Пять социальных вопросов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:32, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе 5 вопросов по социологии, а также изложены к ним ответы:
1. Русская социологическая мысль XIX-XXI вв.; 2. Формирование личности в обществе. Социализация.; 3. Семья как социальный институт.; 4. Социальная мобильность, её виды.; 5. Социальные группы, их классификация.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 194.50 Кб (Скачать)
  1. Русская социологическая  мысль XIX-XXI вв.

Хотя социология проникла в Россию с Запада, русская  социологическая мысль быстро стала  принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века русская социология прошла несколько этапов развития, постепенно достигая когнитивной зрелости. Признаками этой зрелости стали стремление к теоретико-методологической интеграции, появление исследований эмпирического уровня и успешная институционализация.

Предпосылки появления  в России новой науки были связаны  в первую очередь с капиталистическим  путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Часть конкретных социальных наук – история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие – достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке – социологии.

Идеология большей  части первых русских социологов – мелкобуржуазный демократизм  и либерализм; поэтому в большинстве  доминирующих идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 года, они  выступали оппозиционерами и  критиками царского режима. В рамках этой общей ориентации выделялись отдельные направления. Одни авторы обращали внимание на негативные черты западного капитализма (Н. Михайловский и др.). Другие, наоборот, призывали, открыто исходить из ценностей буржуазного общества и «пойти на выучку капитализму» (П. Струве и др.). «Именно эта, не просто политическая, но оппозиционно-политическая, ангажированность социологии в России составила ее отличительную черту, – пишет Н. Новиков, – по сравнению с западноевропейской социологией того времени».

Для становления  социологии явно стимулирующим фактором оказалось усложнение социальной структуры  русского общества, бурный рост городских  сословий, бывших до реформы почти  незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и дифференцировал население города, создал массу новых профессий, способствовал невиданной ранее мобильности населения, ломке старых культурных стандартов.

Уже первые историки русской социологии, как отечественные, так и зарубежные (Н. Кареев, О. Лурьев, Ю. Геккер), заметили, что главные теоретические достижения социологической мысли в России были одновременно ответом на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?» Отсюда публицистичность социологической литературы в России XIX века, ее подчеркнутая гуманистическая ориентация.

Идея о необходимости  создания науки, которая могла бы изучать общественные явления методами, подобными тем, что применяются  в науках о природе, начинает распространяться в России с конца 60-х годов XIX века. Тогда же входит в обиход и название этой новой науки -- "социология", данное ей О.Контом. До этого, как отмечает Н.И.Кареев -- первый крупный историограф русской социологии, представления российской общественности о позитивизме Конта и о социологии были поверхностными. Знакомство образованных русских людей с доктриной Конта осуществлялось несколькими путями. Часть интеллигенции сразу же после публикации во Франции шести томов "Курса позитивной философии" (1830--1842 гг.) благодаря хорошему знанию французского языка смогла ознакомиться с ней в оригинале. Кроме того, среди первых слушателей социологического курса Конта в Париже были и русские -- Н.М Сатин, Н.Г.Фролов, В.П.Боткин и другие. О своих впечатлениях они сообщили Н.П. Огареву, а тот в свою очередь -- В.Г.Белинскому и А.И.Герцену.

Труды Конта  уже в 1845 г. имелись в библиотеке петрашевцев; его идеи обсуждались  в кружке Белинского. В.Н.Майков был, первым, кто поведал российским читателям  об идеях Конта еще при его  жизни и четко заявил о необходимости  создания новой науки об обществе. В его первой, ставшей, единственной статье "изложен критический взгляд на современное движение этих наук на Западе». Во второй статье он собирался излагать взгляды на "будущность русской социальной науки". "Мы поняли теперь, -- пишет он, -- что самое разнообразие цивилизации западноевропейских народов свидетельствует об односторонности каждого из них, что мы должны делать строгий выбор между тем, что должно и чего не должно у них заимствовать. Следовательно, первые шаги наши на поприще создания национальной науки должны состоять в строгом критическом разборе наук запада". Поэтому в своей статье он дал обстоятельный очерк развития общественных наук в Европе.

Новую науку  Майков именовал по-разному: "философией общества", "общественной философией", "общей теорией общественной жизни", но не "социологией". Людей, которые будут ее развивать, он назвал "социалистами", что стало одной из причин негативного отношения к ней со стороны российских властей. Майков ставит вопросы: "Возможна ли философия общества?" "Какое влияние имеет ее отсутствие на состояние общественных наук?" "Какую пользу может принести эта наука для теоретического развития и практического применения общественных наук?" и отвечает, что "философия общества, т.е. наука, исследующая все элементы общественной жизни в их взаимном отношении не только возможна, но и необходима". "Наука эта образуется по тем же законам, по которым составились и частные общественные науки. Совокупность идей и фактов политических образовали право; совокупность идей и фактов экономических -- политическую экономию; мир нравственный в формах общества нашел себе место в морали или педагогике. Так точно и мир общественный, в котором эти три мира существуют как составные части, стремится в свою очередь сделаться предметом одной, высшей науки". Это свидетельство тому, сто эта новая наука трактуется им вполне в духе Конта -- как высшая наука об обществе в целом, возвышающаяся над частными общественными науками.

Через три года после выпуска заключительного  тома "Курса позитивной философии" (1842 г.) в российской печати появляются первые упоминания имени и идей Конта. Вслед за статьей Майкова в "захудалом", как выразился Н.И.Кареев, номере "Финского вестника" в 1847 г. В.А.Милютин предпринял попытку подробно изложить систему Конта. В трех номерах "Отечественных записок» он опубликовал статью, посвященную критическому анализу сочинения А. Бутовского "Опыт о народном богатстве или о началах политической экономии", где была довольно подробно изложена общая часть системы Конта. Но только один раз в подстрочной ссылке Милютин поясняет, чьими идеями он пользуется, поэтому у читателей, естественно, могло сложиться представление, что автор излагает свои собственные мысли.

Цензурные условия, созданные в России после революционных  событий 1848 года в странах Западной Европы стали помехой дальнейшему распространению идей Конта. Русское правительство усилило надзор за преподаванием гуманитарных наук, запретило выписки заграничных изданий без предварительного цензурного рассмотрения, отменило командировки русских ученых в Европу, а также изъяло из государственных библиотек сочинения Конта. После 1948 года имя Конта и название его учения надолго исчезают со страниц российской прессы. О последствиях цензурных мер, предпринятых в России, говорят следующие факты: философия была признана опасной наукой и с 1849 г. ее исключили из университетского преподавания, особые требования стали предъявляться к преподаванию всеобщей истории и истории права, а преподавание новейшей истории стало невозможным.

Только при  правлении Александра II пришло время  расширения в России гражданских  свобод и снятия некоторых запретов на распространение западноевропейских идей. По словам М.М.Ковалевского, "начало царствования Александра II может считаться  временем зарождения у нас более или менее самостоятельной научной публицистики". При Николае I "политическая мысль не выходила из сферы кружковых бесед, рукописных мемуаров, самое большое, отвлеченных журнальных статей, в которых читателю приходилось открывать действительную мысль автора между строками". Ряд правительственных указов, вышедших с 1856 по 1863 гг., существенно ослабил цензуру. Если в 1855 г. на русском языке выходило в свет только 139 периодических изданий, из которых 18 было литературно--политических, то в начале 70-х годов их количество увеличилось, соответственно, до 376 и 75, а в начале XX в. общее количество периодических изданий превышало 1000. После реформы 1861 г. были сняты запреты на изучение многих общественных проблем. Все это в конечном итоге привело к тому, что в 60-х годах XIX в. "позитивизм широкой волной влился в русскую литературу". Интерес к социологии в пореформенной России вполне понятен: его стимулировал переход России к капиталистическому пути развития, который вызывал существенные изменения в структуре общества. Происходил бурный рост городских сословий, до реформы совсем незаметных на фоне крестьянства и дворянства, появилась масса новых профессий, возросла мобильность населения, что сопровождалось ломкой старых культурных стереотипов. Усиливался интерес русского общества к социальным проблемам, прежде всего у интеллигенции, которая стремилась облегчить жизнь народа.

Позитивизм проникал в российскую среду и через  естественнонаучную литературу, поскольку  многие ученые-естествоиспытатели были приверженцами позитивистской доктрины. А.Гумбольдт -- немецкий ученый "широкого профиля" (естествоиспытатель, культуролог, лингвист, географ и путешественник) вел пропаганду идей позитивизма в своем журнале "Космос", который активно читали и в России. Известный ученый-химик Ю.Л.Либих также популяризировал идеи Конта среди ученых разных стран. Знакомству с позитивизмом способствовал и большой интерес в России к теориям социалистов-утопистов, особенно Сен-Симона. Увлечение позитивизмом коснулось многих известных русских общественных деятелей, писателей и ученых.

Среди русской  читающей публики интерес к позитивизму  и к Конту распространялся  быстро. И.С.Тургенев в романе "Отцы и дети" (1862) в образе Базарова отразил "нигилистические" (по сути позитивистские) настроения молодежи тех лет. Термин "социология" постепенно входил в обиход. Н.И.Кареев заметил: «Название "социология" сделалось даже до известной степени модным в литературном и общественном обиходе, получив, благодаря этому, крайне неопределенный характер». В не опубликованном при его жизни труде "Основы русской социологии", он вспоминал: «Самые слова "социология" и "социологический" все более и более делались с восьмидесятых годов популярными, и очень часто появлялись сборники статей, называвшиеся "Социологическими очерками" или "Этюдами", хотя название это было употребляемо не совсем верно ввиду их настоящего содержания".

Во второй половине XIX века переход России на рельсы индустриальной цивилизации сопровождался обострением  старых и возникновением массы новых социальных проблем, которые было трудно осмыслить на основе социальной философии и научных знаний первой половины XIX века. Ориентация на научно--рационалистическое объяснение социальных процессов в их связи с общественным целым и потребность в адекватном понимании жизни и сделали, в конечном счете, социологию востребованной в России, дав стимул к ее развитию в традициях позитивизма.

Распространению идей западных социологов в России по--прежнему мешала цензура. Работы О.Конта  до 1889 года не публиковались на русском языке. Тираж второго тома книги Л.Уорда "Динамическая социология" после ее издания в феврале 1891 года был уже в апреле изъят и уничтожен на основании решения кабинета министров, посчитавшего работу подрывной и вредной, хотя автор выступал лишь за мирное устранение классового неравенства. Тем не менее, несмотря на введенные ограничения, все, даже малоьизвестные западные социологи конца XIX -- начала XX в. издавались в России с профессионально грамотными комментариями. Цензура препятствовала также изданию работ отечественных социологов. Очерк Э.К.Ватсона "Огюст Конт и позитивная философия", написанный в начале 60-х годов, был опубликован только после смерти автора в 1892 г., П.Л.Лаврову после политической эмиграции в 1870 г. все статьи пришлось печатать в России под многочисленными псевдонимами или вообще без подписи. Е.В.Де Роберти был "несравненно более известен на берегах Сены, чем на берегах Невы". Основная работа Л.И.Мечникова "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ" увидела свет после смерти автора, сначала на французском языке в 1889 г., а только затем в переводе на русский язык в 1898 г.

Российская социологическая  мысль XIX -- начала XX вв. отличалась своим  историческим и культурным своеобразием. Нельзя не отметить ее тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии. Это стало основанием появления направления русской идеи в социологии, яркими представителями которой были Н.Я.Данилевский (1822--1885) и К.Н.Леонтьев (1831--1891). Особенность развития социологии в России заключалась также в том, что на начальном этапе ее становления связь с наукой Запада оказывалась в основном односторонней. В 1897 г. Н.И.Кареев отмечал, что "к сожалению, русская социологическая литература остается до сих пор почти совершенно неизвестной на Западе". Но это не означало, что на Западе вообще не было известно о русских социологах. В основном, благодаря личному общению, западноевропейские ученые узнавали о научной жизни в России.

Одна из характерных особенностей отечественной социологии, по мнению Н.И.Кареева, как раз и заключалась в том, что, "будучи обязана своим происхождением прогрессивному течению нашей общественной мысли, она в то же время совершала самостоятельный синтез разнообразных научных идей, возникавших у других народов". Изучение истории русской социологии показывает, что имела место идейная перекличка, повторения западных социологов, то есть то, что Т.Тард называл "поединком идей". Шла прямая полемика с западными социологами, а также и споры вокруг разных интерпретаций их концепций.

Можно отметить два наиболее сильных течения, с  которыми было связано влияние "Запада" на развитие социологической мысли  в России -- это возникшие на Западе и воспринятые в России позитивизм и марксизм. До начала XX в. они "сосуществовали" достаточно мирно, но с победой Октябрьской революции и установлением советской власти ситуация кардинально изменилась. После короткого периода оживления социологической работы надежды нового режима на соединении социологии с марксистским социализмом не оправдались, началось размежевание между "марксистскими" и "буржуазными" социологами. Марксистская социология была официально объявлена единственным научным направлением социологии, а к середине 30-х гг. и она оказалась поглощена историческим материализмом. У тоталитарной власти отсутствовала заинтересованность в науке, объективно изучающей социальную действительность, нужен был догматический и апологетический истмат. На протяжении почти 30 лет (до 60-х гг. XX в.) российская социология развивалась в условиях фактического запрета, однако нельзя сказать, что в этот период теоретической социологии вообще не осталось. Она оказалась включенной в исторический материализм как философскую дисциплину.

Информация о работе Пять социальных вопросов