Пять социальных вопросов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:32, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе 5 вопросов по социологии, а также изложены к ним ответы:
1. Русская социологическая мысль XIX-XXI вв.; 2. Формирование личности в обществе. Социализация.; 3. Семья как социальный институт.; 4. Социальная мобильность, её виды.; 5. Социальные группы, их классификация.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

даже двухлетнего  ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения.

Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального

факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное  выражение, а реальный

факт. Но выражение  «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в

терминах. То и другое – целостности, но разные. Личность, в отличие от

индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся,

личностью становятся. Личность относительно поздний продукт  социально –

исторического и онтогенетического развития человека.

А.Н.Леонтьев подчёркивал  невозможность поставить знак равенства  между

понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что  личность – это особое

качество, приобретаемое  индивидом благодаря общественным отношениям.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в

процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность,

формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.

Главная сфера  становления человека – его трудовая деятельность. Труд

составляет основу социального бытия человека, потому что именно в труде он в

самой большой  степени выражает себя как общественный индивид. На

формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности,

общественный  характер труда, его предметное содержание, форма коллективной

организации, общественная значимость результатов, технологический  процесс

труда, возможность для развертывания  самостоятельности, инициативы,

творчества.

Личность не только существует, но и впервые  рождается именно как «узелок»,

завязывающийся  в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида

реально существует не личность, а её односторонняя  проекция на экран

биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

Формирование  личности, то есть становление социального “Я” - это процесс

взаимодействия  с себе подобными в процессе социализации, когда одна

социальная группа обучает “правилам жизни” другую.

Человек более  универсален, его биологическая  организация позволяет в

сравнении с  иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому

диапазону внешних  условий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой

стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в

социально - сконструированной  реальности.

Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него

“жилище”. Поэтому  всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но

это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире.

Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему

социальному месту (или статусу). Ведь социализация-это начинающийся в

младенчестве  и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения

социальных норм.

У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать собственное «Я» и

окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ

между собой  и "не-собой", между «Я» и  «не-я». Овладение прямо хождением  и

речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем

приобретение  навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд),

наконец обучение в школе в среднем и позднем  детстве – это стадии одного

процесса, а именно – осознания своего «Я».

Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного. Это не только

границы социально  приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности

своего «Я»  для других: Какую ценность я представляю  для своих родителей? А

для друзей и  преподавателей? Во что они могут  и во что не могут вмешиваться?

Имею ли я  право на собственное мнение? Насколько  с ним считаются другие? За

какие качества они больше всего меня ценят? Как  сильно они меня любят? А при

каких обстоятельствах  они готовы мной пожертвовать? Что  такое родительская

любовь? А что  такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в

чём смысл жизни?

Когда подросток  задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего

этапа становления  социального «Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается

личность. Развитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личность.

Дальнейший процесс  развития собственно личности может продолжаться как угодно

долго. Наука  не установила никаких количественных границ. До глубокой

старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила

поведения. Процесс социализации объясняет то, каким образом человек из

существа биологического превращается в существо социальное, общественное,

становиться личностью.

  Социализация, как процесс формирования  личности.                               

Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на развитие  и формирование

личности  оказывает  процесс социализации.

Формирование  личности, как объекта общественных отношений рассматривается в

социологии в  контексте двух взаимосвязанных  процессов - социализации и

идентификации.

Социализация  – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей,

необходимых  для  его  успешного функционирования в данном обществе.

Социализация  охватывает все процессы  приобщения к культуре, обучения и

воспитания, с  помощью которых человек приобретает социальную природу и

способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации

принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в

детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной

социализации (становления  личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех

факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим

ожиданиям. Процесс  формирования личности, по его мнению, происходит по трем

различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2)

игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии

групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа

людей.

Многие социологи  утверждают, что процесс социализации продолжается в течение

всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от

социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее

изменяет внешнее  поведение, в то время как социализация детей формирует

ценностные ориентации.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности.

Через идентификацию  дети принимают поведение родителей, родственников,

друзей, соседей  и т.д. и их ценности, нормы, образцы  поведения как свои

собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и

представляет  собой процесс социального научения.

Процесс социализации достигает определённой степени  завершённости при

достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется

обретением личности интегрального социального статуса.

В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части

процесса становления  личности, в ходе которого формируются  наиболее общие

распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически -

организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Основным органом  первичной социализации Толкотт  Парсонс считает семью, где

закладываются фундаментальные мотивационные  установки личности.

Социализация  – сложный, многосторонний процесс  общественного формирования и

развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и

целенаправленной  воспитательной деятельностью общества.

Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его

природными  задатками и потенциальными возможностями социального развития в

полноправного члена общества

В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ,

активный субъект  социального отношения. Сущность социализации можно понять

при условии, что  личность рассматривается одновременно как объект и субъект

социального воздействия. 
 
 
 
 

  1. Семья как социальный институт.

В социологии институту  семьи выделено особое место. В нашей  стране множество ученых занимается этой темой.

Семья - это малая  социальная группа, члены которой  связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Используя объяснительные возможности представленной структуры  потребностей, попробуем разобраться  в природе и социальных функциях семьи.

Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.

По мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный  союз, формировался долг супружеской  верности.

В природе, в  животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической деятельности особей. Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе.

Семья возникает  из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет  их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи животных. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи.

Информация о работе Пять социальных вопросов