Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:32, контрольная работа
В данной работе 5 вопросов по социологии, а также изложены к ним ответы:
1. Русская социологическая мысль XIX-XXI вв.; 2. Формирование личности в обществе. Социализация.; 3. Семья как социальный институт.; 4. Социальная мобильность, её виды.; 5. Социальные группы, их классификация.
1919--1921 годы -- учреждение Социологического института, организовавшего проведение ряда лекций (Н.И.Кареева, П.А.Сорокина и др.) для всех желающих получить социологическое образование, а также чтение ряда самостоятельных систематических курсов (П.А.Сорокина, Н.А.Гредескула, К.М.Тахтарева и др.) по социологии.
1919 год -- проведение
Наркомпросом по инициативе
1921 год -- подписание
В.И.Лениным постановления
1922 год -- начало
гонений -- высылка за границу
ведущих русских ученых, закрытие
во всех центральных
1922--1923 годы -- ликвидация
научно--исследовательских
1925 год -- закрытие
ФОНа в Ленинградском
Вывод: процесс институционализации социологии как учебной дисциплины в рассмотренный период носил во многом нестабильный характер и, в конце концов, был фактически прерван. Основным социальным институтом, в рамках которого особенно проявила себя в период становления и развития академическая социология, явилась сфера образования. Социология в нашей стране входила в высшее звено образования и превращалась в этом смысле в академическую дисциплину не только сложнее, но и позднее, чем на Западе. Что касается институционализации социологии как научной дисциплины, то это происходило в еще более затяжном варианте -- она заняла свое место в научной структуре РАН лишь после крутых переломов в истории нашей страны, т.е. во втором десятилетии XX века, чтобы вскоре быть ликвидированной и вновь появиться уже в 60-е гг.
Периодизация
истории отечественной
Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа.
первый этап -- с середины XIX века до 1918 года XX века;
второй -- с начала 20-х годов до конца 50-х годов;
третий -- с начала 60-х до наших дней.
Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.
Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии -- О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально появляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.
Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М.М. Ковалевского 1851-1916 гг. М.М. Ковалевский был последним представителем классического позитивизма. Ведущую роль в своей социологической теории М.М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе.
Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры -- В. Плеханов и В. И. Ленин и так называемый легальный марксизм -- П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев.
Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) -- крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П.А. Сорокин один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. В сталинские времена социология подвергается идеалогизации и как солидный институт полностью прекращает свое существование.
Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х-начале-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение -- отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». В настоящее время существует ряд коммерческих, вузовских и независимых социологических центров, ведущие широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.
В современной
России положение социологии достаточно
двойственно. На идейно-теоретическом
уровне ее статус не подвергается сомнению,
но в плане практического
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность.
Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо,
прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид»,
«личность».
Понятие «личность»
употребляется для
людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой
особой исторически развивающейся общности, как человеческий род,
человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему
присущим способом жизнедеятельности.
Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но
человечество, как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют
конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества
выражается понятием «индивид».
«Индивид» - единичный
представитель человеческого
всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли,
потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении
«конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как
особенности действия
различных биологических
особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий
жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как
отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто –
и фейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное
воплощение всех человеческих качеств.
Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы,
а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория
«личность».
Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека,
воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств
данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее
абстрактная физическая природа, а социальное качество». Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в
обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях.
В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты
характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы,
склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем
личностью.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего,
философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки
зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.
Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических
процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей,
волевых качеств.
Социологический же подход выделяет в личности социально - типическое.
Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом
формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с
функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и само
регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи
личности и общества, личности и группы. Здесь сформулированы некоторые
наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии.
Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются
социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех
общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы
формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции,
существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как
источник общественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения
социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые
черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими
людьми и тем
самым способствующего
отношений.
Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его
жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в
социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе
взаимодействия с другими людьми.
Формирование
личности.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом
начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность
новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности