отметить, что в теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в обществе. Форма государственного управления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношений с населением. К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или Президент), законодательный орган, правительство. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.
На примере нашей страны: "Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской федерации и. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти." [ 2.1 Ст.11 ]
В настоящее время отечественная теория государства и права может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления, как одной из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как создаются высшие органы государства и каково их строение;
- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
- как стоятся отношения между верховной государственной властью и населением страны;
- в какой мере высшие органы государства позволяют обеспечивать права и свободы гражданина.
По
указанным признакам формы
Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (короля, царя, шаха, императора). Признаки монархии:
1. Власть передается по наследству;
2. Власть бессрочна;
3. Власть не зависит от населения.
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Швеция…).
Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий, и сохраняется сегодня почти в трети стран мира. На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов – дуалистические и Парламентарные. Характерной особенности дуалистической монархии является формальное юридическое разделение государственной власти между монархом и Парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у Парламента. Последний, в ряде случаев фактически подчиняется монарху. Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть принадлежит Парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед Парламентом.
Республика
– это такая форма правления,
при которой верховная
1. Выборность власти;
2. Срочность;
3. Зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, республики подразделяются на Президентские, Парламентские и смешанные. В Президентских республиках (США, Бразилия, Сирия…) именно Президент выполняет эту роль. В Парламентских (Германия, Италия, Индия…) – Парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша…) – совместно Президент и Парламент.
В Президентской республике Президент избирается независимо от Парламента, либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недоверия правительству, а Президент – распустить Парламент. Однако Парламент имеет возможность ограничивать действия Президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждения бюджета. Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа.
В
Парламентской республике правительство
формируется законодательным
Характерной
чертой смешанных республик является
двойная ответственность
Информация о работе Формы правления и государственного устройства