Пять социальных вопросов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:32, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе 5 вопросов по социологии, а также изложены к ним ответы:
1. Русская социологическая мысль XIX-XXI вв.; 2. Формирование личности в обществе. Социализация.; 3. Семья как социальный институт.; 4. Социальная мобильность, её виды.; 5. Социальные группы, их классификация.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Русская общественная мысль на рубеже XX в. выдвинула оригинальные социологические теории, которые во многих аспектах были обусловлены своеобразием развития российского общества. Н.Я.Данилевский создал первую в истории социологии антиэволюционную модель общественного прогресса, которая нашла свое отражение в его знаменитой работе "Россия и Европа" (1869). В ряде случаев русские социологи выдвинули те концептуальные идеи, к которым позднее пришли и западные социологи. Например, Н.М.Михайловский и П.Л.Лавров предвосхитили воззрения Л.Уорда о двояком характере исторического процесса. М.И.Таган - Барановский и П.Б.Струве заложили основы теории, позднее названной В.Огборном теорией "культурного отставания». Многие положения теории культурно--исторических типов Н.Я.Данилевского позже были вновь выдвинуты О.Шпенглером и А.Д.Тойнби. В ряде аспектов Данилевский был предтечей и многих других идей мировой социологии. Следует также отметить, что начатая П.А.Сорокиным российского периода его творчества разработка тем "социальной стратификации" и "социальной мобильности" в дальнейшем стимулировала развитие мировой социологической мысли. Не стоит забывать и то, что российские социологи начали обсуждать проблемы, которые довольно быстро стали принимать межнациональный характер и превращаться в темы первых международных конгрессов.

Говоря о своеобразии  развития социологии в России, следует  отметить, что по форме оно осуществлялось в двух направлениях: публицистическом и академическом (университетском). Причем зарождение российской социологии было начато в рамках публицистического направления. В конце 60-х -- начале 70-х гг. XIX в. неожиданно появилась целая обойма социологических книг и статей с очень оригинальными заявками. Их авторами были П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южанов, Е.В.Де Роберти, Б.Н.Чичерин, Н.Я.Данилевский, А.И.Стронин, А.П.Щапов, А.Д.Градовский и др. Основными органами периодической печати позитивистского направления социологии первоначально были журналы "Отечественные записки", "Дело", "Знание", а чуть позже, с 1878 г. --"Юридический вестник", с 1879 г. -- "Критическое обозрение". Если первое время социологические статьи публиковались не регулярно либо в журналах общего характера ("Отечественные записки"), либо в журналах, посвященных другим родственникам специальностям ("Юридический вестник"), то постепенно в "Вестнике знания" и "Вестнике психологии" были выделена специальная постоянная рубрика "социология".

Между тем, социологии как самостоятельной научной  дисциплине пришлось очень долго  и с большим трудом пробиваться  в российские университеты. Большую роль в развитии российской социологии как университетской науки сыграла так называемая юридическая школа, поскольку первые академические курсы социологии пришли к российскому студенчеству именно через юридические факультеты. Ее представители были С.А.Муромцев (1850--1910), Ю.С.Гамбаров (1850--1926), М.М.Ковалевский (1851--1916), Н.М.Коркунов (1853--1904), В.М.Хвостов (1868--1920), Л.И.Петражицкий (1867--1931), Б.А.Кистяковский (1868--1920), Е.В.Спекторский (1875--1951).

Несмотря на запреты, новая отрасль науки быстро развивалась, росло количество публикаций. Так, в 1897 г. вышла работа Н.И.Кареева "Введение в изучение социологии" -- первый в России учебный обзор по социологии. В библиографическом списке книг там указано около 900 работ, из них около 600 работ на иностранных языках и порядка 280 работ, изданных на русском языке трудов отечественных и западных ученых. Но это был далеко не полный перечень опубликованных к тому времени работ русских социологов. В том же году Кареевым был отдельно издан "Указатель социологической литературы". Следующие обзоры социологической литературы принадлежат С.И.Гальперину (1902 г. и 1903 г.).

В последнее  десятилетие перед революцией лекции по социологии кроме Психоневрологического  института (М.М.Ковалевский, Е.В.Де Роберти, К.М.Тахтарев) читались на Высших Курсах при лаборатории П.Ф.Лесгафта (М.М.Ковалевский, К.М.Тахтарев), а также в высших коммерческих институтах некоторыми другими профессорами. В течение одного полугодия 1916 г. такого рода лекции читались в Народном университете им. А.И.Лагутина. В дореволюционной России это были единственные систематические лекционные курсы по социологии. До самой Февральской революции в государственных университетах не были организации кафедры по социологии и не читались по ней обязательные лекции.

Содержание своего курса лекций в Психоневрологическом институте М.М.Ковалевский издал  в двухтомнике "Социология", а  К.М.Тахтарев в 1916 г. опубликовал введение к общему курсу социологии, прочитанному им в Психоневрологическом институте и на Высших Курсах П.Ф.Лесгафта: "Социология, как наука о закономерности общественной жизни". К сожалению, весь тираж изданного в 1905 г. курса лекций по генетической социологии, прочитанных К.М.Тахтаревым в Русской высшей школе общественных наук в Париже в 1904-1905 академическом году под названием "Основные ступени развития общества", был уничтожен по решению цензоров.

Признание социологии на государственном уровне произошло  только после Февральской революции. Большую роль в этом сыграл, судя по всему, П.А.Сорокин, ставший тогда секретарем А.Ф.Керенского по проблемам науки. После Октябрьского большевистского переворота Советское правительство поддержало переход к всеобщему социологическому образованию. Основой такого решения стало положение о соединении марксистского социализма и социологии. Как вспоминал П.А.Сорокин:

"...С начала  революции социология была одним  из покровительствуемых предметов  и введена была не только  во всех высших, но и средних  школах".

В январе 1919 г. на Общеобразовательном факультете 11-го Петроградского государственного университета при Психоневрологическом институте была создана первая в стране кафедра социологии, руководителем которой с 1920 г. стал П.А.Сорокин. По одним источникам эта кафедра была создана еще в декабре 1918 г., согласно другим сведениям, в ноябре 1919 г, по третьим -- только в декабре 1919 г. Одни исследователи отмечают, что уже в 1918 г. возник первый в России социологический факультет, деканом которого стал П.А.Сорокин, другие пишут, что по инициативе П.А.Сорокина первый социологический факультет появился в 1920 г., деканом которого он стал со дня его основания. Есть указание о создании в 1920 г. в Петроградском государственном университете первого факультета общественных наук с социологическим отделением, возглавляемым П.А.Сорокиным. Как видим, в существующей литературе нет однозначной даты основания первой кафедры социологии в государственном учебном заведении, поэтому данная проблема требует дополнительного уточнения -- проведения исследовательской работы в архивах Санкт-Петербургского университета.

В июле 1919 года К.М.Тахтарев констатировал: "Научное значение социологии, которая становится обязательным предметом преподавания не только в  высшей, но и средней школе, в настоящее  время может считаться настолько общепризнанным, что его можно и не выяснять...". Но такой ускоренный переход к всеобщему социологическому образованию совершенно не был подготовлен ни теоретически, ни организационно. Профессионально компетентных преподавателей по социологии, да еще в таком количестве, в России не было. Не было в достаточном количестве и учебников. Вот какие труды по социологии изданы после 1917 г.: Хвостов В.М. "Социология. Т. 1. Введение. Исторический очерк учений об обществе"; Фаддеев Т.Д. "Школьная педагогика: В 2 кн. -- Кн. II. Социология"; Тахтарев К.М. "Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности: Опыт изучения общественной жизни и построения социологии"; Энгель Е.А. "Социология: Краткий курс средней школы»; Кареев Н.И. "Общие основы социологии"; Сорокин П.А. "Общедоступный учебник социологии"; Сорокин П.А. "Система социологии"; Фарфоровский С., Кочергин И. "Социология: Курс-справочник для второй ступени трудовой школы, рабочих университетов и самообразования, составленный по лабораторно--трудовому методу, с приложением вопросов, задач, тем для рефератов, таблиц и библиографии"; Первушин Н.В. "Наука социология. (С приложением двух таблиц развития социологической мысли)"; Садынский Д.С. "Социальная жизнь людей: Введение в марксистскую социологию: и др.

Отсутствие квалифицированно подготовленных преподавателей по социологии привело к тому, что для ее преподавания, особенно в средних школах, порой  привлекались люди, не имеющие совершенно никакого отношения к общественным наукам. Поэтому в первые годы после революции в учебных заведениях России преподаватели социологии толковали ее предмет по--разному, кому как вздумается. "Благодаря такому положению вещей, -- отмечал в 1919 г. К.М.Тахтарев, -- мы в точности даже не знаем, что, собственно говоря, вводится в преподавание наших высших и средних учебных заведений под именем социологии".

В 1919 г. Социобиблиологический  институт провел проверку школ на Васильевском острове. Полученные результаты показали, что обучение социологии находится  в крайне неблагополучном состоянии. Как вспоминал П.А.Сорокин: «Один преподавал под этим именем "Основы экономической науки" Богданова, другой -- Железнова, третий -- "Историю культуры" по Липперту, четвертый -- конституцию РСФСР, пятый -- социологию по Гумпловичу, шестой -- какую-то невероятную смесь всего и вся, и т.д.». В некоторых школах на занятиях по социологии учителя обучали учеников совершенно другим предметам. Увидев, что многие преподаватели излагают социологию, отличную от социализма и коммунизма, правительство запретило преподавать ее в школах, а преподавателей--социологов уволило. Социология, как вспоминал П.А.Сорокин, "впала в немилость". В 1921--22 учебном году она была исключена из учебных программ. Взамен был введен курс "Развитие общественных форм" (по конструкции Лилиной, Бухарина и Богданова). Он считался "забронированным" и мог читаться только коммунистами". Потом вместо социологии в вузах ввели изучение так называемой "политической науки", состоявшей из ряда курсов: "Коммунизм", "История коммунизма", "История коммунистической революции", "Марксистско-ленинское учение истории" и "Конституция СССР" (данные курсы могли читать только коммунисты). Таким образом, положение социологии стало еще хуже, чем до революции 1917 г. Ее полностью перенесли в "исследовательские институты". Например, в Петроградском Университете она входила в "Исторический исследовательский институт", который состоял из трех секций: истории (русской и всеобщей), социологии и философии. Однако после ликвидации исследовательских институтов в 1922 г., как отмечал П.А.Сорокин, социология как предмет преподавания повсеместно была ликвидирована. Имеются другие данные, свидетельствующие о том, что в 1921 г. по ходатайству Петроградского университета был создан ряд исследовательских институтов, охватывавших все области гуманитарных знаний имеющих место в университете. Исторический институт состоял из 7 секций, одной из которых была секция социологии и этнологии. Сотрудниками данного научно--исследовательского института были И.М.Гревс и К.М.Тахтарев. Почти все исследовательские институты (кроме одного -- Научно-исследовательского института сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока), не успев полностью развернуть свою научную деятельность, в 1923 г. были закрыты.

Эволюция форм преподавания и изучения социологии в России на рубеже XIX--XX вв. может быть представлена следующим образом:

Конец 70-х -- начало 80-х гг. XX в. -- насыщение социологическим  материалом других предметов (юриспруденции, истории и т.д.), читаемых в университетах (Московский университет -- М.М.Ковалевский; Петербургский университет -- Н.М.Коркунов).

1877 год -- чтение  курса лекций об О.Конте и  Г.Спенсере на дому (профессором  Киевского университета И.В.Лучицким).

С 1895 года -- оживление  внимания общественности к вопросам разработки системы самообразования и начало составления и издания первых программ для самообразования по социологии (Н.И.Кареев, С.Н.Южаков).

1890-е годы -- чтение  для желающих факультативных  курсов по социологии в высших  учебных заведениях.

С 1899 года -- появляется разрешение открывать в государственных университетах разного рода студенческие кружки, на которых начали рассматриваться проблемы социологии (Петербургский университет -- кружок философии права -- руководитель проф. Л.И.Петражицкий; исторический кружок -- профессора А.С.Лаппо-Данилевского и др.).

С 1901 по 1905 годы -- создание М.М.Ковалевским совместно  с Ю.С.Гамбаровым и Е.В. Де Роберти  Высшей школы общественных наук в  Париже, в которой социология была обязательным курсом, и ее читали русские профессора.

С 1908 года -- чтение лекций по социологии в негосударственных  учебных заведениях (Психоневрологический институт. Высшие Курсы при лаборатории  П.Ф.Лесгафта и др.). В том же 1908 году создается кафедра социологии в негосударственном учебном заведении -- Психоневрологическом институте.

1917 год -- снятие  запрета чтения социологии в  государственных высших учебных  заведениях и школах после  Февральской революции.

1918 год -- реорганизация  системы высшего образования  после Октябрьской революции -- введение социологии в качестве обязательного предмета преподавания в университеты и школы 11-й ступени.

1918 -- 1919 учебный  год -- начало реорганизации гуманитарных  факультетов и создания факультетов  общественных наук (ФОНов) в Петроградском  университете.

1918--1919 годы -- создание  Социобиблиологического института  (с 1919 г. -- Социологический институт), проводившего публичные лекции  и чтения с целью популяризации  социологических знаний среди  населения.

Информация о работе Пять социальных вопросов