Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:24, реферат
С переходом страны к новым формам экономической жизни и появлением нового для нашего общества социально-экономического явления безработицы со всей остротой встала проблема ее влияния на психическое состояние человека и необходимость поиска адекватных мер коррекции ее негативных последствий.
В отечественной и зарубежной литературе отмечались негативные последствия безработицы, проявляющиеся в росте уровня заболеваемости и смертности, числа самоубийств, алкоголизма и разводов. В целом, у многих безработных снижаются способности адаптироваться к новым и сложным для них жизненным условиям.
ВВЕДЕНИЕ…..............................................................................................................2
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ………………………………...4
1.1 ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ БЕЗРАБОТНЫХ…………………...4
1.2 ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ………………………………………………………..9
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ……………………………………...15
3. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ БЕЗРАБОТНЫХ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..23
Содержание
С переходом страны к новым формам
экономической жизни и
В отечественной и зарубежной литературе отмечались негативные последствия безработицы, проявляющиеся в росте уровня заболеваемости и смертности, числа самоубийств, алкоголизма и разводов. В целом, у многих безработных снижаются способности адаптироваться к новым и сложным для них жизненным условиям.
Оказание эффективной помощи таким клиентам службы занятости осложняется из-за отсутствия целостного, достаточно проработанного методологического подхода к определению содержания, форм и методов психологической поддержки.
Государственная услуга по психологической и социальной поддержке безработных граждан направлена на повышение конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности безработных граждан к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации.
Актуальность выбранной темы обусловлена
значимостью такой
Цель работы - раскрыть сущность психологической и социальной поддержки безработных.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность осуществления психологической поддержки безработных; проанализировать порядок осуществления психологической поддержки безработных как государственной услуги; выявить сущность социальной поддержки безработных; рассмотреть порядок предоставления психологической и социальной поддержки безработных в Белгородской области.
При выполнении работы был изучен
ряд учебной и научной
В литературе, посвященной вопросам профориентации и психологического консультирования, несмотря на широкое распространение термина "психологическая поддержка", не имеется четкого содержательного его определения. В данной работе психологическая поддержка рассматривается как заданное воздействие на клиента в целях коррекции его психического состояния для облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте.
Как отмечают специалисты службы занятости, после увольнения трудовая активность людей в целом снижается. Для безработных характерны пассивность и иждивенческая позиция. По данным социологических исследований, более половины безработных не участвуют ни в одной из форм занятости. Молодые безработные относятся к своему положению как временному явлению, выход из которого произойдет без дополнительных усилий с их стороны, при помощи родителей, знакомых, государственных служб. Подобная позиция характерна и для части безработных женщин. В решении своих жизненных проблем они проявляют недостаточную активность и редко берут на себя ответственность за изменение существующей ситуации.
Хроническая безработица приводит к тому, что люди, оставшиеся на длительное время без работы, испытывают чувство неполноценности, депрессию, стресс, утрачивают основные жизненные ориентиры, становятся безразличными ко всему. Находясь в постоянной ситуации неопределенности и будучи крайне неуверенными в себе, хронические безработные испытывают моральное и духовное уничижение, ощущают отстраненность от полноценной жизни. Наблюдается отчетливая тенденция увеличения среди безработных доли тех, кто в поисках средств решения жизненных проблем готов заниматься незаконной деятельностью (рэкет, проституция, торговля наркотиками, воровство мошенничество, браконьерство и т.п.).
У длительно безработных граждан резко ограничивается возможность отстаивать свои права и интересы, снижается уровень референтности по отношению к прежним коллегам и повышается по отношению к родственникам, товарищам по поиску работы и т.д.
В течение многих десятилетий для большинства людей была характерна высокая референтность по отношению к коллегам (неформальные отношения, совместное времяпрепровождение и отдых, помощь коллектива и предприятия в решении возникающих жизненных проблем). Материальное и моральное стимулирование сотрудников к длительной работе на одном предприятии также укрепляло эти связи. Проявляемое ранее государством поощрение привязанности работника к одному рабочему месту укоренило в сознании многих людей отрицательное отношение к смене места работы, тем более сферы профессиональной деятельности. Усвоенное человеком за многие годы превратилось в образ жизни, потеря которого воспринимается как жизненная катастрофа1.
В то же время в ситуации длительной безработицы происходит снижение субъективной значимости профессиональной деятельности. Поэтому в качестве компенсирующего фактора у безработных женщин усиливается ориентация на психологическое самоутверждение в деятельности по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства.
Долгое отсутствие работы неизбежно сопровождается изменениями в поведении человека. Наиболее простыми являются изменения, носящие внешний характер и относящиеся, например, к организации дня. Когда у безработного появляется много свободного времени, режим дня теряет для него актуальность: человек поздно ложится и поздно встает. Он может опоздать на назначенную встречу, неоправданно затягивать беседу с работником службы занятости и т.д. Подобные действия безработного являются следствием естественной утраты временных ориентиров.
Меняется также
Оказавшись в состоянии
Степень маргинальности определяют прежде всего характеристики и значимость ситуации, в которой находится индивид (является ли эта ситуация постоянной и центральной частью его жизни), и степень его адаптации. Объективные показатели степени маргинальности - продолжительность, неизменность ситуации, обусловленность внешними обстоятельствами, фатальность (отсутствие возможностей изменить ее или ее составляющие в положительном направлении); субъективные показатели - возможности и мера адаптации, самооценка вынужденности или добровольности изменения социального положения, повышения или понижения своего социально-профессионального статуса, преобладание пессимизма или оптимизма в оценке перспектив2.
На степень маргинальности влияет психологическая неготовность к смене занятий, изменению положения, а также способность переучиваться, способность к перемене работы, подработкам, занятию малым бизнесом, открытию своего дела, самозанятости, к смене места жительства и другим видам мобильности; возраст, семья, наличие работников, дополнительных источников дохода (приусадебное хозяйство и т.п.), знакомства, связи исследования показывают, что адекватно оценить ситуацию на рынке труда и свои шансы труднее работникам, имеющим большой производственный стаж и высокий уровень образования, квалификации. Кроме того, высокий уровень образования часто является психологическим фактором, затрудняющим переобучение. Конъюнктура российского рынка труда сейчас такова, что подавляющее большинство вакансий - это рабочие профессии, поэтому возможность трудоустройства чаще всего связана с понижением профессионального статуса.
Среди безработных женщин больше всего специалистов с высшим образованием в основном в возрасте 35-45 лет. Особенности этой группы определяются высоким образовательным и профессиональным уровнем, а также стремлением поддержать свой социально-психологический статус. Поэтому стрессовое состояние женщин, потерявших работу, усугубляется невостребованностью обществом их знаний и имеющегося профессионального опыта. Таким образом, получается, что именно женщины с высшим образованием имеют сегодня наибольшие шансы потерять работу и, напротив, наименьшую вероятность повторного трудоустройства в соответствии с полученной профессией.
Многие женщины более
Кроме того, их приверженность к прежней профессии часто носит не содержательный, а, скорее, инерционный характер. Для поведения большинства безработных на рынке труда характерны социальный и профессиональный консерватизм, неуверенность в собственных силах и возможностях, низкая социально-профессиональная мобильность, тревога о сохранении семьи в связи с профессиональным успехом (у женщин).
Типичен для многих безработных синдром "выученной беспомощности" - делегирование ответственности за решение проблем своей профессиональной занятости различным социальным институтам.
Длительная безработица приводит к увеличению маргинальной прослойки, формированию личности, очень быстро деградирующей. Безработный, который активно не ищет свое место на рынке труда, не борется за достойное существование, а рассчитывает лишь на пособие, деградирует как работник, как человек. Привычка жить на пособие сродни наркомании: появляется легко, отвыкнуть от нее сложно. Чем дольше человек является безработным, тем тяжелее ему восстановить себя как активную самостоятельно действующую личность.
Вместе с тем нынешняя социальная ситуация диктует необходимость мобильной перестройки поведения и установок личности, изменения иерархии ценностей и критериев жизненного успеха. Таким образом, сложность проблемы заключается в том, что внутренний мир человека с его ценностями и установками имеет свойство инерционности, стремление к устойчивости и сохранению своего внутреннего состояния.
Реализация данного
мотивационном как повышение активности человека, актуализация потребности в работе, в самопознании и саморазвитии;
когнитивном как повышение самооценки,
коррекция представлений
эмоциональном как коррекция текущего
состояния клиента и формирован
поведенческом как формирование эффективных умений и навыков.
В соответствии с таким подходом основными задачами психологической поддержки в службе занятости являются:
коррекция психического состояния безработных снятие эмоционального
напряжения для обеспечения
эффективности профконсультации
социально-психологическая
обучение умениям и навыкам эффективного поведения на рынке труда.
Практическая необходимость
Поэтому в работе с безработными необходимы мероприятия, направленные на коррекцию их состояния, повышение активности и ответственности3.
Государственную услугу предоставляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственные учреждения службы занятости населения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, организуют, осуществляют, обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных учреждений службы занятости населения по предоставлению государственной услуги.
Центры занятости населения
предоставляют безработным
Государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих оснований:
личного обращения безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке;
предложения работника центра занятости населения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по психологической поддержке, согласованного с безработным гражданином.
Государственная услуга предоставляется бесплатно. Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой.
Оказание психологической
Работники органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, несут персональную ответственность за исполнение административных процедур и соблюдение сроков, установленных законодательством.
Информация о процедуре