Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:32, контрольная работа
В данной работе 5 вопросов по социологии, а также изложены к ним ответы:
1. Русская социологическая мысль XIX-XXI вв.; 2. Формирование личности в обществе. Социализация.; 3. Семья как социальный институт.; 4. Социальная мобильность, её виды.; 5. Социальные группы, их классификация.
Русская общественная мысль на рубеже XX в. выдвинула оригинальные социологические теории, которые во многих аспектах были обусловлены своеобразием развития российского общества. Н.Я.Данилевский создал первую в истории социологии антиэволюционную модель общественного прогресса, которая нашла свое отражение в его знаменитой работе "Россия и Европа" (1869). В ряде случаев русские социологи выдвинули те концептуальные идеи, к которым позднее пришли и западные социологи. Например, Н.М.Михайловский и П.Л.Лавров предвосхитили воззрения Л.Уорда о двояком характере исторического процесса. М.И.Таган - Барановский и П.Б.Струве заложили основы теории, позднее названной В.Огборном теорией "культурного отставания». Многие положения теории культурно--исторических типов Н.Я.Данилевского позже были вновь выдвинуты О.Шпенглером и А.Д.Тойнби. В ряде аспектов Данилевский был предтечей и многих других идей мировой социологии. Следует также отметить, что начатая П.А.Сорокиным российского периода его творчества разработка тем "социальной стратификации" и "социальной мобильности" в дальнейшем стимулировала развитие мировой социологической мысли. Не стоит забывать и то, что российские социологи начали обсуждать проблемы, которые довольно быстро стали принимать межнациональный характер и превращаться в темы первых международных конгрессов.
Говоря о своеобразии развития социологии в России, следует отметить, что по форме оно осуществлялось в двух направлениях: публицистическом и академическом (университетском). Причем зарождение российской социологии было начато в рамках публицистического направления. В конце 60-х -- начале 70-х гг. XIX в. неожиданно появилась целая обойма социологических книг и статей с очень оригинальными заявками. Их авторами были П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южанов, Е.В.Де Роберти, Б.Н.Чичерин, Н.Я.Данилевский, А.И.Стронин, А.П.Щапов, А.Д.Градовский и др. Основными органами периодической печати позитивистского направления социологии первоначально были журналы "Отечественные записки", "Дело", "Знание", а чуть позже, с 1878 г. --"Юридический вестник", с 1879 г. -- "Критическое обозрение". Если первое время социологические статьи публиковались не регулярно либо в журналах общего характера ("Отечественные записки"), либо в журналах, посвященных другим родственникам специальностям ("Юридический вестник"), то постепенно в "Вестнике знания" и "Вестнике психологии" были выделена специальная постоянная рубрика "социология".
Между тем, социологии как самостоятельной научной дисциплине пришлось очень долго и с большим трудом пробиваться в российские университеты. Большую роль в развитии российской социологии как университетской науки сыграла так называемая юридическая школа, поскольку первые академические курсы социологии пришли к российскому студенчеству именно через юридические факультеты. Ее представители были С.А.Муромцев (1850--1910), Ю.С.Гамбаров (1850--1926), М.М.Ковалевский (1851--1916), Н.М.Коркунов (1853--1904), В.М.Хвостов (1868--1920), Л.И.Петражицкий (1867--1931), Б.А.Кистяковский (1868--1920), Е.В.Спекторский (1875--1951).
Несмотря на запреты, новая отрасль науки быстро развивалась, росло количество публикаций. Так, в 1897 г. вышла работа Н.И.Кареева "Введение в изучение социологии" -- первый в России учебный обзор по социологии. В библиографическом списке книг там указано около 900 работ, из них около 600 работ на иностранных языках и порядка 280 работ, изданных на русском языке трудов отечественных и западных ученых. Но это был далеко не полный перечень опубликованных к тому времени работ русских социологов. В том же году Кареевым был отдельно издан "Указатель социологической литературы". Следующие обзоры социологической литературы принадлежат С.И.Гальперину (1902 г. и 1903 г.).
В последнее десятилетие перед революцией лекции по социологии кроме Психоневрологического института (М.М.Ковалевский, Е.В.Де Роберти, К.М.Тахтарев) читались на Высших Курсах при лаборатории П.Ф.Лесгафта (М.М.Ковалевский, К.М.Тахтарев), а также в высших коммерческих институтах некоторыми другими профессорами. В течение одного полугодия 1916 г. такого рода лекции читались в Народном университете им. А.И.Лагутина. В дореволюционной России это были единственные систематические лекционные курсы по социологии. До самой Февральской революции в государственных университетах не были организации кафедры по социологии и не читались по ней обязательные лекции.
Содержание своего
курса лекций в Психоневрологическом
институте М.М.Ковалевский
Признание социологии на государственном уровне произошло только после Февральской революции. Большую роль в этом сыграл, судя по всему, П.А.Сорокин, ставший тогда секретарем А.Ф.Керенского по проблемам науки. После Октябрьского большевистского переворота Советское правительство поддержало переход к всеобщему социологическому образованию. Основой такого решения стало положение о соединении марксистского социализма и социологии. Как вспоминал П.А.Сорокин:
"...С начала
революции социология была
В январе 1919 г. на Общеобразовательном факультете 11-го Петроградского государственного университета при Психоневрологическом институте была создана первая в стране кафедра социологии, руководителем которой с 1920 г. стал П.А.Сорокин. По одним источникам эта кафедра была создана еще в декабре 1918 г., согласно другим сведениям, в ноябре 1919 г, по третьим -- только в декабре 1919 г. Одни исследователи отмечают, что уже в 1918 г. возник первый в России социологический факультет, деканом которого стал П.А.Сорокин, другие пишут, что по инициативе П.А.Сорокина первый социологический факультет появился в 1920 г., деканом которого он стал со дня его основания. Есть указание о создании в 1920 г. в Петроградском государственном университете первого факультета общественных наук с социологическим отделением, возглавляемым П.А.Сорокиным. Как видим, в существующей литературе нет однозначной даты основания первой кафедры социологии в государственном учебном заведении, поэтому данная проблема требует дополнительного уточнения -- проведения исследовательской работы в архивах Санкт-Петербургского университета.
В июле 1919 года К.М.Тахтарев
констатировал: "Научное значение
социологии, которая становится обязательным
предметом преподавания не только в
высшей, но и средней школе, в настоящее
время может считаться
Отсутствие квалифицированно подготовленных преподавателей по социологии привело к тому, что для ее преподавания, особенно в средних школах, порой привлекались люди, не имеющие совершенно никакого отношения к общественным наукам. Поэтому в первые годы после революции в учебных заведениях России преподаватели социологии толковали ее предмет по--разному, кому как вздумается. "Благодаря такому положению вещей, -- отмечал в 1919 г. К.М.Тахтарев, -- мы в точности даже не знаем, что, собственно говоря, вводится в преподавание наших высших и средних учебных заведений под именем социологии".
В 1919 г. Социобиблиологический институт провел проверку школ на Васильевском острове. Полученные результаты показали, что обучение социологии находится в крайне неблагополучном состоянии. Как вспоминал П.А.Сорокин: «Один преподавал под этим именем "Основы экономической науки" Богданова, другой -- Железнова, третий -- "Историю культуры" по Липперту, четвертый -- конституцию РСФСР, пятый -- социологию по Гумпловичу, шестой -- какую-то невероятную смесь всего и вся, и т.д.». В некоторых школах на занятиях по социологии учителя обучали учеников совершенно другим предметам. Увидев, что многие преподаватели излагают социологию, отличную от социализма и коммунизма, правительство запретило преподавать ее в школах, а преподавателей--социологов уволило. Социология, как вспоминал П.А.Сорокин, "впала в немилость". В 1921--22 учебном году она была исключена из учебных программ. Взамен был введен курс "Развитие общественных форм" (по конструкции Лилиной, Бухарина и Богданова). Он считался "забронированным" и мог читаться только коммунистами". Потом вместо социологии в вузах ввели изучение так называемой "политической науки", состоявшей из ряда курсов: "Коммунизм", "История коммунизма", "История коммунистической революции", "Марксистско-ленинское учение истории" и "Конституция СССР" (данные курсы могли читать только коммунисты). Таким образом, положение социологии стало еще хуже, чем до революции 1917 г. Ее полностью перенесли в "исследовательские институты". Например, в Петроградском Университете она входила в "Исторический исследовательский институт", который состоял из трех секций: истории (русской и всеобщей), социологии и философии. Однако после ликвидации исследовательских институтов в 1922 г., как отмечал П.А.Сорокин, социология как предмет преподавания повсеместно была ликвидирована. Имеются другие данные, свидетельствующие о том, что в 1921 г. по ходатайству Петроградского университета был создан ряд исследовательских институтов, охватывавших все области гуманитарных знаний имеющих место в университете. Исторический институт состоял из 7 секций, одной из которых была секция социологии и этнологии. Сотрудниками данного научно--исследовательского института были И.М.Гревс и К.М.Тахтарев. Почти все исследовательские институты (кроме одного -- Научно-исследовательского института сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока), не успев полностью развернуть свою научную деятельность, в 1923 г. были закрыты.
Эволюция форм преподавания и изучения социологии в России на рубеже XIX--XX вв. может быть представлена следующим образом:
Конец 70-х -- начало 80-х гг. XX в. -- насыщение социологическим материалом других предметов (юриспруденции, истории и т.д.), читаемых в университетах (Московский университет -- М.М.Ковалевский; Петербургский университет -- Н.М.Коркунов).
1877 год -- чтение
курса лекций об О.Конте и
Г.Спенсере на дому (профессором
Киевского университета И.В.
С 1895 года -- оживление внимания общественности к вопросам разработки системы самообразования и начало составления и издания первых программ для самообразования по социологии (Н.И.Кареев, С.Н.Южаков).
1890-е годы -- чтение для желающих факультативных курсов по социологии в высших учебных заведениях.
С 1899 года -- появляется разрешение открывать в государственных университетах разного рода студенческие кружки, на которых начали рассматриваться проблемы социологии (Петербургский университет -- кружок философии права -- руководитель проф. Л.И.Петражицкий; исторический кружок -- профессора А.С.Лаппо-Данилевского и др.).
С 1901 по 1905 годы -- создание М.М.Ковалевским совместно с Ю.С.Гамбаровым и Е.В. Де Роберти Высшей школы общественных наук в Париже, в которой социология была обязательным курсом, и ее читали русские профессора.
С 1908 года -- чтение лекций по социологии в негосударственных учебных заведениях (Психоневрологический институт. Высшие Курсы при лаборатории П.Ф.Лесгафта и др.). В том же 1908 году создается кафедра социологии в негосударственном учебном заведении -- Психоневрологическом институте.
1917 год -- снятие
запрета чтения социологии в
государственных высших
1918 год -- реорганизация системы высшего образования после Октябрьской революции -- введение социологии в качестве обязательного предмета преподавания в университеты и школы 11-й ступени.
1918 -- 1919 учебный
год -- начало реорганизации
1918--1919 годы -- создание
Социобиблиологического